читать дальшеПриватизация – это многоаспектное политико-юридическое понятие, подразумевающее передачу публичной собственности в частную собственность.
Легальное понятие приватизации было введено Законом РСФСР «О собственности в РСФСР» от 1990, согласно ст. 25 которого предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и иное имущество, находящееся в государственной или коммунальной собственности, может быть отчуждено в частную собственность гражданам и юридическим лицам в порядке и на условиях, установленных законодательными актами.
(Однако данное определение имело только общий характер и требовало своего качественного развития на законодательном уровне).
Дальнейшее развитие дефиниции приватизации получила в Законе РФ от 03.07.1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», в соответствии с которым, под приватизацией государственных и муниципальных предприятий понималось приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделенных в самостоятельные предприятия, оборудования, зданий, сооружений и других материальных и нематериальных активов предприятия.
С принятие закона РБ от 19.01.1993 «О РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИИ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙСОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ» было дано определение приватизации - приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.
Термин «приватизация» используется в различных смыслах:
Во-первых, под приватизацией понимают процесс разгосударствления имущества, масштабную государственную программу по передаче государственного имущества в собственность юридических и физических лиц (приватизация в широком смысле).
Во-вторых, под приватизацией принято иметь в виду акт передачи конкретного имущества (предприятия) из государственной собственности в собственность конкретного юридического лица или гражданина (приватизация в узком смысле).
Приватизация как приобретение имущества предполагает, что покупатель имущества обязан произвести его оплату, что является условием приватизации, т.е. приобретением им права собственности на приватизируемое имущество.
Приватизация как отчуждение имущества есть возмездная передача государственной собственности в собственность граждан или юридических лиц.
Приватизация как переход права собственности означает процедуру передачи права собственности из государственной в частную.
Приватизация как процесс – есть совокупность мероприятий административно-правового и гражданско-правового характера в результате которых право собственности на приватизируемое имущество переходит от государства к юридическому или физическому лицу.
Приватизация связана с образованием не только индивидуальной частной собственности, но и (что наблюдается чаще) с образованием собственности коллективно-частной в виде акционерных обществ.
Ее чертами являются:
многообразие форм и методов проведения;
ее избирательность, т.е. не широкий, не массовый характер;
длительность сроков этого процесса;
предварительное санирование убыточного производства;
возмездный характер.
В последние годы правительства более восьмидесяти стран проводили или проводят приватизацию государственных предприятий.
Она начиналась под самыми разными лозунгами, но чаще всего при этом шла речь о необходимости либерализации и децентрализации экономики.
Основной причиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило осознание того, что организация хозяйственной жизни в соответствии с рыночными законами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основе административных ограничений и регламентации.
Естественно, что приватизация в каждой стране проводится по различным схемам и имеет свои специфические особенности в зависимости от доли государственной собственности в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности государственного регулирования экономики и т.д. Однако можно отметить ряд общих закономерностей, характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой стране.
К главным целям приватизации, следует отнести:
a) формирование новых форм собственности: частной и смешанной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики - это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли; конкуренция, новые; распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы.
b) создание хозяйственно-правовых условий для эффективной работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной перестройке и активизации инвестиционного процесса;
c) формирование новых экономических отношений, построенных на многообразии форм собственности, самостоятельности производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;
d) развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;
e) сокращение вмешательства государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики;
f) уменьшение расходов на государственное управление (сокращаются субсидии, административных расходов, дефицит госбюджета);
g) становление слоя частных собственников (среднего класса).
Объектами приватизации являются:
государственное жилье;
государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий;
государственное имущество, сданное в аренду;
доли (паи, акции), принадлежащие РБ и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования.
При осуществлении приватизации всю государственную собственность необходимо разделить на несколько видов:
1) мелкие и средние предприятия сферы материального производства и платных услуг, полностью приватизируемое имущество непроизводственного назначения (в частности, жилье) - они подлежат приватизации в первую очередь;
2) крупные предприятия - преобразуемые в основном в ходе этапа «большой» приватизации;
3) неприватизируемая государственная собственность.
