читать дальшеВ соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь от 25 октября 2000, банковская система Республики Беларусь – составная часть финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
Банковская система включает в себя:
1) национальный банк
2) банки;
3) небанковские кредитно-финансовые организации.
Банковская деятельность – совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли.
Основными принципами банковской деятельности являются:
a) обязательность получения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности (далее – лицензия на осуществление банковской деятельности);
b) независимость банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в своей деятельности, невмешательство со стороны государственных органов в их работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
c) разграничение ответственности между банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и государством;
d) обязательность соблюдения установленных Национальным банком нормативов безопасного функционирования для поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь;
e) обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка, небанковской кредитно-финансовой организации;
f) обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам (депозитам) клиентов;
g) обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков.
Субъектами банковских правоотношений являются:
Национальный банк,
банки
небанковские кредитно-финансовые организации.
Банковские операции могут быть:
активными,
пассивными
посредническими.
Под активными банковскими операциями понимаются операции, направленные на предоставление денежных средств банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.
Под пассивными банковскими операциями понимаются операции, направленные на привлечение денежных средств, драгоценных металлов и (или) драгоценных камней банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.
Под посредническими банковскими операциями понимаются операции, содействующие осуществлению банковской деятельности банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.
К банковским операциям относятся:
1) привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
2) размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц;
4) открытие и ведение счетов в драгоценных металлах;
5) осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и (или) юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;
6) валютно-обменные операции;
7) купля-продажа драгоценных металлов и (или) драгоценных камней в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
8) привлечение и размещение драгоценных металлов и (или) драгоценных камней во вклады (депозиты);
9) выдача банковских гарантий;
10) доверительное управление денежными средствами по договору доверительного управления денежными средствами;
11) инкассация наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;
12) выпуск в обращение банковских пластиковых карточек;
13) выдача ценных бумаг, подтверждающих привлечение денежных средств во вклады (депозиты) и размещение их на счета;
14) финансирование под уступку денежного требования (факторинг);
15) предоставление физическим и (или) юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для банковского хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.);
16) перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей между банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, их обособленными и структурными подразделениями, а также доставка таких ценностей клиентам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
Банки и небанковские кредитно-финансовые организации помимо банковских операций, вправе осуществлять в соответствии с законодательством Республики Беларусь:
1) поручительство за третьих лиц, предусматривающее исполнение обязательств в денежной форме;
2) доверительное управление драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями;
3) операции (сделки) с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями;
4) лизинговую деятельность;
5) консультационные и информационные услуги;
6) выпуск (эмиссию), продажу, покупку ценных бумаг и иные операции с ценными бумагами;
7) иную деятельность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.
Банк – юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц.
Банк вправе осуществлять иные банковские операции и виды деятельности
Небанковская кредитно-финансовая организация – юридическое лицо, имеющее право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности, за исключением осуществления в совокупности следующих банковских операций:
привлечения денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
размещения привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
открытия и ведения банковских счетов физических и (или) юридических лиц.
Допустимые сочетания банковских операций, которые могут осуществлять небанковские кредитно-финансовые организации, устанавливаются Национальным банком.
Объектами банковских правоотношений являются:
a) деньги (валюта),
b) ценные бумаги,
c) драгоценные металлы и драгоценные камни
d) иные ценности
Банк может создаваться в форме:
• акционерного общества
• унитарного предприятия
Банк для осуществления его уставных целей по согласованию с Национальным банком вправе выступать учредителем (участником) коммерческих организаций.
Банк имеет устав, утверждаемый в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.
В уставе банка должны содержаться:
• наименование банка с учетом требований, установленных настоящим Кодексом;
• указание на его организационно-правовую форму;
• сведения о месте нахождения банка (месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа банка);
• перечень банковских операций в соответствии с настоящим Кодексом, а также видов деятельности, которые будут осуществляться (осуществляются) банком, если их указание предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь;
• сведения о размере уставного фонда;
• сведения об органах управления, в том числе исполнительных органах и органах внутреннего контроля, о порядке образования этих органов и их полномочиях;
• иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь для устава юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.
