читать дальшеРеализация основных направлений и целевых установок политического, социально-экономического развития страны во многом предопределяется наличием действенной организационной структуры ГУ. Организационная структура ГУ концентрирует в себе многообразные возможности государства и представляет собой определенный состав, организацию и упорядоченные взаимосвязи и взаимозависимости его системообразующих элементов. Она обусловлена общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием ГУ в обществе и обеспечивает формирование и реализацию управленческого воздействия государства на протекающие в обществе процессы.
Организационная структура ГУ отражает соподчинение системообразующих элементов и их взаимосвязи как по вертикали, так и по горизонтали. В совокупности они образуют единую целостную, качественно новую систему, которую нельзя свести к простой арифметической сумме составляющих ее элементов. Их совокупность, взаимосвязи и взаимодействие придают этой системе новую качественную определенность, обеспечивают ее устойчивость. Наличие системообразующих элементов, устойчивые связи между ними – структура системы. Структура отражает строение системы ГУ, его внутреннюю форму организации.
Основополагающими признаками организационной структуры ГУ являются:
• наличие цели;
• наличие системообразующих элементов (органов ГУ);
• наличие внутреннего координирующего центра, обеспечивающего стабильность и равновесие организационной системы;
• саморегулирование, обеспечиваемое центром на основе имеющейся информации;
• обособленность (наличие границ, отделяющих организационную структуру от внешней среды);
• организационная культура, основанная на нормах права и поведения.
Совокупность системообразующих элементов и упорядоченные связи между ними должны обеспечивать устойчивость организационной структуры, возможность ее развития и эффективного функционирования. Определяющим основанием организационной структуры ГУ является наличие субъекта и объекта управления. Субъект управления включает в себя институциональную составляющую и личностный компонент. Учреждение государством институции осуществляется в установленном конституционно-правовом порядке в целях реализации функций государства. Процесс институциализации выражается в различных формах: государственных институтах и органах, учреждениях, организациях, печатной продукции власти – документах, законах, инструкциях, нормах, правилах, приказах и т.д. Субъекты управления отличаются друг от друга формами построения, властными полномочиями и степенью ответственности, сочетанием принципов единоначалия и коллегиальности, выборностью или назначением на должность, методами и формами деятельности и др. Специфика и особенности субъектов управления позволяет разграничить и сочетать их функции, полномочия, избежать дублирующего воздействия со стороны нескольких субъектов по отношению к одному объекту. Каждый субъект управления, занимая определенное положение в иерархии организационной структуры ГУ, должен иметь четко определенные обязанности, права, свою меру ответственности, которые фиксируются в соответствующем нормативном акте, например, в положении об органе ГУ. Свое управляющее воздействие субъект управления в соответствии с возложенными на него функциями и полномочиями осуществляет по отношению к определенному объекту (совокупности объектов) управления.
Между субъектом и объектом управления должны устанавливаться четкие организационные отношения. При этом объекты управления должны:
• воспринимать управляющее воздействие субъекта управления и адекватно на него реагировать;
• иметь четкие организационные отношения с субъектом управления;
• иметь устойчивые каналы прямой и обратной связи с субъектом управления.
Организационная структура ГУ обеспечивает функционирование системы ГУ конкретного государства. Строится на основе:
• Конституции государства, действующей на его территории законов и нормативных актов, регламентирующих организацию ГУ в целом и в соответствующей сфере деятельности;
• учета сложившейся мировой практики и национальных особенностей страны в организации ГУ в различных сферах деятельности.
В зависимости от назначения, сложности, важности, состояния, качества, способностей и возможностей управляющего субъекта и объекта управления, существующих в системе управления норм и правил, а также влияния на организационную структуру управления факторов, осуществляется распределение объектов управления между различными уровнями (национальный, региональный, отраслевой, местный) и звеньями организационной структуры управления.
К общим правилам формирования организационной структуры ГУ следует отнести следующие:
• каждый объект должен иметь свой и желательно единственный субъект управления;
• за каждым субъектом закрепляются свои объекты управления, объединяемые каким-либо существенным признаком (территориальной принадлежностью, функциональным, отраслевым и др.);
• между субъектом и объектом управления должны устанавливаться определенные отношения – взаимные обязанности, права, ответственность.
