Государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
читать дальшеОснову антимонопольного регулирования составляют меры, направленные, с одной стороны, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках; и, с другой - на создание благоприятных условий для развития конкурентной среды, привлечение на монополизированные рынки новых товаропроизводителей. К таким мерам относят: регулирование цен, объемов производства предприятий-монополистов, постоянный контроль за соблюдением ими антимонопольного законодательства, выявление и пресечение злоупотреблений, контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, административные и экономические санкции, меры по демонополизации, содействию развитию малого и среднего бизнеса и др.
Особое место в системе антимонопольного регулирования занимает регулирование цен, так как именно манипулированием цен злоупотребляют на рынке предприятия-монополисты: устанавливают монопольно высокие (низкие) цены и заключают антиконкурентные ценовые соглашения. Под монопольной ценой понимается цена, устойчиво отклоняемая от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливаемая доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор предприятиями в целях экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью. Различают несколько видов монопольных цен:
• монопольно высокая, устанавливаемая с целью получения сверхприбыли и (или) компенсаций необоснованных затрат за счет ущемления экономических интересов других предприятий или граждан;
• монопольно низкая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном периоде, затрудняющая доступ на рынок другим предприятиям и тем самым ограничивающая конкуренцию на рынке определенного товара;
• монопольно низкая, устанавливаемая предприятием, доминирующим на рынке определенного товара в качестве покупателя, в целях получения сверхприбыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет поставщика.
Монопольно высокие цены можно выявить по ряду признаков. Например, повышение цены для компенсации необоснованных затрат или получения сверхприбыли в результате преднамеренного явного или скрытого снижения качества продукции при формально неизменной величине выпуска; сокращение объемов производства; скрытое повышение цен (неизменность цены при снижении качества товара) и др. Признаками монопольно низких цен могут быть создание на рынке ситуации, при которой приобретение товара у других предприятий становится экономически невыгодным; покупка продукции по ценам ниже того уровня, который сложился бы на конкурентных рынках и т.д.
Обнаружение признаков монопольной цены еще не является доказательством злоупотребления предприятием доминирующим положением на рынке. Необходим комплексный экономический анализ, включающий уточнение границ товарного рынка, на котором предприятие реализует свою продукцию, исследование динамики цен, себестоимости, прибыли ирентабельности, объемов производства и средней зарплаты на рассматриваемом предприятии. Важно правильно выбрать базу для сравнения с целью сопоставления монопольной и конкурентной цены. В качестве конкурентной можно рассматривать цену, сложившуюся на данном или соседнем конкурентном рынке такого же или аналогичного товара. Здесь возможны следующие варианты:
• цена монополизированной продукции того же хозяйствующего субъекта на соседнем конкурентном рынке (другого региона, мировом рынке);
• цена той же продукции другого хозяйствующего субъекта на республиканском рынке или рынке другого региона, местном рынке;
• цена аналогичной продукции того же хозяйствующего субъекта на местном рынке, республиканском, другого региона;
• цена аналогичной продукции другого хозяйствующего субъекта на местном рынке, республиканском, другого региона (выделены более предпочтительные варианты).
При невозможности взять за основу реальную конкурентную цену в качестве ее ориентировочно можно рассматривать «базовую» цену.
По продукции производственно-технического назначения может использоваться индекс цен производителей промышленной продукции; по товарам народного потребления - индекс потребительских цен.
В качестве индекса цен, используемого как базы для сравнения, можно применять индекс цен на аналогичную продукцию по данной товарной группе.
О доминирующем положении предприятия судят и по динамике объемов производства. Более высокие темпы роста цен на продукцию сочетаются с более низкими темпами производства по сравнению с отраслевыми показателями, что и является косвенным свидетельством наличия монопольного эффекта (повышение цен при снижении объемов производства). О снижении объемов производства свидетельствуют:
• его реальное сокращение;
• превышение среднеотраслевых (среднерегиональных) темпов спада производства.