Банк должен иметь наименование, соответствующее требованиям законодательства Республики Беларусь. Наименование банка должно содержать указание на характер деятельности этого банка посредством использования слова «банк», а также на его организационно-правовую форму.
Уставный фонд банка формируется из вкладов (имущества) его учредителей (участников). Уставный фонд банка определяет минимальный размер имущества банка, гарантирующего интересы его кредиторов. Минимальный размер уставного фонда банка устанавливается Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь. При создании банка минимальный размер его уставного фонда должен быть сформирован из денежных средств.
Для формирования уставного фонда банка могут быть использованы только собственные средства учредителей банка, а для увеличения уставного фонда банка – собственные средства участников (собственника имущества) банка, иных лиц и (или) банка.
Уставный фонд банка должен быть сформирован в полном объеме до государственной регистрации банка.
Денежные вклады, вносимые в уставный фонд банка, подлежат перечислению на временный счет, открываемый учредителями банка либо банком в случае увеличения его уставного фонда в Национальном банке, или по согласованию с Национальным банком на временные счета, открываемые в других банках. Порядок зачисления денежных средств на временный счет в Национальном банке или по согласованию с ним в другом банке и возврата этих средств в случае отказа в государственной регистрации банка или государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы банка, устанавливается Национальным банком.
Государственной регистрации подлежат:
1) вновь созданные (реорганизованные) банки;
2) изменения и (или) дополнения, вносимые в учредительные документы банков.
Государственным органом, осуществляющим государственную регистрацию банков, является Национальный банк.
До подачи документов, необходимых для государственной регистрации банка, один из учредителей банка либо уполномоченный им представитель должны согласовать с Национальным банком наименование создаваемого банка.
Прием документов, необходимых для государственной регистрации банка, осуществляется в присутствии его учредителей (физических лиц, представителей юридических лиц). Учредители банка вправе уполномочить одного из учредителей на представление их интересов в Национальном банке. При этом физические лица предъявляют паспорта, а физическое лицо, уполномоченное учредителями банка, и представители юридического лица помимо паспортов предъявляют документы, подтверждающие их полномочия.
Для государственной регистрации банка в Национальный банк представляются:
1) заявление;
2) устав банка;
3) выписка из протокола учредительного собрания (решение собственника имущества) об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителя, главного бухгалтера банка;
4) документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме
5) копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей – юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, содержащие сведения о наличии собственных средств для внесения в уставный фонд банка, а также выданное налоговым органом подтверждение об исполнении учредителями – юридическими лицами обязательств перед бюджетом и (или) государственными целевыми бюджетными и (или) внебюджетными фондами;
6) сведения об учредителях – физических лицах: копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы (для неработающих – справка органа службы занятости либо копия пенсионного удостоверения, заверенная органом социального обеспечения по месту жительства), справка органа внутренних дел об отсутствии у них непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и (или) порядка осуществления экономической деятельности;
7) справка налогового органа на суммы, подлежащие декларированию;
8) документ, подтверждающий право на размещение банка по месту его нахождения (месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа банка), указанному в учредительных документах;
9) анкеты кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера банка, заполненные ими и содержащие сведения, предусмотренные частью третьей настоящей статьи;
10) документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка, по перечню, определяемому Национальным банком;
11) бизнес-план, порядок составления и критерии оценки которого устанавливаются Национальным банком;
12) документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций, по перечню, определяемому Национальным банком;
13) платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию банка;
14) эскизы печатей в двух экземплярах.
Для государственной регистрации банка в форме акционерного общества в Национальный банк дополнительно представляются следующие документы:
15) нотариально удостоверенный договор о создании акционерного общества;
16) список учредителей с указанием размера их вкладов, количества, категорий и номинальной стоимости акций, подлежащих размещению среди них, а также долей таких акций в общем объеме уставного фонда этого банка.
