читать дальше
Современные подходы к государственному регулированию социальной сферы требуют постоянного изучения социальных процессов, выявления как негативных, так и позитивных тенденций и ситуаций в их развитии. Для этого в системе государственного регулирования социальной сферы широко используется мониторинг, позволяющий исследовать сложные процессы, явления и объекты. Мониторинг - это научно обоснованная система регулярного наблюдения, обеспечивающая сбор, обобщение и анализ информации в отношении исследуемого объекта и предоставление полученных данных государственным, региональным и местным органам управления для принятия соответствующего решения. Мониторинг обеспечивает:
• сбор, систематизацию информации о состоянии исследуемого процесса (явления, объекта);
• анализ данных и выявление тенденций, присущих исследуемым процессам (явлениям или объектам);
• прогнозирование развития выявленных тенденций, а также возможных в перспективе проблем и трудностей для исследуемых процессов (явлений или объектов);
• моделирование вариантов разрешения или предотвращения проблем исследуемых процессов (явлений или объектов) и обоснование выбора наиболее целесообразных вариантов решений.
Основными задачами мониторинга являются:
• наблюдение за процессами (явлениями или объектами);
• выявление складывающихся тенденций;
• прогнозирование складывающихся тенденций и их развития;
• поиск способов предотвращения негативных тенденций и поддержания позитивных.
Мониторинг может осуществляться в разрезе республики, области, города, сельской местности, отрасли, предприятия, социально-демографических групп населения и т.д. Объектами мониторинга выступают социальные процессы иявления, имеющие важное значение и влияющие на характер социальноэкономического развития страны, на политическую ситуацию, ход общественный преобразований и т.д. Например, дифференциация населения, социальная мобильность и миграционные процессы, занятость, доходы (заработная плата, пенсии, стипендии, пособия), деятельность отраслей социальной инфраструктуры и т.д.
Источниками информации мониторинга служат:
• данные государственной статистической отчетности;
• данные предприятий;
• данные выборочных обследований;
• специальные социологические исследования. Независимо от источника информация должна отвечать
определенным требованиям:
• быть полной, оперативной, систематической и достоверной;
• быть сопоставимой, что обеспечивается путем использования единой методологии при сборе и анализе информации. Это особо важно при использовании данных социологических опросов, интервью, анкетирования;
• сочетать возможность обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Как правило, система наблюдения за состоянием социальных объектов основывается на статистических показателях и индикаторах, всесторонне описывающих исследуемый объект. Система статистических показателей формируется исходя из сущности и особенностей объекта мониторинга. Так, в системе показателей мониторинга социально-демографических и миграционных процессов выделяют следующие блоки показателей.
1. Численность населения:
• численность населения;
• естественный прирост населения;
• коэффициент естественного прироста;
• общий коэффициент рождаемости;
• суммарный коэффициент рождаемости;
• число умерших за год;
• общий коэффициент смертности;
• демографическая нагрузка.
2. Миграция населения:
• миграционный прирост населения;
• численность беженцев;
• численность трудящихся мигрантов.
3. Половозрастная структура населения:
• возрастная структура населения;
• соотношение численности полов;
• возрастные коэффициенты рождаемости;
• возрастные коэффициенты смертности.
4. Прирост населения:
• прирост населения общий;
• прирост населения естественный;
• прирост населения механический.
В зависимости от цели и объекта мониторинга показатели могут уточняться.
Для характеристики социальной сферы принципиально важное значение имеет формирование следующих направлений мониторинга:
• государственного управления;
• расходов на социальные нужды;
• политической статистики;
• населения и социальной стратификации;
• социальной инфраструктуры;
• образа жизни.
В блоке государственного управления могут рассматриваться показатели численности и структуры органов власти, правительственных органов, объема и структуры произведенного и использованного национального дохода. Интересную информацию о деятельности органов власти могут представлять данные группировки законов, указов и постановлений с выделением тех, которые направлены на совершенствование социальной сферы.
В блоке расходов на социальные нужды основное место занимают показатели расходов государственного бюджета на социально-культурные мероприятия, показатели расходов на социальные нужды региональных, местных органов, предприятий и организаций, благотворительная деятельность.
