читать дальше
К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения. Вклад культуры и искусства в национальную экономику страны определяется следующими параметрами: 0,5 % в структуре ВВП, 1,8 % в общей численности занятого населения (2004 г.).
Национальная культура является важнейшим компонентом современной общественной жизни, стратегическим ресурсом страны. Культурный уровень граждан в большой степени обусловливает экономические достижения общества, его социально-политическую, идеологическую, образовательную и духовно-моральную структуры.
Воздействие культуры и искусства на экономику страны проявляется в том, что данная отрасль создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие значительным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие хозяйства конкретного региона. Культура и искусство тесно взаимосвязаны и служат важнейшим источником развития образования, средств массовой информации, туризма, индустрии развлечений. Соотношение между ними по показателю занятости в 1990 г. составляло: культура 76 %, искусство — 24 %. В последующие годы занятость в подотрасли «Культура» возросла, а в подотрасли «Искусство» сокращалась. На начало 2004 г. данное соотношение было равно соответственно 84 и 16 %.
Многообразие видов культурной деятельности (отдельные
из них рассматриваются в качестве подотраслей) можно разделить на группы:
• художественное творчество (литературное, изобразительное и прикладное творчество, искусство, исполнительское искусство);
• культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории и культуры, музейное, архивное, библиотечное дело,
народная культура);
• клубная и развлекательная деятельность (клубная деятельность, аттракционы, шоу-бизнес, казино);
• массовое создание и распространение культурных благ — индустрия культуры (пресса; книгоиздание; производство аудиовизуальной продукции, включая кинематографию, радио, телевидение; сеть Интернет).
Государственное регулирование и управление культурной деятельностью осуществляют различные государственные структуры. Ведущим звеном в системе управления культурой является Министерство культуры Республики Беларусь, которое проводит государственную политику в области культуры, искусства, историко-культурного наследия и подчиняется непосредственно правительству страны (рис. 4.17).
Законом «О культуре в Республике Беларусь (1991, в ред. 2004 г.) закреплены основные цели и приоритеты в отрасли. Государственная политика основывается на признании культуры в качестве одного из основных факторов самобытности белорусского народа, других национальных сообществ, которые проживают в Беларуси, преемственности поколений, а также в качестве основы развития и самореализации личности, образования и воспитания детей и молодежи. Приоритетным направлением государственной политики в отрасли является сохранение и распространение белорусской национальной культуры и языка.
Государственные органы осуществляют регулирование и управление в отрасли «Культура» по следующим основным направлениям:
• формирование и реализация государственной политики в отрасли;
• разработка и утверждение государственных программ сохранения и развития культуры, обеспечение их выполнения;
• определение и периодический пересмотр государственных минимальных социальных стандартов в отрасли;
• создание государственных организаций культуры и руководство их деятельностью;
• планирование, проектирование и строительство объектов культурной инфраструктуры;
• стимулирование деятельности в области культуры путем предоставления гарантий субъектам творческой деятельности, льгот некоммерческим организациям культуры, а также физическим и юридическим лицам, осуществляющим благотворительную и спонсорскую деятельность.
В настоящее время основой государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры в Республике Беларусь остается бюджетное финансирование. Так, в бюджете страны на 2004 г. планировалось направить на развитие культуры, искусства и кинематографии 0,4 % общей суммы расходов. По отношению к общим расходам местных бюджетов расходы на культуру составляют 4—5 %. В целом складывается примерно следующее соотношение общих расходов по системе Министерства культуры: за счет республиканского бюджета — 20 %, местных бюджетов — 80 %. Законодательно разрешены дополнительные источники финансирования деятельности учреждений культуры: доходы от предпринимательской деятельности, кредиты банков, добровольные пожертвования физических и юридических лиц, другие источники.
Недостаток бюджетных средств на содержание учреждений культуры ощущается по статьям: расходы на централизованное приобретение книг для библиотек, централизованные мероприятия по культурно-просветительной работе, приобретение оборудования, капитальный ремонт. Необходимы финансовые средства на создание новых театральных постановок и концертных программ для театрально-зрелищных организаций, финансируемых из областных бюджетов, а также для учебных заведений на приобретение музыкальных инструментов и современных технических средств обучения.
Стимулирует развитие культуры в стране деятельность Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства. Ежегодно Министерством культуры за счет централизованных средств и грантов Фонда приобретается значительная часть произведений изобразительного, декоративно-прикладного, драматического и музыкального искусства белорусских авторов. С целью финансовой поддержки реализации творческих проектов деятелям культуры и искусства, творческой молодежи ежегодно присуждаются государственные стипендии.