Отклонение от общих правил влечет за собой появление таких негативных тенденций в системе ГУ, как параллелизм и дублирование, которые негативно влияют на его качество и эффективность.
Организационная структура ГУ должна обеспечивать и регламентировать:
• полноту ответственности каждого управленческого органа за достижение поставленной перед ним цели и возложенные на него функции;
• сбалансированность целей всех звеньев нижестоящего с целями вышестоящего уровня;
• комплексность выполнения функций управления по отношению к поставленной цели по горизонтали и по вертикали;
• рациональное разделение и кооперацию усилий между звеньями и уровнями государственного аппарата;
• реализацию прав и ответственности при решении управленческой задачи;
• полное соответствие исполнения компетенции и правам.
Организационная структура ГУ формируется на основе определенных принципов, которые выступают в качестве основополагающей идеи и носят объективный характер, поскольку отражают реальные условия построения и функционирования системы. Обладая определенной степенью стабильности, принципы в то же время должны быть гибкими, обеспечивать своевременное реагирование на изменение внешней среды, динамику общественной жизни, изменяющиеся требования и задачи организационной системы.
С определенной степенью условности можно выделить 2 группы принципов организации ГУ: организационно-политические и организационно-технологические.
Организационно-политические основаны на объективной необходимости учета социально-политических, экономических и иных процессов государственного и общественного развития. К ним относятся: принцип законности; соблюдения прав и свобод человека; соблюдения жизненно важных интересов личности, общества, государства; взаимной ответственности; гуманизма; осуществления связи с общественностью.
Организационно-технологические отражают основные подходы к формированию организационной структуры ГУ и обеспечивают эффективность его функционирования. К ним относятся: единства и целостности; устойчивости и развития; сочетания централизации и децентрализации; разделения труда.
На сегодняшний день в мировом масштабе нет единой классификации органов управления, но существуют критерии построения организационной структуры управления:
• территориальный масштаб компетенции (по этому критерию выделяют федеральные, республиканские, местные органы управления);
• порядок образования органов управления (образуемые и избираемые);
• характер и содержание компетенции (функциональные, отраслевые, межотраслевые органы управления);
• порядок разрешения вопросов компетенции (органы коллегиального управления, органы единоначального управления).
Во многом организационная структура зависит от человеческого потенциала, информационного обеспечения, стиля ГУ, от способности государственного аппарата осваивать современные научные методы и технические средства управления.
Организационная структура ГУ отражает соподчинение системообразующих элементов и их взаимосвязи как по вертикали, так и по горизонтали. В совокупности они образуют единую целостную, качественно новую систему, которую нельзя свести к простой арифметической сумме составляющих ее элементов. Их совокупность, взаимосвязи и взаимодействие придают этой системе новую качественную определенность, обеспечивают ее устойчивость. Наличие системообразующих элементов, устойчивые связи между ними – структура системы. Структура отражает строение системы ГУ, его внутреннюю форму организации.
Основополагающими признаками организационной структуры ГУ являются:
• наличие цели;
• наличие системообразующих элементов (органов ГУ);
• наличие внутреннего координирующего центра, обеспечивающего стабильность и равновесие организационной системы;
• саморегулирование, обеспечиваемое центром на основе имеющейся информации;
• обособленность (наличие границ, отделяющих организационную структуру от внешней среды);
• организационная культура, основанная на нормах права и поведения.
Совокупность системообразующих элементов и упорядоченные связи между ними должны обеспечивать устойчивость организационной структуры, возможность ее развития и эффективного функционирования. Определяющим основанием организационной структуры ГУ является наличие субъекта и объекта управления. Субъект управления включает в себя институциональную составляющую и личностный компонент. Учреждение государством институции осуществляется в установленном конституционно-правовом порядке в целях реализации функций государства. Процесс институциализации выражается в различных формах: государственных институтах и органах, учреждениях, организациях, печатной продукции власти – документах, законах, инструкциях, нормах, правилах, приказах и т.д. Субъекты управления отличаются друг от друга формами построения, властными полномочиями и степенью ответственности, сочетанием принципов единоначалия и коллегиальности, выборностью или назначением на должность, методами и формами деятельности и др. Специфика и особенности субъектов управления позволяет разграничить и сочетать их функции, полномочия, избежать дублирующего воздействия со стороны нескольких субъектов по отношению к одному объекту. Каждый субъект управления, занимая определенное положение в иерархии организационной структуры ГУ, должен иметь четко определенные обязанности, права, свою меру ответственности, которые фиксируются в соответствующем нормативном акте, например, в положении об органе ГУ. Свое управляющее воздействие субъект управления в соответствии с возложенными на него функциями и полномочиями осуществляет по отношению к определенному объекту (совокупности объектов) управления.
