читать дальше
Важнейшим звеном системы государственного регулирования промышленности является организационная структура, т.е. органы управления, построенные по отраслевому, функциональному и территориальному принципам. Отраслевое регулирование обеспечивает поступательное развитие отраслей и государственный контроль за их состоянием. Оно осуществляется Министерством промышленности, Министерством энергетики, соответствующими структурными подразделениями Министерства экономики Республики Беларусь, Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь, а также концернами «Белнефтехим», «Беллегпром», «Беллесбумпром», « Белместпром ».
Территориальный принцип предполагает регулирование отрасли на уровне регионов. Он должен обеспечивать развитие промышленного производства исходя из специфических особенностей и своеобразия регионов, с одной стороны, и не противоречить промышленной политике государства - с другой. Территориальный принцип регулирования реализуется на местах областными, городскими и районными органами управления.
Однако в условиях перехода к рыночным отношениям роль отраслевых и территориальных органов в управлении промышленными предприятиями неодинакова и зависит от типов предприятий и форм собственности. Деятельность государственных предприятий регулируется посредством сочетания экономических методов с административным подчинением соответствующим органам управления. Деятельность предприятий, основанных на частной форме собственности, регулируется преимущественно законодательством и экономическими методами.
Система государственного регулирования промышленности обеспечивает реализацию государственной промышленной политики и может рассматриваться как главный фактор развития промышленного производства в республике.
При этом следует иметь в виду, что основным функциональным звеном в отрасли являются промышленные предприятия. Поэтому вся совокупность государственных мер должна быть направлена на поддержку и стимулирование эффективной деятельности этого звена.
Но в условиях ограниченных ресурсов поддержка отраслей и предприятий должна быть селективной.
В системе государственного регулирования промышленности центральное место занимают прогнозирование, планирование и программирование.
Прогнозирование отрасли позволяет определить основные направления ее развития с выделением основных аспектов деятельности: развитие технической базы производства, организационно-технический уровень производства, потребность в продукции и степень ее удовлетворения, потребность в ресурсах, изменение структуры, темпов, объемов производства. Все перечисленные аспекты тесно связаны между собой и формируют структуру отраслевого прогноза.
Важнейшим принципом прогнозирования развития отрасли является принцип системности, позволяющий рассматривать отрасль как составную часть общественного производства, его подсистему. В качестве основных факторов, определяющих отрасль как подсистему, выступают, с одной стороны, потребность в продукции отрасли, с другой - потребность самой отрасли в необходимых ресурсах.
Источниками информации при прогнозировании служат первичные статистические данные об экономическом и научно-техническом состоянии отрасли, ее подотраслей, экономические отчеты, нормативно-техническая документация, методическая литература и т.д.
Основные объекты прогнозирования промышленности - потребности в продукции отрасли и производственных ресурсах.
Прогнозирование потребности в продукции отрасли основывается на двух факторах: тенденциях развития отраслей-потребителей; технических и производственных возможностях отраслей-поставщиков.
При прогнозировании в потребности продукции устанавливаются: круг потребителей и структура потребления промышленной продукции в разрезе агрегированных групп и их доля в потреблении; нормы и нормативы, дающие возможность количественно оценить связь между поставщиками и потребителями.
Потребность в промышленной продукции определяется для производственного и непроизводственного назначения по трем основным направлениям: потребность в предметах труда, орудиях труда и товарах народного потребления.
В производственной сфере основным методом прогнозирования потребностей в промышленной продукции является нормативный: прогноз по каждой группе потребителей производится на основе укрупненных групповых нормативов расхода прогнозируемого вида продукции на единицу отрасли-потребителя и прогнозируемых объемов ее производства.
В основе прогнозирования самих перспективных нормативов лежит определение формирующих их факторов: НТП, структуры производства как в отраслях-потребителях, так и в отраслях-производителях и т.д.
Прогноз непроизводственных потребностей основывается на перспективных нормах потребления, тенденциях изменения структуры потребления, зависимостях от уровня доходов населения, цен и других факторах.
Кроме нормативного метода, при прогнозировании потребностей в промышленной продукции используются и другие методы: методы моделирования, методы экстраполяции (скользящего среднего, экспоненциального сглаживания, цепи Маркова и др.).
Прогнозирование потребностей в продукции отрасли предполагает прогнозирование требуемых для этого ресурсов: материальных, трудовых, основных фондов и капитальных вложений. В этих целях используются различные методы: балансовый, нормативный, методы, основанные на применении коэффициентов ресурсоемкости (материалоемкости, фондоемкости, трудоемкости), экономико-математические методы (факторные модели, методы экстраполяции и др.).
В современных условиях при разработке планов-прогнозов развития промышленного производства наибольшее распространение получил балансовый метод, позволяющий определить соотношение между потребностями в промышленной продукции и возможностями отрасли-производителя, степень их увязки, проследить межотраслевые связи.
На основе проведенных расчетов определяются объемы производства промышленной продукции в целом и ее важнейших видов.