Организации (учреждения, предприятия) культуры делятся: по содержанию деятельности — на культурно-просветительные и театрально-зрелищные; по основной цели деятельности — на коммерческие и некоммерческие; по форме собственности — на государственные и частные. Некоммерческие организации создаются в форме учреждений, общественных объединений, фондов и ассоциаций (союзов). Коммерческие организации формируются в хозяйственных товариществах и обществах, творческих кооперативах и унитарных предприятиях. Сохраняются традиции разделения организаций культуры на государственные и ведомственные.
В подотрасль «Искусство» включаются театры, цирки, филармонии и другие концертные организации; организации кинематографии; творческие мастерские; организации народных промыслов (ремесел); научно-проектные и производственные реставрационные организации; зрелищные предприятия и учреждения.
Научно-технический прогресс оказал большое влияние на сферу культуры, в которой сегодня используются новейшие достижения информатики и радиоэлектроники, лазерной физики, кабельного и спутникового телевидения, производства аудио- и видеопродукции, рекламы, качественно изменившие рынки товаров и услуг культурного назначения. Создается принципиально новая информационная инфраструктура отрасли на базе вычислительной техники и телекоммуникационных систем, что положительно сказывается на качестве услуг, способствует сохранению предметов культуры, управлении и др. В Беларуси продолжается автоматизация библиотек и формирование сводного электронного каталога, ведутся работы по созданию автоматизированных технологических систем в музеях страны, информационной системы по культуре и искусству Беларуси в сети Интернет и др. Все это привело к расширению толкования отрасли < Культура и искусство , включению в нее новой подотрасли, получившей название «Индустрия культуры».
Наибольших сетевых параметров отрасль «Культура и искусство» достигла в 1960—1970 гг., затем численность учреждений стабилизировалась, а за последнее десятилетие ХХ в. — сократилась.
В советский период сеть организаций, занимающихся культурной деятельностью, формировалась как сеть государственных учреждений, а также учреждений, находящихся в ведении государственных предприятий. Она строилась в соответствии с определенными принципами и нормативами. для городов и сельских населенных пунктов с разной численностью населения и разным административным статусом предусматривался свой минимальный набор учреждений культуры. Пользование библиотеками, другие культурно-просветительные услуги были бесплатными для населения. Цены на входные билеты в музеи, на театральные спектакли и филармонические концерты устанавливались на уровне, обеспечивающем их доступность. Государственные учреждения культуры и искусства финансировались из бюджета по смете доходов и расходов. Расходы на содержание объектов культуры, находящихся в ведении предприятий, колхозов, профсоюзов, покрывались за счет их собственных средств.
На рубеже ХХ и ХХI вв. обретение государственного суверенитета открыло новые возможности сохранения самобытности, целостности и мировой значимости белорусской культуры. однако экономический кризис 1991—1995 гг., снижение уровня жизни большинства населения отрицательно сказались на развитии культуры и искусства: снизился уровень посещаемости театров, музеев, кинотеатров в связи с многократным увеличением цен на билеты и удорожанием услуг; резко ухудшилось материально-техническое обеспечение ведомственных и профсоюзных учреждений культуры; предприятия стремились избавиться от объектов культуры, передавая их в аренду коммерческим структурам или в коммунальную собственность. Размер оплаты труда работников культуры и искусства составлял при70—75 % заработной платы в среднем в экономике и значительно отставал от оплаты труда в промышленности, В итоге за 1991—1995 гг. численность занятых в отрасли уменьшилась на 5,4%.
На сокращение сети и посещаемости кинотеатров, клубов, домов культуры, публичных библиотек в значительной степени повлияли снижение их популярности и изменение культурных потребностей населения, расширение возможностей телевидения, появление новых видов развлечений на базе видео- и компьютерных технологий, распространение и рост популярности дискотек, ночных клубов, казино и других учреждений. данные табл. 4.34 во многом отражают сложные процессы развития культуры и искусства на современном этапе.
Библиотечное дело — это отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, задачами которой являются создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка библиотечных фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей, подготовка библиотечных кадров, научное и методическое обслуживание библиотек.
Библиотеки — наиболее массовый тип культурно-просветительных учреждений, осуществляющих сбор и обеспечивающих сохранность документов с целью удовлетворения информационных, культурных, научных и других потребностей пользователей. Они делятся на государственные и частные. К первым относятся библиотеки, основанные государственными органами и государственными юридическими лицами; ко вторым — негосударственными физическими или юридическими лицами.
Система государственного регулирования и управления отраслью определяется Законом «О библиотечном деле в Республике Беларусь» (1995 г., в ред. 2002 г.). Общее руководство осуществляет Министерство культуры, в функции которого входят: участие в формировании и проведении единой государственной политики в области библиотечного дела; разработка и реализация государственных программ его развития; разработка научно обоснованных нормативов материального и финансового обеспечения государственных библиотек и библиотечного обслуживания населения.
