читать дальше
Каждой самостоятельной отрасли права, как части общей системы права, присуща своя собственная система. Она формируется, объединяя в единые группы однородные правовые нормы, регулирующие определённый вид общественных отношений. Такие группы юридических норм именуются правовыми институтами.
Система права Республики Беларусь включает в себя значительное количество правовых норм, направленных исключительно на регламентацию хозяйственных отношений, которые сложно отнести к какой-либо другой отрасли права. Это, прежде всего, нормы, направленные на противодействие монополистической деятельности (антимонопольные нормы), нормы, регламентирующие инвестиционную деятельность, а также нормы об экономической несостоятельности субъекта хозяйствования. Хозяйственные отношения имеют особый субъектный состав: их субъектами могут являться только субъекты хозяйствования (юридические лица, их объединения, простые товарищества и индивидуальные предприниматели, а также государственные органы, в чью компетенцию входит управление и регулирование экономики). В этой связи следует отметить, что хозяйственное процессуальное право считается самостоятельной отраслью права, главным образом, именно из-за субъектного состава и специфики хозяйственных споров.
Система хозяйственного права – это структура данной отрасли права, включающая все хозяйственно-правовые нормы, которые сгруппированы по соответствующим правовым институтам.
Система хозяйственного права подразделяется на две части: общую и особенную.
Общая часть включает правовые институты, состоящие из норм, регулирующих все или значительное количество конкретных хозяйственных отношений. К институтам общей части хозяйственного права относятся: институт хозяйственно-правовой правосубъектности; институт юридической ответственности субъектов хозяйствования; институт экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования и другие.
Особенная часть включает в себя институты, состоящие из правовых норм, регулирующих конкретные виды хозяйственной деятельности, или регламентирующих реализацию отдельных функций государства по управлению и регулированию хозяйственной деятельностью. К институтам особенной части хозяйственного права относятся: институт государственного регулирования цен и тарифов; институт государственного регулирования внешнеторговой деятельности; институт государственного регулирования аудиторской деятельности; деятельности на рынке ценных бумаг; институт валютного регулирования и другие.
Система хозяйственного права строится на основании правовых принципов.
Принципы отрасли права – это основополагающие начала, на основании которых конструируются и исполняются нормы данной отрасли права.
Принципы хозяйственного права подразделяются на: общеправовые (распространяющиеся на всю правовую систему Республики Беларусь, в том числе и на хозяйственное право); межотраслевые (действующие в рамках нескольких смежных отраслей права); отраслевые (действующие в рамках одной отрасли права); принципы отдельных правовых институтов (действующие в рамках отдельных правовых институтов конкретной отрасли права).
К общеправовым принципам относится принцип законности в хозяйственных отношениях. Действия всех субъектов хозяйственного права должны соответствовать законодательству.
К межотраслевым принципам относятся принципы свободы договора, многообразия и равенства форм собственности.
Принцип свободы договора состоит в недопустимости принуждения субъекта хозяйствования к заключению какого-либо договора. Данный принцип находит отражение в ст. 155 ч. 3 Гражданского кодекса Республики Беларусь 1998 г., согласно которой двусторонняя или многосторонняя сделка считается заключённой лишь при наличии согласованной воли всех сторон. Принцип свободы договора также нашёл отражение в следующих нормах закона Республики Беларусь 1992 г. «О противодействии монополистической деятельности и добросовестной конкуренции»:
- норме о запрете доминирующим субъектам хозяйствования заключения и (или) исполнения договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора;
- норме о запрете доминирующим субъектам хозяйствования акцепта на заключение договора лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован.
Принцип многообразия и равенства форм собственности – государственной и частной - закреплён Конституцией Республики Беларусь. Субъектам права, как государственной собственности, так и частной, предоставляются равные права и гарантии.
К отраслевым принципам относятся: принцип неприкосновенности деловой репутации и принцип единства правового и экономического (хозяйственного) метода регулирования хозяйственных отношений.
Сущность принципа единства правового и экономического (хозяйственного) метода регулирования хозяйственных отношений состоит в том, что любая норма хозяйственного права должна соответствовать экономической ситуации, сложившейся в регулируемой сфере деятельности на момент её принятия. Если нормы не соответствуют экономической ситуации, то вероятность их нарушения, неприменения или избирательного применения возрастает многократно.