Анкеты кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера банка должны содержать следующие сведения:
для руководителя банка – о высшем юридическом или экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет по руководству отделом или иным подразделением банка, подтвержденные копией диплома и выпиской из трудовой книжки;
для главного бухгалтера – о высшем экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет в должности бухгалтера банка, подтвержденные копией диплома и выпиской из трудовой книжки;
об отсутствии (о наличии) у них непогашенной или неснятой судимости, подтвержденные справкой органа внутренних дел, содержащей, кроме того, сведения о непривлечении (привлечении) в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу.
Национальный банк выдает учредителям банка, представившим документы, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, письменное подтверждение об их получении.
Решение о государственной регистрации банка или об отказе в его регистрации принимается Национальным банком в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления документов, необходимых для государственной регистрации банка.
Национальный банк до принятия решения о государственной регистрации банка вправе запрашивать у государственных и иных органов в согласованном с ними порядке дополнительные сведения об учредителях регистрируемого банка, о кандидатах на должности руководителя, главного бухгалтера банка, необходимые для решения вопроса о соблюдении законодательства Республики Беларусь при создании банка.
Специальная квалификационная комиссия Национального банка до принятия решения о государственной регистрации банка проводит оценку соответствия кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера банка квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, предъявляемым к ним.
Национальный банк в случае принятия решения о государственной регистрации банка уведомляет об этом в письменной форме в пятидневный срок его учредителей.
Национальный банк на основании решения о государственной регистрации банка в течение десяти рабочих дней выдает:
• свидетельство о государственной регистрации банка;
• разрешение на право изготовления печатей;
• документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также в организациях, осуществляющих обязательное страхование.
Государственная регистрация банка не допускается, если:
• на момент проведения государственной регистрации уставный фонд банка не сформирован полностью;
• в отношении одного из учредителей банка не исполнено судебное решение об обращении взыскания на имущество;
• физическое лицо – учредитель банка имеет непогашенную или неснятую судимость за преступления против собственности и (или) порядка осуществления экономической деятельности;
• учредитель банка имеет задолженность по заработной плате, платежам в бюджет и (или) государственные целевые бюджетные и (или) внебюджетные фонды либо является учредителем (участником, собственником имущества, руководителем) юридического лица (простого товарищества (договора о совместной деятельности), хозяйственной группы), имеющего такую задолженность;
• учредитель банка является общественным объединением, преследующим политические цели;
• для государственной регистрации банка представлены не все документы;
• в документах, представленных для государственной регистрации банка, выявлены недостоверная информация, несоответствие бизнес-плана критериям, установленным Национальным банком;
• установлены факты использования привлеченных денежных средств и (или) направления доходов, полученных незаконным путем, на формирование уставного фонда банка;
Банк может быть ликвидирован:
1) по решению его участников (собственника имущества банка)
2) органа банка, уполномоченного уставом,
3) хозяйственного суда
4) Национального банка
Решение о ликвидации банка может быть принято его участниками (собственником имущества банка) либо органом банка, уполномоченным уставом, только после полного погашения банком всех имеющихся обязательств перед вкладчиками и иными кредиторами банка.
Национальный банк в пятидневный срок представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь сведения о том, что банк находится в процессе ликвидации, для внесения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) в течение тридцатидневного срока со дня принятия решения о ликвидации банка производит оценку его финансового состояния и в случае недостаточности имущества банка для погашения требований кредиторов и (или) задолженности по платежам в бюджет и (или) государственные целевые бюджетные и (или) внебюджетные фонды подает в хозяйственный суд заявление о банкротстве банка.
При ликвидации банка, за исключением случаев признания его банкротом, требования его вкладчиков и иных кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
1) в первую очередь возвращаются вклады (депозиты) физических лиц, начисленные по ним проценты, а также удовлетворяются требования по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью;
2) во вторую очередь погашаются задолженности по выплате алиментов; по взысканию расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении; по выплате заработной платы и выходных пособий работникам банка;
3) в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
4) в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого банка;
5) в пятую очередь возвращаются вклады (депозиты) индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и начисленные по ним проценты;
6) в шестую очередь удовлетворяются требования Национального банка по кредитам, предоставленным банку в порядке рефинансирования;
7) в седьмую очередь удовлетворяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь требования остальных кредиторов.
Требования вкладчиков и иных кредиторов каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований вкладчиков и иных кредиторов предыдущей очереди.