Необходимую информацию может дать анализ структуры цен на анализируемую продукцию в динамике. При этом на злоупотребление доминирующим положением на рынке указывают:
• опережающий рост прибыли в структуре цены проверяемой продукции по сравнению с темпами роста прибыли по отрасли, региону, республике;
• значительное превышение темпов роста заработной платы на предприятии над среднеотраслевыми или среднерегио-нальными показателями;
• превышение рентабельности продукции, по которой проверяемое предприятие доминирует на рынке, над среднеотраслевыми показателями рентабельности.
О необоснованности затрат в составе себестоимости или необоснованном использовании прибыли свидетельствуют факты уменьшения объемов производства при сохранении того же количества рабочего и управленческого персонала предприятия; неэффективное использование дорогостоящего оборудования; отнесение на себестоимость затрат или расходование прибыли по направлениям, не связанным с производством конкретной продукции; значительное превышение уровня материальных затрат и зарплаты на предприятии над соответствующим среднеотраслевым уровнем и т.д.
При установлении факта монопольной цены антимонопольные органы могут выдавать предписания или требования на снижение (повышение) цены до уровня конкурентной, увеличение объемов производства (при необоснованном его сокращении и при наличии потребности в продукции); реализацию излишков продукции; снижение расходов на заработную плату или увеличение объемов производства в соответствии с численностью работников. Антимонопольные органы могут также дополнительно обязать предприятие информировать их в течение определенного периода о всех случаях повышения (снижения) цен. Рассмотрение дел, решение вопросов о применении штрафных санкций за установление монопольных цен осуществляется в соответствии с Положением о порядке рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденного Министерством предпринимательства и инвестиций.
Регулирование ценообразования на продукцию (товары, услуги) предприятий-монополистов осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 1992 г. № 27 «О временных мерах противодействия завышению цен монопольными производителями» и от 19 октября 1992 года № 634 «О дополнительных мерах по государственному регулированию цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги)», распоряжением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 1993 г. № 68.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 1992 г. № 27 утверждено положение о декларировании цен на продукцию предприятий-монополистов, в соответствии с которым субъекты хозяйствования, включенные в соответствующий раздел Государственного реестра предприятий-монополистов, по которым осуществляется ценовое регулирование, обязаны декларировать цены (тарифы) на свою продукцию (товары, услуги) в соответствующие органы ценообразования республики.
В зависимости от вида и назначения товара (услуги) используются различные методы ценового регулирования:
• установление предельного уровня цен (тарифов);
• установление фиксированных цен (тарифов);
• установление предельных коэффициентов изменения цен (тарифов);
• установление определенного уровня рентабельности;
• декларирование повышения предельного уровня свободных цен (тарифов).
Для концентрации сведений о предприятиях, доминирующих на товарных рынках республики, введен Государственный реестр.
Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, является перечнем предприятий, объединений и организаций всех форм собственности, доминирующих на рынке определенного товара, услуги, и формируется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Цель формирования и введения реестра - определение перечня хозяйствующих субъектов, отдельные параметры деятельности которых подлежат государственному контролю, регулированию и наблюдению, а также контролю в случае их ликвидации и реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования), в том числе в процессе разгосударствления и приватизации, приобретения ими акций, паев, долей участия в уставном капитале других хозяйствующих субъектов.
Информационно-наблюдательный режим реестра означает не отказ от государственной политики регулирования деятельности предприятий-монополистов, а расширение методов воздействий на монополистов (особые условия приватизации, привлечения инвестиций, учет интересов государства в случае применения процедуры банкротства предприятия), переход от прямолинейной тактики ценового регулирования к поиску более адекватных средств достижения цели - созданию конкурентной среды.
Реестр содержит три раздела.
Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественным монополиям, регулирование и контроль деятельности которых осуществляются в соответствии с действующим законодательством уполномоченными на то органами исполнительной власти. К естественным монополиям принадлежат электроэнергетика, телефон, почта, железнодорожный и трубопроводный транспорт, системы водоснабжения и водоотведения, центральное отопление, городской пассажирский транспорт (кроме такси).
