1 Теории международной торговли
2 Формы и виды международной торговли
3 Тенденции развития международной торговли
читать дальшеМеждународная торговля существует как первая форма отношений в мировом хозяйстве. Объяснить существование международной торговли пытались еще меркантилисты. Они выводили ее из различия стран в географическом положении, запасах полезных ископаемых, площадях плодородных земель, климате, уровне квалификации рабочей силы.
Классическая теория разработала идею международного разделения труда, основанного на абсолютном преимуществе страны в производстве товаров. А.Смит считал, что нет различия в международном и внутринациональном разделении труда. Те же выгоды получают отдельные страны, что и отдельные фирмы, участвующие в разделении труда. Теория А.Смита базируется на следующих предпосылках:
- в производстве участвует единственный фактор производства – труд;
- в экономике существует полная занятость;
- в международной торговле участвует две страны, которые торгуют друг с другом двумя товарами;
- издержки производства постоянны;
- цена одного товара выражена в количестве труда, затраченного на производство другого товара;
- транспортные издержки равны нулю;
- внешняя торговля свободна от ограничений и регламентации.
Отталкиваясь от этих предпосылок, предположим, что в России производство нефти требует 100 дней работы на 1 тонну, а мяса 10 дней. В Республике Беларусь 120 и 5 – соответственно.
В этих условиях Беларусь будет специализироваться на производстве мяса, так как затраты труда по данному товару меньше, чем в России, а Россия – нефти, так как издержки производства ниже, чем в Беларуси.
Таким образом, страна должна специализироваться на производстве того товара, производство которого обходится дешевле, чем в других странах.
Д.Рикардо выдвинул теорию сравнительных преимуществ. Он показал, что даже в тех случаях, когда страна ни в чем не располагает абсолютными преимуществами, внешняя торговля остается выгодной для страны. Это происходит в результате того, что сохраняются различия в соотношении издержек производства товаров в странах. Страна специализируется в производстве товара, который обладает сравнительно меньшими издержками, и экспортирует его. Продажа по мировым ценам приносит стране выгоду и позволяет более полно удовлетворять потребности экономики.
Предположим, что затраты труда на производство телевизоров в Беларуси – 30 дней, а одежды – 10 дней. В России – 40 и 20 соответственно. По теории А.Смита торговля между странами невозможна, так как затраты труда на оба товара в России выше, чем в Беларуси. Риккардо преложил сопоставить относительные цены в каждой стране. В Беларуси за 1 телевизор можно получить 3 единицы одежды (30:10= 3). В России за 1 телевизор можно получить 2 единицы одежды (40:20=2). Получается, что в условиях, когда транспортные издержки равны нулю, выгодно телевизоры из России везти в Беларусь для продажи, а на вырученные деньги приобретать белорусскую одежду (можно приобрести не 2, а 3 единицы) и везти ее в Россию. Таким образом, в нашем примере Россия будет специализироваться на производстве телевизоров, а Беларусь – производстве одежды.
Шведский экономист Хекшер Э. в 1919 г. выдвинул, а Олин Б. в 30-е годы развил концепцию факторов производства. В дальнейшем П.Самуэльсон упрочил эту теорию выведя математические условия при которых Хекшера-Олина утверждения становились корректными. Суть концепции: товары, требующие для своего производства значительных затрат (избыточных факторов производства) и небольших затрат (дефицитных факторов производства), экспортируются в обмен на товары, производимые с использованием факторов производства в обратной пропорции. Так, в скрытом виде экспортируются избыточные факторы и импортируются дефицитные факторы производства. Избыточными факторами считаются факторы, если соотношение между количеством этого фактора и остальными факторами в экономике выше, чем в остальном мире. Например, продукция считается трудоемкой, если доля затрат на рабочую силу в ее стоимости выше, чем в стоимости других товаров. Хекшер и Олин утверждали, что страны имеют относительные преимущества в результате различного соотношения факторов производства.
Таким образом, в экономической литературе получило распространение теорема Хекшера-Олина-Самуэльсона: «Международная торговля является одновременно проводником развития и носителем наивысшей эффективности и наибольшего равенства: она предоставляет всем ее участникам равные шансы и возможности развития».