Банковская система включает в себя:
1) национальный банк
2) банки;
3) небанковские кредитно-финансовые организации.
Банковская деятельность – совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли.
Основными принципами банковской деятельности являются:
a) обязательность получения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности (далее – лицензия на осуществление банковской деятельности);
b) независимость банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в своей деятельности, невмешательство со стороны государственных органов в их работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
c) разграничение ответственности между банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и государством;
d) обязательность соблюдения установленных Национальным банком нормативов безопасного функционирования для поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь;
e) обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка, небанковской кредитно-финансовой организации;
f) обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам (депозитам) клиентов;
g) обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков.
Субъектами банковских правоотношений являются:
Национальный банк,
банки
небанковские кредитно-финансовые организации.
Банковские операции могут быть:
активными,
пассивными
посредническими.
Под активными банковскими операциями понимаются операции, направленные на предоставление денежных средств банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.
Под пассивными банковскими операциями понимаются операции, направленные на привлечение денежных средств, драгоценных металлов и (или) драгоценных камней банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.
Под посредническими банковскими операциями понимаются операции, содействующие осуществлению банковской деятельности банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.
К банковским операциям относятся:
1) привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
2) размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц;
4) открытие и ведение счетов в драгоценных металлах;
5) осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и (или) юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;
6) валютно-обменные операции;
7) купля-продажа драгоценных металлов и (или) драгоценных камней в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
8) привлечение и размещение драгоценных металлов и (или) драгоценных камней во вклады (депозиты);
9) выдача банковских гарантий;
10) доверительное управление денежными средствами по договору доверительного управления денежными средствами;
11) инкассация наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;
12) выпуск в обращение банковских пластиковых карточек;
13) выдача ценных бумаг, подтверждающих привлечение денежных средств во вклады (депозиты) и размещение их на счета;
14) финансирование под уступку денежного требования (факторинг);
15) предоставление физическим и (или) юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для банковского хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.);
16) перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей между банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, их обособленными и структурными подразделениями, а также доставка таких ценностей клиентам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
Банки и небанковские кредитно-финансовые организации помимо банковских операций, вправе осуществлять в соответствии с законодательством Республики Беларусь:
1) поручительство за третьих лиц, предусматривающее исполнение обязательств в денежной форме;
2) доверительное управление драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями;
3) операции (сделки) с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями;
4) лизинговую деятельность;
5) консультационные и информационные услуги;
6) выпуск (эмиссию), продажу, покупку ценных бумаг и иные операции с ценными бумагами;
7) иную деятельность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.
Банк – юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц.
Банк вправе осуществлять иные банковские операции и виды деятельности
Небанковская кредитно-финансовая организация – юридическое лицо, имеющее право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности, за исключением осуществления в совокупности следующих банковских операций:
привлечения денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
размещения привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
открытия и ведения банковских счетов физических и (или) юридических лиц.
Допустимые сочетания банковских операций, которые могут осуществлять небанковские кредитно-финансовые организации, устанавливаются Национальным банком.
Объектами банковских правоотношений являются:
a) деньги (валюта),
b) ценные бумаги,
c) драгоценные металлы и драгоценные камни
d) иные ценности
Банк может создаваться в форме:
• акционерного общества
• унитарного предприятия
Банк для осуществления его уставных целей по согласованию с Национальным банком вправе выступать учредителем (участником) коммерческих организаций.
Банк имеет устав, утверждаемый в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.
В уставе банка должны содержаться:
• наименование банка с учетом требований, установленных настоящим Кодексом;
• указание на его организационно-правовую форму;
• сведения о месте нахождения банка (месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа банка);
• перечень банковских операций в соответствии с настоящим Кодексом, а также видов деятельности, которые будут осуществляться (осуществляются) банком, если их указание предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь;
• сведения о размере уставного фонда;
• сведения об органах управления, в том числе исполнительных органах и органах внутреннего контроля, о порядке образования этих органов и их полномочиях;
• иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь для устава юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.