Разработка и принятие норм хозяйственного законодательства с нарушением принципа единства правового и экономического (хозяйственного) метода может повлечь возникновение следующих негативных тенденций:
- тенденции неприменения норм, не соответствующих экономической ситуации. Эта тенденция может подорвать доверие участников хозяйственных правоотношений, прежде всего инвесторов, к хозяйственному законодательству в целом;
- тенденции избирательного применения норм, не соответствующих экономической ситуации. Эта тенденция создает условия для роста уровня коррупции;
- тенденции торможения экономического развития в результате применения норм, не соответствующих экономической ситуации.
Среди принципов отдельных правовых институтов хозяйственного права выделяют следующие:
- принцип защиты свободной и добросовестной конкуренции – принцип института государственного антимонопольного регулирования;
- принцип непрерывности ведения бухгалтерского учёта – принцип института регулирования учёта, отчётности и анализа в хозяйственной деятельности;
- принцип приоритета косвенного (экономического) регулирования цен и тарифов – принцип института государственного регулирования цен и тарифов и др.
Под источниками права понимаются формы его выражения во внешнем мире.
Основным источником хозяйственного права в Республике Беларусь является нормативный правовой акт. Наибольшей юридической силой среди источников хозяйственного права обладает Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. с изменениями и дополнениями. Статья 13 Конституции закрепляет межотраслевой принцип многообразия и равенства форм собственности, действующий как в гражданском, так и в хозяйственном праве. Также указанная статья Основного Закона Республики Беларусь закрепляет принцип предоставления равных прав для осуществления хозяйственной и иной, не запрещённой законодательством деятельности.
Наряду с Конституцией источниками хозяйственного права являются иные законодательные акты: законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.
Нормы института правосубъектности субъектов хозяйствования на сегодняшний день содержатся в следующих законодательных актах: Гражданском кодексе Республики Беларусь 1998 г., указе Президента Республики Беларусь № 285 от 18 июня 2005 г. «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», законе Республики Беларусь от 10 января 2006 г. «О хозяйственных обществах», декрете Президента № 1 от 16 января 2009г. «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования»; Инвестиционной кодексе Республики Беларусь 2001; Банковском кодексе Республики Беларусь 2002; законе Республики Беларусь «О товарных биржах» 5 января 2009; законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 25 ноября 2004; законе Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» 18 июля 2000; процессуально-исполнительном кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь 2006 г., Налоговом кодексе Республики Беларусь (Общая часть) 2002 г. и др.
Международные договоры и обычаи, регламентирующие хозяйственные отношения, могут быть классифицированы на следующие группы:
- международные договоры о защите прав и законных интересов инвесторов. К данной группе, в частности, относится Соглашение между Правительством Республики Беларусь и правительством Королевства Дания «О содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций» от 31 марта 2004 г.;
- международные договоры об устранении двойного налогообложения по налогам на доходы и имущество. К данной группе, в частности, относится Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Королевства Бельгия от 7 марта 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и на имущество»;
- международные договоры о принципах взимания косвенных налогов при осуществлении субъектами хозяйствования экспортно-импортных операций. К данной группе международных договоров, в частности, относится Соглашение от 25 ноября 1998 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами – участниками Содружества независимых государств»;
- международные договоры, регламентирующие внешнюю торговлю товарами. К данной группе, в частности, относится Конвенция ООН, подписанная в Вене 11 апреля 1980 г., «О договорах международной купли-продажи товаров»;
- международные обычаи, регламентирующие внешнюю торговлю товарами. К данной группе, в частности, относятся Правила толкования международных торговых терминов (International commercial terms, Incoterms – 2000 – Инкотермс – 2000), разработанные Международной торговой палатой в 1936 г., и неоднократно изменявшиеся;
международные договоры, регламентирующие внешнюю торговлю услугами. К данной группе международных договоров, в частности, относится Конвенция «О договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом» (Конвенция КДПГ), подписанная в Женеве 30 мая 1956 г.;
Каждой самостоятельной отрасли права, как части общей системы права, присуща своя собственная система. Она формируется, объединяя в единые группы однородные правовые нормы, регулирующие определённый вид общественных отношений. Такие группы юридических норм именуются правовыми институтами.
