читать дальшеПринято считать, что сущ-ют рынки каждого отдельного товара: рынок автомобилей, рынок компьютеров, зерновой рынок, рынок жилья и т д. На каждом рынке сущ-ет мн-во товаропроизводителей (продавцов) и потребителей (покупателей). Взаимодействие рын-ого спроса и рын-ого предл-ия изменяют рын-ую цену до того момента, когда величина спроса и величина предл-ия совпадут. Данная ситуация опред-ет рын-ое равновесие и установление равновесной цены. Ситуация на рынке, когда планы покупателей приобрести по определённой цене конкретное кол-во эк-ких благ полностью совпадают с планами производителей (продавцов) поставить на рынок по той же цене эк-кие блага, так что при данной величине предл-ия формируется соответствующий объём спроса, наз-ся рын-ым равновесием.
Различают стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рын-ое равновесие. Стабильное хар-ся редкими нарушениями и быстрым восстановлением равновесного состояния. Нестабильное равновесие отлич-ся глубокими нарушениями и длительным их сохранением. В условиях нестабильного рын-ого равновесия выделяют рынок потребителя (покупателя) и рынок производителя (продавца). Первый отлич-ся устойчивым превышением предл-ия над спросом, конкуренцией производителей за лучшее удовлетворение потребностей покупателей. На рынке производителя в конкуренцию между собой вступают покупатели товара, т к этот рынок отлич-ся устойчивым превышением спроса над предл-ием товара.
Обобщение рын-ой практики показывает, что во времени продавец и покупатель по-разному реагируют на изменение эк-кой ситуации. Поэтому их участие в формировании рын-ого равновесия весьма различно. Изучение рын-ого равновесия будет неполным без учёта фактора времени. Критерием деления рын-ого равновесия на мгновенное, краткосрочное и длительное явл-ся эластичность предл-ия.
В мгновенный период нет особых препятствий для изменения объёма спроса. Под воздействием потребительских предпочтений, увеличения денежных доходов, слухов, всё той же рекламы и т п. может произойти заметный сдвиг линии спроса. Вместе с тем в мгновенный период объём предл-ия остаётся неизменным. Товаропроизводители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены, предприниматели не будут делать попыток изменения спроса и цены из-за отсутствия времени. Цены мгновенного периода очень высоки.
В условиях краткосрочного равновесия предл-ие несколько увелич-ся, цена возрастает по сравнению с её первоначальным уровнем, но сниж-ся по отношению к мгновенному равновесию. Также в этом периоде эластичность предл-ия по цене также не столь велика. Но производители всё же имеют возможность среагировать на изменение цены. Производители будут стремиться приспособить переменные факторы пр-ва к изменяющимся условиям. В этих условиях производственные мощности остаются фактически неизменными, но предприниматели имеют достаточно времени, чтобы использовать свои мощности более интенсивно. Результатом реакции на увеличение спроса будет рост пр-ва. При этом цена будет оказываться ниже, чем в примере с мгновенным равновесием.
В условиях длительного равновесия будут приспособлены к изменившейся цене все факторы пр-ва, издержки предприятий. Предприниматели имеют достаточно времени чтобы приспособить все ресурсы к изменившейся ситуации. Увеличится число предприятий, возрастут производственные мощности. Войти в состав отрасли или покинуть её. Предл-ие полностью адаптируется к изменившемуся спросу, т к в отрасли появятся новые предприятия. Объём пр-ва возрастёт, а цена равновесия ещё более понизится. Можно прогнозировать, что в данную отрасль устремится доп-ый капитал. Будет проведена реконструкция действующих предприятий. Эта ситуация длительного равновесия (ситуация нормальной цены, она удерживается в течение продолжительного времени). Нормальная цена стимулирует приспособление всех факторов пр-ва к изменившимся условиям. Цена длит-ого равновесия намного меньше цены мгновенного равновесия, и выше цены преобладающей в условиях краткосрочного равновесия.
Т обр можно сделать вывод о том, что изменение спроса в краткосрочном периоде в большей степени воздействует на цену, а в длительном – на объём выпуска.
Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесия
Пусть первоначальное равновесие на рынке цветов представляет точка Е0 на рис. 4.11. Если, например вследствие увеличения доходов покупателей спрос на цветы возрастет так, что линия спроса D0 займет положение D1, то в мгновенном периоде (в первый день) цена увеличится до PM. На рынке возникнет дефицит, цена спроса окажется выше цены предложения. Образовавшаяся в результате этого прибыль стимулирует рост предложения. Но в коротком периоде (последующие несколько месяцев, пока не будут увеличены производственные мощности в цветоводстве) увеличение предложения сопровождается ростом предельных затрат, так как существующие производственные мощности будут эксплуатироваться с повышенной интенсивностью. Вследствие повышения предложения равновесная цена в коротком периоде PC будет ниже PM, но из-за возросших предельных затрат она окажется выше исходной цены P0.