Невозможность и нецелесообразность конкуренции в сфере естественной монополии, а также первостепенное значение деятельности предприятий этих отраслей для жизнеобеспечения населения требуют особых подходов к их регулированию. Цены на товары и услуги естественных монополий являются важной составляющей себестоимости продукции других отраслей. Поэтому рост цен на товары (услуги) этих отраслей неизбежно приводит к росту цен на все товары и услуги и в ряде случаев делает их неконкурентоспособными на внешних рынках, включая рынок стран СНГ.
Раздел IIсодержит перечень хозяйствующих субъектов, за деятельностью которых осуществляется наблюдение со стороны соответствующих органов государственного управления. Наблюдение необходимо для выработки и принятия решений, предусмотренных законодательством в отношении субъектов, доминирующих на товарных рынках.
Раздел III включает перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых осуществляются государственный контроль и регулирование отдельных параметров их деятельности, в том числе и ценовых. В соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» в случае, когда положение на рынке хозяйствующего субъекта или группы субъектов признается доминирующим, устанавливается государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и тарифов, иными показателями деятельности данного субъекта с целью установления факта злоупотребления таким положением.
Каждый из разделов реестра содержит два подраздела:
• республиканский - перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на республиканском товарном рынке;
• местный - перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках в пределах границ административно-территориальных единиц, а также входящих в них населенных пунктов.
Формирование и ведение реестра осуществляются по установленной форме. Решение о включении в реестр или исключении из него хозяйствующего субъекта принимается:
• Министерством экономики Республики Беларусь, если хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на республиканском товарном рынке;
• соответствующим территориальным органом, если хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на местном товарном рынке.
Изменения по республиканскому подразделу реестра ежегодно утверждаются приказом по министерству, по местному подразделу - приказом по территориальному органу и публикуются в республиканской и местной печати. Решение о включении хозяйствующего субъекта в реестр (исключении из реестра) принимается министром или руководителем территориального органа. Формирование и ведение реестра осуществляется на основании данных органов статистики, предложений органов исполнительной власти и управления, хозяйствующих субъектов, общественных организаций, а также аналитических материалов, полученных министерством и его территориальными органами в результате анализа товарных рынков.
Не подлежат включению в раздел III реестра хозяйствующие субъекты по товарам (услугам), производство и реализация которых осуществляется:
• по специальным указам Президента Республики Беларусь, постановлениям и распоряжениям Совета Министров Республики Беларусь;
• в целях обеспечения потребителя новой высокоэффективной продукцией, а также продукцией, изготовленной с использованием запатентованного изобретения и нового высокоэффективного производства, созданного специально для выпуска этой продукции (в течение одного года с момента постановки ее на серийное производство).
Исключается хозяйствующий субъект из реестра на основании мотивированного заявления его руководителя, представленного по утвержденной форме и (или) обращения органов исполнительной власти и управления, общественных организаций, а также по инициативе министерства и его территориальных органов по результатам обследования состояния товарных рынков. Основанием для исключения являются:
• устойчивое уменьшение (как правило, не менее 6 месяцев) доли хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара ниже установленной «Рекомендациями по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь»;
• утрата им статуса юридического лица;
• прекращение действия свидетельства о государственной регистрации или вступившее в законную силу решение хозяйственного или арбитражного суда.
В случае, если в отношении хозяйствующего субъекта, включенного в раздел II реестра, установлен факт злоупотребления своим доминирующим положением, этот хозяйствующий субъект исключается из раздела II и включается в раздел III реестра.
В отдельных случаях в отношении хозяйствующих субъектов, включенных в раздел III реестра, могут быть установлены особые условия государственного контроля за их деятельностью на основе соглашения между министерством (территориальными органами) и хозяйствующим субъектом. При заключении соглашения данный хозяйствующий субъект исключается из раздела III и включается в раздел II реестра.
Сведения, содержащиеся в Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, являются открытыми и могут быть представлены заинтересованным лицам в установленном порядке.