Особую значимость при разработке планов-прогнозов имеют материальные балансы - балансы важнейших видов сырья и материалов, топлива, электроэнергии, оборудования, производственных мощностей. Основой определения возможного выпуска промышленной продукции является баланс производственной мощности.
Баланс производственной мощности - это система показателей, характеризующих величину мощности, факторы ее изменения и уровень использования. Он дает комплексную характеристику воспроизводства и использования производственной мощности.
Исчисляются балансы производственных мощностей в натуральном выражении.
Для увязки производства машин и оборудования и потребностей в них разрабатываются балансы машин и оборудования. По отдельным видам машин и оборудования балансы разрабатываются в натуральном выражении, а сводные балансы оборудования - в стоимостном выражении по стоимости конечного продукта отраслей машиностроения.
Балансы машин и оборудования разрабатываются по общепринятой схеме материальных балансов.
В развитии экономики Республики Беларусь большую роль играют топливно-энергетические ресурсы. Для установления правильных соотношений между потребностями в топливе (потребители) и возможностями их удовлетворения разрабатываются балансы топлива. Они составляются по топливу в целом с выделением отдельных видов: мазут, природный газ, сжиженный газ, топливные брикеты, дрова, - в условных единицах (ТУТ) и в натуральном выражении (т, куб.м).
Разрабатывается также баланс энергоносителей (нефть, мазут, дизельное топливо, автомобильный бензин, реактивное топливо, природный газ, каменный уголь, электроэнергия) - в натуральном выражении.
Основой планов-прогнозов развития промышленного производства служат принципы пропорциональности и сбалансированности, повышения эффективности производства, приоритетности. Поэтому наряду с увязкой потребностей и ресурсов устанавливаются межотраслевые пропорции, обеспечивается первоочередное распределение ресурсов в приоритетные отрасли, определяются показатели, характеризующие использование производственных фондов, материальных и трудовых ресурсов (фондоотдача, материалоемкость и производительность труда).
Важнейшим инструментом решения стратегических, масштабных, а также ключевых тактических проблем в развитии отрасли выступает программирование.
Сегодня наряду с общеотраслевыми программами (Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь до 2015 г., Программой по энергосбережению на 2001-2005 г.) разрабатываются программы по приоритетным направлениям развития отрасли: «Белавтотракторостроение», «Белэлектрика», «Белсенсор», «Станки и инструменты», «Телевидение», «Диагностика, медицинская техника и оборудование», президентская программа «Бытовая электроника» и другие.
Следующей важнейшей сферой государственного регулирования промышленности республики является структурная перестройка, которая должна преобразовать промышленность в отрасль, способную обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции в соответствии с потребностями внутреннего и внешнего рынка.
Для этого в развитии отдельных отраслей промышленности необходимо:
в топливно-энергетическом комплексе - совершенствование топливно-энергетического баланса за счет использования прогрессивных видов энергоносителей, увеличения добычи местных топливных ресурсов, диверсификация источников поставок энергоресурсов. Развитие комплекса должно быть направлено на удовлетворение потребностей в топливно-энергетических ресурсах белорусских потребителей;
в машиностроении - приоритетное развитие электронной промышленности, производства вычислительной и оптоволоконной техники, а также техники для совершенствования информационных технологий, создание импортозамещающих производств и проведение работ по совершенствованию конструкций и обновлению ассортимента выпускаемых изделий в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении;
в химической и нефтехимической промышленности -создание современной и конкурентоспособной продукции, обеспечивающей подъем всех отраслей народного хозяйства и укрепление экспортного потенциала страны;
в черной металлургии - повышение качества и обновление ассортимента выпускаемой продукции на основе реконструкции, технического перевооружения действующих производств.
Осуществление структурных сдвигов в промышленности позволит обеспечить развитие отрасли при относительном сокращении объемов потребления материальных и топливно-энергетических ресурсов.
Важнейшая роль в регулировании промышленного производства отведена финансово-кредитной системе, в том числе бюджетно-налоговому, денежно-кредитному и ценовому регулировании. Финансово-кредитная система функционирует на принципиально новой основе, что связано, в первую очередь, с переходом от распределения централизованных средств из республиканского бюджета к их выделению.
Проводимая в республике кредитная политика делает доступным кредит для всех промышленных предприятий. Наиболее распространенной формой кредита в республике является банковский кредит. Временное положение о банковском кредите Национального банка Республики Беларусь определяет приоритетные направления кредитования:
• мероприятия по техническому перевооружению и реконструкции производства, внедрению передовой технологии, другие долговременные затраты, связанные с расширением и увеличением основных производственных фондов;
• выкуп государственного имущества;
• сезонное или временное накопление производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров и т.д.
Период пользования кредитом зависит от направлений его использования. Краткосрочные кредиты предоставляются на цели текущей деятельности предприятия, долгосрочные - для инвестиционной деятельности, среднесрочные - на те и другие цели.