Основными источниками финансирования библиотек являются средства республиканского и местных бюджетов, обеспечивающие разработку и реализацию программ развития библиотечного дела, строительство и реконструкцию библиотечных зданий, помещений, а также комплектование библиотечных фондов. дополнительное финансирование может осуществляться за счет денежных средств, полученных от оказания библиотеками платных услуг и другой предпринимательской деятельности, от физических и юридических лиц, благотворительных поступлений и других источников.
По значению, особенностям функционирования и территориальной организации различают национальную, республиканские, областные, городские, районные и сельские библиотеки.
Национальная библиотека Беларуси является главной универсальной научной библиотекой, носителем общечеловеческих духовных ценностей, сокровищницей культурных достижений народа, его национальной памятью. Ее книжный фонд составляет 7,5 млн экз., или 10,1 % библиотечного фонда страны.
По содержанию библиотечных фондов (т.е. упорядоченной совокупности документов, предназначенных для сохранения и общественного пользования) библиотеки делятся на универсальные (по всем отраслям знаний) и отраслевые (различных уровней). Последние предназначены для удовлетворения профессиональных и других интересов отдельных групп населения.
По назначению библиотеки могут быть публичными и специальными. К публичным (массовым) относятся общедоступные библиотеки, имеющие универсальные фонды и удовлетворяющие массовые запросы. Более 90 % из них находится в ведении Министерства культуры. Система публичных библиотек Беларуси в 2004 г. включала 4656 организаций (в городах — 994, сельской местности — 3662). На протяжении 1991— 2004 гг. она сократилась на 25,4 %, преимущественно в сельской местности. Часть небольших сельских библиотек реорганизована в клубы-библиотеки, остальные закрыты.
В организациях и учреждениях системы образования, других министерств и ведомств функционируют научные, учебные, технические и другие специальные библиотеки. Их финансирование осуществляется за счет средств соответствующей организации или учреждения. Учет таких библиотек осуществляется путем проведения переписи.
Библиотечные фонды в настоящее время включают не только традиционные текстовые и графические материалы (книги, журналы, газеты), но также аудио- и видеоматериалы. На конец 2004 г. в библиотеках страны насчитывалось 72,7 млн. экз. книг и журналов (в городах — 41,3 млн. сельской местности — 31,4 млн.). Если в городах библиотечные фонды за последние годы стабилизировались, то в сельской местности они продолжают сокращаться, что объясняется недостатком финансовых средств и ростом цен на печатные издания. В среднем на одну библиотеку приходится 16 тыс. экз. (в городах — 41 тыс., сельской местности — 9 тыс.).
Музеи осуществляют комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры — первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. Музеи сосредоточивают в своих фондах главным образом вещественные и изобразительные предметы, в том числе произведения искусства, а также письменные источники (рукописные материалы, печатные документы, книги).
Для большинства современных музеев характерно единство научно-исследовательских и образовательно-воспитательных функций. Специфические формы деятельности — экспозиции, выставки. Профиль музея определяется его соотношением с определенной отраслью науки, искусства, производства. В ведении Министерства культуры находится абсолютное большинство музеев — 131, из них исторических — 31, мемориальных — 14, краеведческих — 71, естественно-научных — 3, искусствоведческих — 13, литературных — 2, отраслевых — 2.
Одной из главных характеристик музеев является размер музейных фондов, который в настоящее время составил более 2,6 млн. единиц. Самым крупным музейным фондом обладают Национальный музей истории и культуры Беларуси, Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Витебский областной краеведческий музей.
Музеи содействуют изучению и осмыслению истории и культуры Беларуси, воспитанию национального самосознания граждан, приобщению их к общечеловеческому наследию. В этой связи следует ожидать, что при более благоприятных условиях развитие музейной сети страны будет продолжаться.
Клубные учреждения — массовые культурно-просветительные учреждения, которые организуют досуг населения и способствуют воспитанию, самообразованию, развитию творческих способностей личности. Они ориентированы на культурные интересы определенных профессиональных, национальных, половозрастных и других социально-демографических категорий населения.
В Республике Беларусь получили развитие многообразные по типам и видам клубные учреждения: дворцы (дома) культуры, клубы, центры (дома) народного творчества (народного искусства, фольклора), центры (дома) ремесел, молодежные культурные центры, центры национальных культур и др. Более 90 % клубных учреждений находится в ведении Министерства культуры и состоит на полном бюджетном финансировании, остальные находятся в ведомственной подчиненности других органов управления, профсоюзов, сельскохозяйственных предприятий. В соответствии с административно-территориальным делением функционируют: районные и городские дома культуры (как правило, имеют собственное здание и выполняют спектр культурно-просветительных функций); сельские клубы (реже дома культуры, уровень их развития и оснащенности на- прямую зависит от уровня развития соответствующего сельхозпредприятия).