Закон о приватизации предусматривает, что основным объектом приватизации является имущество. В тоже время новое законодательство допускает приватизацию предприятия как целостного имущественно комплекса. Исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными или социальными условиями продаются предприятия как имущественный комплекс. Одной из особенностей приватизации предприятия является то обстоятельство, что к данной сделке предъявляются такие же требования как и к сделке с недвижимостью. Это предопределено статусом предприятия, которое законодательство рассматривает как недвижимое имущество. Сделка с предприятием легитимируется после государственной регистрации.
Одним из способов использования предприятия в целях ведения предпринимательской деятельности является покупка акций акционерного общества или долей участия в уставном капитале юридического лица. Покупка акций является достаточно эффективным способом ведения предпринимательской деятельности, поскольку позволяет контролировать предприятие.
При приватизации государственного имущества происходит не только отчуждение имущества, но и передача прав и обязательств.
Объектами же разгосударствления являются только:
1. государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий;
2. доли (паи, акции), принадлежащие РБ и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования.
Объектами первоочередной приватизации являются:
a) предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
b) предприятия легкой и пищевой промышленности;
c) предприятия автотранспорта (за исключением пассажирского);
d) предприятия деревообрабатывающей промышленности;
e) предприятия, организации строительства и промышленности строительных материалов;
f) предприятия, осуществляющие переработку сельскохозяйственной продукции, обслуживающие сельскохозяйственное производство и выпускающие продукцию производственно-технического назначения для обеспечения переработки;
g) убыточные предприятия всех отраслей народного хозяйства, кроме тех, приватизация которых запрещена;
h) государственное имущество, сданное в аренду.
Ограничения разгосударствления и приватизации объектов государственного имущества распространяются на объекты:
1) не подлежащие разгосударствлению и приватизации в соответствии со статьей 3 Закона РБ «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в РБ» - не подлежат разгосударствлению и приватизации предприятия (объединения), организации и виды имущества, отнесенные законом к перечню объектов, которые могут находиться только в собственности государства;
2) право собственности на которые должно передаваться только по решению СМ РБ. При их приватизации контрольные пакеты акций (доли в имуществе) остаются в государственной собственности:
• предприятия электроэнергетики, гидростанции, теплоэлектроцентрали;
• предприятия нефтегазодобычи, газо-, торфо- и нефтеперерабатывающие предприятия, объекты нефте-, газопродуктообеспечения, нефтебазы;
• предприятия и организации пассажирского автомобильного (кроме такси) и речного транспорта общего пользования;
• птицефабрики, конные заводы, государственные семенные инспекции;
• предприятия и организации по выпуску продуктов детского питания;
• предприятия фармацевтической промышленности и промышленности медико-биологических препаратов (кроме тех, приватизация которых запрещена);
• специализированные элеваторы, холодильники, объекты складского хозяйства, обеспечивающие постоянное размещение государственных ресурсов;
• имущество предприятий оптовой торговли (базы, хладокомбинаты);
• предприятия по добыче и переработке мореного дуба;
• военно-техническое имущество, подлежащее утилизации и использованию в гражданских целях;
• оптово-посреднические, производственные, научно-производственные фирмы и другие предприятия Министерства ресурсов РБ.
При приватизации ограничения не распространяются на структурные подразделения неосновной деятельности этих предприятий, если они технологически не связаны с основной деятельностью предприятий.
Приватизация концернов, ассоциаций, союзов и других объединений как единственных имущественных комплексов не допускается.
Не подлежат приватизации предприятия (объединения), организации и виды имущества, отнесенные Законом Республики Беларусь от 15 июля 2010 «Об объектах, находящихся только в собственности РБ» к перечню объектов, которые могут находиться только в собственности государства. В частности:
1. Природные ресурсы: земли сельскохозяйственного назначения; недра; воды; леса; особо охраняемые природные территории и объекты (заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы) и их имущество;
2. Военное и другое имущество: военное имущество, находящееся в оперативном управлении воинских частей и соединений; боевая военная и специальная техника; оборонные объекты, в том числе объекты гражданской обороны; холодное, огнестрельное и газовое оружие, боеприпасы к нему;
3. Предприятия по производству, хранению и сбыту наркотических и психотропных веществ и средств;
4. Предприятия (объединения), организации и учреждения, занимающиеся выращиванием, переработкой и сбытом культур, содержащих наркотические вещества, в том числе предприятия по переработке конопли; наркотические и психотропные вещества и средства, за исключением установленных законодательством РБ лекарственных средств, применяемых по назначению врача.