В длительном периоде цветоводы повысят объем используемого капитала для достижения оптимальной капиталовооруженности труда при возросшем выпуске. Вследствие этого средние и предельные затраты выращивания цветов снизятся и кривая предложения станет положе (сдвиг S0 S1). В результате в длинном периоде равновесие установится в точке Е3 и сохранится до очередного экзогенного нарушения равновесия из-за «шока» спроса или предложения. Будет ли цена равновесия PL в длинном периоде равна, выше или ниже первоначальной цены P0, зависит от величины сдвигов кривых спроса и предложения и углов их наклона.
ВОПРОС № 14.
Сдвиг кривой спроса.
На спрос влияют не только цены, но и иные факторы:
увеличение (или сокращение) доходов потребителя;
изменение вкусов и предпочтений;
ценовые и дефицитные ожидания;
колебание расходов на рекламу;
изменение цен товаров-заменителей или дополняющих товаров;
рост (или уменьшение) количества покупателей и пр.
Спрос является функцией всех этих факторов (то есть зависит от них):
где Q - спрос; Р - цена; I - доход (income); Z - вкусы; W - ожидания (waiting); Psub - цена на товары-заменители (substitute); Pcom - цена на дополняющие товары (complement); N - количество покупателей; В - прочие факторы.
Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево, то есть при тех же ценах количество покупок может увеличиваться или уменьшаться.
Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D1. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств. Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения D в положение D2.
Рост цены товара, который замещает данный товар, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на молочный шоколад производства одной фирмы может переключить часть спроса на похожий шоколад другой фирмы, вследствие чего цена его тоже начнет расти. Итак, рост цен на продукт одной фирмы привел к росту спроса на похожий товар другой фирмы. То есть при условии товаров-заменителей между ценой на один из них существует прямая зависимость. И, наоборот, повышение цен на взаимодополняемое благо сокращает спрос на него, например, рост цены на компьютер приводит к уменьшению объема их продаж. Следствием сокращения объема продаж компьютеров будет падение спроса на дополняющие товары: например, мониторы, падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены. Таким образом, если два товара взаимодополняемы то, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. В нашем примере рост цен на компьютеры привел к падению спроса на мониторы.
В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе покупателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.
На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.
Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже величина спроса и, наоборот. Чем ниже Цена, тем выше величина. Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: оно происходит под влиянием неценовых факторов, определяющих функцию спроса.
Сдвиг кривой предл-ия.
В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы:
цены факторов производства (ресурсов);
технология;
ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;
размер налогов и субсидий, субвенций, таможенных льгот;
количество продавцов;
политика кредитования, уровень процентных ставок;
Величина предложения является функцией всех этих факторов
Где Рг - цены ресурсов, К - характер применяемой технологии, Т - налоги и субсидии, N - количество продавцов, В - прочие факторы.
например, повышение цен на факторы пр-ва означает сокращение предл-ия, т е сдвиг кривой S в положение S 1. Наоборот, в случае пониж-ия цен на факторы пр-ва произойдет увелич-ие предл-ия, что приведет к сдвигу кривой S положение S 2 (см. рис выше).
В условиях рын-ой эк-ки налоги выступают прежде всего как «цена правительственного продукта» (в виде общественного порядка, соц-ой стабильности, подготовленной рабочей силы и т п). Через налоговый механизм гос-во возмещает затраты, связанные с финансированием «бесплатного» образования и здравоохранения, а также нац-ой обороны. Вместе с тем налоги и сборы включ-ся в цену товара, уменьшают размеры чистой прибыли, т е ограничивают финансовые источники для самофинансирования пр-ва. Т обр жёсткое налогообложение отечественного производителя выступает фактором подавляющим эк-кое развитие нац-ого пр-ва.
Льготное кредитование, уменьшение процентных ставок по банковским ссудам воспринимаются как снижение цены «денежного ресурса» или денежного капитала, что способствует снижению издержек пр-ва. Дело не в том, что пр-во продукции становится более прибыльным. Снижение процентной ставки позволяет предпринимателям приступить к реализации тех инвестиционных проектов, реализация которых до этого откладывалась из-за их нерентабельности или просто убыточности.