Несмотря на сложные социально-экономические условия, клубные учреждения сохранили свою деятельность. На конец 2004 г. их насчитывалось 4144, в том числе в городах — 553 (13,3 %), в сельской местности — 3591 (86,7 %). Преобладание сельских клубов объясняется особенностями мелкопоселкового расселения жителей республики и необходимостью организации здесь культурно-просветительной работы. В сельской местности клуб является порой единственным очагом культуры, где проводятся все массовые мероприятия: собрания, киносеансы, вечера отдыха и т.д.
Клубные учреждения стремятся улучшить свое экономическое положение, оказывая платные услуги населению. Районные и городские дома культуры получают дополнительные финансовые ресурсы от платных мероприятий: киносеансов, лекций, вечеров отдыха, спектаклей, концертов, различных курсов и кружков по интересам, а также от сдачи в аренду временно пустующих помещений.
Театрально-зрелищные учреждения в Республике Беларусь представлены 28 профессиональными театрами, в том числе 2 театрами оперы и балета, 18 драматическими, 8 детскими и юного зрителя, 13 государственными концертными организациями и 2 госцирками. За 1991—2004 гг. число профессиональных театров увеличилось на 33,3 % при снижении их посещаемости на 31,8 %. Вместе с тем уровень творческой деятельности многих театров страны за последние годы значительно возрос, о чем свидетельствует тенденция повышения заполняемости залов, которая ныне составляет 83 %.
Наметилась тенденция активизации культурного обслуживания населения государственными концертными организациями. Ведущие позиции в этом направлении занимает Белорусская государственная филармония, а в регионах — областные филармонии.
Дальнейшее совершенствование театрально-зрелищной сферы связано с укреплением материально-технической базы профессиональных театров, включая ремонт зданий, обеспечение их современным техническим оборудованием, транспортными средствами, позволяющими обслуживать сельскую местность, удаленные регионы. Требуется разработка программы развития театрально-зрелищных учреждений в малых и средних городах. В профессиональном музыкальном и хореографическом искусстве определены новые стратегические направления, в их числе целевые программы концертного обслуживания с пропагандой высоких образцов классики и белорусской музыки.
Киноискусство. Кино — наиболее популярный и массовый вид искусства, значение которого в жизни многих поколений людей очень велико. Его производство базируется на современных методах с широким использованием последних достижений науки и техники. Кинохозяйство в целом — сложный экономический комплекс, характеризующийся переплетением специального кинопроизводства с развитой сферой обращения, продвижения и демонстрации кинофильмов.
В республике создана техническая база кинопроизводства, функционирует национальная киностудия «Беларусьфильм», сохранено бюджетное финансирование.
Кинообслуживание населения осуществляется общедоступными кинотеатрами и киноустановками с платным показом кинофильмов, а также киноустановками с бесплатной их демонстрацией, например, в учебных заведениях, детских учреждениях. На конец 2004 г. в Беларуси работало 2099 киноустановок с платным показом, в том числе 146 кинотеатров. За 1991— 2004 гг. их количество сократилось соответственно в 3,3 и
1,4 раза, а общее число посещений киносеансов — в 13 и 9,5 раза. Устойчивой тенденцией является закрытие киноустановок в сельской местности в основном из-за изношенности проекционного оборудования, аварийного состояния помещений или уменьшения числа жителей в отдельных населенных пунктах.
Сокращение киносети восполняется использованием других видов экранных технологий: видеозалов, видеосалонов, передвижных видеопроекционных установок. В 2004 г. 426 работающих видеозалов и видеосалонов посетили 3,6 млн человек. Использование видеопроекционных установок позволяет разнообразить репертуар и улучшить качёство проекции (по сравнению с устаревшей киноаппаратурой), сводя к минимуму эксплуатационные расходы.
Возрождение и развитие национальной культуры, придание ей статуса приоритетного направления в социально-экономическом развитии страны являются важнейшей целью государства. Предусматривается повысить влияние культуры на все сферы общественной жизни, становление государственности, укрепление международного авторитета Беларуси.
Намечены мероприятия по сохранению и качественному наращиванию сети учреждений культуры, укреплению и обновлению ее материально-технической базы, обеспечению доступности и разнообразия услуг отрасли для всего населения. Особое внимание предполагается уделить развитию библиотек и клубов, которые являются наиболее массовыми культурно-просветительными учреждениями, расширению библиотечных фондов, сохранению и использованию историко-культурного наследия Беларуси. Предусматривается открытие новых учреждений культуры, соответствующих требованиям времени.
Формированию эффективно действующего экономического механизма развития отрасли «Культура и искусство» несомненно будет содействовать законодательно установленный объем ее бюджетного финансирования в размере до 1 % ВВП. Для покрытия расходов на содержание учреждений культуры, а также привлечения дополнительных средств в регионах изыскиваются возможности развития и увеличения объемов платных услуг населению.
