читать дальше
Физическая культура и спорт относятся к числу важных факторов повышения долголетия, продления жизни населения, активного отдыха. Физкультурно-спортивному движению придан статус одного из главных приоритетов политики государства. С физической культурой и спортом тесно взаимосвязан туризм новая отрасль национальной экономики.
В настоящее время физическая культура и спорт представляют собой самостоятельную, динамично развивающуюся отрасль национальной экономики со сложившейся структурой управления, материально-техническим и кадровым потенциалом, сетью специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений, организаций и учебных заведений. Физическая культура и спорт интегрированы в другие отрасли социально-культурного комплекса, имеют там свои объекты, учреждения, кадры.
Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2004 года по отрасли «Физическая культура и спорт<> предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 71,4 млрд р., что составляет 0,5 % расходов бюджета. Наряду с этим возрастает роль внебюджетного финансирования. Основными источниками поступления внебюджетных средств являются такие виды деятельности, как оказание платных спортивно-оздоровительных услуг, сдача в аренду помещений и спортивных сооружений, а также спонсорская помощь. Растет количество занятых (преподавателей, тренеров и др.) в отрасли.
Физкультурно-массовая и спортивная работа в стране развивается на основе Закона «О физической культуре и спорте» (1993 г.). Руководство этой деятельностью осуществляет Министерство спорта и туризма. В 1991 г. образован Национальный олимпийский комитет Беларуси.
Физическая культура определяется как часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Основными показателями состояния физической культуры являются: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физических упражнений в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.
Физическая культура как социальный институт включает следующие формы: базовую, спортивную, профессионально-прикладную, оздоровительно-реабилитационную, рекреационную.
Базовая физическая культура входит в систему образования и воспитания, обеспечивает формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков, оптимального уровня разносторонней физической подготовки; является составной частью учебного процесса в общеобразовательных школах и других учебных заведениях.
Спортивная физическая культура предусматривает подготовку и участие спортсменов в соревнованиях. В отличие от спорта в нее включаются только те спортивные виды, которые связаны с активной двигательной деятельностью и направлены на физическое совершенствование человека.
Профессионально-прикладная физическая культура используется с целью формирования двигательных умений и навыков, которые содействуют освоению профессии, развитию профессиональных качеств и устойчивости к вредным факторам труда.
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура ориентирована на использование физических упражнений как средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных при болезни, травме и др.; включена в санаторно-курортное лечение (лечебная гимнастика, дозированная ходьба).
Рекреационная физическая культура включает занятия физическими упражнениями в свободное время, в том числе игры, спортивные танцы, аэробику, шейпинг, туристические походы, путешествия и др.
Спорт рассматривается как составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Существуют три основные взаимосвязанные организационные формы спорта: массовый самодеятельный резервный и спорт высших достижений.
Массовый спорт охватывает практически все социальные
группы населения, лишь относительно лимитируется возрастом,
состоянием здоровья, уровнем физического развития людей.
Резервный спорт использует систему отбора и подготовки
юных спортсменов, детско-юношеские спортивные школы и
специализированные детско-юношеские школы олимпийского
резерва.
Спорт высших достижений включает спорт рекордный и
зрелищно-коммерческий. Организатором рекордного спорта выступает государство, оно создает условия для подготовки высококлассны спортсменов и команд, использует их достижения
для формирования престижа страны на международной арене.
На этой основе рекордный спорт соединяется с государственной
политикой. Зрелищно-коммерческий спорт преследует цели получения прибыли от организации спортивного зрелища. В данном
случае спорт приобретает черты шоу-бизнеса.
В Беларуси наиболее массовыми видами спорта являются:
баскетбол, биатлон, борьба, водные лыжи, волейбол, гандбол,
гимнастика, городки, легкая атлетика, лыжный спорт, настольный теннис, плавание, стрелковый спорт, теннис, фехтование,
футбол, хоккей, шахматы, шашки и др. действует более 30 спортивных ассоциаций, около 60 спортивных клубов, объединений
и союзов, более 90 федераций по отдельным видам спорта.