В последующие годы теория Хекшера-Олина получила развитие в двух направлениях: 1) стали учитывать большее количество менее крупных факторов производства (например, труд стал рассматриваться не как единое целое, а делиться на квалифицированный и неквалифицированный труд), так как был сформулирован парадокс Леонтьева;
2) включили в расчет эффект масштаба производства для стран, обладающих одинаковой обеспеченностью факторами производства, который позволяет получать разные издержки производства.
Существует теория международной торговли, основанная на учете различий в предпочтениях и вкусах потребителей. Предположим, имеется две страны (Россия и Беларусь), которые производят товары А и Б. При этом производство этих товаров характеризуется одинаковыми кривыми производственных возможностей. Но в России спрос на товар А выше, а на товар Б ниже, чем в Беларуси. Следовательно, это приведет к тому, что товар А в России будет стоить больше, чем товар Б. В Беларуси – наоборот, товар Б будет дороже товара А. Если начать торговлю между Россией и Беларусью, то объемы производства изменятся таким образом, чтобы предельные издержки производства совпадали с мировой ценой товара. Россия начнет импортировать товар А, который пользуется большим спросом, а Беларусь – товар Б, что позволит обеим странам более полно удовлетворить потребности.
Таким образом, когда различаются вкусы потребителей, внешняя торговля ведет к росту специализации потребления и снижению производства.
Р.Вернон разработал теорию жизненного цикла продукта, которая утверждает, что когда и если научные исследования и разработки перестают быть решающим фактором сравнительного преимущества, производство товара перемещается в страны, обладающие другими сравнительными преимуществами.
2 Формы и виды международной торговли
К основным видам международной торговли относятся
1. Встречная торговля – являетсяся древнейшим видом национальной и международной торговли, которая процветала до появления денег, ставших всеобщим эквивалентом обмена. Главным побудительным мотивом к развитию встречной торговли в развитых странах и между ними является обострение проблем сбыта в связи с перенасыщенностью рынков товарами, что побуждает продавцов искусственно повышать конкурентоспособность своих товаров, идя навстречу желанию покупателей расплатиться своими товарами или даже выступая инициаторами таких расчётов. Развитие встречной торговли привлекло в эту сферу банковский капитал. Поскольку часто сроки выполнения взаимных обязательств не совпадают, то контрагенты вынуждены обращаться к банкам за кредитами. При различных видах встречной торговли такой период между встречными поставками может достигать нескольких месяцев и даже лет. Итак, к встречной торговле относятся внешнеторговые операции, при совершении которых в едином контракте фиксируются твёрдые обязательства сторон произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами. Во втором случае разница в стоимости покрывается денежными платежами. По своей экономической сущности встречная торговля включает две стадии обмена: на первой стадии – экспортная операция, на второй – встречная импортная. Наиболее распространена следующая классификация встречных операций:
1. Товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной основе, которые делятся на:
сделки с единовременной поставкой: бартерные сделки, прямая компенсация;
сделки с длительными сроками исполнения: базовые соглашения, соглашения о товарообмене на основе письменных обязательств, протоколы о товарообмене.
2. Компенсационные операции, которые по уровню сложности делятся на:
простые компенсационные сделки (два участника);
сложные компенсационные сделки (более двух участников).
3. Компенсационные сделки на коммерческой основе, которые делятся на:
краткосрочные компенсационные соглашения: частичная компенсация, полная компенсация, трёхсторонняя компенсация;
встречные закупки: параллельные сделки, джентельменские соглашения, соглашения с передачей финансовых обязательств;
авансовые закупки.
4. Компенсационные сделки на основе соглашений о производственном сотрудничестве, которые делятся на:
крупномасштабные долгосрочные компенсационные соглашения с обратной закупкой товаров: соглашения, в которых обязательства по компенсации превышают стоимость поставляемых товаров; соглашения, в которых обязательства по закупкам равны или ниже стоимости поставляемого оборудования;
сделки о «разделе продукции»;
сделки «развитие-импорт».
5. Рамочные соглашения (валютный клиринг).
6. Откуп техники, бывшей в употреблении.
7. Операции с давальческим сырьём (толлинг).
2 Прямые методы торговли
Прямой метод – совершение операции непосредственно между производителем и потребителем. Прямой метод приносит определённую финансовую выгоду: сокращает издержки на сумму комиссионного вознаграждения посреднику; снижает риск и зависимость результатов коммерческой деятельности от возможной недобросовестности или недостаточной компетенции посреднической организации; позволяет постоянно находится на рынке, учитывать изменения и реагировать на них. Но прямой метод требует значительной коммерческой квалификации и торгового опыта. Международная торговля более рискованна по сравнению с внутренней из-за различных экономических, политических, правовых и социальных условий в разных странах.