К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения. Вклад культуры и искусства в национальную экономику страны определяется следующими параметрами: 0,5 % в структуре ВВП, 1,8 % в общей численности занятого населения (2004 г.).
Национальная культура является важнейшим компонентом современной общественной жизни, стратегическим ресурсом страны. Культурный уровень граждан в большой степени обусловливает экономические достижения общества, его социально-политическую, идеологическую, образовательную и духовно-моральную структуры.
Воздействие культуры и искусства на экономику страны проявляется в том, что данная отрасль создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие значительным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие хозяйства конкретного региона. Культура и искусство тесно взаимосвязаны и служат важнейшим источником развития образования, средств массовой информации, туризма, индустрии развлечений. Соотношение между ними по показателю занятости в 1990 г. составляло: культура 76 %, искусство — 24 %. В последующие годы занятость в подотрасли «Культура» возросла, а в подотрасли «Искусство» сокращалась. На начало 2004 г. данное соотношение было равно соответственно 84 и 16 %.
Многообразие видов культурной деятельности (отдельные
из них рассматриваются в качестве подотраслей) можно разделить на группы:
• художественное творчество (литературное, изобразительное и прикладное творчество, искусство, исполнительское искусство);
• культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории и культуры, музейное, архивное, библиотечное дело,
народная культура);
• клубная и развлекательная деятельность (клубная деятельность, аттракционы, шоу-бизнес, казино);
• массовое создание и распространение культурных благ — индустрия культуры (пресса; книгоиздание; производство аудиовизуальной продукции, включая кинематографию, радио, телевидение; сеть Интернет).
Государственное регулирование и управление культурной деятельностью осуществляют различные государственные структуры. Ведущим звеном в системе управления культурой является Министерство культуры Республики Беларусь, которое проводит государственную политику в области культуры, искусства, историко-культурного наследия и подчиняется непосредственно правительству страны (рис. 4.17).
Законом «О культуре в Республике Беларусь (1991, в ред. 2004 г.) закреплены основные цели и приоритеты в отрасли. Государственная политика основывается на признании культуры в качестве одного из основных факторов самобытности белорусского народа, других национальных сообществ, которые проживают в Беларуси, преемственности поколений, а также в качестве основы развития и самореализации личности, образования и воспитания детей и молодежи. Приоритетным направлением государственной политики в отрасли является сохранение и распространение белорусской национальной культуры и языка.
Государственные органы осуществляют регулирование и управление в отрасли «Культура» по следующим основным направлениям:
• формирование и реализация государственной политики в отрасли;
• разработка и утверждение государственных программ сохранения и развития культуры, обеспечение их выполнения;
• определение и периодический пересмотр государственных минимальных социальных стандартов в отрасли;
• создание государственных организаций культуры и руководство их деятельностью;
• планирование, проектирование и строительство объектов культурной инфраструктуры;
• стимулирование деятельности в области культуры путем предоставления гарантий субъектам творческой деятельности, льгот некоммерческим организациям культуры, а также физическим и юридическим лицам, осуществляющим благотворительную и спонсорскую деятельность.
В настоящее время основой государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры в Республике Беларусь остается бюджетное финансирование. Так, в бюджете страны на 2004 г. планировалось направить на развитие культуры, искусства и кинематографии 0,4 % общей суммы расходов. По отношению к общим расходам местных бюджетов расходы на культуру составляют 4—5 %. В целом складывается примерно следующее соотношение общих расходов по системе Министерства культуры: за счет республиканского бюджета — 20 %, местных бюджетов — 80 %. Законодательно разрешены дополнительные источники финансирования деятельности учреждений культуры: доходы от предпринимательской деятельности, кредиты банков, добровольные пожертвования физических и юридических лиц, другие источники.
Недостаток бюджетных средств на содержание учреждений культуры ощущается по статьям: расходы на централизованное приобретение книг для библиотек, централизованные мероприятия по культурно-просветительной работе, приобретение оборудования, капитальный ремонт. Необходимы финансовые средства на создание новых театральных постановок и концертных программ для театрально-зрелищных организаций, финансируемых из областных бюджетов, а также для учебных заведений на приобретение музыкальных инструментов и современных технических средств обучения.
Стимулирует развитие культуры в стране деятельность Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства. Ежегодно Министерством культуры за счет централизованных средств и грантов Фонда приобретается значительная часть произведений изобразительного, декоративно-прикладного, драматического и музыкального искусства белорусских авторов. С целью финансовой поддержки реализации творческих проектов деятелям культуры и искусства, творческой молодежи ежегодно присуждаются государственные стипендии.