Показатели политической статистики представлены показателями «мощности» различных партий и политических течений, их представительством в органах власти и управления, показателями политических акций, избирательной системы.
В блоке населения и социальной стратификации могут быть рассмотрены показатели социальных аспектов естественного, механического и социального движения населения, а также показатели, характеризующие распределение населения по социальным слоям и группам (стратам).
Разветвленная подсистема социальной инфраструктуры может быть представлена многочисленными характеристиками отраслей сферы социального обслуживания, а также показателями занятости, рынка и условий труда, экологических условий жизнедеятельности людей, криминогенной ситуации.
И наконец, самая объемная подсистема показателей характеризует образ жизни различных групп населения. В ее структуре могут быть рассмотрены показатели потребления материальных благ и услуг, цены, инфляция, показатели, характеризующие образовательный, профессиональный, культурный уровень населения, показатели здоровья населения (занятия физкультурой и спортом), быта, бюджета времени, показатели семьи, моральной статистики, статистики общественного мнения.
При формировании системы мониторинга принципиально важны:
1) выделение объекта мониторинга;
2) четкая постановка целей и задач мониторинга;
3) регулярный сбор, обобщение и анализ информации, отражающей состояние и развитие объекта;
4) своевременное выявление намечающихся негативных тенденций в развитии объекта;
5) исследование факторов и влияния внешней среды на развитие объекта.
Общая структура системы мониторинга должна включать:
1) функциональную подсистему, определяющую состояние и направление развития всех составляющих социальной сферы, за которыми осуществляется наблюдение;
2) обеспечивающую подсистему, в состав которой должны входить:
• информационное обеспечение, включающее в себя информационную базу мониторинга;
• организационное обеспечение (процедура проведения мониторинга и необходимая для этого документация);
• техническое обеспечение (комплекс технических средств для реализации процедур мониторинга);
• правовое обеспечение (комплекс законодательных и нормативно-правовых актов, обеспечивающих юридическую основу проведения мониторинга).
Мониторинг социальных процессов является надежной основой для выработки мер государственного воздействия (либо их отмены), для решения комплекса задач в области развития социальной сферы.
Современные подходы к государственному регулированию социальной сферы требуют постоянного изучения социальных процессов, выявления как негативных, так и позитивных тенденций и ситуаций в их развитии. Для этого в системе государственного регулирования социальной сферы широко используется мониторинг, позволяющий исследовать сложные процессы, явления и объекты. Мониторинг - это научно обоснованная система регулярного наблюдения, обеспечивающая сбор, обобщение и анализ информации в отношении исследуемого объекта и предоставление полученных данных государственным, региональным и местным органам управления для принятия соответствующего решения. Мониторинг обеспечивает:
• сбор, систематизацию информации о состоянии исследуемого процесса (явления, объекта);
• анализ данных и выявление тенденций, присущих исследуемым процессам (явлениям или объектам);
• прогнозирование развития выявленных тенденций, а также возможных в перспективе проблем и трудностей для исследуемых процессов (явлений или объектов);
• моделирование вариантов разрешения или предотвращения проблем исследуемых процессов (явлений или объектов) и обоснование выбора наиболее целесообразных вариантов решений.
Основными задачами мониторинга являются:
• наблюдение за процессами (явлениями или объектами);
• выявление складывающихся тенденций;
• прогнозирование складывающихся тенденций и их развития;
• поиск способов предотвращения негативных тенденций и поддержания позитивных.
Мониторинг может осуществляться в разрезе республики, области, города, сельской местности, отрасли, предприятия, социально-демографических групп населения и т.д. Объектами мониторинга выступают социальные процессы иявления, имеющие важное значение и влияющие на характер социальноэкономического развития страны, на политическую ситуацию, ход общественный преобразований и т.д. Например, дифференциация населения, социальная мобильность и миграционные процессы, занятость, доходы (заработная плата, пенсии, стипендии, пособия), деятельность отраслей социальной инфраструктуры и т.д.