Субвенции и субсидии, выступающие для предприятия как своеобразный «эк-кий подарок», способствуют снижению себестоимости продукции, что в свою очередь стимулирует наращивание объёмов пр-ва. Такая форма поддержки широко исп-ся, когда приходится иметь дело прежде всего с убыточным пр-вом «социально значимой» продукции. Прямая финансовая поддержка подобного рода позволяет избежать убытков и создать нормальные условия для продолжения процесса пр-ва и реализации продукции.
Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения. Сдвиг кривой предложения влево или; вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием неценовых факторов, определяющих функцию предложения.
Различают стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рын-ое равновесие. Стабильное хар-ся редкими нарушениями и быстрым восстановлением равновесного состояния. Нестабильное равновесие отлич-ся глубокими нарушениями и длительным их сохранением. В условиях нестабильного рын-ого равновесия выделяют рынок потребителя (покупателя) и рынок производителя (продавца). Первый отлич-ся устойчивым превышением предл-ия над спросом, конкуренцией производителей за лучшее удовлетворение потребностей покупателей. На рынке производителя в конкуренцию между собой вступают покупатели товара, т к этот рынок отлич-ся устойчивым превышением спроса над предл-ием товара.
Обобщение рын-ой практики показывает, что во времени продавец и покупатель по-разному реагируют на изменение эк-кой ситуации. Поэтому их участие в формировании рын-ого равновесия весьма различно. Изучение рын-ого равновесия будет неполным без учёта фактора времени. Критерием деления рын-ого равновесия на мгновенное, краткосрочное и длительное явл-ся эластичность предл-ия.
В мгновенный период нет особых препятствий для изменения объёма спроса. Под воздействием потребительских предпочтений, увеличения денежных доходов, слухов, всё той же рекламы и т п. может произойти заметный сдвиг линии спроса. Вместе с тем в мгновенный период объём предл-ия остаётся неизменным. Товаропроизводители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены, предприниматели не будут делать попыток изменения спроса и цены из-за отсутствия времени. Цены мгновенного периода очень высоки.
В условиях краткосрочного равновесия предл-ие несколько увелич-ся, цена возрастает по сравнению с её первоначальным уровнем, но сниж-ся по отношению к мгновенному равновесию. Также в этом периоде эластичность предл-ия по цене также не столь велика. Но производители всё же имеют возможность среагировать на изменение цены. Производители будут стремиться приспособить переменные факторы пр-ва к изменяющимся условиям. В этих условиях производственные мощности остаются фактически неизменными, но предприниматели имеют достаточно времени, чтобы использовать свои мощности более интенсивно. Результатом реакции на увеличение спроса будет рост пр-ва. При этом цена будет оказываться ниже, чем в примере с мгновенным равновесием.
В условиях длительного равновесия будут приспособлены к изменившейся цене все факторы пр-ва, издержки предприятий. Предприниматели имеют достаточно времени чтобы приспособить все ресурсы к изменившейся ситуации. Увеличится число предприятий, возрастут производственные мощности. Войти в состав отрасли или покинуть её. Предл-ие полностью адаптируется к изменившемуся спросу, т к в отрасли появятся новые предприятия. Объём пр-ва возрастёт, а цена равновесия ещё более понизится. Можно прогнозировать, что в данную отрасль устремится доп-ый капитал. Будет проведена реконструкция действующих предприятий. Эта ситуация длительного равновесия (ситуация нормальной цены, она удерживается в течение продолжительного времени). Нормальная цена стимулирует приспособление всех факторов пр-ва к изменившимся условиям. Цена длит-ого равновесия намного меньше цены мгновенного равновесия, и выше цены преобладающей в условиях краткосрочного равновесия.
Т обр можно сделать вывод о том, что изменение спроса в краткосрочном периоде в большей степени воздействует на цену, а в длительном – на объём выпуска.
Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесия
Пусть первоначальное равновесие на рынке цветов представляет точка Е0 на рис. 4.11. Если, например вследствие увеличения доходов покупателей спрос на цветы возрастет так, что линия спроса D0 займет положение D1, то в мгновенном периоде (в первый день) цена увеличится до PM. На рынке возникнет дефицит, цена спроса окажется выше цены предложения. Образовавшаяся в результате этого прибыль стимулирует рост предложения. Но в коротком периоде (последующие несколько месяцев, пока не будут увеличены производственные мощности в цветоводстве) увеличение предложения сопровождается ростом предельных затрат, так как существующие производственные мощности будут эксплуатироваться с повышенной интенсивностью. Вследствие повышения предложения равновесная цена в коротком периоде PC будет ниже PM, но из-за возросших предельных затрат она окажется выше исходной цены P0.