читать дальшеОснову антимонопольного регулирования составляют меры, направленные, с одной стороны, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках; и, с другой - на создание благоприятных условий для развития конкурентной среды, привлечение на монополизированные рынки новых товаропроизводителей. К таким мерам относят: регулирование цен, объемов производства предприятий-монополистов, постоянный контроль за соблюдением ими антимонопольного законодательства, выявление и пресечение злоупотреблений, контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, административные и экономические санкции, меры по демонополизации, содействию развитию малого и среднего бизнеса и др.
Особое место в системе антимонопольного регулирования занимает регулирование цен, так как именно манипулированием цен злоупотребляют на рынке предприятия-монополисты: устанавливают монопольно высокие (низкие) цены и заключают антиконкурентные ценовые соглашения. Под монопольной ценой понимается цена, устойчиво отклоняемая от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливаемая доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор предприятиями в целях экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью. Различают несколько видов монопольных цен:
• монопольно высокая, устанавливаемая с целью получения сверхприбыли и (или) компенсаций необоснованных затрат за счет ущемления экономических интересов других предприятий или граждан;
• монопольно низкая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном периоде, затрудняющая доступ на рынок другим предприятиям и тем самым ограничивающая конкуренцию на рынке определенного товара;
• монопольно низкая, устанавливаемая предприятием, доминирующим на рынке определенного товара в качестве покупателя, в целях получения сверхприбыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет поставщика.
Монопольно высокие цены можно выявить по ряду признаков. Например, повышение цены для компенсации необоснованных затрат или получения сверхприбыли в результате преднамеренного явного или скрытого снижения качества продукции при формально неизменной величине выпуска; сокращение объемов производства; скрытое повышение цен (неизменность цены при снижении качества товара) и др. Признаками монопольно низких цен могут быть создание на рынке ситуации, при которой приобретение товара у других предприятий становится экономически невыгодным; покупка продукции по ценам ниже того уровня, который сложился бы на конкурентных рынках и т.д.
Обнаружение признаков монопольной цены еще не является доказательством злоупотребления предприятием доминирующим положением на рынке. Необходим комплексный экономический анализ, включающий уточнение границ товарного рынка, на котором предприятие реализует свою продукцию, исследование динамики цен, себестоимости, прибыли ирентабельности, объемов производства и средней зарплаты на рассматриваемом предприятии. Важно правильно выбрать базу для сравнения с целью сопоставления монопольной и конкурентной цены. В качестве конкурентной можно рассматривать цену, сложившуюся на данном или соседнем конкурентном рынке такого же или аналогичного товара. Здесь возможны следующие варианты:
• цена монополизированной продукции того же хозяйствующего субъекта на соседнем конкурентном рынке (другого региона, мировом рынке);
• цена той же продукции другого хозяйствующего субъекта на республиканском рынке или рынке другого региона, местном рынке;
• цена аналогичной продукции того же хозяйствующего субъекта на местном рынке, республиканском, другого региона;
• цена аналогичной продукции другого хозяйствующего субъекта на местном рынке, республиканском, другого региона (выделены более предпочтительные варианты).
При невозможности взять за основу реальную конкурентную цену в качестве ее ориентировочно можно рассматривать «базовую» цену.
По продукции производственно-технического назначения может использоваться индекс цен производителей промышленной продукции; по товарам народного потребления - индекс потребительских цен.
В качестве индекса цен, используемого как базы для сравнения, можно применять индекс цен на аналогичную продукцию по данной товарной группе.
О доминирующем положении предприятия судят и по динамике объемов производства. Более высокие темпы роста цен на продукцию сочетаются с более низкими темпами производства по сравнению с отраслевыми показателями, что и является косвенным свидетельством наличия монопольного эффекта (повышение цен при снижении объемов производства). О снижении объемов производства свидетельствуют:
• его реальное сокращение;
• превышение среднеотраслевых (среднерегиональных) темпов спада производства.