Особое внимание уделяется физическому воспитанию подрастающего поколения в системе образования. По государственным программам физического воспитания обучается боле 2 млн. учащихся и студентов. Процесс физического воспитания в детских дошкольных учреждениях обеспечивают 1,9 тыс., в общеобразовательных учебных заведениях — 7,7 тыс., профессионально-технических средних специальных — свыше 1 тыс.,
высших учебных заведениях — 1,4 тыс. специалистов, имеющих профессиональную подготовку.
Дальнейшее развитие получила физкультурная и спортивно-массовая работа на предприятиях, в организациях и учреждениях. Ее проводят 2,2 тыс. инструкторов-методистов по физической культуре и тренеров спортивных секций, клубов, оздоровительных групп. Физической культурой и спортом занимаются более 5 % общего числа работающих.
В системе Министерства спорта и туризма действуют б областных учебно-методических центров физического воспитания населения, свыше 100 городских и районных физкультурно-спортивных клубов и центров физкультурно-оздоровительной работы, более 700 клубов по спортивным интересам, в которых систематически занимаются около 1 млн. чел., или 10 % населения страны (в том числе в учебных заведениях всех типов — 560 тыс., на предприятиях и в организациях — 250 тыс., по месту жительства — 187 тыс.).
Принимаются меры по созданию условий для регулярных физкультурно-оздоровительных занятий по месту жительства. В городах и районах организованы центры физкультурно-оздоровительной работы, финансирование которых осуществляется за счет 3%-ных отчислений жилищных организаций. Координация совместной деятельности этих центров и физкультурно-спортивных клубов позволит концентрировать финансовые средства, выделяемые на данные цели из разных источников.
Материально-техническая база отрасли * Физическая культура и спорт» включает 232 стадиона, 32 спортивных манежа, 239 плавательных бассейнов, 4898 спортивных залов, более
700 мини-бассейнов в детских дошкольных учреждениях, 1,3 тыс. стрелковых тиров, свыше 9,5 тыс. открытых спортивных площадок, а также базы олимпийской подготовки «Стайки», «Раубичи», «Ратомка», дворцы спорта, тенниса, ледовые дворцы многофункционального назначения (табл. 4.32). На этой базе функционирует 11 училищ олимпийского резерва, 8 школ высшего спортивного мастерства, 13 центров олимпийской подготовки, 165 специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, 283 детско-юношеские спортивные школы и другие спортивные организации (2004 г.).
Однако существует проблема с обеспеченностью учебных заведений спортивным инвентарем и оборудованием. В общеобразовательных школах этот показатель составляет 33 % норматива, в профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях — лишь 25—36 %. По-прежнему наибольшую потребность учебные заведения испытывают в игровом спортивном инвентаре (обеспеченность 30 %).
Решению проблем отрасли призвана содействовать Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2003—2006 годы, которая предусматривает создание необходимых материально-технических условий, правовых, социальных и экономических предпосылок, позволяющих повысить эффективность физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы и обеспечивающих социально гарантированные минимальные потребности населения в физкультурно-оздоровительных услугах.
Здоровый образ жизни должен прочно войти в массовое сознание жителей Беларуси. для этого государственную политику в сфере физической культуры и спорта следует реализовывать во взаимодействии всех органов законодательной и исполнительской власти, общественных и спортивных организаций, средств массовой информации.
На современном этапе в тесной взаимосвязи с физической культурой и спортом развивается туризм — крупная межотраслевая система, которая обеспечивает отдых и оздоровление людей, а также является потенциальным источником доходов государственного бюджета (отрасль работает с прибылью).
