1. Глобальные экономические организации под эгидой ООН.
2. Экономические объединения развитых стран.
3. Экономические объединения стран Азии.
4. Экономические объединения стран Африки.
5. Экономические объединения стран Латинской Америки и Карибского бассейна.
читать дальше1. Глобальные экономические организации под эгидой ООН.
В глобальном масштабе международное экономическое сотрудничество развивается преимущественно в рамках Организации объединённых наций (ООН).
Формирование ООН исторически было связано с победой стран-участников антигитлеровской коалиции, что предопределило естественный приоритет в рассмотрении внешнеполитических вопросов. Однако, постепенно с решением в большинстве государств-победителей во Второй мировой войне задач по нормализации своего экономического положения, с ростом количества суверенных государств, освободившихся из под колониальной зависимости и их вступлением в ООН, а также с ростом объективной взаимосвязи различных государств, Организация Объединенных Наций в равной степени стала рассматривать не только внешнеполитические, но и социальные, экономические и обще гуманитарные проблемы современности с целью их решения в наиболее благоприятной форме для всего мирового сообщества.
В настоящее время ООН является крупнейшей международной организацией, учрежденной на основе добровольного объединения усилий суверенных государств в целях поддержания и упрочнения мира и безопасности, а также развития международного сотрудничества между государствами.
Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат ООН.
Одним из них, непосредственно связанным с международными экономическими отношениями, является ЭКОКОС - Экономический и социальный совет ООН, под эгидой которого действует и большинство других экономических органов этой организации.
В функции ЭКОКОС входит организация исследований и подготовка различного рода докладов и рекомендаций по самому широкому спектру международных экономических, социальных, культурных и сопряженных с ними вопросов.
ЭКОКОС также наделен правом создавать различные органы, на основе которых формируется его организационная структура в сфере исполнения принимаемых решений. В настоящее время членами ЭКОКОС являются 54 государства, избираемые сроком на 3 года. При этом, каждые три года треть состава ЭКОКОС меняется. По географическим регионам представительство формируется следующим образом: для Азии - 11 мест, для Африки - 14 , для Латинской Америки -10, для стран Западной Европы и других стран - 13, для стран Восточной Европы - 6 мест. Сферой деятельности ЭКОКОС является рассмотрение следующих вопросов:
- состояние мирового экономического и социального положения и международная торговля;
- проблемы окружающей среды;
- вопросы оказания экономической и научной помощи развивающимся странам, а также аспекты состояния в них продовольственной проблемы;
- состояние проблем социально-экономической статистики, народонаселения и природных ресурсов; проблема планирования и мобилизации финансовых ресурсов, а также роли государственного и кооперативного секторов в экономике развивающихся стран; проблемы регионального сотрудничества.
В настоящее время в рамках ЭКОКОС в системе ООН действуют различные межправительственные и функциональные комиссии и комитеты: статистическая, комиссия по народонаселению, комиссия по транснациональным корпорациям, комитет по природным ресурсам, комиссия по правам человека, комиссия по положению женщин; комитет по неправительственным организациям и другие, которые объединяются под общим названием "вспомогательные органы ЭКОКОС".
Кроме того, в рамках ЭКОКОС действуют пять региональных экономических комиссий:
- Европейская экономическая комиссия;
- Экономическая комиссия для Африки;
- Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана;
- Экономическая комиссия для Латинской Америки;
- Экономическая комиссия для Западной Азии.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) - международный орган, призванный регулировать всемирные торговые отношения. Дело в том, что Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), созданное после Второй мировой войны, действовала до 1997 года вне рамок ООН. Поэтому многие страны поставили перед ООН задачу создать в его структурах более независимый и универсальный орган, призванный от имени мирового сообщества регулировать сложные проблемы международной торговли. В этих целях в 1964 году была создана комиссия по торговле и развитию как автономный орган ООН для содействия международной торговле, ведению переговоров и разработке международных договоров и рекомендаций в этой области. Главный орган ЮНКТАД - конференция, которая собирается на сессии дважды в год. Секретариат расположен в Женеве. Чаще созываются сессии комитетов Совета по торговле и развитию - по сырьевым товарам, по готовым изделиям и полуфабрикатам, по пароходству, передаче технологий, экономическому сотрудничеству между развивающимися странами и др. Однако, наиболее важные требования к участникам международной торговли разрабатываются ГАТТ - они выполняют приоритетную в методологическом отношении роль и при разработке документов ЮНКТАД.
С 1997 года ГАТТ решением ее участников было преобразовано во Всемирную торговую организацию, как специализированное учреждение ООН.
Значительную роль как в структуре ООН, так и по результатам осуществляемой деятельности, касающейся определённых аспектов международных экономических отношений занимает ряд специализированных учреждений, создание и функционирование которых предусмотрено Уставом ООН. К ним относятся:
- Международная организация труда (МОТ);
- Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО);
- Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ);
- Всемирная метеорологическая организация (ВМО);
- Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);
- Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС);
- Всемирный почтовый союз (ВПС);
- Международная морская организация (ИМО);
- Международная организация гражданской авиации (ИКАО);
- Международный союз электросвязи (МСЭ);
- Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД);
- Организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и некоторые другие.