Источниками информации мониторинга служат:
• данные государственной статистической отчетности;
• данные предприятий;
• данные выборочных обследований;
• специальные социологические исследования. Независимо от источника информация должна отвечать
определенным требованиям:
• быть полной, оперативной, систематической и достоверной;
• быть сопоставимой, что обеспечивается путем использования единой методологии при сборе и анализе информации. Это особо важно при использовании данных социологических опросов, интервью, анкетирования;
• сочетать возможность обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Как правило, система наблюдения за состоянием социальных объектов основывается на статистических показателях и индикаторах, всесторонне описывающих исследуемый объект. Система статистических показателей формируется исходя из сущности и особенностей объекта мониторинга. Так, в системе показателей мониторинга социально-демографических и миграционных процессов выделяют следующие блоки показателей.
1. Численность населения:
• численность населения;
• естественный прирост населения;
• коэффициент естественного прироста;
• общий коэффициент рождаемости;
• суммарный коэффициент рождаемости;
• число умерших за год;
• общий коэффициент смертности;
• демографическая нагрузка.
2. Миграция населения:
• миграционный прирост населения;
• численность беженцев;
• численность трудящихся мигрантов.
3. Половозрастная структура населения:
• возрастная структура населения;
• соотношение численности полов;
• возрастные коэффициенты рождаемости;
• возрастные коэффициенты смертности.
4. Прирост населения:
• прирост населения общий;
• прирост населения естественный;
• прирост населения механический.
В зависимости от цели и объекта мониторинга показатели могут уточняться.
Для характеристики социальной сферы принципиально важное значение имеет формирование следующих направлений мониторинга:
• государственного управления;
• расходов на социальные нужды;
• политической статистики;
• населения и социальной стратификации;
• социальной инфраструктуры;
• образа жизни.
В блоке государственного управления могут рассматриваться показатели численности и структуры органов власти, правительственных органов, объема и структуры произведенного и использованного национального дохода. Интересную информацию о деятельности органов власти могут представлять данные группировки законов, указов и постановлений с выделением тех, которые направлены на совершенствование социальной сферы.
В блоке расходов на социальные нужды основное место занимают показатели расходов государственного бюджета на социально-культурные мероприятия, показатели расходов на социальные нужды региональных, местных органов, предприятий и организаций, благотворительная деятельность.
Показатели политической статистики представлены показателями «мощности» различных партий и политических течений, их представительством в органах власти и управления, показателями политических акций, избирательной системы.
В блоке населения и социальной стратификации могут быть рассмотрены показатели социальных аспектов естественного, механического и социального движения населения, а также показатели, характеризующие распределение населения по социальным слоям и группам (стратам).
Разветвленная подсистема социальной инфраструктуры может быть представлена многочисленными характеристиками отраслей сферы социального обслуживания, а также показателями занятости, рынка и условий труда, экологических условий жизнедеятельности людей, криминогенной ситуации.
И наконец, самая объемная подсистема показателей характеризует образ жизни различных групп населения. В ее структуре могут быть рассмотрены показатели потребления материальных благ и услуг, цены, инфляция, показатели, характеризующие образовательный, профессиональный, культурный уровень населения, показатели здоровья населения (занятия физкультурой и спортом), быта, бюджета времени, показатели семьи, моральной статистики, статистики общественного мнения.
При формировании системы мониторинга принципиально важны:
1) выделение объекта мониторинга;
2) четкая постановка целей и задач мониторинга;
3) регулярный сбор, обобщение и анализ информации, отражающей состояние и развитие объекта;
4) своевременное выявление намечающихся негативных тенденций в развитии объекта;
5) исследование факторов и влияния внешней среды на развитие объекта.
Общая структура системы мониторинга должна включать:
1) функциональную подсистему, определяющую состояние и направление развития всех составляющих социальной сферы, за которыми осуществляется наблюдение;
2) обеспечивающую подсистему, в состав которой должны входить:
• информационное обеспечение, включающее в себя информационную базу мониторинга;
• организационное обеспечение (процедура проведения мониторинга и необходимая для этого документация);
• техническое обеспечение (комплекс технических средств для реализации процедур мониторинга);
• правовое обеспечение (комплекс законодательных и нормативно-правовых актов, обеспечивающих юридическую основу проведения мониторинга).
Мониторинг социальных процессов является надежной основой для выработки мер государственного воздействия (либо их отмены), для решения комплекса задач в области развития социальной сферы.