3 Косвенные методы торговли.
Косвенный метод – совершение операции через посредника. Более половины международного товарного обмена осуществляется при содействии торговых посредников. На мировом рынке действуют следующие посредники:
1) брокеры (простые посредники) подыскивают продавцов и покупателей, не принимают в сделках непосредственного участия ни своим именем, ни капиталом;
2) поверенные со стороны продавца или покупателя совершают сделки от имени и за счёт доверителей (продавец или покупатель), получают вознаграждение и возмещение расходов;
3) комиссионер) подписывают контракты от своего имени, но за счёт продавца или покупателя, которые несут все риски по осуществлению сделки;
4) консигнанты осуществляют операции на основе специального договора консигнации. Данная форма договора применяется в основном для реализации товаров массового спроса. По таким условиям экспортёр (консигнант) поставляет товар на склад посредника (консигнатора) для реализации в течение определённого срока. Непроданные к установленному сроку товары консигнатор имеет право вернуть консигнанту. Таким образом экспортёр кредитует посредника на средний срок реализации товара и сохраняет право собственности на товары до их реализации покупателям;
5) дистрибьюторы, дилеры – независимые торговые фирмы, заключающие договора купли-продажи с одной стороны с продавцами, с другой стороны – с покупателями;
6) агенты действуют в интересах и от имени экспортёра или импортёра (принципала) на основе соглашения, часто включающего дополнительные обязательства агента (исследование рынков, реклама, предпродажная доработка товаров и т.д).
Международная торговля располагает собственной инфраструктурой, которая обеспечивает информационный, товарный и финансовый обмен между продавцами и покупателями. Основные элементы торговой инфраструктуры международной торговли:
1. Товарные, фьючерсные биржи.
Биржа – организация, создаваемая на добровольной, паевой основе заинтересованными юридическими и физическими лицами в порядке, установленном законодательством. Товарные биржи специализируются на оптовой торговле массовыми товарами, имеющими устойчивые и чёткие качественные параметры. На товарных биржах осуществляются следующие виды сделок:
1.Сделки на реальный товар;
2.Срочные фьючерсные сделки.
Сделки на реальный товар осуществляются с предъявлением товара, либо товарных образцов и предусматривают обязательную продажу товара после проведения торгов или немедленную передачу документов на право собственности на товар. Срочные фьючерсные сделки в отличии от сделок на реальный товар не предусматривают обязательства сторон поставить или принять реальный товар, а предполагают куплю-продажу права на товар. Различают следующие виды фьючерсных сделок: 1)простая фьючерсная сделка предусматривает выполнение обязательств в определённые сроки по фиксированным на момент заключения сделки ценам. Разрыв между моментом заключения сделки и поставкой товара (или моментом исполнения сделки) может составлять от 6 до 14 месяцев; 2)Срочная фьючерсная сделка – сделка с предварительной премией. Она предполагает выплату одним из контрагентов сделки премии за пересмотр первоначальных условий сделки или отказ от неё. Основная цель премиальных сделок – получение разницы в ценах, возникающей к сроку завершения сделок. В большинстве случаев результатом премиальных сделок является не передача реального товара, а получение разницы между ценой договора в день его заключения и ценой в день исполнения. Фьючерсная сделка применяется для страхования от возможных потерь в случае изменения рыночной цены. Следует отметить, что биржевые торги могут осуществляться в электронной форме.
2. Торги.
Торги – форма опт торговли, которая характеризуется конкуренцией продавцов между собой за предоставление покупателям наиболее выгодных условий продажи товаров. Выбор поставщика осуществляется на конкурсной основе. Т.о. размещаются заказы на поставку товаров для государственных нужд. Участники конкурса предоставляют информацию об объёмах, ценах, качестве поставок, условиях поставки и оплаты. Экспертная комиссия рассматривает поступившие заявки. Для объективности конкурсный отбор осуществляется публично, путём проведения открытых торгов. Туда приглашают всех желающих поставщиков. Торги могут быть закрытыми.В них участвуют предприятия одной отрасли. Тендерные торги – оптимальная форма закупки товаров.
3. Ярмарки.
