читать дальше
Основополагающим для государственного планирования является принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей. Он предполагает, что планирование и прогнозирование развития экономики должны исходить из интересов человека и общества. Удовлетворение потребностей народа должно быть исходной позицией для разработки народнохозяйственных планов и прогнозов, ибо экономика не должна и не может развиваться вне интересов личного и общественного потребления.
Результаты игнорирования этого принципа в условиях планово-директивной экономики в СССР и БССР налицо, потребительская сфера по основным параметрам развития характеризуется:
• низкой долей потребления; если в развитых странах расходы на конечное потребление домашних хозяйств в валовом национальном продукте превышают 60%, то в бывшем СССР - меньше 50%;
• низким удельным весом заработной платы во вновь созданной общественной стоимости; в США в чистом продукте промышленности она составляет 64-65%, у нас - 36%; этот показатель в развитых странах заметно не меняется, а в нашей стране на протяжении последних 60 лет он снизился с 58,1% в 1928 г. до 36,6% в середине 80-х годов;
• низкой долей государственного обеспечения общественного потребления (общественные фонды потребления); удельный вес и абсолютные величины капитальных вложений в сферу услуг у нас на порядок ниже, чем в развитых странах;
• чрезвычайно низким уровнем технологического обеспечения отраслей, производящих товары потребления и оказывающих услуги;
• плохим качеством товаров и услуг.
Вместе с тем сумма потребительских благ (товары, услуги), обеспечивающая личные и общественные потребности населения, должна выступать социальным заказом, обязательным для исполнения при любых обстоятельствах, и отражаться в общегосударственных планах.
Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей должен дополняться принципом социальной справедливости, который реализуется через систему социальных гарантий и выравнивание неоправданных различий в доходах населения.
Важнейшим принципом планирования является принцип повышения эффективности общественного производства, требующий, чтобы все цели и задачи планирования осуществлялись с наименьшими затратами, т.е. с максимальной экономией живого и овеществленного труда в производстве единицы продукции, работ и услуг. Он реализуется через всевозможные формы и направления ресурсосбережения и проявляется через систему показателей эффективности: рост производительности труда, снижение материалоемкости производства и повышение фондоотдачи. Принцип повышения эффективности общественного производства особо важен для планирования экономики Республики Беларусь переходного периода. Ориентированная на материалоемкие производства, при отсутствии достаточного количества собственных ресурсов, экономика республики находится в крайне тяжелом положении, выход из которого возможен при условии соблюдения жесточайшего режима экономии всех видов ресурсов, и в первую очередь энерго- и металлоресурсов.
Важнейшим методологическим принципом планирования макроэкономического развития страны является принцип пропорциональности и сбалансированности. Рынок, непосредственно зависимый от производства и его решающего значения в удовлетворении общественных потребностей, формирует мощный экономический механизм регулирования и стимулирования производства, его технического совершенствования; стимулирует производство той продукции, которая удовлетворяет запросы потребителей. Однако формировать пропорции и структуру общественного производства, отвечающие интересам всего общества, должно государство через систему планирования.
Реализация принципа пропорциональности и сбалансированности предполагает:
- эквивалентность обмена результатами производственной деятельности во всех сферах общественного производства;
- равновесие общественного спроса и предложения по всему народнохозяйственному обороту ресурсов;
- паритетность всех форм собственности в пользовании материальными, трудовыми, финансовыми ресурсами общества.
Сбалансированное экономическое развитие должно обеспечивать соответствие в уровнях развития отдельных сфер, отраслей, территориальных подразделений общественного производства, с одной стороны, и удовлетворение производственных и непроизводственных потребностей общества - с другой. Принцип пропорциональности и сбалансированности направлен на поддержание материально-вещественных и стоимостных пропорций и проявляется через общеэкономические, межотраслевые, отраслевые и территориальные пропорции.
Важнейший принцип планирования - принцип приоритетности. Необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики обусловлена, во-первых, ограниченностью ресурсов и, во-вторых, необходимостью первоочередного решения важнейших общегосударственных задач. Это предопределяет размещение задач в иерархической последовательности: по степени важности и по времени реализации.
Принцип непрерывности планирования обеспечивает согласование краткосрочных и перспективных целей и задач социально-экономического развития страны, позволяет добиться их непротиворечивости и однонаправленности. Реализуется этот принцип через систему долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых и прогнозных документов.