Действенным инструментом государственного регулирования промышленности выступают налоги, призванные выполнять три основные функции: стимулирующую, распределительную и фискальную. С помощью налогов государство стимулирует развитие и переоснащение производства, осуществляет структурную перестройку экономики, содействует развитию экспорта, активизирует деятельность предприятий по закупке ценных бумаг, участию в совместных предприятиях, содействует развитию малого бизнеса и т.д. Для этого государство может частично или полностью освобождать от уплаты налогов, устанавливать льготные их ставки. Так, не облагается налогом прибыль предприятия, фактически использованная на расширение производства продукции (работ, услуг) и погашение кредитов, полученных на эти цели, на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Налог на добавленную стоимость не взимается с предприятий, производящих приборы и оборудование для измерения уровней радиации, доз радиоактивного облучения, медицинскую технику, товары для детей.
Однако используемая в Республике Беларусь налоговая система не в полной мере выполняет присущие ей функции и нуждается в совершенствовании, и в первую очередь, в снижении налоговой нагрузки на предприятия, в ее упрощении и унификации, усовершенствовании налоговых льгот.
Создание и постановка на производство новой конкурентоспособной продукции в отрасли требуют больших капитальных вложений. При ограниченных финансовых возможностях предприятия вынуждены привлекать заемные средства. В итоге - условия возврата, затраты на освоение продукции в совокупности со сроками серийного освоения продукции уже к началу выпуска делают новую продукцию неконкурентоспособной.
Это обусловливает необходимость дифференцированного подхода к налогообложению новой продукции, в первую очередь это касается налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, а также других налогов. Реформа налоговой системы республики является объективной необходимостью.
Положительную роль в расширении экспорта и повышении конкурентоспособности промышленной продукции должно сыграть введение в действие Налогового кодекса Республики Беларусь, унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Главным ресурсом развития промышленности республики выступают инновации, обеспечивающие изменения в технологической сфере отрасли. Здесь государственная поддержка оказывается прежде всего предприятиям, производящим конкуренто- и экспортоспособную продукцию, обладающим передовой технологией и квалифицированными кадрами, обеспечивающим многие другие предприятия сырьем, комплектующими и оборудованием для структурной перестройки экономики республики. Протекционистская политика государства в области технологий и оборудования должна быть выверенной и взвешенной.
Важной сферой государственного регулирования становится создание условий для накапливания предприятиями собственных инвестиционных ресурсов. Для этого используются всевозможные формы и методы стимулирования: налоговые льготы, дотации, инвестиционные кредиты, льготы по пошлинам, тарифам, валютным отчислениям и другие. Стимулирование инвестиционной деятельности рассматривается в тесной связи с деловой, в том числе и производственной деятельностью, так как важно воздействовать не столько на сам процесс инвестирования, сколько на формирование условий, вызывающих в нем потребность. Необходимо иметь надежный механизм регулирования инвестиционной деятельности, способствующий повышению мотиваций к долгосрочным вложениям финансовых ресурсов.
Амортизация является важным рычагом воздействия на развитие промышленности, она переносит стоимость основных фондов, в соответствии с их износом, на произведенную продукцию, в последующем эта стоимость направляется на возмещение изношенных средств труда.
Государство через норму амортизации активно влияет на структуру основных фондов, создает стимулы к внедрению новой техники на предприятиях, что ведет к улучшению качества продукции, уменьшению ее цены, повышению конкурентоспособности. При этом установление научно обоснованных норм амортизации является важным условием сбалансированного развития экономических процессов.
Существуют две группы методов начисления амортизации - линейный и метод прогрессий. В промышленности в республике используется в основном линейный метод, когда стоимость изнашиваемых средств труда равными частями переносится в амортизационный фонд в течение всего срока службы оборудования. Этот метод оправдал себя в отношении пассивной части основных производственных фондов, а также в тех отраслях промышленности, где достижения научно-технического прогресса внедряются медленно и невысока вероятность быстрого наступления морального износа. Что же касается отраслей, в которых опасность морального износа возможна уже через 2-3 года, то здесь применение линейного метода нецелесообразно. Это относится, в первую очередь, к высокотехнологическим отраслям, где приобретенное новейшее оборудование уж через пару лет устаревает и на нем невозможно производить конкурентоспособную продукцию, а значит, возникает необходимость его замены. В этом случае в странах с рыночной экономикой широко используется метод прогрессий, позволяющий накопить большую часть амортизационных отчислений уже в первые годы эксплуатации оборудования, что уменьшает потери от морального износа.
В Республике Беларусь сделаны некоторые шаги в направлении ускорения обновления основного капитала предприятий. С февраля 1993 г. введен «Порядок применения ускоренной амортизации активной части основных фондов». Согласно этому документу, ускоренная амортизация применяется в целях создания финансовых условий для ускорения внедрения в производство научно-технических достижений, повышения эффективности обновления основных производственных фондов. Однако, несмотря на прогрессивность метода ускоренной амортизации, его применение ограничено, так как ведет к повышению цен на выпускаемую продукцию.