Между субъектом и объектом управления должны устанавливаться четкие организационные отношения. При этом объекты управления должны:
• воспринимать управляющее воздействие субъекта управления и адекватно на него реагировать;
• иметь четкие организационные отношения с субъектом управления;
• иметь устойчивые каналы прямой и обратной связи с субъектом управления.
Организационная структура ГУ обеспечивает функционирование системы ГУ конкретного государства. Строится на основе:
• Конституции государства, действующей на его территории законов и нормативных актов, регламентирующих организацию ГУ в целом и в соответствующей сфере деятельности;
• учета сложившейся мировой практики и национальных особенностей страны в организации ГУ в различных сферах деятельности.
В зависимости от назначения, сложности, важности, состояния, качества, способностей и возможностей управляющего субъекта и объекта управления, существующих в системе управления норм и правил, а также влияния на организационную структуру управления факторов, осуществляется распределение объектов управления между различными уровнями (национальный, региональный, отраслевой, местный) и звеньями организационной структуры управления.
К общим правилам формирования организационной структуры ГУ следует отнести следующие:
• каждый объект должен иметь свой и желательно единственный субъект управления;
• за каждым субъектом закрепляются свои объекты управления, объединяемые каким-либо существенным признаком (территориальной принадлежностью, функциональным, отраслевым и др.);
• между субъектом и объектом управления должны устанавливаться определенные отношения – взаимные обязанности, права, ответственность.
Отклонение от общих правил влечет за собой появление таких негативных тенденций в системе ГУ, как параллелизм и дублирование, которые негативно влияют на его качество и эффективность.
Организационная структура ГУ должна обеспечивать и регламентировать:
• полноту ответственности каждого управленческого органа за достижение поставленной перед ним цели и возложенные на него функции;
• сбалансированность целей всех звеньев нижестоящего с целями вышестоящего уровня;
• комплексность выполнения функций управления по отношению к поставленной цели по горизонтали и по вертикали;
• рациональное разделение и кооперацию усилий между звеньями и уровнями государственного аппарата;
• реализацию прав и ответственности при решении управленческой задачи;
• полное соответствие исполнения компетенции и правам.
Организационная структура ГУ формируется на основе определенных принципов, которые выступают в качестве основополагающей идеи и носят объективный характер, поскольку отражают реальные условия построения и функционирования системы. Обладая определенной степенью стабильности, принципы в то же время должны быть гибкими, обеспечивать своевременное реагирование на изменение внешней среды, динамику общественной жизни, изменяющиеся требования и задачи организационной системы.
С определенной степенью условности можно выделить 2 группы принципов организации ГУ: организационно-политические и организационно-технологические.
Организационно-политические основаны на объективной необходимости учета социально-политических, экономических и иных процессов государственного и общественного развития. К ним относятся: принцип законности; соблюдения прав и свобод человека; соблюдения жизненно важных интересов личности, общества, государства; взаимной ответственности; гуманизма; осуществления связи с общественностью.
Организационно-технологические отражают основные подходы к формированию организационной структуры ГУ и обеспечивают эффективность его функционирования. К ним относятся: единства и целостности; устойчивости и развития; сочетания централизации и децентрализации; разделения труда.
На сегодняшний день в мировом масштабе нет единой классификации органов управления, но существуют критерии построения организационной структуры управления:
• территориальный масштаб компетенции (по этому критерию выделяют федеральные, республиканские, местные органы управления);
• порядок образования органов управления (образуемые и избираемые);
• характер и содержание компетенции (функциональные, отраслевые, межотраслевые органы управления);
• порядок разрешения вопросов компетенции (органы коллегиального управления, органы единоначального управления).
Во многом организационная структура зависит от человеческого потенциала, информационного обеспечения, стиля ГУ, от способности государственного аппарата осваивать современные научные методы и технические средства управления.