5. Предприятия по производству, хранению, сбыту сильнодействующих и ядовитых веществ, которые могут вызвать химическое загрязнение окружающей среды и создать очаги химического поражения людей, кроме предприятий по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства;
6. Взрывчатые вещества и взрывные устройства, за исключением видов, разрешенных к реализации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
7. Радиоактивные вещества и материалы, включая изделия с их применением, соответствующие отходы, упаковочные материалы, а также технологии, оборудование и установки для производства радиоактивных веществ и материалов и другое имущество, имеющее в соответствии с законодательством РБ знак радиоактивной опасности.
8.
9. Полигоны, здания, сооружения и оборудование для захоронения бытовых, промышленных, твердых и жидких радиоактивных, ядовитых химических отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами, скотомогильники;
10. Предприятия по добыче, переработке руд ценных металлов и камней, калийных руд, радиоактивных и редкоземельных элементов.
11. Предприятия, находящиеся в ведении республиканских органов государственного управления по патентам; по стандартизации, метрологии и сертификации; по земельным ресурсам, геодезии и картографии.
12. Лечебно-профилактические и государственные санаторно-курортные учреждения, занимающиеся лечением больных, страдающих опасными и особо опасными инфекционными заболеваниями (включая СПИД, венерические и заразные кожные заболевания), лечением онкологических и психических (в агрессивных формах) заболеваний, медицинской экспертизой.
13. Объекты инженерной инфраструктуры общего пользования, находящиеся в государственной: водопроводно-канализационного хозяйства, уличного городского освещения, внешнего благоустройства городов и поселков городского типа; электроснабжения: системообразующие и межгосударственные электрические сети и подстанции; теплоснабжения: магистральные тепловые сети; распределительные тепловые сети; центральные тепловые пункты для одновременного теплоснабжения различных групп потребителей; газоснабжения: газораспределительные пункты, подземные емкости и хранилища сжиженного газа; магистральные нефте- и нефтепродуктопроводы.
14. Специализированные предприятия, а также иные предприятия и их обособленные подразделения по производству этилового пищевого спирта, ликеро-водочных изделий, находящиеся в государственной собственности; хлебные базы, осуществляющие хранение государственных ресурсов зерна и продуктов его переработки.
15. Автомобильные дороги общего пользования, включая мосты, путепроводы, тоннели, предприятия государственного дорожного хозяйства.
16. Объекты железнодорожного транспорта, находящиеся в государственной собственности.
17. и другие
Субъекты приватизации – это субъекты права, имеющие право производить отчуждение и приобретать приватизируемое имущество, а также иным образом влиять на правоотношения, складывающие в процессе приватизации.
Субъектами приватизации, т.е. лицами, которые вправе приобретать государственную собственность в процессе приватизации
Все субъекты приватизации можно разделить на 3 группы: продавцы и покупатели.
• Продавцы государственного имущества – это специализированное учреждение и назначенные им субъекты, осуществляющие продажу переданных им органом по управлению государственным имуществом объектов приватизации.
• Продавцы коммунального имущества – это назначаемые органами местного самоуправления органы, обладающие полномочиями на организацию и осуществление продажи такого имущества.
• Покупателями приватизируемого имущества могут быть:
граждане Республики Беларусь и Российской Федерации;
негосударственные юридические лица;
юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
иностранные инвесторы;
лица без гражданства.
Граждане могут быть покупателями приватизируемого государственного имущества в том случае если они обладают гражданской правосубъектностью.
Покупателем приватизируемого имущества может быть лицо, достигшее совершеннолетия и неограниченное в правоспособности и дееспособности.
Наиболее активными участниками приватизационных правоотношений являются юридические лица.
Негосударственными юридическими лицами признаются юридические лица, у которых доля государственной собственности в уставном фонде составляет менее 50 %.