Сегодня промышленность республики испытывает постоянный дефицит средств для обеспечения процесса воспроизводства и обновления основных фондов. Износ фондов в отрасли достиг критического уровня и составил 61,1%. По сути собственные средства предприятий являются главным источником инвестиций, что требует усиления роли амортизационных отчислений в инвестиционном процессе и выработки новой амортизационной политики, предусматривающей стимулирование всех, кто инвестирует средства в развитие и обновление производства. Для увеличения производственного потенциала, поддержания конкурентоспособности нашей промышленности предприятиям необходима большая свобода в выборе методов начисления амортизации.
На решение этих вопросов направлена новая амортизационная политика Республики Беларусь, включающая применение ускоренных норм амортизации, апробация которой проводится в настоящее время.
В качестве регулятора, обеспечивающего удовлетворение жизненно важных потребностей народного хозяйства и населения, используется государственный заказ. В последние годы изменились условия формирования госзаказа, его объема и структуры. Произошла трансформация госзаказа в систему контрактации. Закон Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд» определяет возможности использования в целях стимулирования государственных закупок кредитных, налоговых и других льгот, целевых дотаций и субсидий; приоритетное обеспечение материальными ресурсами. В Законе заложены и соответствующие санкции при невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств по контрактам. Порядок формирования и размещения заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд осуществляется в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 1994 г. «О формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд».
Для организации работы по поставкам продукции Правительство утверждает государственных заказчиков, которыми могут быть органы исполнительной власти, государственные учреждения. На государственных заказчиков возложена обязанность по заключению договоров с поставщиками продукции. Правительство предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика. Государственным контрактом может быть предусмотрен контроль за ходом работы по выполнению договора поставок, но без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность поставщика продукции.
Размещаются государственные заказы на поставку продукции через торги, конкурсы, аукционы. Для предприятий-монополистов и казенных заводов может быть предусмотрено обязательное заключение контрактов на поставку продукции для государственных нужд. В случае необоснованного отказа от заключения государственного контракта поставщик уплачивает покупателю штраф.
В условиях перехода Республики Беларусь к социально ориентированному рыночному хозяйству важнейшей сферой приложения усилий государства становятся реформирование отношений собственности, демонополизация экономики и развитие конкурентной среды. Большое значение здесь отводится приватизации и разгосударствлению.
Приватизация представляет собой процесс передачи функций государственных органов в частный сектор, а разгосударствление - коммерционализацию и корпоратизацию предприятий. Развитие этих процессов в Республике Беларусь осуществляется на основе Закона «О разгосударствлении и приватизации», принятого Верховным Советом в 1992 году. Механизм приватизации находит отражение в соответствующих республиканских и региональных программах.
В промышленности республики на этапе стабилизации (1995-1997 гг.) осуществлялось акционирование предприятий легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов, а также реструктуризация средних и крупных производственных объединений и предприятий на выборочной основе по индивидуальным приватизационным бизнес-проектам.
В 1998-2000 гг. продолжались реструктуризация и акционирование средних и крупных государственных объединений и предприятий и на этой основе создавались финансовые, научные, торговые, производственные конгломераты рыночного типа (ФПГ, холдинги, консорциумы и т.д.).
В 2001-2005 гг. в трансформации отношений собственности предполагается повысить роль и значение директорского корпуса, а приоритет в приватизационном процессе будут иметь отечественные инвесторы. Продолжится акционирование и приватизация в рамках экономической интеграции со странами СНГ.
Демонополизация и развитие конкуренции в промышленности следует рассматривать как длительный процесс, связанный с реализацией общих принципов формирования рыночной среды. Роль государства в регулировании монополий в переходный период состоит не только и не столько в ограничительных мерах, сколько в стимулировании конкуренции, которая уже сама по себе выступает элементом противодействия монополизму.
Организационные и правовые основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности и создания условий для развития конкурентной среды отражены в Законе Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», принятом Верховным Советом республики в декабре 1992 года.
В настоящий момент функционирует Положение о декларировании цен на продукцию (товары, услуги) предприятий-монополистов, согласно которому субъекты хозяйствования, включенные в соответствующий раздел Государственного реестра предприятий-монополистов, обязаны декларировать повышение цен (тарифов) на свою продукцию (товары, услуги).
В зависимости от вида и назначения товара используются различные методы ценового регулирования путем установления:
• предельного уровня цен;
• фиксированных цен;
• предельных коэффициентов изменения цен;
• предельного уровня рентабельности;
• декларирования повышения предельного уровня свободных цен.
Демонополизация является не одноразовым, а последовательно проводимым процессом создания необходимых условий для развития конкуренции, включая снижение чрезмерной концентрации производства товаров, устранение экономических и административных барьеров для свободного их перемещения, выхода на рынок новых конкурирующих структур, в том числе иностранных, контроль за ходом приватизации.
Основными инструментами, обеспечивающими регулирование промышленности республики, становятся реструктуризация промышленных предприятий, лизинговые операции, создание финансово-промышленных групп и других корпоративных структур, формирование свободных экономических зон и технопарков, а также квотирование, лицензирование.
Важная роль в государственном регулировании промышленного производства отводится системе управления качеством продукции, ключевой задачей которой является сертификация продукции, технологий и производств по международным стандартам. Ее реализация обеспечит укрепление позиций отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках.