Банк должен иметь наименование, соответствующее требованиям законодательства Республики Беларусь. Наименование банка должно содержать указание на характер деятельности этого банка посредством использования слова «банк», а также на его организационно-правовую форму.
Уставный фонд банка формируется из вкладов (имущества) его учредителей (участников). Уставный фонд банка определяет минимальный размер имущества банка, гарантирующего интересы его кредиторов. Минимальный размер уставного фонда банка устанавливается Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь. При создании банка минимальный размер его уставного фонда должен быть сформирован из денежных средств.
Для формирования уставного фонда банка могут быть использованы только собственные средства учредителей банка, а для увеличения уставного фонда банка – собственные средства участников (собственника имущества) банка, иных лиц и (или) банка.
Уставный фонд банка должен быть сформирован в полном объеме до государственной регистрации банка.
Денежные вклады, вносимые в уставный фонд банка, подлежат перечислению на временный счет, открываемый учредителями банка либо банком в случае увеличения его уставного фонда в Национальном банке, или по согласованию с Национальным банком на временные счета, открываемые в других банках. Порядок зачисления денежных средств на временный счет в Национальном банке или по согласованию с ним в другом банке и возврата этих средств в случае отказа в государственной регистрации банка или государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы банка, устанавливается Национальным банком.
Государственной регистрации подлежат:
1) вновь созданные (реорганизованные) банки;
2) изменения и (или) дополнения, вносимые в учредительные документы банков.
Государственным органом, осуществляющим государственную регистрацию банков, является Национальный банк.
До подачи документов, необходимых для государственной регистрации банка, один из учредителей банка либо уполномоченный им представитель должны согласовать с Национальным банком наименование создаваемого банка.
Прием документов, необходимых для государственной регистрации банка, осуществляется в присутствии его учредителей (физических лиц, представителей юридических лиц). Учредители банка вправе уполномочить одного из учредителей на представление их интересов в Национальном банке. При этом физические лица предъявляют паспорта, а физическое лицо, уполномоченное учредителями банка, и представители юридического лица помимо паспортов предъявляют документы, подтверждающие их полномочия.
Для государственной регистрации банка в Национальный банк представляются:
1) заявление;
2) устав банка;
3) выписка из протокола учредительного собрания (решение собственника имущества) об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителя, главного бухгалтера банка;
4) документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме
5) копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей – юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, содержащие сведения о наличии собственных средств для внесения в уставный фонд банка, а также выданное налоговым органом подтверждение об исполнении учредителями – юридическими лицами обязательств перед бюджетом и (или) государственными целевыми бюджетными и (или) внебюджетными фондами;
6) сведения об учредителях – физических лицах: копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы (для неработающих – справка органа службы занятости либо копия пенсионного удостоверения, заверенная органом социального обеспечения по месту жительства), справка органа внутренних дел об отсутствии у них непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и (или) порядка осуществления экономической деятельности;
7) справка налогового органа на суммы, подлежащие декларированию;
8) документ, подтверждающий право на размещение банка по месту его нахождения (месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа банка), указанному в учредительных документах;
9) анкеты кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера банка, заполненные ими и содержащие сведения, предусмотренные частью третьей настоящей статьи;
10) документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка, по перечню, определяемому Национальным банком;
11) бизнес-план, порядок составления и критерии оценки которого устанавливаются Национальным банком;
12) документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций, по перечню, определяемому Национальным банком;
13) платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию банка;
14) эскизы печатей в двух экземплярах.
Для государственной регистрации банка в форме акционерного общества в Национальный банк дополнительно представляются следующие документы:
15) нотариально удостоверенный договор о создании акционерного общества;
16) список учредителей с указанием размера их вкладов, количества, категорий и номинальной стоимости акций, подлежащих размещению среди них, а также долей таких акций в общем объеме уставного фонда этого банка.
Анкеты кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера банка должны содержать следующие сведения:
для руководителя банка – о высшем юридическом или экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет по руководству отделом или иным подразделением банка, подтвержденные копией диплома и выпиской из трудовой книжки;
для главного бухгалтера – о высшем экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет в должности бухгалтера банка, подтвержденные копией диплома и выпиской из трудовой книжки;
об отсутствии (о наличии) у них непогашенной или неснятой судимости, подтвержденные справкой органа внутренних дел, содержащей, кроме того, сведения о непривлечении (привлечении) в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу.