В преобразовании в процессе приватизации предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство, в открытые акционерные общества с участием сельскохозяйственных предприятий - производителей сельскохозяйственной продукции участвуют также совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия.
При осуществлении приватизации республиканской собственности интересы государства, как собственника представляет и защищает республиканские органы государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации Минэкономики – Департамент по управлению государственным имуществом, и Фонд государственного имущества, а объектов находящихся в коммунальной собственности – местные исполнительные распорядительные органы.
До 24 сентября 2001 г. органом приватизации объектов республиканской собственности было Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации, однако сейчас его функции перешли к департаменту по управлению государственным имуществом, образованному в составе Министерства экономики РБ.
В соответствии с возложенными на него правами и обязанностями департамент:
1) осуществляет представление интересов государства как собственника в вопросах разгосударствления и приватизации имущества, находящегося в республиканской собственности;
2) рассматривает предложения республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров РБ, о разгосударствлении, приватизации подчиненных им (входящих в их состав) предприятий и организаций, подготавливает соответствующие предложения Правительству;
3) принимает в пределах своей компетенции решения о разгосударствлении и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности;
4) осуществляет в процессе разгосударствления и приватизации преобразование республиканских унитарных предприятий и арендных предприятий в открытые акционерные общества, принимает решения о создании ОАО на базе имущества обособленных структурных подразделений, выделяемых из состава действующих республиканских унитарных предприятий в процессе разгосударствления и приватизации;
5) выполняет иные функции.
Фонд государственного имущества с правами юридического лица является структурным подразделением Министерства экономики РБ и также осуществляет некоторые функции в процессе приватизации и разгосударствления, в частности:
1) приобретает в собственность РБ акции дополнительных выпусков ОАО, созданных в процессе разгосударствления имущества, находящегося в республиканской собственности;
2) организует и проводит конкурсы и аукционы по продаже в процессе приватизации республиканских унитарных предприятий и иных имущественных комплексов, находящихся в республиканской собственности; организует в соответствии с законодательством продажу иных объектов, находящихся в республиканской собственности;
3) заключает договоры с юридическими и физическими лицами о приобретении приватизируемых объектов, находящихся в республиканской собственности, и регистрирует их, а также выдает указанным лицам свидетельства о праве собственности на данные объекты и т.д.
Аналогичные полномочия в отношении коммунальной собственности предоставлены исполнительным и распорядительным органам административно-территориальных единиц РБ.
В целом же задача разработки и реализации государственной политики в области управления государственным имуществом и приватизацией возложена на Министерство экономики РБ.
Совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия также могут участвовать в преобразовании в процессе приватизации предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство, в ОАО с участием сельскохозяйственных предприятий – производителей сельскохозяйственной продукции.
Законодательством определены органы государственного управления, в функции которых входит осуществление приватизации, в качестве таковых называет следующие органы:
в отношении объектов республиканской собственности – орган Совета Министров Республики Беларусь по управлению государственным имуществом;
в отношении объектов коммунальной собственности – органы приватизации местных Советов депутатов.
Органы приватизации:
1) осуществляют руководство процессами приватизации. В случае нарушения законодательства Республики Беларусь о приватизации возбуждают в судебном порядке иски о признании незаконными принятых решений и привлечении к ответственности виновных должностных лиц;
2) создают комиссии по приватизации;
3) принимают решения о приватизации;
4) осуществляют необходимые преобразования организационно- правовых форм государственных предприятий, подлежащих приватизации;
5) осуществляют владение и распоряжение принадлежащими государству акциями акционерных обществ и долями в уставных фондах иных субъектов хозяйствования, а также контроль за ними;
6) могут принять решение при преобразовании государственных и арендных предприятий в открытые акционерные общества о закреплении пакетов акций в собственности государства в случаях, предусмотренных законодательством РБ;
7) выступают учредителями акционерных и других хозяйственных обществ;
8) обменивают принадлежащие государству акции акционерных обществ на акции юридических лиц других государств и предприятий негосударственных форм собственности;
9) организуют и проводят конкурсы и аукционы по продаже объектов государственной собственности;
10) создают (ликвидируют) в своем составе соответствующие фонды для осуществления функций владения и распоряжения государственным имуществом;
11) осуществляют другие необходимые при приватизации функции.