Туристские услуги в Республике Беларусь оказывают более 350 туристских организаций, из них 13 — государственной формы собственности. Анализ направлений деятельности туристских фирм показывает, что практически 95 % из них работают на внешний рынок. Сохраняется тенденция преобладания выездного туризма над въездным. В 2004 г. республику посетили 67,5 тыс. иностранных туристов, 514,6 тыс. наших граждан с туристскими целями выехали за рубеж, в том числе в страны
СНГ — 306,5 тыс. чел., в другие иностранные государства — 208,1 тыс.
В Беларуси осуществляются организационные меры по развитию индустрии туризма путем координации деятельности министерств и ведомств, причастных к этой сфере. Создан департамент по туризму, который обеспечивает управление отраслью, включая сертификацию и стандартизацию туристских услуг, а также переподготовку кадров. Вместе с тем переход на принятые в международной практике стандарты качества туристских услуг и обслуживания туристов осуществляется крайне медленно. Несмотря на наличие соответствующего туристского потенциала (по отдельным оценкам, 16 тыс. единиц), в туристских целях используется менее 10 %. Удельный вес туристских услуг в общем объеме экспорта услуг не превышает 1 % , в объеме платных услуг — 0,6, в ВВП — лишь 0,1 %.
Основные направления развития туризма, механизмы их
реализации определены в Национальной программе развития
туризма Республики Беларусь на 2006—2010 годы. Стратегическая цель программы — создание туристской инфраструктуры.
Предстоит сформировать современный высокоэффективный и
4 конкурентоспособный туристский комплекс рыночного типа,
способный удовлетворить потребности отечественных и зарубежных граждан в туристских поездках и тем самым значительно повысить вклад туризма в развитие национальной экономики.
В Беларуси будет создано 27 туристских зон национального и регионального значения. Получат развитие новые виды туризма (водный, сельский, экологический), в наибольшей степени отражающие преимущества туристских ресурсов страны. Для целей водного туризма будут использованы Августовский, Агинский, Днепро-Бугский каналы, Березинская водная система и другие водные бассейны.
Физическая культура и спорт относятся к числу важных факторов повышения долголетия, продления жизни населения, активного отдыха. Физкультурно-спортивному движению придан статус одного из главных приоритетов политики государства. С физической культурой и спортом тесно взаимосвязан туризм новая отрасль национальной экономики.
В настоящее время физическая культура и спорт представляют собой самостоятельную, динамично развивающуюся отрасль национальной экономики со сложившейся структурой управления, материально-техническим и кадровым потенциалом, сетью специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений, организаций и учебных заведений. Физическая культура и спорт интегрированы в другие отрасли социально-культурного комплекса, имеют там свои объекты, учреждения, кадры.
Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2004 года по отрасли «Физическая культура и спорт<> предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 71,4 млрд р., что составляет 0,5 % расходов бюджета. Наряду с этим возрастает роль внебюджетного финансирования. Основными источниками поступления внебюджетных средств являются такие виды деятельности, как оказание платных спортивно-оздоровительных услуг, сдача в аренду помещений и спортивных сооружений, а также спонсорская помощь. Растет количество занятых (преподавателей, тренеров и др.) в отрасли.
Физкультурно-массовая и спортивная работа в стране развивается на основе Закона «О физической культуре и спорте» (1993 г.). Руководство этой деятельностью осуществляет Министерство спорта и туризма. В 1991 г. образован Национальный олимпийский комитет Беларуси.
Физическая культура определяется как часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Основными показателями состояния физической культуры являются: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физических упражнений в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.
Физическая культура как социальный институт включает следующие формы: базовую, спортивную, профессионально-прикладную, оздоровительно-реабилитационную, рекреационную.
Базовая физическая культура входит в систему образования и воспитания, обеспечивает формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков, оптимального уровня разносторонней физической подготовки; является составной частью учебного процесса в общеобразовательных школах и других учебных заведениях.