Особое место в международной экономике занимают международные финансовые специализированные учреждения ООН
Старейшим межправительственным специализированным финансовым учреждением ООН, основанным еще в 1944 году, является Международный банк развития и реконструкции - МБРР, который начал функционировать в 1946 году. Банк представляет среднесрочные и долгосрочные займы правительствам входящим в него стран или частным организациям под гарантию правительств и контролирует их пользование. Страны-получатели кредитов обязаны выполнять рекомендации Банка, давать ему отчеты об использовании займов и предоставлять ему всю необходимую информацию. Процент по займам МБРР устанавливается в соответствии со стоимостью кредитов, получаемых Банком на международных рынках капиталов, и колеблется примерно от 7,5 до 8,5 %. В соответствии с уставом МБРР его членами могут быть только члены Международного валютного фонда - МВФ, основанного также в 1944 году и начавшего функционировать вместе с Банком в 1946 году. Цель функционирования МВФ, как межправительственного специализированного учреждения ООН - это координировать валютно-финансовую политику его стран-членов и предоставлять им займы для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов. Краткосрочные, среднесрочные и отчасти долгосрочные займы предоставляются МВФ в рамках счета общих ресурсов и специального банковского счета в условных единицах "специального права заимствования", устанавливаемых периодически с 1970 года. По общему счету все страны-члены МВФ имеют право получать иностранную валюту без каких-либо ограничений и условий в пределах 25% своей квоты в общем капитале МВФ. Предоставление займов сверх этой суммы обуславливается выполнением условий фонда в области экономической и социальной политики. При этом, как правило, срок кредитования ограничивается 3-5 годами, а по отдельным, исключительным, займам, даже до 7-10 лет. Основной процент за предоставляемые кредиты периодически пересматривается и колеблется в пределах от 5,5 до 6,5%. Третье специализированное межправительственное учреждение ООН в области рассмотрения финансовых вопросов - Международная ассоциация развития - МАР, основанная в 1960 году с целью предоставления кредитов развивающимся странам на особо льготных условиях. С марта 1988 года годовые процентные ставки МАР составляют в среднем не более 0,5%. При этом, помощь по линии МАР, как правило, предоставляется тем странам, где годовой доход на душу населения не превышает 425 долларов США. Подписной капитал МАР образуется за счет взносов стран-членов так называемой "первой группы", куда входят 20 промышленно развитых государств, а также Кувейт и Объеденные Арабские Эмираты в свободно конвертируемой валюте, а также за счет взносов стран так называемых "второй групп" - экономически менее развитых: 10 % в конвертируемой и 90% в национальной валюте. Остальная часть средств МАР составляется из дополнительных взносов стран-членов Ассоциации, субсидий МБРР и кредитов, выделяемых на добровольной основе Швейцарией.
Все три специализированных учреждения ООН - МБРР, МАР и МВФ входят в Международную финансовую корпорацию, основанную в 1956 году как филиал МБРР с целью использования собственных ресурсов и привлечения инвестиций частного и смешанного секторов национальной экономики, главным образом в развивающиеся страны.
Помимо финансирования капиталовложений в функции Международной финансовой корпорации входит оказание развивающимся странам разнообразных финансовых и технических услуг, а также организационно-консультативного содействия частным инвесторам в развивающихся странах.
2. Экономические объединения развитых стран
К основным международным интеграционным объединениям и организациям развитых стран относятся:
1. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).
2. Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).
3. Экономическая организация сотрудничества и развития (ОЭСР), которая была организована в 1961 году с местопребыванием в Париже, её членами являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Испания, Италия Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, США, Турция, Финляндия, Франция, ФРГ, Швейцарию, Швецию, Исландию и Япония.
4. Экономическое сообщество стран Северной Америки в составе США, Канады и Мексики, основанное в 1987 году и ставящее перед собой цель создания единого экономического пространства этих стран. В 1994 году были, в частности, сняты все барьеры в торговле товарами и услугами между этими странами.
Более подробно проработать самостоятельно в рамках СУРС
3. Экономические объединения стран Азии
К интеграционным объединениям арабских государств относятся следующие: Лига арабских государств, учрежденная еще в 1945 году, Арабский фонд экономического и социального развития, основанный в 1972 году, Арабская инвестиционная компания, Арабский международный банк и Арабский банк для инвестиций и внешней торговли, датой основания которой стал 1974 год. И наконец, в 1976 году была учреждена Организация Персидского залива для интенсификации экономического развития Египта.
Лига арабских государств объединяет 21 государство Азии и Африки, развивающихся на принципах Ислама, а также Организацию Освобождения Палестины. Первоначально, организация ставила общеполитические цели, но в последствии на первый план выдвинулись задачи межарабского экономического сотрудничества, что сказывается на ее структуре, оформленной в виде постоянных комитетов по политическим, экономическим и военным вопросам. Высший руководящий орган Лиги - совещание глав государств и правительств, а исполнительной - Генеральный секретариат с местопребыванием в Тунисе.