По мере развития рыночных отношений в промышленности республики система государственного регулирования, ориентированная преимущественно на экономические методы управления, должна опираться на соответствующую ей маркетинговую концепцию развития отрасли, которая, в свою очередь, должна стать основой формирования промышленной политики в республике.
Важнейшим звеном системы государственного регулирования промышленности является организационная структура, т.е. органы управления, построенные по отраслевому, функциональному и территориальному принципам. Отраслевое регулирование обеспечивает поступательное развитие отраслей и государственный контроль за их состоянием. Оно осуществляется Министерством промышленности, Министерством энергетики, соответствующими структурными подразделениями Министерства экономики Республики Беларусь, Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь, а также концернами «Белнефтехим», «Беллегпром», «Беллесбумпром», « Белместпром ».
Территориальный принцип предполагает регулирование отрасли на уровне регионов. Он должен обеспечивать развитие промышленного производства исходя из специфических особенностей и своеобразия регионов, с одной стороны, и не противоречить промышленной политике государства - с другой. Территориальный принцип регулирования реализуется на местах областными, городскими и районными органами управления.
Однако в условиях перехода к рыночным отношениям роль отраслевых и территориальных органов в управлении промышленными предприятиями неодинакова и зависит от типов предприятий и форм собственности. Деятельность государственных предприятий регулируется посредством сочетания экономических методов с административным подчинением соответствующим органам управления. Деятельность предприятий, основанных на частной форме собственности, регулируется преимущественно законодательством и экономическими методами.
Система государственного регулирования промышленности обеспечивает реализацию государственной промышленной политики и может рассматриваться как главный фактор развития промышленного производства в республике.
При этом следует иметь в виду, что основным функциональным звеном в отрасли являются промышленные предприятия. Поэтому вся совокупность государственных мер должна быть направлена на поддержку и стимулирование эффективной деятельности этого звена.
Но в условиях ограниченных ресурсов поддержка отраслей и предприятий должна быть селективной.
В системе государственного регулирования промышленности центральное место занимают прогнозирование, планирование и программирование.
Прогнозирование отрасли позволяет определить основные направления ее развития с выделением основных аспектов деятельности: развитие технической базы производства, организационно-технический уровень производства, потребность в продукции и степень ее удовлетворения, потребность в ресурсах, изменение структуры, темпов, объемов производства. Все перечисленные аспекты тесно связаны между собой и формируют структуру отраслевого прогноза.
Важнейшим принципом прогнозирования развития отрасли является принцип системности, позволяющий рассматривать отрасль как составную часть общественного производства, его подсистему. В качестве основных факторов, определяющих отрасль как подсистему, выступают, с одной стороны, потребность в продукции отрасли, с другой - потребность самой отрасли в необходимых ресурсах.
Источниками информации при прогнозировании служат первичные статистические данные об экономическом и научно-техническом состоянии отрасли, ее подотраслей, экономические отчеты, нормативно-техническая документация, методическая литература и т.д.
Основные объекты прогнозирования промышленности - потребности в продукции отрасли и производственных ресурсах.
Прогнозирование потребности в продукции отрасли основывается на двух факторах: тенденциях развития отраслей-потребителей; технических и производственных возможностях отраслей-поставщиков.
При прогнозировании в потребности продукции устанавливаются: круг потребителей и структура потребления промышленной продукции в разрезе агрегированных групп и их доля в потреблении; нормы и нормативы, дающие возможность количественно оценить связь между поставщиками и потребителями.
Потребность в промышленной продукции определяется для производственного и непроизводственного назначения по трем основным направлениям: потребность в предметах труда, орудиях труда и товарах народного потребления.
В производственной сфере основным методом прогнозирования потребностей в промышленной продукции является нормативный: прогноз по каждой группе потребителей производится на основе укрупненных групповых нормативов расхода прогнозируемого вида продукции на единицу отрасли-потребителя и прогнозируемых объемов ее производства.
В основе прогнозирования самих перспективных нормативов лежит определение формирующих их факторов: НТП, структуры производства как в отраслях-потребителях, так и в отраслях-производителях и т.д.
Прогноз непроизводственных потребностей основывается на перспективных нормах потребления, тенденциях изменения структуры потребления, зависимостях от уровня доходов населения, цен и других факторах.
Кроме нормативного метода, при прогнозировании потребностей в промышленной продукции используются и другие методы: методы моделирования, методы экстраполяции (скользящего среднего, экспоненциального сглаживания, цепи Маркова и др.).
Прогнозирование потребностей в продукции отрасли предполагает прогнозирование требуемых для этого ресурсов: материальных, трудовых, основных фондов и капитальных вложений. В этих целях используются различные методы: балансовый, нормативный, методы, основанные на применении коэффициентов ресурсоемкости (материалоемкости, фондоемкости, трудоемкости), экономико-математические методы (факторные модели, методы экстраполяции и др.).
В современных условиях при разработке планов-прогнозов развития промышленного производства наибольшее распространение получил балансовый метод, позволяющий определить соотношение между потребностями в промышленной продукции и возможностями отрасли-производителя, степень их увязки, проследить межотраслевые связи.
