читать дальшеУправление, в том числе и государственное, должно быть определенным образом организовано: без организации нет и не может быть управления, они связаны между собой как форма и содержание, они дополняют друг друга и их отдельное существование бессмысленно. От того, как сформирована и функционирует организационная структура ГУ, зависит его эффективность. Каждый системообразующий элемент организационной структуры имеет свои цели, задачи, функции, наделен определенными властными полномочиями и располагает определенными средствами, что в совокупности обеспечивает получение необходимого конечного результата.
В качестве объекта изучения выступают организационная структура ГУ и ее важнейшие системообразующие элементы – государственные органы – республиканские, региональные, местные.
Изучением ГУ, его организационной структуры и отдельных элементов занимаются различные науки – теория государства и права, ГУ, экономическая теория, философия, политология, социология. Каждая имеет свою особую область, свой объект и предмет изучения. В комплексе они обеспечивают целостное представление о государстве, его устройстве, роли в жизни общества и в решении проблем социально-экономического и политического развития, его задачах, функциях и т.д. Государственные органы рассматриваются как важнейшие системообразующие элементы целостной системы ГУ и его организационной структуры, функционирование которой связано, прежде всего, с принятием политических и административных решений, а также их практической реализацией.
Предметом курса является изучение природы организации ГУ, научных подходов и закономерностей построения и функционирования организационной структуры в целом и ее важнейших системообразующих элементов – органов ГУ, а также изучение их сущности, компетенции, полномочий, задач и функций на всех иерархических уровнях управления.
При изучении курса используются различные методы и подходы:
• диалектико-материалистический метод, который распространяется на все без исключения конкретные науки и на все стадии или этапы процесса познания. С его помощью отражается тот реальный исторический путь, по которому проходило и проходит развитие ГУ, его организационной структуры. Все явления и процессы рассматриваются как в статике, так и в динамике, с позиций их взаимодействия с окружающей политической, экономической, социальной и иной средой;
• метод сравнительного анализа обеспечивает возможность сопоставления однотипных явлений, различных способов реализации одних и тех же функций и т.д. с целью выявления их общих и специфических черт, нахождения наиболее эффективных форм организации и функционирования организационной системы в целом и каждого ее системообразующего элемента;
• системный подход, любое явление можно рассматривать как систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Выступает научной основой построения организационной структуры ГУ. Позволяет рассматривать организационную структуру ГУ как единое целое, а любой ее элемент как относительно самостоятельную, открытую, динамично развивающуюся систему, активно взаимодействующую с окружающей средой;
• структурно-функциональный подход позволяет рассмотреть организационную структуру ГУ в целом и каждый ее элемент в отдельности, определить его назначение и выполняет специфические функции, направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее ожиданий. Деятельность элементов системы как бы запрограммирована общей организационной структурой;
• институциональный подход позволяет показать участие государственных институтов, органов и учреждений в разработке и реализации управленческих решений. Функционально-структурный и институциональный подходы в совокупности позволяют сконцентрировать внимание на организационной структуре ГУ в целом, а также на государственных органах и учреждениях, обеспечивающих ГУ, на дифференциации структурных элементов, классификации их задач и управленческих функций;
• социологический и статистический подходы позволяют получить количественные и качественные оценки функционирования государственных органов управления, учреждений (например, эффективность предпринимаемых мер по борьбе с организованной преступностью и коррупцией), намечать и принимать наиболее действенные меры по борьбе с возникающими негативными последствиями их деятельности.
Целью изучения данного курса является получение совокупности знаний в области построения и функционирования организационной структуры ГУ в целом, ее отдельных органов различного уровня управленческой иерархии.
Для достижения этой цели необходимо:
• иметь четкое представление о целях и задачах организации ГУ;
• изучить современные научные подходы к построению организационной структуры ГУ;
• знать особенности, условия и научные подходы к формированию иерархической системы ГУ в РБ;
• изучить природу и сущность государственных органов, связи между ними, их цели, задачи, функции.