Все страны-члены Лиги арабских государств принимают одновременно участие в деятельности Арабского фонда экономического и социального развития, руководящего деятельностью Арабского фонда развития сельского хозяйства и контролирует специальный счет Организации арабских производителей нефти. Как Арабский инвестиционный банк, так и Арабская инвестиционная компания заняты согласованием и осуществлением кредитно-инвестиционной деятельности. Основная роль в этих процессах принадлежит Египту, Ливии, Объединенным Арабским Эмиратам, Оману и Катару. Алжир, Ливия и ОАЭ сосредоточили внимание на деятельности учрежденного ими Арабского банка для инвестиций и внешней торговли. В современном арабском мире четко определились три зоны экономического сотрудничества: Арабский Запад, т.е., страны Магриба и тяготеющие к региону государства; регион Персидского Залива и регион Передней Азии. В феврале 1989 года на Второй встрече глав государств Северной Африки в Марракеше было провозглашено создание Союза арабского Магриба, в состав которого вошли Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко и Тунис, которые подписали три основополагающих договора: Договор о создании Союза, Декларацию о его учреждении, Резолюцию по итогам работы большой магрибской комиссии. В том же 1989 году был образован и Совет арабского сотрудничества, в который вошли Египет, Иордания, Ирак и Йеменская Арабская Республика по принципу географического единства, но не исходя из общности экономического развития. Так, Египет, Иордания и ЙАР являются экспортерами дешевой рабочей силы в Саудовскую Аравию. За пределами географии Арабского мира также функционирует ряд интеграционных организаций, к которым относятся:
-Кувейтский фонд экономического развития, основанный в 1961 году и предоставляющий льготные займы арабским, азиатским и африканским странам на цели промышленного и сельскохозяйственного развития;
- Фонд Абу-Даби для экономического развития арабских стран, созданный в 1971 году и специализирующийся на финансировании развития инфраструктуры, промышленности и туризма в арабских странах;
- Саудовский фонд развития, функционирующий с 1974 года и ставящий цели помощи практически всем развивающимся странам западной ориентации;
- Иракский фонд внешнего развития, действующий также с 1974 года в направлении инвестиционной политики в бедные арабские государства;
- Арабский банк экономического развития Африки и Арабский фонд для Африки, функционирующие за счет средств Саудовской Аравии, ОАЭ и некоторых других арабских нефтедобывающих государств;
- Исламский банк развития , созданный в 1974 году и объединяющий 24 мусульманских государств, а также Гвинею, Гамбию, Индонезию, Камерун, Мали, Нигер и Чад. Штаб-квартира банка расположена в Куала-Лумпур;
- Арабский фонд технической помощи африканским и арабским странам, созданный в 1975 году и финансирующий проектно-сметные работы по объектам.
Образованный в 1981 году Совет сотрудничества арабских государств Персидского Залива объединяет Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовскую Аравию, имеет целью осуществления всесторонней координации и интеграции национальных хозяйств, укреплении взаимосвязей между странами-членами и развитие сотрудничества в области экономики, политики, обороны, безопасности и культуры. Высший руководящий орган Совета - Высший комитет из числа глав государств и правительств, собираемый ежегодно. Рабочими органами являются министерский совет, комиссия по решению спорных вопросов и секретариат с местопребыванием в Эр-Рияде. В рамках совета сформированы 24 постоянных комиссии, рассматривающие конкретные вопросы сотрудничества.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), образованная в 1967 году и включающая в свой состав Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд и Филиппины.
В 1984 году членом АСЕАНА стал Бруней, позже к Ассоциации присоединились Вьетнам и Лаос. Главной целью АСЕАН является ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития стран-членов. Высшим органом организации является Совещание министров иностранных дел, в промежутках между которыми текущей работой руководит Секретариат с местопребыванием в Джакарте и 11 постоянных отраслевых комитета. В 1977 году страны-члены АСЕАН учредили совместный фонд для предоставления краткосрочных ссуд и Коммерческий банк, осуществляющий кредитование с 1981 года.
Другая азиатская региональная организация, созданная в 1985 году - Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии в составе Бангладеш, Бутана, Индии, Мальдивской Республики, Непала, Пакистана и Шри-Ланки. Основными ее целями являются содействие социально-экономическому и культурному развитию стран Южной Азии, укрепление двустороннего и многостороннего сотрудничества как внутри Ассоциации, так и ее членов с третьими государствами и региональными организациями.
3. Экономические объединения стран Африки.
Основной формой интеграции на межафриканском уровне выступают клиринговые платежные взаимоотношения. Исполнительный секретариат. В рамках Сообщества действует четыре специализированные комиссии: по торговле, таможенному обложению, иммиграции и валютным фондам; по промышленности; по сельскому хозяйству и природным ресурсам; по транспорту, связи и энергетике, а также по социальным и культурным вопросам. Сообщество учредило Фонд сотрудничества, компенсации и развития с местопребыванием в Ломе, а также Западноафриканскую клиринговую палату. Бурунди, Габон, Заир, Камерун, Конго, Руанда, Сан-Теме и Принсипи, Центрально-Африканская Республика, Чад и Экваториальная Гвинея учредили одновременно Экономическое сообщество стран Центральной Африки, а его три участника - Бурунди, Заир и Руанда еще и локальное Экономическое сообщество стран Великих Озер.
В 1963 году молодые освободившиеся государства Африки учредили Африканский банк развития, начавший функционировать с 1966 года. На настоящий момент его членами являются 50 африканских государств - практически все члены Организации африканского единства. Высший орган банка - Совет управляющих из числа министров финансов стран-членов. Исполнительный орган - Совет директоров в Абиджане. Под эгидой банка действует Доверительный фонд Нигерии и Африканский банк развития.