Легальное понятие приватизации было введено Законом РСФСР «О собственности в РСФСР» от 1990, согласно ст. 25 которого предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и иное имущество, находящееся в государственной или коммунальной собственности, может быть отчуждено в частную собственность гражданам и юридическим лицам в порядке и на условиях, установленных законодательными актами.
(Однако данное определение имело только общий характер и требовало своего качественного развития на законодательном уровне).
Дальнейшее развитие дефиниции приватизации получила в Законе РФ от 03.07.1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», в соответствии с которым, под приватизацией государственных и муниципальных предприятий понималось приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделенных в самостоятельные предприятия, оборудования, зданий, сооружений и других материальных и нематериальных активов предприятия.
С принятие закона РБ от 19.01.1993 «О РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИИ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙСОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ» было дано определение приватизации - приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.
Термин «приватизация» используется в различных смыслах:
Во-первых, под приватизацией понимают процесс разгосударствления имущества, масштабную государственную программу по передаче государственного имущества в собственность юридических и физических лиц (приватизация в широком смысле).
Во-вторых, под приватизацией принято иметь в виду акт передачи конкретного имущества (предприятия) из государственной собственности в собственность конкретного юридического лица или гражданина (приватизация в узком смысле).
Приватизация как приобретение имущества предполагает, что покупатель имущества обязан произвести его оплату, что является условием приватизации, т.е. приобретением им права собственности на приватизируемое имущество.
Приватизация как отчуждение имущества есть возмездная передача государственной собственности в собственность граждан или юридических лиц.
Приватизация как переход права собственности означает процедуру передачи права собственности из государственной в частную.
Приватизация как процесс – есть совокупность мероприятий административно-правового и гражданско-правового характера в результате которых право собственности на приватизируемое имущество переходит от государства к юридическому или физическому лицу.
Приватизация связана с образованием не только индивидуальной частной собственности, но и (что наблюдается чаще) с образованием собственности коллективно-частной в виде акционерных обществ.
Ее чертами являются:
многообразие форм и методов проведения;
ее избирательность, т.е. не широкий, не массовый характер;
длительность сроков этого процесса;
предварительное санирование убыточного производства;
возмездный характер.
В последние годы правительства более восьмидесяти стран проводили или проводят приватизацию государственных предприятий.
Она начиналась под самыми разными лозунгами, но чаще всего при этом шла речь о необходимости либерализации и децентрализации экономики.
Основной причиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило осознание того, что организация хозяйственной жизни в соответствии с рыночными законами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основе административных ограничений и регламентации.
Естественно, что приватизация в каждой стране проводится по различным схемам и имеет свои специфические особенности в зависимости от доли государственной собственности в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности государственного регулирования экономики и т.д. Однако можно отметить ряд общих закономерностей, характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой стране.
К главным целям приватизации, следует отнести:
a) формирование новых форм собственности: частной и смешанной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики - это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли; конкуренция, новые; распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы.
b) создание хозяйственно-правовых условий для эффективной работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной перестройке и активизации инвестиционного процесса;
c) формирование новых экономических отношений, построенных на многообразии форм собственности, самостоятельности производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;
d) развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;
e) сокращение вмешательства государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики;
f) уменьшение расходов на государственное управление (сокращаются субсидии, административных расходов, дефицит госбюджета);
g) становление слоя частных собственников (среднего класса).
Объектами приватизации являются:
государственное жилье;
государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий;
государственное имущество, сданное в аренду;
доли (паи, акции), принадлежащие РБ и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования.
При осуществлении приватизации всю государственную собственность необходимо разделить на несколько видов:
1) мелкие и средние предприятия сферы материального производства и платных услуг, полностью приватизируемое имущество непроизводственного назначения (в частности, жилье) - они подлежат приватизации в первую очередь;
2) крупные предприятия - преобразуемые в основном в ходе этапа «большой» приватизации;
3) неприватизируемая государственная собственность.