Необходимую информацию может дать анализ структуры цен на анализируемую продукцию в динамике. При этом на злоупотребление доминирующим положением на рынке указывают:
• опережающий рост прибыли в структуре цены проверяемой продукции по сравнению с темпами роста прибыли по отрасли, региону, республике;
• значительное превышение темпов роста заработной платы на предприятии над среднеотраслевыми или среднерегио-нальными показателями;
• превышение рентабельности продукции, по которой проверяемое предприятие доминирует на рынке, над среднеотраслевыми показателями рентабельности.
О необоснованности затрат в составе себестоимости или необоснованном использовании прибыли свидетельствуют факты уменьшения объемов производства при сохранении того же количества рабочего и управленческого персонала предприятия; неэффективное использование дорогостоящего оборудования; отнесение на себестоимость затрат или расходование прибыли по направлениям, не связанным с производством конкретной продукции; значительное превышение уровня материальных затрат и зарплаты на предприятии над соответствующим среднеотраслевым уровнем и т.д.
При установлении факта монопольной цены антимонопольные органы могут выдавать предписания или требования на снижение (повышение) цены до уровня конкурентной, увеличение объемов производства (при необоснованном его сокращении и при наличии потребности в продукции); реализацию излишков продукции; снижение расходов на заработную плату или увеличение объемов производства в соответствии с численностью работников. Антимонопольные органы могут также дополнительно обязать предприятие информировать их в течение определенного периода о всех случаях повышения (снижения) цен. Рассмотрение дел, решение вопросов о применении штрафных санкций за установление монопольных цен осуществляется в соответствии с Положением о порядке рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденного Министерством предпринимательства и инвестиций.
Регулирование ценообразования на продукцию (товары, услуги) предприятий-монополистов осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 1992 г. № 27 «О временных мерах противодействия завышению цен монопольными производителями» и от 19 октября 1992 года № 634 «О дополнительных мерах по государственному регулированию цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги)», распоряжением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 1993 г. № 68.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 1992 г. № 27 утверждено положение о декларировании цен на продукцию предприятий-монополистов, в соответствии с которым субъекты хозяйствования, включенные в соответствующий раздел Государственного реестра предприятий-монополистов, по которым осуществляется ценовое регулирование, обязаны декларировать цены (тарифы) на свою продукцию (товары, услуги) в соответствующие органы ценообразования республики.
В зависимости от вида и назначения товара (услуги) используются различные методы ценового регулирования:
• установление предельного уровня цен (тарифов);
• установление фиксированных цен (тарифов);
• установление предельных коэффициентов изменения цен (тарифов);
• установление определенного уровня рентабельности;
• декларирование повышения предельного уровня свободных цен (тарифов).
Для концентрации сведений о предприятиях, доминирующих на товарных рынках республики, введен Государственный реестр.
Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, является перечнем предприятий, объединений и организаций всех форм собственности, доминирующих на рынке определенного товара, услуги, и формируется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Цель формирования и введения реестра - определение перечня хозяйствующих субъектов, отдельные параметры деятельности которых подлежат государственному контролю, регулированию и наблюдению, а также контролю в случае их ликвидации и реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования), в том числе в процессе разгосударствления и приватизации, приобретения ими акций, паев, долей участия в уставном капитале других хозяйствующих субъектов.
Информационно-наблюдательный режим реестра означает не отказ от государственной политики регулирования деятельности предприятий-монополистов, а расширение методов воздействий на монополистов (особые условия приватизации, привлечения инвестиций, учет интересов государства в случае применения процедуры банкротства предприятия), переход от прямолинейной тактики ценового регулирования к поиску более адекватных средств достижения цели - созданию конкурентной среды.
Реестр содержит три раздела.
Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественным монополиям, регулирование и контроль деятельности которых осуществляются в соответствии с действующим законодательством уполномоченными на то органами исполнительной власти. К естественным монополиям принадлежат электроэнергетика, телефон, почта, железнодорожный и трубопроводный транспорт, системы водоснабжения и водоотведения, центральное отопление, городской пассажирский транспорт (кроме такси).