Организации (учреждения, предприятия) культуры делятся: по содержанию деятельности — на культурно-просветительные и театрально-зрелищные; по основной цели деятельности — на коммерческие и некоммерческие; по форме собственности — на государственные и частные. Некоммерческие организации создаются в форме учреждений, общественных объединений, фондов и ассоциаций (союзов). Коммерческие организации формируются в хозяйственных товариществах и обществах, творческих кооперативах и унитарных предприятиях. Сохраняются традиции разделения организаций культуры на государственные и ведомственные.
В подотрасль «Искусство» включаются театры, цирки, филармонии и другие концертные организации; организации кинематографии; творческие мастерские; организации народных промыслов (ремесел); научно-проектные и производственные реставрационные организации; зрелищные предприятия и учреждения.
Научно-технический прогресс оказал большое влияние на сферу культуры, в которой сегодня используются новейшие достижения информатики и радиоэлектроники, лазерной физики, кабельного и спутникового телевидения, производства аудио- и видеопродукции, рекламы, качественно изменившие рынки товаров и услуг культурного назначения. Создается принципиально новая информационная инфраструктура отрасли на базе вычислительной техники и телекоммуникационных систем, что положительно сказывается на качестве услуг, способствует сохранению предметов культуры, управлении и др. В Беларуси продолжается автоматизация библиотек и формирование сводного электронного каталога, ведутся работы по созданию автоматизированных технологических систем в музеях страны, информационной системы по культуре и искусству Беларуси в сети Интернет и др. Все это привело к расширению толкования отрасли < Культура и искусство , включению в нее новой подотрасли, получившей название «Индустрия культуры».
Наибольших сетевых параметров отрасль «Культура и искусство» достигла в 1960—1970 гг., затем численность учреждений стабилизировалась, а за последнее десятилетие ХХ в. — сократилась.
В советский период сеть организаций, занимающихся культурной деятельностью, формировалась как сеть государственных учреждений, а также учреждений, находящихся в ведении государственных предприятий. Она строилась в соответствии с определенными принципами и нормативами. для городов и сельских населенных пунктов с разной численностью населения и разным административным статусом предусматривался свой минимальный набор учреждений культуры. Пользование библиотеками, другие культурно-просветительные услуги были бесплатными для населения. Цены на входные билеты в музеи, на театральные спектакли и филармонические концерты устанавливались на уровне, обеспечивающем их доступность. Государственные учреждения культуры и искусства финансировались из бюджета по смете доходов и расходов. Расходы на содержание объектов культуры, находящихся в ведении предприятий, колхозов, профсоюзов, покрывались за счет их собственных средств.
На рубеже ХХ и ХХI вв. обретение государственного суверенитета открыло новые возможности сохранения самобытности, целостности и мировой значимости белорусской культуры. однако экономический кризис 1991—1995 гг., снижение уровня жизни большинства населения отрицательно сказались на развитии культуры и искусства: снизился уровень посещаемости театров, музеев, кинотеатров в связи с многократным увеличением цен на билеты и удорожанием услуг; резко ухудшилось материально-техническое обеспечение ведомственных и профсоюзных учреждений культуры; предприятия стремились избавиться от объектов культуры, передавая их в аренду коммерческим структурам или в коммунальную собственность. Размер оплаты труда работников культуры и искусства составлял при70—75 % заработной платы в среднем в экономике и значительно отставал от оплаты труда в промышленности, В итоге за 1991—1995 гг. численность занятых в отрасли уменьшилась на 5,4%.
На сокращение сети и посещаемости кинотеатров, клубов, домов культуры, публичных библиотек в значительной степени повлияли снижение их популярности и изменение культурных потребностей населения, расширение возможностей телевидения, появление новых видов развлечений на базе видео- и компьютерных технологий, распространение и рост популярности дискотек, ночных клубов, казино и других учреждений. данные табл. 4.34 во многом отражают сложные процессы развития культуры и искусства на современном этапе.
Библиотечное дело — это отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, задачами которой являются создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка библиотечных фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей, подготовка библиотечных кадров, научное и методическое обслуживание библиотек.
Библиотеки — наиболее массовый тип культурно-просветительных учреждений, осуществляющих сбор и обеспечивающих сохранность документов с целью удовлетворения информационных, культурных, научных и других потребностей пользователей. Они делятся на государственные и частные. К первым относятся библиотеки, основанные государственными органами и государственными юридическими лицами; ко вторым — негосударственными физическими или юридическими лицами.
Система государственного регулирования и управления отраслью определяется Законом «О библиотечном деле в Республике Беларусь» (1995 г., в ред. 2002 г.). Общее руководство осуществляет Министерство культуры, в функции которого входят: участие в формировании и проведении единой государственной политики в области библиотечного дела; разработка и реализация государственных программ его развития; разработка научно обоснованных нормативов материального и финансового обеспечения государственных библиотек и библиотечного обслуживания населения.