Закон о приватизации предусматривает, что основным объектом приватизации является имущество. В тоже время новое законодательство допускает приватизацию предприятия как целостного имущественно комплекса. Исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными или социальными условиями продаются предприятия как имущественный комплекс. Одной из особенностей приватизации предприятия является то обстоятельство, что к данной сделке предъявляются такие же требования как и к сделке с недвижимостью. Это предопределено статусом предприятия, которое законодательство рассматривает как недвижимое имущество. Сделка с предприятием легитимируется после государственной регистрации.
Одним из способов использования предприятия в целях ведения предпринимательской деятельности является покупка акций акционерного общества или долей участия в уставном капитале юридического лица. Покупка акций является достаточно эффективным способом ведения предпринимательской деятельности, поскольку позволяет контролировать предприятие.
При приватизации государственного имущества происходит не только отчуждение имущества, но и передача прав и обязательств.
Объектами же разгосударствления являются только:
1. государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий;
2. доли (паи, акции), принадлежащие РБ и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования.
Объектами первоочередной приватизации являются:
a) предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
b) предприятия легкой и пищевой промышленности;
c) предприятия автотранспорта (за исключением пассажирского);
d) предприятия деревообрабатывающей промышленности;
e) предприятия, организации строительства и промышленности строительных материалов;
f) предприятия, осуществляющие переработку сельскохозяйственной продукции, обслуживающие сельскохозяйственное производство и выпускающие продукцию производственно-технического назначения для обеспечения переработки;
g) убыточные предприятия всех отраслей народного хозяйства, кроме тех, приватизация которых запрещена;
h) государственное имущество, сданное в аренду.
Ограничения разгосударствления и приватизации объектов государственного имущества распространяются на объекты:
1) не подлежащие разгосударствлению и приватизации в соответствии со статьей 3 Закона РБ «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в РБ» - не подлежат разгосударствлению и приватизации предприятия (объединения), организации и виды имущества, отнесенные законом к перечню объектов, которые могут находиться только в собственности государства;
2) право собственности на которые должно передаваться только по решению СМ РБ. При их приватизации контрольные пакеты акций (доли в имуществе) остаются в государственной собственности:
• предприятия электроэнергетики, гидростанции, теплоэлектроцентрали;
• предприятия нефтегазодобычи, газо-, торфо- и нефтеперерабатывающие предприятия, объекты нефте-, газопродуктообеспечения, нефтебазы;
• предприятия и организации пассажирского автомобильного (кроме такси) и речного транспорта общего пользования;
• птицефабрики, конные заводы, государственные семенные инспекции;
• предприятия и организации по выпуску продуктов детского питания;
• предприятия фармацевтической промышленности и промышленности медико-биологических препаратов (кроме тех, приватизация которых запрещена);
• специализированные элеваторы, холодильники, объекты складского хозяйства, обеспечивающие постоянное размещение государственных ресурсов;
• имущество предприятий оптовой торговли (базы, хладокомбинаты);
• предприятия по добыче и переработке мореного дуба;
• военно-техническое имущество, подлежащее утилизации и использованию в гражданских целях;
• оптово-посреднические, производственные, научно-производственные фирмы и другие предприятия Министерства ресурсов РБ.
При приватизации ограничения не распространяются на структурные подразделения неосновной деятельности этих предприятий, если они технологически не связаны с основной деятельностью предприятий.
Приватизация концернов, ассоциаций, союзов и других объединений как единственных имущественных комплексов не допускается.
Не подлежат приватизации предприятия (объединения), организации и виды имущества, отнесенные Законом Республики Беларусь от 15 июля 2010 «Об объектах, находящихся только в собственности РБ» к перечню объектов, которые могут находиться только в собственности государства. В частности:
1. Природные ресурсы: земли сельскохозяйственного назначения; недра; воды; леса; особо охраняемые природные территории и объекты (заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы) и их имущество;
2. Военное и другое имущество: военное имущество, находящееся в оперативном управлении воинских частей и соединений; боевая военная и специальная техника; оборонные объекты, в том числе объекты гражданской обороны; холодное, огнестрельное и газовое оружие, боеприпасы к нему;
3. Предприятия по производству, хранению и сбыту наркотических и психотропных веществ и средств;
4. Предприятия (объединения), организации и учреждения, занимающиеся выращиванием, переработкой и сбытом культур, содержащих наркотические вещества, в том числе предприятия по переработке конопли; наркотические и психотропные вещества и средства, за исключением установленных законодательством РБ лекарственных средств, применяемых по назначению врача.