В 1980 году в Африке была создана еще одна межправительственная экономическая организация - Конференция по координации развития Юга Африки в составе Анголы, Ботсваны, Замбии, Зимбабве, Лесото, Малави, Мозамбика, Свазиленда и Танзании с целью противодействия в регионе экономическому диктату Южно Африканской Республики.
Высшим руководящим органом Конференции стала Конференция глав государств и правительств, а исполнительными - Совет министров стран-участниц и Исполнительный секретариат с местопребыванием в Габороне. Ежегодно также проводятся Консультативные конференции, в работе которых помимо стран участниц принимают участие другие государства и международные организации.
Западноафриканский валютный фонд - Бенин, БСК, Буркина-Фасо, Кот д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того.
Валютный союз государств Центральной Африки - Габон, Камерун, Конго, Центральная Африканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея. Экономическое сообщество стран Западной Африки - Бенин, БСК, Буркина -Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Либерия, Мавритания, Мали, Нигер, Нигерия, острова Зеленого Мыса, Сенегал, Сьерра-Леоне и Того. Другой формой валютного сотрудничества африканских стран стало создание валютных союзов, предполагающее выпуск единой валюты, имеющей единое хождение на территории стран-участниц союза, осуществляющего при этом единую валютно-финансовую политику. В настоящее время, в Африке действуют два таких союза: Таможенный и экономический союз Центральной Африке (ЮДЕАК), образованный в 1964 году Габоном, Камеруном, Конго, Центральной Африканской Республикой и Экваториальной Гвинеей. Высшим руководящим органом ЮДЕАК является Совет глав государств, а исполнительным - Генеральный секретариат с местопребыванием в Банги. ЮДЕАК имеет фонд солидарности, средства в который поступают из таможенных сборов и виде дотаций из Франции. Второй союз - созданный в 1962 году Центральный банк государств Западной Африки, гарантирующий неограниченную конвертируемость африканской валюте стран-членов по отношению к французскому франку из расчета один к пятидесяти африканских. Впоследствии от Центрального банка отпочковался Западноафриканский банк развития.
5. Экономические объединения стран Латинской Америки и Карибского бассейна.
Наиболее известными в Латинской Америки являются такие группы и образования, как Латиноамериканская ассоциация интеграции, Амазонский пакт, Андский парламент, Центрально-американский общий рынок, Карибское сообщество и Латиноамериканский фонд развития для центральноамериканского региона.
Латиноамериканская ассоциация интеграции, или "Договор Монтевидео 1980 года" вступила в силу в 1981 году и объединяет Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Колумбию, Мексику, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили и Эквадор. Кроме них, в ассоциации статус наблюдателей присвоен Кубе, Испании и Португалии. Высшим органом Ассоциации является Конференция глав государств, созываемая раз в три года. Исполнительный орган Ассоциации - Совет министров иностранных дел стран-участниц. Постоянным рабочим органом стал Секретариат с местопребыванием в Монтевидео.
Целью создания Ассоциации является стремление стран-участниц в создании единого латиноамериканского рынка, что предопределило стратегию ее приоритетов: разработка таможенной политики, а также формирование соглашений по предоставлению режимов наибольшего торгового благоприятствования.
В рамках Ассоциации действует несколько субрегиональных организаций. Созданная в 1969 году "Лаплатская группа" или группа Амазонского пакта, подписанного Аргентиной, Боливией, Бразилией, Парагваем, Уругваем о сотрудничестве и использовании ресурсов и коммуникаций Амазонки и реки Ла-Плата и функционирующая с 1973 года Андская группа в составе Колумбии, Перу, Чили (вышедшее из пакта в 1976 году) с Колумбией содействует упрочнению субрегиональных экономических отношений между странами-участниками. В рамках Андской группы действует Андская корпорация развития с уставным капиталом в 1 миллиард долларов США, а также Андский резервный фонд, образованный для поддержки равновесия платежных балансов стран-участниц.
Подписанный в 1960 году и вступивший в силу в 1961 году Договор Манагуа, вошедший в историю как Общий договор о Центральноамериканской экономической интеграйии, заложил основы Центральноамериканского общего рынка. Его участниками стали Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, и Сальвадор, которые проводят единую экономическую политику в области таможенной либерализации взаимной торговли, стимулирования развития внутризональной промышленности, а также введения единого внешнего тарифа против третьих стран. Финансирование общих акций осуществляется из Центральноамериканского банка экономической интеграции, Центральноамериканского экономического фонда, Центральноамериканской комиссии по морскому транспорту и Центральноамериканской комиссии по железно дорожному транспорту.
Аналогичный характер своей деятельности имеет Карибское сообществ /Кариком/, в состав которого входят Багамские острова, Барбадос, Белиз, Гайана, Ямайка, Тринидад и Тобаго. Еще одна группировка такого типа, функционирующая локально в бассейне Карибского моря - это организация восточнокарибских островов в составе Антигуа, Барбуды, Доминика, Гренады, Монтсеррата, Сент-Кристофера, Невис, Сент-Люсси, Сент-Виссент и Гренадин.