Ярмарка – самостоятельное рыночное мероприятие, организуемое в общественном месте и на установленный срок, доступное для всех товаропроизводителей или продавцов и покупателей. На ярмарке между ними заключаются договора купли-продажи, поставки и др.и устанавливаются хозяйственные связи. В правовом отношении ярмарка может функционировать как самостоятельное юр. лицо или без его образования. Осн.цель ярмарочных торгов – оптовая продажа и закупка товаров, а также заключение прямых договоров и контрактов независимо от формы собственности участников. Участниками ярмарок могут быть как местные так и иностранные продавцы и покупатели всех форм собственности, как юр.лица так и частные предприниматели. Основной метод организации оптовой реализации товаров на ярмарках – продажа товаров по представленным образцам. Образцы товаров поставщики доставляют на ярмарку за свой счёт.
4. Торговля через Интернет (электронная торговля).
Такая торговля осуществляется путём обмена информацией в сети Интернет, включая ознакомление с изображениями, характеристиками, ценами и иной информацией о товарах и услугах на сайтах продавцов, размещение заказа путём электронного дистанционного маркирования товаров, оплата заказа с помощью дистанционного управления счётом покупателя путём безналичного перевода, а также доставка (рассылка) товара Продавцом либо получение товара покупателем.
3 Тенденции развития мировой торговли
Рассматривая тенденции развития международной торговли, можно выделить:
- значительный и постоянно растущий объем торговли между странами с одинаково высоким уровнем развития;
- высокий и все возрастающий удельный вес в мировой торговле встречных поставок сходных промышленных товаров;
- сокращение удельного веса сырья;
- расширение товарной номенклатуры торговли;
- практику формирования долгосрочных согласованных поставок готовой продукции;
- увеличение в торговле доли комплектующих, узлов, промежуточной продукции, соответствующих отдельным стадиям процесса производства;
- неравномерность развития торговли и роли отдельных стран и регионов;
- развитие мировой торговли более быстрыми темпами, чем ВНП всех стран;
- формирование новых форм и видов торговли (услуги в сфере страхования, транспорта, лизинг, инжиниринг, технология, франчайзинг, туризм);
- формирование нового разделения труда и технологической зависимости развивающихся стран.
2 Формы и виды международной торговли
3 Тенденции развития международной торговли
читать дальшеМеждународная торговля существует как первая форма отношений в мировом хозяйстве. Объяснить существование международной торговли пытались еще меркантилисты. Они выводили ее из различия стран в географическом положении, запасах полезных ископаемых, площадях плодородных земель, климате, уровне квалификации рабочей силы.
Классическая теория разработала идею международного разделения труда, основанного на абсолютном преимуществе страны в производстве товаров. А.Смит считал, что нет различия в международном и внутринациональном разделении труда. Те же выгоды получают отдельные страны, что и отдельные фирмы, участвующие в разделении труда. Теория А.Смита базируется на следующих предпосылках:
- в производстве участвует единственный фактор производства – труд;
- в экономике существует полная занятость;
- в международной торговле участвует две страны, которые торгуют друг с другом двумя товарами;
- издержки производства постоянны;
- цена одного товара выражена в количестве труда, затраченного на производство другого товара;
- транспортные издержки равны нулю;
- внешняя торговля свободна от ограничений и регламентации.
Отталкиваясь от этих предпосылок, предположим, что в России производство нефти требует 100 дней работы на 1 тонну, а мяса 10 дней. В Республике Беларусь 120 и 5 – соответственно.
В этих условиях Беларусь будет специализироваться на производстве мяса, так как затраты труда по данному товару меньше, чем в России, а Россия – нефти, так как издержки производства ниже, чем в Беларуси.
Таким образом, страна должна специализироваться на производстве того товара, производство которого обходится дешевле, чем в других странах.
Д.Рикардо выдвинул теорию сравнительных преимуществ. Он показал, что даже в тех случаях, когда страна ни в чем не располагает абсолютными преимуществами, внешняя торговля остается выгодной для страны. Это происходит в результате того, что сохраняются различия в соотношении издержек производства товаров в странах. Страна специализируется в производстве товара, который обладает сравнительно меньшими издержками, и экспортирует его. Продажа по мировым ценам приносит стране выгоду и позволяет более полно удовлетворять потребности экономики.