Важнейшая задача курса – освоение не только теоретических, но и практических вопросов, связанных с сущностью, построением и функционированием организационной структуры ГУ, ее органов, государственного аппарата в целом.
В качестве объекта изучения выступают организационная структура ГУ и ее важнейшие системообразующие элементы – государственные органы – республиканские, региональные, местные.
Изучением ГУ, его организационной структуры и отдельных элементов занимаются различные науки – теория государства и права, ГУ, экономическая теория, философия, политология, социология. Каждая имеет свою особую область, свой объект и предмет изучения. В комплексе они обеспечивают целостное представление о государстве, его устройстве, роли в жизни общества и в решении проблем социально-экономического и политического развития, его задачах, функциях и т.д. Государственные органы рассматриваются как важнейшие системообразующие элементы целостной системы ГУ и его организационной структуры, функционирование которой связано, прежде всего, с принятием политических и административных решений, а также их практической реализацией.
Предметом курса является изучение природы организации ГУ, научных подходов и закономерностей построения и функционирования организационной структуры в целом и ее важнейших системообразующих элементов – органов ГУ, а также изучение их сущности, компетенции, полномочий, задач и функций на всех иерархических уровнях управления.
При изучении курса используются различные методы и подходы:
• диалектико-материалистический метод, который распространяется на все без исключения конкретные науки и на все стадии или этапы процесса познания. С его помощью отражается тот реальный исторический путь, по которому проходило и проходит развитие ГУ, его организационной структуры. Все явления и процессы рассматриваются как в статике, так и в динамике, с позиций их взаимодействия с окружающей политической, экономической, социальной и иной средой;
• метод сравнительного анализа обеспечивает возможность сопоставления однотипных явлений, различных способов реализации одних и тех же функций и т.д. с целью выявления их общих и специфических черт, нахождения наиболее эффективных форм организации и функционирования организационной системы в целом и каждого ее системообразующего элемента;
• системный подход, любое явление можно рассматривать как систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Выступает научной основой построения организационной структуры ГУ. Позволяет рассматривать организационную структуру ГУ как единое целое, а любой ее элемент как относительно самостоятельную, открытую, динамично развивающуюся систему, активно взаимодействующую с окружающей средой;
• структурно-функциональный подход позволяет рассмотреть организационную структуру ГУ в целом и каждый ее элемент в отдельности, определить его назначение и выполняет специфические функции, направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее ожиданий. Деятельность элементов системы как бы запрограммирована общей организационной структурой;
• институциональный подход позволяет показать участие государственных институтов, органов и учреждений в разработке и реализации управленческих решений. Функционально-структурный и институциональный подходы в совокупности позволяют сконцентрировать внимание на организационной структуре ГУ в целом, а также на государственных органах и учреждениях, обеспечивающих ГУ, на дифференциации структурных элементов, классификации их задач и управленческих функций;
• социологический и статистический подходы позволяют получить количественные и качественные оценки функционирования государственных органов управления, учреждений (например, эффективность предпринимаемых мер по борьбе с организованной преступностью и коррупцией), намечать и принимать наиболее действенные меры по борьбе с возникающими негативными последствиями их деятельности.
Целью изучения данного курса является получение совокупности знаний в области построения и функционирования организационной структуры ГУ в целом, ее отдельных органов различного уровня управленческой иерархии.
Для достижения этой цели необходимо:
• иметь четкое представление о целях и задачах организации ГУ;
• изучить современные научные подходы к построению организационной структуры ГУ;
• знать особенности, условия и научные подходы к формированию иерархической системы ГУ в РБ;
• изучить природу и сущность государственных органов, связи между ними, их цели, задачи, функции.
Важнейшая задача курса – освоение не только теоретических, но и практических вопросов, связанных с сущностью, построением и функционированием организационной структуры ГУ, ее органов, государственного аппарата в целом.