2. Экономические объединения развитых стран.
3. Экономические объединения стран Азии.
4. Экономические объединения стран Африки.
5. Экономические объединения стран Латинской Америки и Карибского бассейна.
читать дальше1. Глобальные экономические организации под эгидой ООН.
В глобальном масштабе международное экономическое сотрудничество развивается преимущественно в рамках Организации объединённых наций (ООН).
Формирование ООН исторически было связано с победой стран-участников антигитлеровской коалиции, что предопределило естественный приоритет в рассмотрении внешнеполитических вопросов. Однако, постепенно с решением в большинстве государств-победителей во Второй мировой войне задач по нормализации своего экономического положения, с ростом количества суверенных государств, освободившихся из под колониальной зависимости и их вступлением в ООН, а также с ростом объективной взаимосвязи различных государств, Организация Объединенных Наций в равной степени стала рассматривать не только внешнеполитические, но и социальные, экономические и обще гуманитарные проблемы современности с целью их решения в наиболее благоприятной форме для всего мирового сообщества.
В настоящее время ООН является крупнейшей международной организацией, учрежденной на основе добровольного объединения усилий суверенных государств в целях поддержания и упрочнения мира и безопасности, а также развития международного сотрудничества между государствами.
Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат ООН.
Одним из них, непосредственно связанным с международными экономическими отношениями, является ЭКОКОС - Экономический и социальный совет ООН, под эгидой которого действует и большинство других экономических органов этой организации.
В функции ЭКОКОС входит организация исследований и подготовка различного рода докладов и рекомендаций по самому широкому спектру международных экономических, социальных, культурных и сопряженных с ними вопросов.
ЭКОКОС также наделен правом создавать различные органы, на основе которых формируется его организационная структура в сфере исполнения принимаемых решений. В настоящее время членами ЭКОКОС являются 54 государства, избираемые сроком на 3 года. При этом, каждые три года треть состава ЭКОКОС меняется. По географическим регионам представительство формируется следующим образом: для Азии - 11 мест, для Африки - 14 , для Латинской Америки -10, для стран Западной Европы и других стран - 13, для стран Восточной Европы - 6 мест. Сферой деятельности ЭКОКОС является рассмотрение следующих вопросов:
- состояние мирового экономического и социального положения и международная торговля;
- проблемы окружающей среды;
- вопросы оказания экономической и научной помощи развивающимся странам, а также аспекты состояния в них продовольственной проблемы;
- состояние проблем социально-экономической статистики, народонаселения и природных ресурсов; проблема планирования и мобилизации финансовых ресурсов, а также роли государственного и кооперативного секторов в экономике развивающихся стран; проблемы регионального сотрудничества.
В настоящее время в рамках ЭКОКОС в системе ООН действуют различные межправительственные и функциональные комиссии и комитеты: статистическая, комиссия по народонаселению, комиссия по транснациональным корпорациям, комитет по природным ресурсам, комиссия по правам человека, комиссия по положению женщин; комитет по неправительственным организациям и другие, которые объединяются под общим названием "вспомогательные органы ЭКОКОС".
Кроме того, в рамках ЭКОКОС действуют пять региональных экономических комиссий:
- Европейская экономическая комиссия;
- Экономическая комиссия для Африки;
- Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана;
- Экономическая комиссия для Латинской Америки;
- Экономическая комиссия для Западной Азии.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) - международный орган, призванный регулировать всемирные торговые отношения. Дело в том, что Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), созданное после Второй мировой войны, действовала до 1997 года вне рамок ООН. Поэтому многие страны поставили перед ООН задачу создать в его структурах более независимый и универсальный орган, призванный от имени мирового сообщества регулировать сложные проблемы международной торговли. В этих целях в 1964 году была создана комиссия по торговле и развитию как автономный орган ООН для содействия международной торговле, ведению переговоров и разработке международных договоров и рекомендаций в этой области. Главный орган ЮНКТАД - конференция, которая собирается на сессии дважды в год. Секретариат расположен в Женеве. Чаще созываются сессии комитетов Совета по торговле и развитию - по сырьевым товарам, по готовым изделиям и полуфабрикатам, по пароходству, передаче технологий, экономическому сотрудничеству между развивающимися странами и др. Однако, наиболее важные требования к участникам международной торговли разрабатываются ГАТТ - они выполняют приоритетную в методологическом отношении роль и при разработке документов ЮНКТАД.
С 1997 года ГАТТ решением ее участников было преобразовано во Всемирную торговую организацию, как специализированное учреждение ООН.
Значительную роль как в структуре ООН, так и по результатам осуществляемой деятельности, касающейся определённых аспектов международных экономических отношений занимает ряд специализированных учреждений, создание и функционирование которых предусмотрено Уставом ООН. К ним относятся:
- Международная организация труда (МОТ);
- Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО);
- Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ);
- Всемирная метеорологическая организация (ВМО);
- Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);
- Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС);
- Всемирный почтовый союз (ВПС);
- Международная морская организация (ИМО);
- Международная организация гражданской авиации (ИКАО);
- Международный союз электросвязи (МСЭ);
- Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД);
- Организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и некоторые другие.