Спортивная физическая культура предусматривает подготовку и участие спортсменов в соревнованиях. В отличие от спорта в нее включаются только те спортивные виды, которые связаны с активной двигательной деятельностью и направлены на физическое совершенствование человека.
Профессионально-прикладная физическая культура используется с целью формирования двигательных умений и навыков, которые содействуют освоению профессии, развитию профессиональных качеств и устойчивости к вредным факторам труда.
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура ориентирована на использование физических упражнений как средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных при болезни, травме и др.; включена в санаторно-курортное лечение (лечебная гимнастика, дозированная ходьба).
Рекреационная физическая культура включает занятия физическими упражнениями в свободное время, в том числе игры, спортивные танцы, аэробику, шейпинг, туристические походы, путешествия и др.
Спорт рассматривается как составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Существуют три основные взаимосвязанные организационные формы спорта: массовый самодеятельный резервный и спорт высших достижений.
Массовый спорт охватывает практически все социальные
группы населения, лишь относительно лимитируется возрастом,
состоянием здоровья, уровнем физического развития людей.
Резервный спорт использует систему отбора и подготовки
юных спортсменов, детско-юношеские спортивные школы и
специализированные детско-юношеские школы олимпийского
резерва.
Спорт высших достижений включает спорт рекордный и
зрелищно-коммерческий. Организатором рекордного спорта выступает государство, оно создает условия для подготовки высококлассны спортсменов и команд, использует их достижения
для формирования престижа страны на международной арене.
На этой основе рекордный спорт соединяется с государственной
политикой. Зрелищно-коммерческий спорт преследует цели получения прибыли от организации спортивного зрелища. В данном
случае спорт приобретает черты шоу-бизнеса.
В Беларуси наиболее массовыми видами спорта являются:
баскетбол, биатлон, борьба, водные лыжи, волейбол, гандбол,
гимнастика, городки, легкая атлетика, лыжный спорт, настольный теннис, плавание, стрелковый спорт, теннис, фехтование,
футбол, хоккей, шахматы, шашки и др. действует более 30 спортивных ассоциаций, около 60 спортивных клубов, объединений
и союзов, более 90 федераций по отдельным видам спорта.
Особое внимание уделяется физическому воспитанию подрастающего поколения в системе образования. По государственным программам физического воспитания обучается боле 2 млн. учащихся и студентов. Процесс физического воспитания в детских дошкольных учреждениях обеспечивают 1,9 тыс., в общеобразовательных учебных заведениях — 7,7 тыс., профессионально-технических средних специальных — свыше 1 тыс.,
высших учебных заведениях — 1,4 тыс. специалистов, имеющих профессиональную подготовку.
Дальнейшее развитие получила физкультурная и спортивно-массовая работа на предприятиях, в организациях и учреждениях. Ее проводят 2,2 тыс. инструкторов-методистов по физической культуре и тренеров спортивных секций, клубов, оздоровительных групп. Физической культурой и спортом занимаются более 5 % общего числа работающих.
В системе Министерства спорта и туризма действуют б областных учебно-методических центров физического воспитания населения, свыше 100 городских и районных физкультурно-спортивных клубов и центров физкультурно-оздоровительной работы, более 700 клубов по спортивным интересам, в которых систематически занимаются около 1 млн. чел., или 10 % населения страны (в том числе в учебных заведениях всех типов — 560 тыс., на предприятиях и в организациях — 250 тыс., по месту жительства — 187 тыс.).
Принимаются меры по созданию условий для регулярных физкультурно-оздоровительных занятий по месту жительства. В городах и районах организованы центры физкультурно-оздоровительной работы, финансирование которых осуществляется за счет 3%-ных отчислений жилищных организаций. Координация совместной деятельности этих центров и физкультурно-спортивных клубов позволит концентрировать финансовые средства, выделяемые на данные цели из разных источников.