На основе проведенных расчетов определяются объемы производства промышленной продукции в целом и ее важнейших видов.
Особую значимость при разработке планов-прогнозов имеют материальные балансы - балансы важнейших видов сырья и материалов, топлива, электроэнергии, оборудования, производственных мощностей. Основой определения возможного выпуска промышленной продукции является баланс производственной мощности.
Баланс производственной мощности - это система показателей, характеризующих величину мощности, факторы ее изменения и уровень использования. Он дает комплексную характеристику воспроизводства и использования производственной мощности.
Исчисляются балансы производственных мощностей в натуральном выражении.
Для увязки производства машин и оборудования и потребностей в них разрабатываются балансы машин и оборудования. По отдельным видам машин и оборудования балансы разрабатываются в натуральном выражении, а сводные балансы оборудования - в стоимостном выражении по стоимости конечного продукта отраслей машиностроения.
Балансы машин и оборудования разрабатываются по общепринятой схеме материальных балансов.
В развитии экономики Республики Беларусь большую роль играют топливно-энергетические ресурсы. Для установления правильных соотношений между потребностями в топливе (потребители) и возможностями их удовлетворения разрабатываются балансы топлива. Они составляются по топливу в целом с выделением отдельных видов: мазут, природный газ, сжиженный газ, топливные брикеты, дрова, - в условных единицах (ТУТ) и в натуральном выражении (т, куб.м).
Разрабатывается также баланс энергоносителей (нефть, мазут, дизельное топливо, автомобильный бензин, реактивное топливо, природный газ, каменный уголь, электроэнергия) - в натуральном выражении.
Основой планов-прогнозов развития промышленного производства служат принципы пропорциональности и сбалансированности, повышения эффективности производства, приоритетности. Поэтому наряду с увязкой потребностей и ресурсов устанавливаются межотраслевые пропорции, обеспечивается первоочередное распределение ресурсов в приоритетные отрасли, определяются показатели, характеризующие использование производственных фондов, материальных и трудовых ресурсов (фондоотдача, материалоемкость и производительность труда).
Важнейшим инструментом решения стратегических, масштабных, а также ключевых тактических проблем в развитии отрасли выступает программирование.
Сегодня наряду с общеотраслевыми программами (Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь до 2015 г., Программой по энергосбережению на 2001-2005 г.) разрабатываются программы по приоритетным направлениям развития отрасли: «Белавтотракторостроение», «Белэлектрика», «Белсенсор», «Станки и инструменты», «Телевидение», «Диагностика, медицинская техника и оборудование», президентская программа «Бытовая электроника» и другие.
Следующей важнейшей сферой государственного регулирования промышленности республики является структурная перестройка, которая должна преобразовать промышленность в отрасль, способную обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции в соответствии с потребностями внутреннего и внешнего рынка.
Для этого в развитии отдельных отраслей промышленности необходимо:
в топливно-энергетическом комплексе - совершенствование топливно-энергетического баланса за счет использования прогрессивных видов энергоносителей, увеличения добычи местных топливных ресурсов, диверсификация источников поставок энергоресурсов. Развитие комплекса должно быть направлено на удовлетворение потребностей в топливно-энергетических ресурсах белорусских потребителей;
в машиностроении - приоритетное развитие электронной промышленности, производства вычислительной и оптоволоконной техники, а также техники для совершенствования информационных технологий, создание импортозамещающих производств и проведение работ по совершенствованию конструкций и обновлению ассортимента выпускаемых изделий в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении;
в химической и нефтехимической промышленности -создание современной и конкурентоспособной продукции, обеспечивающей подъем всех отраслей народного хозяйства и укрепление экспортного потенциала страны;
в черной металлургии - повышение качества и обновление ассортимента выпускаемой продукции на основе реконструкции, технического перевооружения действующих производств.
Осуществление структурных сдвигов в промышленности позволит обеспечить развитие отрасли при относительном сокращении объемов потребления материальных и топливно-энергетических ресурсов.
Важнейшая роль в регулировании промышленного производства отведена финансово-кредитной системе, в том числе бюджетно-налоговому, денежно-кредитному и ценовому регулировании. Финансово-кредитная система функционирует на принципиально новой основе, что связано, в первую очередь, с переходом от распределения централизованных средств из республиканского бюджета к их выделению.
Проводимая в республике кредитная политика делает доступным кредит для всех промышленных предприятий. Наиболее распространенной формой кредита в республике является банковский кредит. Временное положение о банковском кредите Национального банка Республики Беларусь определяет приоритетные направления кредитования:
• мероприятия по техническому перевооружению и реконструкции производства, внедрению передовой технологии, другие долговременные затраты, связанные с расширением и увеличением основных производственных фондов;
• выкуп государственного имущества;
• сезонное или временное накопление производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров и т.д.
Период пользования кредитом зависит от направлений его использования. Краткосрочные кредиты предоставляются на цели текущей деятельности предприятия, долгосрочные - для инвестиционной деятельности, среднесрочные - на те и другие цели.