Основными источниками финансирования библиотек являются средства республиканского и местных бюджетов, обеспечивающие разработку и реализацию программ развития библиотечного дела, строительство и реконструкцию библиотечных зданий, помещений, а также комплектование библиотечных фондов. дополнительное финансирование может осуществляться за счет денежных средств, полученных от оказания библиотеками платных услуг и другой предпринимательской деятельности, от физических и юридических лиц, благотворительных поступлений и других источников.
По значению, особенностям функционирования и территориальной организации различают национальную, республиканские, областные, городские, районные и сельские библиотеки.
Национальная библиотека Беларуси является главной универсальной научной библиотекой, носителем общечеловеческих духовных ценностей, сокровищницей культурных достижений народа, его национальной памятью. Ее книжный фонд составляет 7,5 млн экз., или 10,1 % библиотечного фонда страны.
По содержанию библиотечных фондов (т.е. упорядоченной совокупности документов, предназначенных для сохранения и общественного пользования) библиотеки делятся на универсальные (по всем отраслям знаний) и отраслевые (различных уровней). Последние предназначены для удовлетворения профессиональных и других интересов отдельных групп населения.
По назначению библиотеки могут быть публичными и специальными. К публичным (массовым) относятся общедоступные библиотеки, имеющие универсальные фонды и удовлетворяющие массовые запросы. Более 90 % из них находится в ведении Министерства культуры. Система публичных библиотек Беларуси в 2004 г. включала 4656 организаций (в городах — 994, сельской местности — 3662). На протяжении 1991— 2004 гг. она сократилась на 25,4 %, преимущественно в сельской местности. Часть небольших сельских библиотек реорганизована в клубы-библиотеки, остальные закрыты.
В организациях и учреждениях системы образования, других министерств и ведомств функционируют научные, учебные, технические и другие специальные библиотеки. Их финансирование осуществляется за счет средств соответствующей организации или учреждения. Учет таких библиотек осуществляется путем проведения переписи.
Библиотечные фонды в настоящее время включают не только традиционные текстовые и графические материалы (книги, журналы, газеты), но также аудио- и видеоматериалы. На конец 2004 г. в библиотеках страны насчитывалось 72,7 млн. экз. книг и журналов (в городах — 41,3 млн. сельской местности — 31,4 млн.). Если в городах библиотечные фонды за последние годы стабилизировались, то в сельской местности они продолжают сокращаться, что объясняется недостатком финансовых средств и ростом цен на печатные издания. В среднем на одну библиотеку приходится 16 тыс. экз. (в городах — 41 тыс., сельской местности — 9 тыс.).
Музеи осуществляют комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры — первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. Музеи сосредоточивают в своих фондах главным образом вещественные и изобразительные предметы, в том числе произведения искусства, а также письменные источники (рукописные материалы, печатные документы, книги).
Для большинства современных музеев характерно единство научно-исследовательских и образовательно-воспитательных функций. Специфические формы деятельности — экспозиции, выставки. Профиль музея определяется его соотношением с определенной отраслью науки, искусства, производства. В ведении Министерства культуры находится абсолютное большинство музеев — 131, из них исторических — 31, мемориальных — 14, краеведческих — 71, естественно-научных — 3, искусствоведческих — 13, литературных — 2, отраслевых — 2.
Одной из главных характеристик музеев является размер музейных фондов, который в настоящее время составил более 2,6 млн. единиц. Самым крупным музейным фондом обладают Национальный музей истории и культуры Беларуси, Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Витебский областной краеведческий музей.
Музеи содействуют изучению и осмыслению истории и культуры Беларуси, воспитанию национального самосознания граждан, приобщению их к общечеловеческому наследию. В этой связи следует ожидать, что при более благоприятных условиях развитие музейной сети страны будет продолжаться.
Клубные учреждения — массовые культурно-просветительные учреждения, которые организуют досуг населения и способствуют воспитанию, самообразованию, развитию творческих способностей личности. Они ориентированы на культурные интересы определенных профессиональных, национальных, половозрастных и других социально-демографических категорий населения.
В Республике Беларусь получили развитие многообразные по типам и видам клубные учреждения: дворцы (дома) культуры, клубы, центры (дома) народного творчества (народного искусства, фольклора), центры (дома) ремесел, молодежные культурные центры, центры национальных культур и др. Более 90 % клубных учреждений находится в ведении Министерства культуры и состоит на полном бюджетном финансировании, остальные находятся в ведомственной подчиненности других органов управления, профсоюзов, сельскохозяйственных предприятий. В соответствии с административно-территориальным делением функционируют: районные и городские дома культуры (как правило, имеют собственное здание и выполняют спектр культурно-просветительных функций); сельские клубы (реже дома культуры, уровень их развития и оснащенности на- прямую зависит от уровня развития соответствующего сельхозпредприятия).