Система права Республики Беларусь включает в себя значительное количество правовых норм, направленных исключительно на регламентацию хозяйственных отношений, которые сложно отнести к какой-либо другой отрасли права. Это, прежде всего, нормы, направленные на противодействие монополистической деятельности (антимонопольные нормы), нормы, регламентирующие инвестиционную деятельность, а также нормы об экономической несостоятельности субъекта хозяйствования. Хозяйственные отношения имеют особый субъектный состав: их субъектами могут являться только субъекты хозяйствования (юридические лица, их объединения, простые товарищества и индивидуальные предприниматели, а также государственные органы, в чью компетенцию входит управление и регулирование экономики). В этой связи следует отметить, что хозяйственное процессуальное право считается самостоятельной отраслью права, главным образом, именно из-за субъектного состава и специфики хозяйственных споров.
Система хозяйственного права – это структура данной отрасли права, включающая все хозяйственно-правовые нормы, которые сгруппированы по соответствующим правовым институтам.
Система хозяйственного права подразделяется на две части: общую и особенную.
Общая часть включает правовые институты, состоящие из норм, регулирующих все или значительное количество конкретных хозяйственных отношений. К институтам общей части хозяйственного права относятся: институт хозяйственно-правовой правосубъектности; институт юридической ответственности субъектов хозяйствования; институт экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования и другие.
Особенная часть включает в себя институты, состоящие из правовых норм, регулирующих конкретные виды хозяйственной деятельности, или регламентирующих реализацию отдельных функций государства по управлению и регулированию хозяйственной деятельностью. К институтам особенной части хозяйственного права относятся: институт государственного регулирования цен и тарифов; институт государственного регулирования внешнеторговой деятельности; институт государственного регулирования аудиторской деятельности; деятельности на рынке ценных бумаг; институт валютного регулирования и другие.
Система хозяйственного права строится на основании правовых принципов.
Принципы отрасли права – это основополагающие начала, на основании которых конструируются и исполняются нормы данной отрасли права.
Принципы хозяйственного права подразделяются на: общеправовые (распространяющиеся на всю правовую систему Республики Беларусь, в том числе и на хозяйственное право); межотраслевые (действующие в рамках нескольких смежных отраслей права); отраслевые (действующие в рамках одной отрасли права); принципы отдельных правовых институтов (действующие в рамках отдельных правовых институтов конкретной отрасли права).
К общеправовым принципам относится принцип законности в хозяйственных отношениях. Действия всех субъектов хозяйственного права должны соответствовать законодательству.
К межотраслевым принципам относятся принципы свободы договора, многообразия и равенства форм собственности.
Принцип свободы договора состоит в недопустимости принуждения субъекта хозяйствования к заключению какого-либо договора. Данный принцип находит отражение в ст. 155 ч. 3 Гражданского кодекса Республики Беларусь 1998 г., согласно которой двусторонняя или многосторонняя сделка считается заключённой лишь при наличии согласованной воли всех сторон. Принцип свободы договора также нашёл отражение в следующих нормах закона Республики Беларусь 1992 г. «О противодействии монополистической деятельности и добросовестной конкуренции»:
- норме о запрете доминирующим субъектам хозяйствования заключения и (или) исполнения договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора;
- норме о запрете доминирующим субъектам хозяйствования акцепта на заключение договора лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован.
Принцип многообразия и равенства форм собственности – государственной и частной - закреплён Конституцией Республики Беларусь. Субъектам права, как государственной собственности, так и частной, предоставляются равные права и гарантии.
К отраслевым принципам относятся: принцип неприкосновенности деловой репутации и принцип единства правового и экономического (хозяйственного) метода регулирования хозяйственных отношений.
Сущность принципа единства правового и экономического (хозяйственного) метода регулирования хозяйственных отношений состоит в том, что любая норма хозяйственного права должна соответствовать экономической ситуации, сложившейся в регулируемой сфере деятельности на момент её принятия. Если нормы не соответствуют экономической ситуации, то вероятность их нарушения, неприменения или избирательного применения возрастает многократно.