Действенным инструментом государственного регулирования промышленности выступают налоги, призванные выполнять три основные функции: стимулирующую, распределительную и фискальную. С помощью налогов государство стимулирует развитие и переоснащение производства, осуществляет структурную перестройку экономики, содействует развитию экспорта, активизирует деятельность предприятий по закупке ценных бумаг, участию в совместных предприятиях, содействует развитию малого бизнеса и т.д. Для этого государство может частично или полностью освобождать от уплаты налогов, устанавливать льготные их ставки. Так, не облагается налогом прибыль предприятия, фактически использованная на расширение производства продукции (работ, услуг) и погашение кредитов, полученных на эти цели, на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Налог на добавленную стоимость не взимается с предприятий, производящих приборы и оборудование для измерения уровней радиации, доз радиоактивного облучения, медицинскую технику, товары для детей.
Однако используемая в Республике Беларусь налоговая система не в полной мере выполняет присущие ей функции и нуждается в совершенствовании, и в первую очередь, в снижении налоговой нагрузки на предприятия, в ее упрощении и унификации, усовершенствовании налоговых льгот.
Создание и постановка на производство новой конкурентоспособной продукции в отрасли требуют больших капитальных вложений. При ограниченных финансовых возможностях предприятия вынуждены привлекать заемные средства. В итоге - условия возврата, затраты на освоение продукции в совокупности со сроками серийного освоения продукции уже к началу выпуска делают новую продукцию неконкурентоспособной.
Это обусловливает необходимость дифференцированного подхода к налогообложению новой продукции, в первую очередь это касается налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, а также других налогов. Реформа налоговой системы республики является объективной необходимостью.
Положительную роль в расширении экспорта и повышении конкурентоспособности промышленной продукции должно сыграть введение в действие Налогового кодекса Республики Беларусь, унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Главным ресурсом развития промышленности республики выступают инновации, обеспечивающие изменения в технологической сфере отрасли. Здесь государственная поддержка оказывается прежде всего предприятиям, производящим конкуренто- и экспортоспособную продукцию, обладающим передовой технологией и квалифицированными кадрами, обеспечивающим многие другие предприятия сырьем, комплектующими и оборудованием для структурной перестройки экономики республики. Протекционистская политика государства в области технологий и оборудования должна быть выверенной и взвешенной.
Важной сферой государственного регулирования становится создание условий для накапливания предприятиями собственных инвестиционных ресурсов. Для этого используются всевозможные формы и методы стимулирования: налоговые льготы, дотации, инвестиционные кредиты, льготы по пошлинам, тарифам, валютным отчислениям и другие. Стимулирование инвестиционной деятельности рассматривается в тесной связи с деловой, в том числе и производственной деятельностью, так как важно воздействовать не столько на сам процесс инвестирования, сколько на формирование условий, вызывающих в нем потребность. Необходимо иметь надежный механизм регулирования инвестиционной деятельности, способствующий повышению мотиваций к долгосрочным вложениям финансовых ресурсов.
Амортизация является важным рычагом воздействия на развитие промышленности, она переносит стоимость основных фондов, в соответствии с их износом, на произведенную продукцию, в последующем эта стоимость направляется на возмещение изношенных средств труда.
Государство через норму амортизации активно влияет на структуру основных фондов, создает стимулы к внедрению новой техники на предприятиях, что ведет к улучшению качества продукции, уменьшению ее цены, повышению конкурентоспособности. При этом установление научно обоснованных норм амортизации является важным условием сбалансированного развития экономических процессов.
Существуют две группы методов начисления амортизации - линейный и метод прогрессий. В промышленности в республике используется в основном линейный метод, когда стоимость изнашиваемых средств труда равными частями переносится в амортизационный фонд в течение всего срока службы оборудования. Этот метод оправдал себя в отношении пассивной части основных производственных фондов, а также в тех отраслях промышленности, где достижения научно-технического прогресса внедряются медленно и невысока вероятность быстрого наступления морального износа. Что же касается отраслей, в которых опасность морального износа возможна уже через 2-3 года, то здесь применение линейного метода нецелесообразно. Это относится, в первую очередь, к высокотехнологическим отраслям, где приобретенное новейшее оборудование уж через пару лет устаревает и на нем невозможно производить конкурентоспособную продукцию, а значит, возникает необходимость его замены. В этом случае в странах с рыночной экономикой широко используется метод прогрессий, позволяющий накопить большую часть амортизационных отчислений уже в первые годы эксплуатации оборудования, что уменьшает потери от морального износа.
В Республике Беларусь сделаны некоторые шаги в направлении ускорения обновления основного капитала предприятий. С февраля 1993 г. введен «Порядок применения ускоренной амортизации активной части основных фондов». Согласно этому документу, ускоренная амортизация применяется в целях создания финансовых условий для ускорения внедрения в производство научно-технических достижений, повышения эффективности обновления основных производственных фондов. Однако, несмотря на прогрессивность метода ускоренной амортизации, его применение ограничено, так как ведет к повышению цен на выпускаемую продукцию.