Несмотря на сложные социально-экономические условия, клубные учреждения сохранили свою деятельность. На конец 2004 г. их насчитывалось 4144, в том числе в городах — 553 (13,3 %), в сельской местности — 3591 (86,7 %). Преобладание сельских клубов объясняется особенностями мелкопоселкового расселения жителей республики и необходимостью организации здесь культурно-просветительной работы. В сельской местности клуб является порой единственным очагом культуры, где проводятся все массовые мероприятия: собрания, киносеансы, вечера отдыха и т.д.
Клубные учреждения стремятся улучшить свое экономическое положение, оказывая платные услуги населению. Районные и городские дома культуры получают дополнительные финансовые ресурсы от платных мероприятий: киносеансов, лекций, вечеров отдыха, спектаклей, концертов, различных курсов и кружков по интересам, а также от сдачи в аренду временно пустующих помещений.
Театрально-зрелищные учреждения в Республике Беларусь представлены 28 профессиональными театрами, в том числе 2 театрами оперы и балета, 18 драматическими, 8 детскими и юного зрителя, 13 государственными концертными организациями и 2 госцирками. За 1991—2004 гг. число профессиональных театров увеличилось на 33,3 % при снижении их посещаемости на 31,8 %. Вместе с тем уровень творческой деятельности многих театров страны за последние годы значительно возрос, о чем свидетельствует тенденция повышения заполняемости залов, которая ныне составляет 83 %.
Наметилась тенденция активизации культурного обслуживания населения государственными концертными организациями. Ведущие позиции в этом направлении занимает Белорусская государственная филармония, а в регионах — областные филармонии.
Дальнейшее совершенствование театрально-зрелищной сферы связано с укреплением материально-технической базы профессиональных театров, включая ремонт зданий, обеспечение их современным техническим оборудованием, транспортными средствами, позволяющими обслуживать сельскую местность, удаленные регионы. Требуется разработка программы развития театрально-зрелищных учреждений в малых и средних городах. В профессиональном музыкальном и хореографическом искусстве определены новые стратегические направления, в их числе целевые программы концертного обслуживания с пропагандой высоких образцов классики и белорусской музыки.
Киноискусство. Кино — наиболее популярный и массовый вид искусства, значение которого в жизни многих поколений людей очень велико. Его производство базируется на современных методах с широким использованием последних достижений науки и техники. Кинохозяйство в целом — сложный экономический комплекс, характеризующийся переплетением специального кинопроизводства с развитой сферой обращения, продвижения и демонстрации кинофильмов.
В республике создана техническая база кинопроизводства, функционирует национальная киностудия «Беларусьфильм», сохранено бюджетное финансирование.
Кинообслуживание населения осуществляется общедоступными кинотеатрами и киноустановками с платным показом кинофильмов, а также киноустановками с бесплатной их демонстрацией, например, в учебных заведениях, детских учреждениях. На конец 2004 г. в Беларуси работало 2099 киноустановок с платным показом, в том числе 146 кинотеатров. За 1991— 2004 гг. их количество сократилось соответственно в 3,3 и
1,4 раза, а общее число посещений киносеансов — в 13 и 9,5 раза. Устойчивой тенденцией является закрытие киноустановок в сельской местности в основном из-за изношенности проекционного оборудования, аварийного состояния помещений или уменьшения числа жителей в отдельных населенных пунктах.
Сокращение киносети восполняется использованием других видов экранных технологий: видеозалов, видеосалонов, передвижных видеопроекционных установок. В 2004 г. 426 работающих видеозалов и видеосалонов посетили 3,6 млн человек. Использование видеопроекционных установок позволяет разнообразить репертуар и улучшить качёство проекции (по сравнению с устаревшей киноаппаратурой), сводя к минимуму эксплуатационные расходы.
Возрождение и развитие национальной культуры, придание ей статуса приоритетного направления в социально-экономическом развитии страны являются важнейшей целью государства. Предусматривается повысить влияние культуры на все сферы общественной жизни, становление государственности, укрепление международного авторитета Беларуси.
Намечены мероприятия по сохранению и качественному наращиванию сети учреждений культуры, укреплению и обновлению ее материально-технической базы, обеспечению доступности и разнообразия услуг отрасли для всего населения. Особое внимание предполагается уделить развитию библиотек и клубов, которые являются наиболее массовыми культурно-просветительными учреждениями, расширению библиотечных фондов, сохранению и использованию историко-культурного наследия Беларуси. Предусматривается открытие новых учреждений культуры, соответствующих требованиям времени.
Формированию эффективно действующего экономического механизма развития отрасли «Культура и искусство» несомненно будет содействовать законодательно установленный объем ее бюджетного финансирования в размере до 1 % ВВП. Для покрытия расходов на содержание учреждений культуры, а также привлечения дополнительных средств в регионах изыскиваются возможности развития и увеличения объемов платных услуг населению.