Разработка и принятие норм хозяйственного законодательства с нарушением принципа единства правового и экономического (хозяйственного) метода может повлечь возникновение следующих негативных тенденций:
- тенденции неприменения норм, не соответствующих экономической ситуации. Эта тенденция может подорвать доверие участников хозяйственных правоотношений, прежде всего инвесторов, к хозяйственному законодательству в целом;
- тенденции избирательного применения норм, не соответствующих экономической ситуации. Эта тенденция создает условия для роста уровня коррупции;
- тенденции торможения экономического развития в результате применения норм, не соответствующих экономической ситуации.
Среди принципов отдельных правовых институтов хозяйственного права выделяют следующие:
- принцип защиты свободной и добросовестной конкуренции – принцип института государственного антимонопольного регулирования;
- принцип непрерывности ведения бухгалтерского учёта – принцип института регулирования учёта, отчётности и анализа в хозяйственной деятельности;
- принцип приоритета косвенного (экономического) регулирования цен и тарифов – принцип института государственного регулирования цен и тарифов и др.
Под источниками права понимаются формы его выражения во внешнем мире.
Основным источником хозяйственного права в Республике Беларусь является нормативный правовой акт. Наибольшей юридической силой среди источников хозяйственного права обладает Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. с изменениями и дополнениями. Статья 13 Конституции закрепляет межотраслевой принцип многообразия и равенства форм собственности, действующий как в гражданском, так и в хозяйственном праве. Также указанная статья Основного Закона Республики Беларусь закрепляет принцип предоставления равных прав для осуществления хозяйственной и иной, не запрещённой законодательством деятельности.
Наряду с Конституцией источниками хозяйственного права являются иные законодательные акты: законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.
Нормы института правосубъектности субъектов хозяйствования на сегодняшний день содержатся в следующих законодательных актах: Гражданском кодексе Республики Беларусь 1998 г., указе Президента Республики Беларусь № 285 от 18 июня 2005 г. «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», законе Республики Беларусь от 10 января 2006 г. «О хозяйственных обществах», декрете Президента № 1 от 16 января 2009г. «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования»; Инвестиционной кодексе Республики Беларусь 2001; Банковском кодексе Республики Беларусь 2002; законе Республики Беларусь «О товарных биржах» 5 января 2009; законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 25 ноября 2004; законе Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» 18 июля 2000; процессуально-исполнительном кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь 2006 г., Налоговом кодексе Республики Беларусь (Общая часть) 2002 г. и др.
Международные договоры и обычаи, регламентирующие хозяйственные отношения, могут быть классифицированы на следующие группы:
- международные договоры о защите прав и законных интересов инвесторов. К данной группе, в частности, относится Соглашение между Правительством Республики Беларусь и правительством Королевства Дания «О содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций» от 31 марта 2004 г.;
- международные договоры об устранении двойного налогообложения по налогам на доходы и имущество. К данной группе, в частности, относится Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Королевства Бельгия от 7 марта 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и на имущество»;
- международные договоры о принципах взимания косвенных налогов при осуществлении субъектами хозяйствования экспортно-импортных операций. К данной группе международных договоров, в частности, относится Соглашение от 25 ноября 1998 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами – участниками Содружества независимых государств»;
- международные договоры, регламентирующие внешнюю торговлю товарами. К данной группе, в частности, относится Конвенция ООН, подписанная в Вене 11 апреля 1980 г., «О договорах международной купли-продажи товаров»;
- международные обычаи, регламентирующие внешнюю торговлю товарами. К данной группе, в частности, относятся Правила толкования международных торговых терминов (International commercial terms, Incoterms – 2000 – Инкотермс – 2000), разработанные Международной торговой палатой в 1936 г., и неоднократно изменявшиеся;
международные договоры, регламентирующие внешнюю торговлю услугами. К данной группе международных договоров, в частности, относится Конвенция «О договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом» (Конвенция КДПГ), подписанная в Женеве 30 мая 1956 г.;
@темы: Хозяйственное право