Невозможность и нецелесообразность конкуренции в сфере естественной монополии, а также первостепенное значение деятельности предприятий этих отраслей для жизнеобеспечения населения требуют особых подходов к их регулированию. Цены на товары и услуги естественных монополий являются важной составляющей себестоимости продукции других отраслей. Поэтому рост цен на товары (услуги) этих отраслей неизбежно приводит к росту цен на все товары и услуги и в ряде случаев делает их неконкурентоспособными на внешних рынках, включая рынок стран СНГ.
Раздел IIсодержит перечень хозяйствующих субъектов, за деятельностью которых осуществляется наблюдение со стороны соответствующих органов государственного управления. Наблюдение необходимо для выработки и принятия решений, предусмотренных законодательством в отношении субъектов, доминирующих на товарных рынках.
Раздел III включает перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых осуществляются государственный контроль и регулирование отдельных параметров их деятельности, в том числе и ценовых. В соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» в случае, когда положение на рынке хозяйствующего субъекта или группы субъектов признается доминирующим, устанавливается государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и тарифов, иными показателями деятельности данного субъекта с целью установления факта злоупотребления таким положением.
Каждый из разделов реестра содержит два подраздела:
• республиканский - перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на республиканском товарном рынке;
• местный - перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках в пределах границ административно-территориальных единиц, а также входящих в них населенных пунктов.
Формирование и ведение реестра осуществляются по установленной форме. Решение о включении в реестр или исключении из него хозяйствующего субъекта принимается:
• Министерством экономики Республики Беларусь, если хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на республиканском товарном рынке;
• соответствующим территориальным органом, если хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на местном товарном рынке.
Изменения по республиканскому подразделу реестра ежегодно утверждаются приказом по министерству, по местному подразделу - приказом по территориальному органу и публикуются в республиканской и местной печати. Решение о включении хозяйствующего субъекта в реестр (исключении из реестра) принимается министром или руководителем территориального органа. Формирование и ведение реестра осуществляется на основании данных органов статистики, предложений органов исполнительной власти и управления, хозяйствующих субъектов, общественных организаций, а также аналитических материалов, полученных министерством и его территориальными органами в результате анализа товарных рынков.
Не подлежат включению в раздел III реестра хозяйствующие субъекты по товарам (услугам), производство и реализация которых осуществляется:
• по специальным указам Президента Республики Беларусь, постановлениям и распоряжениям Совета Министров Республики Беларусь;
• в целях обеспечения потребителя новой высокоэффективной продукцией, а также продукцией, изготовленной с использованием запатентованного изобретения и нового высокоэффективного производства, созданного специально для выпуска этой продукции (в течение одного года с момента постановки ее на серийное производство).
Исключается хозяйствующий субъект из реестра на основании мотивированного заявления его руководителя, представленного по утвержденной форме и (или) обращения органов исполнительной власти и управления, общественных организаций, а также по инициативе министерства и его территориальных органов по результатам обследования состояния товарных рынков. Основанием для исключения являются:
• устойчивое уменьшение (как правило, не менее 6 месяцев) доли хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара ниже установленной «Рекомендациями по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь»;
• утрата им статуса юридического лица;
• прекращение действия свидетельства о государственной регистрации или вступившее в законную силу решение хозяйственного или арбитражного суда.
В случае, если в отношении хозяйствующего субъекта, включенного в раздел II реестра, установлен факт злоупотребления своим доминирующим положением, этот хозяйствующий субъект исключается из раздела II и включается в раздел III реестра.
В отдельных случаях в отношении хозяйствующих субъектов, включенных в раздел III реестра, могут быть установлены особые условия государственного контроля за их деятельностью на основе соглашения между министерством (территориальными органами) и хозяйствующим субъектом. При заключении соглашения данный хозяйствующий субъект исключается из раздела III и включается в раздел II реестра.
Сведения, содержащиеся в Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, являются открытыми и могут быть представлены заинтересованным лицам в установленном порядке.