Особое место в международной экономике занимают международные финансовые специализированные учреждения ООН
Старейшим межправительственным специализированным финансовым учреждением ООН, основанным еще в 1944 году, является Международный банк развития и реконструкции - МБРР, который начал функционировать в 1946 году. Банк представляет среднесрочные и долгосрочные займы правительствам входящим в него стран или частным организациям под гарантию правительств и контролирует их пользование. Страны-получатели кредитов обязаны выполнять рекомендации Банка, давать ему отчеты об использовании займов и предоставлять ему всю необходимую информацию. Процент по займам МБРР устанавливается в соответствии со стоимостью кредитов, получаемых Банком на международных рынках капиталов, и колеблется примерно от 7,5 до 8,5 %. В соответствии с уставом МБРР его членами могут быть только члены Международного валютного фонда - МВФ, основанного также в 1944 году и начавшего функционировать вместе с Банком в 1946 году. Цель функционирования МВФ, как межправительственного специализированного учреждения ООН - это координировать валютно-финансовую политику его стран-членов и предоставлять им займы для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов. Краткосрочные, среднесрочные и отчасти долгосрочные займы предоставляются МВФ в рамках счета общих ресурсов и специального банковского счета в условных единицах "специального права заимствования", устанавливаемых периодически с 1970 года. По общему счету все страны-члены МВФ имеют право получать иностранную валюту без каких-либо ограничений и условий в пределах 25% своей квоты в общем капитале МВФ. Предоставление займов сверх этой суммы обуславливается выполнением условий фонда в области экономической и социальной политики. При этом, как правило, срок кредитования ограничивается 3-5 годами, а по отдельным, исключительным, займам, даже до 7-10 лет. Основной процент за предоставляемые кредиты периодически пересматривается и колеблется в пределах от 5,5 до 6,5%. Третье специализированное межправительственное учреждение ООН в области рассмотрения финансовых вопросов - Международная ассоциация развития - МАР, основанная в 1960 году с целью предоставления кредитов развивающимся странам на особо льготных условиях. С марта 1988 года годовые процентные ставки МАР составляют в среднем не более 0,5%. При этом, помощь по линии МАР, как правило, предоставляется тем странам, где годовой доход на душу населения не превышает 425 долларов США. Подписной капитал МАР образуется за счет взносов стран-членов так называемой "первой группы", куда входят 20 промышленно развитых государств, а также Кувейт и Объеденные Арабские Эмираты в свободно конвертируемой валюте, а также за счет взносов стран так называемых "второй групп" - экономически менее развитых: 10 % в конвертируемой и 90% в национальной валюте. Остальная часть средств МАР составляется из дополнительных взносов стран-членов Ассоциации, субсидий МБРР и кредитов, выделяемых на добровольной основе Швейцарией.
Все три специализированных учреждения ООН - МБРР, МАР и МВФ входят в Международную финансовую корпорацию, основанную в 1956 году как филиал МБРР с целью использования собственных ресурсов и привлечения инвестиций частного и смешанного секторов национальной экономики, главным образом в развивающиеся страны.
Помимо финансирования капиталовложений в функции Международной финансовой корпорации входит оказание развивающимся странам разнообразных финансовых и технических услуг, а также организационно-консультативного содействия частным инвесторам в развивающихся странах.
2. Экономические объединения развитых стран
К основным международным интеграционным объединениям и организациям развитых стран относятся:
1. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).
2. Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).
3. Экономическая организация сотрудничества и развития (ОЭСР), которая была организована в 1961 году с местопребыванием в Париже, её членами являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Испания, Италия Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, США, Турция, Финляндия, Франция, ФРГ, Швейцарию, Швецию, Исландию и Япония.
4. Экономическое сообщество стран Северной Америки в составе США, Канады и Мексики, основанное в 1987 году и ставящее перед собой цель создания единого экономического пространства этих стран. В 1994 году были, в частности, сняты все барьеры в торговле товарами и услугами между этими странами.
Более подробно проработать самостоятельно в рамках СУРС
3. Экономические объединения стран Азии
К интеграционным объединениям арабских государств относятся следующие: Лига арабских государств, учрежденная еще в 1945 году, Арабский фонд экономического и социального развития, основанный в 1972 году, Арабская инвестиционная компания, Арабский международный банк и Арабский банк для инвестиций и внешней торговли, датой основания которой стал 1974 год. И наконец, в 1976 году была учреждена Организация Персидского залива для интенсификации экономического развития Египта.
Лига арабских государств объединяет 21 государство Азии и Африки, развивающихся на принципах Ислама, а также Организацию Освобождения Палестины. Первоначально, организация ставила общеполитические цели, но в последствии на первый план выдвинулись задачи межарабского экономического сотрудничества, что сказывается на ее структуре, оформленной в виде постоянных комитетов по политическим, экономическим и военным вопросам. Высший руководящий орган Лиги - совещание глав государств и правительств, а исполнительной - Генеральный секретариат с местопребыванием в Тунисе.