Материально-техническая база отрасли * Физическая культура и спорт» включает 232 стадиона, 32 спортивных манежа, 239 плавательных бассейнов, 4898 спортивных залов, более
700 мини-бассейнов в детских дошкольных учреждениях, 1,3 тыс. стрелковых тиров, свыше 9,5 тыс. открытых спортивных площадок, а также базы олимпийской подготовки «Стайки», «Раубичи», «Ратомка», дворцы спорта, тенниса, ледовые дворцы многофункционального назначения (табл. 4.32). На этой базе функционирует 11 училищ олимпийского резерва, 8 школ высшего спортивного мастерства, 13 центров олимпийской подготовки, 165 специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, 283 детско-юношеские спортивные школы и другие спортивные организации (2004 г.).
Однако существует проблема с обеспеченностью учебных заведений спортивным инвентарем и оборудованием. В общеобразовательных школах этот показатель составляет 33 % норматива, в профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях — лишь 25—36 %. По-прежнему наибольшую потребность учебные заведения испытывают в игровом спортивном инвентаре (обеспеченность 30 %).
Решению проблем отрасли призвана содействовать Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2003—2006 годы, которая предусматривает создание необходимых материально-технических условий, правовых, социальных и экономических предпосылок, позволяющих повысить эффективность физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы и обеспечивающих социально гарантированные минимальные потребности населения в физкультурно-оздоровительных услугах.
Здоровый образ жизни должен прочно войти в массовое сознание жителей Беларуси. для этого государственную политику в сфере физической культуры и спорта следует реализовывать во взаимодействии всех органов законодательной и исполнительской власти, общественных и спортивных организаций, средств массовой информации.
На современном этапе в тесной взаимосвязи с физической культурой и спортом развивается туризм — крупная межотраслевая система, которая обеспечивает отдых и оздоровление людей, а также является потенциальным источником доходов государственного бюджета (отрасль работает с прибылью).
Туристские услуги в Республике Беларусь оказывают более 350 туристских организаций, из них 13 — государственной формы собственности. Анализ направлений деятельности туристских фирм показывает, что практически 95 % из них работают на внешний рынок. Сохраняется тенденция преобладания выездного туризма над въездным. В 2004 г. республику посетили 67,5 тыс. иностранных туристов, 514,6 тыс. наших граждан с туристскими целями выехали за рубеж, в том числе в страны
СНГ — 306,5 тыс. чел., в другие иностранные государства — 208,1 тыс.
В Беларуси осуществляются организационные меры по развитию индустрии туризма путем координации деятельности министерств и ведомств, причастных к этой сфере. Создан департамент по туризму, который обеспечивает управление отраслью, включая сертификацию и стандартизацию туристских услуг, а также переподготовку кадров. Вместе с тем переход на принятые в международной практике стандарты качества туристских услуг и обслуживания туристов осуществляется крайне медленно. Несмотря на наличие соответствующего туристского потенциала (по отдельным оценкам, 16 тыс. единиц), в туристских целях используется менее 10 %. Удельный вес туристских услуг в общем объеме экспорта услуг не превышает 1 % , в объеме платных услуг — 0,6, в ВВП — лишь 0,1 %.
Основные направления развития туризма, механизмы их
реализации определены в Национальной программе развития
туризма Республики Беларусь на 2006—2010 годы. Стратегическая цель программы — создание туристской инфраструктуры.
Предстоит сформировать современный высокоэффективный и
4 конкурентоспособный туристский комплекс рыночного типа,
способный удовлетворить потребности отечественных и зарубежных граждан в туристских поездках и тем самым значительно повысить вклад туризма в развитие национальной экономики.
В Беларуси будет создано 27 туристских зон национального и регионального значения. Получат развитие новые виды туризма (водный, сельский, экологический), в наибольшей степени отражающие преимущества туристских ресурсов страны. Для целей водного туризма будут использованы Августовский, Агинский, Днепро-Бугский каналы, Березинская водная система и другие водные бассейны.