Национальный банк выдает учредителям банка, представившим документы, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, письменное подтверждение об их получении.
Решение о государственной регистрации банка или об отказе в его регистрации принимается Национальным банком в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления документов, необходимых для государственной регистрации банка.
Национальный банк до принятия решения о государственной регистрации банка вправе запрашивать у государственных и иных органов в согласованном с ними порядке дополнительные сведения об учредителях регистрируемого банка, о кандидатах на должности руководителя, главного бухгалтера банка, необходимые для решения вопроса о соблюдении законодательства Республики Беларусь при создании банка.
Специальная квалификационная комиссия Национального банка до принятия решения о государственной регистрации банка проводит оценку соответствия кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера банка квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, предъявляемым к ним.
Национальный банк в случае принятия решения о государственной регистрации банка уведомляет об этом в письменной форме в пятидневный срок его учредителей.
Национальный банк на основании решения о государственной регистрации банка в течение десяти рабочих дней выдает:
• свидетельство о государственной регистрации банка;
• разрешение на право изготовления печатей;
• документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также в организациях, осуществляющих обязательное страхование.
Государственная регистрация банка не допускается, если:
• на момент проведения государственной регистрации уставный фонд банка не сформирован полностью;
• в отношении одного из учредителей банка не исполнено судебное решение об обращении взыскания на имущество;
• физическое лицо – учредитель банка имеет непогашенную или неснятую судимость за преступления против собственности и (или) порядка осуществления экономической деятельности;
• учредитель банка имеет задолженность по заработной плате, платежам в бюджет и (или) государственные целевые бюджетные и (или) внебюджетные фонды либо является учредителем (участником, собственником имущества, руководителем) юридического лица (простого товарищества (договора о совместной деятельности), хозяйственной группы), имеющего такую задолженность;
• учредитель банка является общественным объединением, преследующим политические цели;
• для государственной регистрации банка представлены не все документы;
• в документах, представленных для государственной регистрации банка, выявлены недостоверная информация, несоответствие бизнес-плана критериям, установленным Национальным банком;
• установлены факты использования привлеченных денежных средств и (или) направления доходов, полученных незаконным путем, на формирование уставного фонда банка;
Банк может быть ликвидирован:
1) по решению его участников (собственника имущества банка)
2) органа банка, уполномоченного уставом,
3) хозяйственного суда
4) Национального банка
Решение о ликвидации банка может быть принято его участниками (собственником имущества банка) либо органом банка, уполномоченным уставом, только после полного погашения банком всех имеющихся обязательств перед вкладчиками и иными кредиторами банка.
Национальный банк в пятидневный срок представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь сведения о том, что банк находится в процессе ликвидации, для внесения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) в течение тридцатидневного срока со дня принятия решения о ликвидации банка производит оценку его финансового состояния и в случае недостаточности имущества банка для погашения требований кредиторов и (или) задолженности по платежам в бюджет и (или) государственные целевые бюджетные и (или) внебюджетные фонды подает в хозяйственный суд заявление о банкротстве банка.
При ликвидации банка, за исключением случаев признания его банкротом, требования его вкладчиков и иных кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
1) в первую очередь возвращаются вклады (депозиты) физических лиц, начисленные по ним проценты, а также удовлетворяются требования по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью;
2) во вторую очередь погашаются задолженности по выплате алиментов; по взысканию расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении; по выплате заработной платы и выходных пособий работникам банка;
3) в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
4) в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого банка;
5) в пятую очередь возвращаются вклады (депозиты) индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и начисленные по ним проценты;
6) в шестую очередь удовлетворяются требования Национального банка по кредитам, предоставленным банку в порядке рефинансирования;
7) в седьмую очередь удовлетворяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь требования остальных кредиторов.
Требования вкладчиков и иных кредиторов каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований вкладчиков и иных кредиторов предыдущей очереди.
@темы: Хозяйственное право