5. Предприятия по производству, хранению, сбыту сильнодействующих и ядовитых веществ, которые могут вызвать химическое загрязнение окружающей среды и создать очаги химического поражения людей, кроме предприятий по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства;
6. Взрывчатые вещества и взрывные устройства, за исключением видов, разрешенных к реализации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
7. Радиоактивные вещества и материалы, включая изделия с их применением, соответствующие отходы, упаковочные материалы, а также технологии, оборудование и установки для производства радиоактивных веществ и материалов и другое имущество, имеющее в соответствии с законодательством РБ знак радиоактивной опасности.
8.
9. Полигоны, здания, сооружения и оборудование для захоронения бытовых, промышленных, твердых и жидких радиоактивных, ядовитых химических отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами, скотомогильники;
10. Предприятия по добыче, переработке руд ценных металлов и камней, калийных руд, радиоактивных и редкоземельных элементов.
11. Предприятия, находящиеся в ведении республиканских органов государственного управления по патентам; по стандартизации, метрологии и сертификации; по земельным ресурсам, геодезии и картографии.
12. Лечебно-профилактические и государственные санаторно-курортные учреждения, занимающиеся лечением больных, страдающих опасными и особо опасными инфекционными заболеваниями (включая СПИД, венерические и заразные кожные заболевания), лечением онкологических и психических (в агрессивных формах) заболеваний, медицинской экспертизой.
13. Объекты инженерной инфраструктуры общего пользования, находящиеся в государственной: водопроводно-канализационного хозяйства, уличного городского освещения, внешнего благоустройства городов и поселков городского типа; электроснабжения: системообразующие и межгосударственные электрические сети и подстанции; теплоснабжения: магистральные тепловые сети; распределительные тепловые сети; центральные тепловые пункты для одновременного теплоснабжения различных групп потребителей; газоснабжения: газораспределительные пункты, подземные емкости и хранилища сжиженного газа; магистральные нефте- и нефтепродуктопроводы.
14. Специализированные предприятия, а также иные предприятия и их обособленные подразделения по производству этилового пищевого спирта, ликеро-водочных изделий, находящиеся в государственной собственности; хлебные базы, осуществляющие хранение государственных ресурсов зерна и продуктов его переработки.
15. Автомобильные дороги общего пользования, включая мосты, путепроводы, тоннели, предприятия государственного дорожного хозяйства.
16. Объекты железнодорожного транспорта, находящиеся в государственной собственности.
17. и другие
Субъекты приватизации – это субъекты права, имеющие право производить отчуждение и приобретать приватизируемое имущество, а также иным образом влиять на правоотношения, складывающие в процессе приватизации.
Субъектами приватизации, т.е. лицами, которые вправе приобретать государственную собственность в процессе приватизации
Все субъекты приватизации можно разделить на 3 группы: продавцы и покупатели.
• Продавцы государственного имущества – это специализированное учреждение и назначенные им субъекты, осуществляющие продажу переданных им органом по управлению государственным имуществом объектов приватизации.
• Продавцы коммунального имущества – это назначаемые органами местного самоуправления органы, обладающие полномочиями на организацию и осуществление продажи такого имущества.
• Покупателями приватизируемого имущества могут быть:
граждане Республики Беларусь и Российской Федерации;
негосударственные юридические лица;
юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
иностранные инвесторы;
лица без гражданства.
Граждане могут быть покупателями приватизируемого государственного имущества в том случае если они обладают гражданской правосубъектностью.
Покупателем приватизируемого имущества может быть лицо, достигшее совершеннолетия и неограниченное в правоспособности и дееспособности.
Наиболее активными участниками приватизационных правоотношений являются юридические лица.
Негосударственными юридическими лицами признаются юридические лица, у которых доля государственной собственности в уставном фонде составляет менее 50 %.
В преобразовании в процессе приватизации предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство, в открытые акционерные общества с участием сельскохозяйственных предприятий - производителей сельскохозяйственной продукции участвуют также совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия.