Основополагающим для государственного планирования является принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей. Он предполагает, что планирование и прогнозирование развития экономики должны исходить из интересов человека и общества. Удовлетворение потребностей народа должно быть исходной позицией для разработки народнохозяйственных планов и прогнозов, ибо экономика не должна и не может развиваться вне интересов личного и общественного потребления.
Результаты игнорирования этого принципа в условиях планово-директивной экономики в СССР и БССР налицо, потребительская сфера по основным параметрам развития характеризуется:
• низкой долей потребления; если в развитых странах расходы на конечное потребление домашних хозяйств в валовом национальном продукте превышают 60%, то в бывшем СССР - меньше 50%;
• низким удельным весом заработной платы во вновь созданной общественной стоимости; в США в чистом продукте промышленности она составляет 64-65%, у нас - 36%; этот показатель в развитых странах заметно не меняется, а в нашей стране на протяжении последних 60 лет он снизился с 58,1% в 1928 г. до 36,6% в середине 80-х годов;
• низкой долей государственного обеспечения общественного потребления (общественные фонды потребления); удельный вес и абсолютные величины капитальных вложений в сферу услуг у нас на порядок ниже, чем в развитых странах;
• чрезвычайно низким уровнем технологического обеспечения отраслей, производящих товары потребления и оказывающих услуги;
• плохим качеством товаров и услуг.
Вместе с тем сумма потребительских благ (товары, услуги), обеспечивающая личные и общественные потребности населения, должна выступать социальным заказом, обязательным для исполнения при любых обстоятельствах, и отражаться в общегосударственных планах.
Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей должен дополняться принципом социальной справедливости, который реализуется через систему социальных гарантий и выравнивание неоправданных различий в доходах населения.
Важнейшим принципом планирования является принцип повышения эффективности общественного производства, требующий, чтобы все цели и задачи планирования осуществлялись с наименьшими затратами, т.е. с максимальной экономией живого и овеществленного труда в производстве единицы продукции, работ и услуг. Он реализуется через всевозможные формы и направления ресурсосбережения и проявляется через систему показателей эффективности: рост производительности труда, снижение материалоемкости производства и повышение фондоотдачи. Принцип повышения эффективности общественного производства особо важен для планирования экономики Республики Беларусь переходного периода. Ориентированная на материалоемкие производства, при отсутствии достаточного количества собственных ресурсов, экономика республики находится в крайне тяжелом положении, выход из которого возможен при условии соблюдения жесточайшего режима экономии всех видов ресурсов, и в первую очередь энерго- и металлоресурсов.
Важнейшим методологическим принципом планирования макроэкономического развития страны является принцип пропорциональности и сбалансированности. Рынок, непосредственно зависимый от производства и его решающего значения в удовлетворении общественных потребностей, формирует мощный экономический механизм регулирования и стимулирования производства, его технического совершенствования; стимулирует производство той продукции, которая удовлетворяет запросы потребителей. Однако формировать пропорции и структуру общественного производства, отвечающие интересам всего общества, должно государство через систему планирования.
Реализация принципа пропорциональности и сбалансированности предполагает:
- эквивалентность обмена результатами производственной деятельности во всех сферах общественного производства;
- равновесие общественного спроса и предложения по всему народнохозяйственному обороту ресурсов;
- паритетность всех форм собственности в пользовании материальными, трудовыми, финансовыми ресурсами общества.
Сбалансированное экономическое развитие должно обеспечивать соответствие в уровнях развития отдельных сфер, отраслей, территориальных подразделений общественного производства, с одной стороны, и удовлетворение производственных и непроизводственных потребностей общества - с другой. Принцип пропорциональности и сбалансированности направлен на поддержание материально-вещественных и стоимостных пропорций и проявляется через общеэкономические, межотраслевые, отраслевые и территориальные пропорции.
Важнейший принцип планирования - принцип приоритетности. Необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики обусловлена, во-первых, ограниченностью ресурсов и, во-вторых, необходимостью первоочередного решения важнейших общегосударственных задач. Это предопределяет размещение задач в иерархической последовательности: по степени важности и по времени реализации.
Принцип непрерывности планирования обеспечивает согласование краткосрочных и перспективных целей и задач социально-экономического развития страны, позволяет добиться их непротиворечивости и однонаправленности. Реализуется этот принцип через систему долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых и прогнозных документов.