Все страны-члены Лиги арабских государств принимают одновременно участие в деятельности Арабского фонда экономического и социального развития, руководящего деятельностью Арабского фонда развития сельского хозяйства и контролирует специальный счет Организации арабских производителей нефти. Как Арабский инвестиционный банк, так и Арабская инвестиционная компания заняты согласованием и осуществлением кредитно-инвестиционной деятельности. Основная роль в этих процессах принадлежит Египту, Ливии, Объединенным Арабским Эмиратам, Оману и Катару. Алжир, Ливия и ОАЭ сосредоточили внимание на деятельности учрежденного ими Арабского банка для инвестиций и внешней торговли. В современном арабском мире четко определились три зоны экономического сотрудничества: Арабский Запад, т.е., страны Магриба и тяготеющие к региону государства; регион Персидского Залива и регион Передней Азии. В феврале 1989 года на Второй встрече глав государств Северной Африки в Марракеше было провозглашено создание Союза арабского Магриба, в состав которого вошли Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко и Тунис, которые подписали три основополагающих договора: Договор о создании Союза, Декларацию о его учреждении, Резолюцию по итогам работы большой магрибской комиссии. В том же 1989 году был образован и Совет арабского сотрудничества, в который вошли Египет, Иордания, Ирак и Йеменская Арабская Республика по принципу географического единства, но не исходя из общности экономического развития. Так, Египет, Иордания и ЙАР являются экспортерами дешевой рабочей силы в Саудовскую Аравию. За пределами географии Арабского мира также функционирует ряд интеграционных организаций, к которым относятся:
-Кувейтский фонд экономического развития, основанный в 1961 году и предоставляющий льготные займы арабским, азиатским и африканским странам на цели промышленного и сельскохозяйственного развития;
- Фонд Абу-Даби для экономического развития арабских стран, созданный в 1971 году и специализирующийся на финансировании развития инфраструктуры, промышленности и туризма в арабских странах;
- Саудовский фонд развития, функционирующий с 1974 года и ставящий цели помощи практически всем развивающимся странам западной ориентации;
- Иракский фонд внешнего развития, действующий также с 1974 года в направлении инвестиционной политики в бедные арабские государства;
- Арабский банк экономического развития Африки и Арабский фонд для Африки, функционирующие за счет средств Саудовской Аравии, ОАЭ и некоторых других арабских нефтедобывающих государств;
- Исламский банк развития , созданный в 1974 году и объединяющий 24 мусульманских государств, а также Гвинею, Гамбию, Индонезию, Камерун, Мали, Нигер и Чад. Штаб-квартира банка расположена в Куала-Лумпур;
- Арабский фонд технической помощи африканским и арабским странам, созданный в 1975 году и финансирующий проектно-сметные работы по объектам.
Образованный в 1981 году Совет сотрудничества арабских государств Персидского Залива объединяет Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовскую Аравию, имеет целью осуществления всесторонней координации и интеграции национальных хозяйств, укреплении взаимосвязей между странами-членами и развитие сотрудничества в области экономики, политики, обороны, безопасности и культуры. Высший руководящий орган Совета - Высший комитет из числа глав государств и правительств, собираемый ежегодно. Рабочими органами являются министерский совет, комиссия по решению спорных вопросов и секретариат с местопребыванием в Эр-Рияде. В рамках совета сформированы 24 постоянных комиссии, рассматривающие конкретные вопросы сотрудничества.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), образованная в 1967 году и включающая в свой состав Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд и Филиппины.
В 1984 году членом АСЕАНА стал Бруней, позже к Ассоциации присоединились Вьетнам и Лаос. Главной целью АСЕАН является ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития стран-членов. Высшим органом организации является Совещание министров иностранных дел, в промежутках между которыми текущей работой руководит Секретариат с местопребыванием в Джакарте и 11 постоянных отраслевых комитета. В 1977 году страны-члены АСЕАН учредили совместный фонд для предоставления краткосрочных ссуд и Коммерческий банк, осуществляющий кредитование с 1981 года.
Другая азиатская региональная организация, созданная в 1985 году - Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии в составе Бангладеш, Бутана, Индии, Мальдивской Республики, Непала, Пакистана и Шри-Ланки. Основными ее целями являются содействие социально-экономическому и культурному развитию стран Южной Азии, укрепление двустороннего и многостороннего сотрудничества как внутри Ассоциации, так и ее членов с третьими государствами и региональными организациями.
3. Экономические объединения стран Африки.
Основной формой интеграции на межафриканском уровне выступают клиринговые платежные взаимоотношения. Исполнительный секретариат. В рамках Сообщества действует четыре специализированные комиссии: по торговле, таможенному обложению, иммиграции и валютным фондам; по промышленности; по сельскому хозяйству и природным ресурсам; по транспорту, связи и энергетике, а также по социальным и культурным вопросам. Сообщество учредило Фонд сотрудничества, компенсации и развития с местопребыванием в Ломе, а также Западноафриканскую клиринговую палату. Бурунди, Габон, Заир, Камерун, Конго, Руанда, Сан-Теме и Принсипи, Центрально-Африканская Республика, Чад и Экваториальная Гвинея учредили одновременно Экономическое сообщество стран Центральной Африки, а его три участника - Бурунди, Заир и Руанда еще и локальное Экономическое сообщество стран Великих Озер.
В 1963 году молодые освободившиеся государства Африки учредили Африканский банк развития, начавший функционировать с 1966 года. На настоящий момент его членами являются 50 африканских государств - практически все члены Организации африканского единства. Высший орган банка - Совет управляющих из числа министров финансов стран-членов. Исполнительный орган - Совет директоров в Абиджане. Под эгидой банка действует Доверительный фонд Нигерии и Африканский банк развития.