Предположим, что затраты труда на производство телевизоров в Беларуси – 30 дней, а одежды – 10 дней. В России – 40 и 20 соответственно. По теории А.Смита торговля между странами невозможна, так как затраты труда на оба товара в России выше, чем в Беларуси. Риккардо преложил сопоставить относительные цены в каждой стране. В Беларуси за 1 телевизор можно получить 3 единицы одежды (30:10= 3). В России за 1 телевизор можно получить 2 единицы одежды (40:20=2). Получается, что в условиях, когда транспортные издержки равны нулю, выгодно телевизоры из России везти в Беларусь для продажи, а на вырученные деньги приобретать белорусскую одежду (можно приобрести не 2, а 3 единицы) и везти ее в Россию. Таким образом, в нашем примере Россия будет специализироваться на производстве телевизоров, а Беларусь – производстве одежды.
Шведский экономист Хекшер Э. в 1919 г. выдвинул, а Олин Б. в 30-е годы развил концепцию факторов производства. В дальнейшем П.Самуэльсон упрочил эту теорию выведя математические условия при которых Хекшера-Олина утверждения становились корректными. Суть концепции: товары, требующие для своего производства значительных затрат (избыточных факторов производства) и небольших затрат (дефицитных факторов производства), экспортируются в обмен на товары, производимые с использованием факторов производства в обратной пропорции. Так, в скрытом виде экспортируются избыточные факторы и импортируются дефицитные факторы производства. Избыточными факторами считаются факторы, если соотношение между количеством этого фактора и остальными факторами в экономике выше, чем в остальном мире. Например, продукция считается трудоемкой, если доля затрат на рабочую силу в ее стоимости выше, чем в стоимости других товаров. Хекшер и Олин утверждали, что страны имеют относительные преимущества в результате различного соотношения факторов производства.
Таким образом, в экономической литературе получило распространение теорема Хекшера-Олина-Самуэльсона: «Международная торговля является одновременно проводником развития и носителем наивысшей эффективности и наибольшего равенства: она предоставляет всем ее участникам равные шансы и возможности развития».
В последующие годы теория Хекшера-Олина получила развитие в двух направлениях: 1) стали учитывать большее количество менее крупных факторов производства (например, труд стал рассматриваться не как единое целое, а делиться на квалифицированный и неквалифицированный труд), так как был сформулирован парадокс Леонтьева;
2) включили в расчет эффект масштаба производства для стран, обладающих одинаковой обеспеченностью факторами производства, который позволяет получать разные издержки производства.
Существует теория международной торговли, основанная на учете различий в предпочтениях и вкусах потребителей. Предположим, имеется две страны (Россия и Беларусь), которые производят товары А и Б. При этом производство этих товаров характеризуется одинаковыми кривыми производственных возможностей. Но в России спрос на товар А выше, а на товар Б ниже, чем в Беларуси. Следовательно, это приведет к тому, что товар А в России будет стоить больше, чем товар Б. В Беларуси – наоборот, товар Б будет дороже товара А. Если начать торговлю между Россией и Беларусью, то объемы производства изменятся таким образом, чтобы предельные издержки производства совпадали с мировой ценой товара. Россия начнет импортировать товар А, который пользуется большим спросом, а Беларусь – товар Б, что позволит обеим странам более полно удовлетворить потребности.
Таким образом, когда различаются вкусы потребителей, внешняя торговля ведет к росту специализации потребления и снижению производства.
Р.Вернон разработал теорию жизненного цикла продукта, которая утверждает, что когда и если научные исследования и разработки перестают быть решающим фактором сравнительного преимущества, производство товара перемещается в страны, обладающие другими сравнительными преимуществами.
2 Формы и виды международной торговли
К основным видам международной торговли относятся
1. Встречная торговля – являетсяся древнейшим видом национальной и международной торговли, которая процветала до появления денег, ставших всеобщим эквивалентом обмена. Главным побудительным мотивом к развитию встречной торговли в развитых странах и между ними является обострение проблем сбыта в связи с перенасыщенностью рынков товарами, что побуждает продавцов искусственно повышать конкурентоспособность своих товаров, идя навстречу желанию покупателей расплатиться своими товарами или даже выступая инициаторами таких расчётов. Развитие встречной торговли привлекло в эту сферу банковский капитал. Поскольку часто сроки выполнения взаимных обязательств не совпадают, то контрагенты вынуждены обращаться к банкам за кредитами. При различных видах встречной торговли такой период между встречными поставками может достигать нескольких месяцев и даже лет. Итак, к встречной торговле относятся внешнеторговые операции, при совершении которых в едином контракте фиксируются твёрдые обязательства сторон произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами. Во втором случае разница в стоимости покрывается денежными платежами. По своей экономической сущности встречная торговля включает две стадии обмена: на первой стадии – экспортная операция, на второй – встречная импортная. Наиболее распространена следующая классификация встречных операций:
1. Товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной основе, которые делятся на:
сделки с единовременной поставкой: бартерные сделки, прямая компенсация;
сделки с длительными сроками исполнения: базовые соглашения, соглашения о товарообмене на основе письменных обязательств, протоколы о товарообмене.