При осуществлении приватизации республиканской собственности интересы государства, как собственника представляет и защищает республиканские органы государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации Минэкономики – Департамент по управлению государственным имуществом, и Фонд государственного имущества, а объектов находящихся в коммунальной собственности – местные исполнительные распорядительные органы.
До 24 сентября 2001 г. органом приватизации объектов республиканской собственности было Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации, однако сейчас его функции перешли к департаменту по управлению государственным имуществом, образованному в составе Министерства экономики РБ.
В соответствии с возложенными на него правами и обязанностями департамент:
1) осуществляет представление интересов государства как собственника в вопросах разгосударствления и приватизации имущества, находящегося в республиканской собственности;
2) рассматривает предложения республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров РБ, о разгосударствлении, приватизации подчиненных им (входящих в их состав) предприятий и организаций, подготавливает соответствующие предложения Правительству;
3) принимает в пределах своей компетенции решения о разгосударствлении и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности;
4) осуществляет в процессе разгосударствления и приватизации преобразование республиканских унитарных предприятий и арендных предприятий в открытые акционерные общества, принимает решения о создании ОАО на базе имущества обособленных структурных подразделений, выделяемых из состава действующих республиканских унитарных предприятий в процессе разгосударствления и приватизации;
5) выполняет иные функции.
Фонд государственного имущества с правами юридического лица является структурным подразделением Министерства экономики РБ и также осуществляет некоторые функции в процессе приватизации и разгосударствления, в частности:
1) приобретает в собственность РБ акции дополнительных выпусков ОАО, созданных в процессе разгосударствления имущества, находящегося в республиканской собственности;
2) организует и проводит конкурсы и аукционы по продаже в процессе приватизации республиканских унитарных предприятий и иных имущественных комплексов, находящихся в республиканской собственности; организует в соответствии с законодательством продажу иных объектов, находящихся в республиканской собственности;
3) заключает договоры с юридическими и физическими лицами о приобретении приватизируемых объектов, находящихся в республиканской собственности, и регистрирует их, а также выдает указанным лицам свидетельства о праве собственности на данные объекты и т.д.
Аналогичные полномочия в отношении коммунальной собственности предоставлены исполнительным и распорядительным органам административно-территориальных единиц РБ.
В целом же задача разработки и реализации государственной политики в области управления государственным имуществом и приватизацией возложена на Министерство экономики РБ.
Совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия также могут участвовать в преобразовании в процессе приватизации предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство, в ОАО с участием сельскохозяйственных предприятий – производителей сельскохозяйственной продукции.
Законодательством определены органы государственного управления, в функции которых входит осуществление приватизации, в качестве таковых называет следующие органы:
в отношении объектов республиканской собственности – орган Совета Министров Республики Беларусь по управлению государственным имуществом;
в отношении объектов коммунальной собственности – органы приватизации местных Советов депутатов.
Органы приватизации:
1) осуществляют руководство процессами приватизации. В случае нарушения законодательства Республики Беларусь о приватизации возбуждают в судебном порядке иски о признании незаконными принятых решений и привлечении к ответственности виновных должностных лиц;
2) создают комиссии по приватизации;
3) принимают решения о приватизации;
4) осуществляют необходимые преобразования организационно- правовых форм государственных предприятий, подлежащих приватизации;
5) осуществляют владение и распоряжение принадлежащими государству акциями акционерных обществ и долями в уставных фондах иных субъектов хозяйствования, а также контроль за ними;
6) могут принять решение при преобразовании государственных и арендных предприятий в открытые акционерные общества о закреплении пакетов акций в собственности государства в случаях, предусмотренных законодательством РБ;
7) выступают учредителями акционерных и других хозяйственных обществ;
8) обменивают принадлежащие государству акции акционерных обществ на акции юридических лиц других государств и предприятий негосударственных форм собственности;
9) организуют и проводят конкурсы и аукционы по продаже объектов государственной собственности;
10) создают (ликвидируют) в своем составе соответствующие фонды для осуществления функций владения и распоряжения государственным имуществом;
11) осуществляют другие необходимые при приватизации функции.
@темы: Хозяйственное право