В 1980 году в Африке была создана еще одна межправительственная экономическая организация - Конференция по координации развития Юга Африки в составе Анголы, Ботсваны, Замбии, Зимбабве, Лесото, Малави, Мозамбика, Свазиленда и Танзании с целью противодействия в регионе экономическому диктату Южно Африканской Республики.
Высшим руководящим органом Конференции стала Конференция глав государств и правительств, а исполнительными - Совет министров стран-участниц и Исполнительный секретариат с местопребыванием в Габороне. Ежегодно также проводятся Консультативные конференции, в работе которых помимо стран участниц принимают участие другие государства и международные организации.
Западноафриканский валютный фонд - Бенин, БСК, Буркина-Фасо, Кот д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того.
Валютный союз государств Центральной Африки - Габон, Камерун, Конго, Центральная Африканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея. Экономическое сообщество стран Западной Африки - Бенин, БСК, Буркина -Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Либерия, Мавритания, Мали, Нигер, Нигерия, острова Зеленого Мыса, Сенегал, Сьерра-Леоне и Того. Другой формой валютного сотрудничества африканских стран стало создание валютных союзов, предполагающее выпуск единой валюты, имеющей единое хождение на территории стран-участниц союза, осуществляющего при этом единую валютно-финансовую политику. В настоящее время, в Африке действуют два таких союза: Таможенный и экономический союз Центральной Африке (ЮДЕАК), образованный в 1964 году Габоном, Камеруном, Конго, Центральной Африканской Республикой и Экваториальной Гвинеей. Высшим руководящим органом ЮДЕАК является Совет глав государств, а исполнительным - Генеральный секретариат с местопребыванием в Банги. ЮДЕАК имеет фонд солидарности, средства в который поступают из таможенных сборов и виде дотаций из Франции. Второй союз - созданный в 1962 году Центральный банк государств Западной Африки, гарантирующий неограниченную конвертируемость африканской валюте стран-членов по отношению к французскому франку из расчета один к пятидесяти африканских. Впоследствии от Центрального банка отпочковался Западноафриканский банк развития.
5. Экономические объединения стран Латинской Америки и Карибского бассейна.
Наиболее известными в Латинской Америки являются такие группы и образования, как Латиноамериканская ассоциация интеграции, Амазонский пакт, Андский парламент, Центрально-американский общий рынок, Карибское сообщество и Латиноамериканский фонд развития для центральноамериканского региона.
Латиноамериканская ассоциация интеграции, или "Договор Монтевидео 1980 года" вступила в силу в 1981 году и объединяет Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Колумбию, Мексику, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили и Эквадор. Кроме них, в ассоциации статус наблюдателей присвоен Кубе, Испании и Португалии. Высшим органом Ассоциации является Конференция глав государств, созываемая раз в три года. Исполнительный орган Ассоциации - Совет министров иностранных дел стран-участниц. Постоянным рабочим органом стал Секретариат с местопребыванием в Монтевидео.
Целью создания Ассоциации является стремление стран-участниц в создании единого латиноамериканского рынка, что предопределило стратегию ее приоритетов: разработка таможенной политики, а также формирование соглашений по предоставлению режимов наибольшего торгового благоприятствования.
В рамках Ассоциации действует несколько субрегиональных организаций. Созданная в 1969 году "Лаплатская группа" или группа Амазонского пакта, подписанного Аргентиной, Боливией, Бразилией, Парагваем, Уругваем о сотрудничестве и использовании ресурсов и коммуникаций Амазонки и реки Ла-Плата и функционирующая с 1973 года Андская группа в составе Колумбии, Перу, Чили (вышедшее из пакта в 1976 году) с Колумбией содействует упрочнению субрегиональных экономических отношений между странами-участниками. В рамках Андской группы действует Андская корпорация развития с уставным капиталом в 1 миллиард долларов США, а также Андский резервный фонд, образованный для поддержки равновесия платежных балансов стран-участниц.
Подписанный в 1960 году и вступивший в силу в 1961 году Договор Манагуа, вошедший в историю как Общий договор о Центральноамериканской экономической интеграйии, заложил основы Центральноамериканского общего рынка. Его участниками стали Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, и Сальвадор, которые проводят единую экономическую политику в области таможенной либерализации взаимной торговли, стимулирования развития внутризональной промышленности, а также введения единого внешнего тарифа против третьих стран. Финансирование общих акций осуществляется из Центральноамериканского банка экономической интеграции, Центральноамериканского экономического фонда, Центральноамериканской комиссии по морскому транспорту и Центральноамериканской комиссии по железно дорожному транспорту.
Аналогичный характер своей деятельности имеет Карибское сообществ /Кариком/, в состав которого входят Багамские острова, Барбадос, Белиз, Гайана, Ямайка, Тринидад и Тобаго. Еще одна группировка такого типа, функционирующая локально в бассейне Карибского моря - это организация восточнокарибских островов в составе Антигуа, Барбуды, Доминика, Гренады, Монтсеррата, Сент-Кристофера, Невис, Сент-Люсси, Сент-Виссент и Гренадин.
@темы: Международная экономика