2. Компенсационные операции, которые по уровню сложности делятся на:
простые компенсационные сделки (два участника);
сложные компенсационные сделки (более двух участников).
3. Компенсационные сделки на коммерческой основе, которые делятся на:
краткосрочные компенсационные соглашения: частичная компенсация, полная компенсация, трёхсторонняя компенсация;
встречные закупки: параллельные сделки, джентельменские соглашения, соглашения с передачей финансовых обязательств;
авансовые закупки.
4. Компенсационные сделки на основе соглашений о производственном сотрудничестве, которые делятся на:
крупномасштабные долгосрочные компенсационные соглашения с обратной закупкой товаров: соглашения, в которых обязательства по компенсации превышают стоимость поставляемых товаров; соглашения, в которых обязательства по закупкам равны или ниже стоимости поставляемого оборудования;
сделки о «разделе продукции»;
сделки «развитие-импорт».
5. Рамочные соглашения (валютный клиринг).
6. Откуп техники, бывшей в употреблении.
7. Операции с давальческим сырьём (толлинг).
2 Прямые методы торговли
Прямой метод – совершение операции непосредственно между производителем и потребителем. Прямой метод приносит определённую финансовую выгоду: сокращает издержки на сумму комиссионного вознаграждения посреднику; снижает риск и зависимость результатов коммерческой деятельности от возможной недобросовестности или недостаточной компетенции посреднической организации; позволяет постоянно находится на рынке, учитывать изменения и реагировать на них. Но прямой метод требует значительной коммерческой квалификации и торгового опыта. Международная торговля более рискованна по сравнению с внутренней из-за различных экономических, политических, правовых и социальных условий в разных странах.
3 Косвенные методы торговли.
Косвенный метод – совершение операции через посредника. Более половины международного товарного обмена осуществляется при содействии торговых посредников. На мировом рынке действуют следующие посредники:
1) брокеры (простые посредники) подыскивают продавцов и покупателей, не принимают в сделках непосредственного участия ни своим именем, ни капиталом;
2) поверенные со стороны продавца или покупателя совершают сделки от имени и за счёт доверителей (продавец или покупатель), получают вознаграждение и возмещение расходов;
3) комиссионер) подписывают контракты от своего имени, но за счёт продавца или покупателя, которые несут все риски по осуществлению сделки;
4) консигнанты осуществляют операции на основе специального договора консигнации. Данная форма договора применяется в основном для реализации товаров массового спроса. По таким условиям экспортёр (консигнант) поставляет товар на склад посредника (консигнатора) для реализации в течение определённого срока. Непроданные к установленному сроку товары консигнатор имеет право вернуть консигнанту. Таким образом экспортёр кредитует посредника на средний срок реализации товара и сохраняет право собственности на товары до их реализации покупателям;
5) дистрибьюторы, дилеры – независимые торговые фирмы, заключающие договора купли-продажи с одной стороны с продавцами, с другой стороны – с покупателями;
6) агенты действуют в интересах и от имени экспортёра или импортёра (принципала) на основе соглашения, часто включающего дополнительные обязательства агента (исследование рынков, реклама, предпродажная доработка товаров и т.д).
Международная торговля располагает собственной инфраструктурой, которая обеспечивает информационный, товарный и финансовый обмен между продавцами и покупателями. Основные элементы торговой инфраструктуры международной торговли:
1. Товарные, фьючерсные биржи.
Биржа – организация, создаваемая на добровольной, паевой основе заинтересованными юридическими и физическими лицами в порядке, установленном законодательством. Товарные биржи специализируются на оптовой торговле массовыми товарами, имеющими устойчивые и чёткие качественные параметры. На товарных биржах осуществляются следующие виды сделок:
1.Сделки на реальный товар;
2.Срочные фьючерсные сделки.