В длительном периоде цветоводы повысят объем используемого капитала для достижения оптимальной капиталовооруженности труда при возросшем выпуске. Вследствие этого средние и предельные затраты выращивания цветов снизятся и кривая предложения станет положе (сдвиг S0 S1). В результате в длинном периоде равновесие установится в точке Е3 и сохранится до очередного экзогенного нарушения равновесия из-за «шока» спроса или предложения. Будет ли цена равновесия PL в длинном периоде равна, выше или ниже первоначальной цены P0, зависит от величины сдвигов кривых спроса и предложения и углов их наклона.
ВОПРОС № 14.
Сдвиг кривой спроса.
На спрос влияют не только цены, но и иные факторы:
увеличение (или сокращение) доходов потребителя;
изменение вкусов и предпочтений;
ценовые и дефицитные ожидания;
колебание расходов на рекламу;
изменение цен товаров-заменителей или дополняющих товаров;
рост (или уменьшение) количества покупателей и пр.
Спрос является функцией всех этих факторов (то есть зависит от них):
где Q - спрос; Р - цена; I - доход (income); Z - вкусы; W - ожидания (waiting); Psub - цена на товары-заменители (substitute); Pcom - цена на дополняющие товары (complement); N - количество покупателей; В - прочие факторы.
Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево, то есть при тех же ценах количество покупок может увеличиваться или уменьшаться.
Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D1. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств. Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения D в положение D2.
Рост цены товара, который замещает данный товар, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на молочный шоколад производства одной фирмы может переключить часть спроса на похожий шоколад другой фирмы, вследствие чего цена его тоже начнет расти. Итак, рост цен на продукт одной фирмы привел к росту спроса на похожий товар другой фирмы. То есть при условии товаров-заменителей между ценой на один из них существует прямая зависимость. И, наоборот, повышение цен на взаимодополняемое благо сокращает спрос на него, например, рост цены на компьютер приводит к уменьшению объема их продаж. Следствием сокращения объема продаж компьютеров будет падение спроса на дополняющие товары: например, мониторы, падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены. Таким образом, если два товара взаимодополняемы то, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. В нашем примере рост цен на компьютеры привел к падению спроса на мониторы.
В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе покупателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.
На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.
Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже величина спроса и, наоборот. Чем ниже Цена, тем выше величина. Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: оно происходит под влиянием неценовых факторов, определяющих функцию спроса.
Сдвиг кривой предл-ия.
В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы:
цены факторов производства (ресурсов);
технология;
ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;
размер налогов и субсидий, субвенций, таможенных льгот;
количество продавцов;
политика кредитования, уровень процентных ставок;
Величина предложения является функцией всех этих факторов
Где Рг - цены ресурсов, К - характер применяемой технологии, Т - налоги и субсидии, N - количество продавцов, В - прочие факторы.
например, повышение цен на факторы пр-ва означает сокращение предл-ия, т е сдвиг кривой S в положение S 1. Наоборот, в случае пониж-ия цен на факторы пр-ва произойдет увелич-ие предл-ия, что приведет к сдвигу кривой S положение S 2 (см. рис выше).
В условиях рын-ой эк-ки налоги выступают прежде всего как «цена правительственного продукта» (в виде общественного порядка, соц-ой стабильности, подготовленной рабочей силы и т п). Через налоговый механизм гос-во возмещает затраты, связанные с финансированием «бесплатного» образования и здравоохранения, а также нац-ой обороны. Вместе с тем налоги и сборы включ-ся в цену товара, уменьшают размеры чистой прибыли, т е ограничивают финансовые источники для самофинансирования пр-ва. Т обр жёсткое налогообложение отечественного производителя выступает фактором подавляющим эк-кое развитие нац-ого пр-ва.
Льготное кредитование, уменьшение процентных ставок по банковским ссудам воспринимаются как снижение цены «денежного ресурса» или денежного капитала, что способствует снижению издержек пр-ва. Дело не в том, что пр-во продукции становится более прибыльным. Снижение процентной ставки позволяет предпринимателям приступить к реализации тех инвестиционных проектов, реализация которых до этого откладывалась из-за их нерентабельности или просто убыточности.
Субвенции и субсидии, выступающие для предприятия как своеобразный «эк-кий подарок», способствуют снижению себестоимости продукции, что в свою очередь стимулирует наращивание объёмов пр-ва. Такая форма поддержки широко исп-ся, когда приходится иметь дело прежде всего с убыточным пр-вом «социально значимой» продукции. Прямая финансовая поддержка подобного рода позволяет избежать убытков и создать нормальные условия для продолжения процесса пр-ва и реализации продукции.
Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения. Сдвиг кривой предложения влево или; вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием неценовых факторов, определяющих функцию предложения.
@темы: Микроэкономика