Сделки на реальный товар осуществляются с предъявлением товара, либо товарных образцов и предусматривают обязательную продажу товара после проведения торгов или немедленную передачу документов на право собственности на товар. Срочные фьючерсные сделки в отличии от сделок на реальный товар не предусматривают обязательства сторон поставить или принять реальный товар, а предполагают куплю-продажу права на товар. Различают следующие виды фьючерсных сделок: 1)простая фьючерсная сделка предусматривает выполнение обязательств в определённые сроки по фиксированным на момент заключения сделки ценам. Разрыв между моментом заключения сделки и поставкой товара (или моментом исполнения сделки) может составлять от 6 до 14 месяцев; 2)Срочная фьючерсная сделка – сделка с предварительной премией. Она предполагает выплату одним из контрагентов сделки премии за пересмотр первоначальных условий сделки или отказ от неё. Основная цель премиальных сделок – получение разницы в ценах, возникающей к сроку завершения сделок. В большинстве случаев результатом премиальных сделок является не передача реального товара, а получение разницы между ценой договора в день его заключения и ценой в день исполнения. Фьючерсная сделка применяется для страхования от возможных потерь в случае изменения рыночной цены. Следует отметить, что биржевые торги могут осуществляться в электронной форме.
2. Торги.
Торги – форма опт торговли, которая характеризуется конкуренцией продавцов между собой за предоставление покупателям наиболее выгодных условий продажи товаров. Выбор поставщика осуществляется на конкурсной основе. Т.о. размещаются заказы на поставку товаров для государственных нужд. Участники конкурса предоставляют информацию об объёмах, ценах, качестве поставок, условиях поставки и оплаты. Экспертная комиссия рассматривает поступившие заявки. Для объективности конкурсный отбор осуществляется публично, путём проведения открытых торгов. Туда приглашают всех желающих поставщиков. Торги могут быть закрытыми.В них участвуют предприятия одной отрасли. Тендерные торги – оптимальная форма закупки товаров.
3. Ярмарки.
Ярмарка – самостоятельное рыночное мероприятие, организуемое в общественном месте и на установленный срок, доступное для всех товаропроизводителей или продавцов и покупателей. На ярмарке между ними заключаются договора купли-продажи, поставки и др.и устанавливаются хозяйственные связи. В правовом отношении ярмарка может функционировать как самостоятельное юр. лицо или без его образования. Осн.цель ярмарочных торгов – оптовая продажа и закупка товаров, а также заключение прямых договоров и контрактов независимо от формы собственности участников. Участниками ярмарок могут быть как местные так и иностранные продавцы и покупатели всех форм собственности, как юр.лица так и частные предприниматели. Основной метод организации оптовой реализации товаров на ярмарках – продажа товаров по представленным образцам. Образцы товаров поставщики доставляют на ярмарку за свой счёт.
4. Торговля через Интернет (электронная торговля).
Такая торговля осуществляется путём обмена информацией в сети Интернет, включая ознакомление с изображениями, характеристиками, ценами и иной информацией о товарах и услугах на сайтах продавцов, размещение заказа путём электронного дистанционного маркирования товаров, оплата заказа с помощью дистанционного управления счётом покупателя путём безналичного перевода, а также доставка (рассылка) товара Продавцом либо получение товара покупателем.
3 Тенденции развития мировой торговли
Рассматривая тенденции развития международной торговли, можно выделить:
- значительный и постоянно растущий объем торговли между странами с одинаково высоким уровнем развития;
- высокий и все возрастающий удельный вес в мировой торговле встречных поставок сходных промышленных товаров;
- сокращение удельного веса сырья;
- расширение товарной номенклатуры торговли;
- практику формирования долгосрочных согласованных поставок готовой продукции;
- увеличение в торговле доли комплектующих, узлов, промежуточной продукции, соответствующих отдельным стадиям процесса производства;
- неравномерность развития торговли и роли отдельных стран и регионов;
- развитие мировой торговли более быстрыми темпами, чем ВНП всех стран;
- формирование новых форм и видов торговли (услуги в сфере страхования, транспорта, лизинг, инжиниринг, технология, франчайзинг, туризм);
- формирование нового разделения труда и технологической зависимости развивающихся стран.
@темы: Международная экономика