Сегодня промышленность республики испытывает постоянный дефицит средств для обеспечения процесса воспроизводства и обновления основных фондов. Износ фондов в отрасли достиг критического уровня и составил 61,1%. По сути собственные средства предприятий являются главным источником инвестиций, что требует усиления роли амортизационных отчислений в инвестиционном процессе и выработки новой амортизационной политики, предусматривающей стимулирование всех, кто инвестирует средства в развитие и обновление производства. Для увеличения производственного потенциала, поддержания конкурентоспособности нашей промышленности предприятиям необходима большая свобода в выборе методов начисления амортизации.
На решение этих вопросов направлена новая амортизационная политика Республики Беларусь, включающая применение ускоренных норм амортизации, апробация которой проводится в настоящее время.
В качестве регулятора, обеспечивающего удовлетворение жизненно важных потребностей народного хозяйства и населения, используется государственный заказ. В последние годы изменились условия формирования госзаказа, его объема и структуры. Произошла трансформация госзаказа в систему контрактации. Закон Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд» определяет возможности использования в целях стимулирования государственных закупок кредитных, налоговых и других льгот, целевых дотаций и субсидий; приоритетное обеспечение материальными ресурсами. В Законе заложены и соответствующие санкции при невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств по контрактам. Порядок формирования и размещения заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд осуществляется в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 1994 г. «О формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд».
Для организации работы по поставкам продукции Правительство утверждает государственных заказчиков, которыми могут быть органы исполнительной власти, государственные учреждения. На государственных заказчиков возложена обязанность по заключению договоров с поставщиками продукции. Правительство предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика. Государственным контрактом может быть предусмотрен контроль за ходом работы по выполнению договора поставок, но без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность поставщика продукции.
Размещаются государственные заказы на поставку продукции через торги, конкурсы, аукционы. Для предприятий-монополистов и казенных заводов может быть предусмотрено обязательное заключение контрактов на поставку продукции для государственных нужд. В случае необоснованного отказа от заключения государственного контракта поставщик уплачивает покупателю штраф.
В условиях перехода Республики Беларусь к социально ориентированному рыночному хозяйству важнейшей сферой приложения усилий государства становятся реформирование отношений собственности, демонополизация экономики и развитие конкурентной среды. Большое значение здесь отводится приватизации и разгосударствлению.
Приватизация представляет собой процесс передачи функций государственных органов в частный сектор, а разгосударствление - коммерционализацию и корпоратизацию предприятий. Развитие этих процессов в Республике Беларусь осуществляется на основе Закона «О разгосударствлении и приватизации», принятого Верховным Советом в 1992 году. Механизм приватизации находит отражение в соответствующих республиканских и региональных программах.
В промышленности республики на этапе стабилизации (1995-1997 гг.) осуществлялось акционирование предприятий легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов, а также реструктуризация средних и крупных производственных объединений и предприятий на выборочной основе по индивидуальным приватизационным бизнес-проектам.
В 1998-2000 гг. продолжались реструктуризация и акционирование средних и крупных государственных объединений и предприятий и на этой основе создавались финансовые, научные, торговые, производственные конгломераты рыночного типа (ФПГ, холдинги, консорциумы и т.д.).
В 2001-2005 гг. в трансформации отношений собственности предполагается повысить роль и значение директорского корпуса, а приоритет в приватизационном процессе будут иметь отечественные инвесторы. Продолжится акционирование и приватизация в рамках экономической интеграции со странами СНГ.
Демонополизация и развитие конкуренции в промышленности следует рассматривать как длительный процесс, связанный с реализацией общих принципов формирования рыночной среды. Роль государства в регулировании монополий в переходный период состоит не только и не столько в ограничительных мерах, сколько в стимулировании конкуренции, которая уже сама по себе выступает элементом противодействия монополизму.
Организационные и правовые основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности и создания условий для развития конкурентной среды отражены в Законе Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», принятом Верховным Советом республики в декабре 1992 года.
В настоящий момент функционирует Положение о декларировании цен на продукцию (товары, услуги) предприятий-монополистов, согласно которому субъекты хозяйствования, включенные в соответствующий раздел Государственного реестра предприятий-монополистов, обязаны декларировать повышение цен (тарифов) на свою продукцию (товары, услуги).
В зависимости от вида и назначения товара используются различные методы ценового регулирования путем установления:
• предельного уровня цен;
• фиксированных цен;
• предельных коэффициентов изменения цен;
• предельного уровня рентабельности;
• декларирования повышения предельного уровня свободных цен.
Демонополизация является не одноразовым, а последовательно проводимым процессом создания необходимых условий для развития конкуренции, включая снижение чрезмерной концентрации производства товаров, устранение экономических и административных барьеров для свободного их перемещения, выхода на рынок новых конкурирующих структур, в том числе иностранных, контроль за ходом приватизации.
Основными инструментами, обеспечивающими регулирование промышленности республики, становятся реструктуризация промышленных предприятий, лизинговые операции, создание финансово-промышленных групп и других корпоративных структур, формирование свободных экономических зон и технопарков, а также квотирование, лицензирование.
Важная роль в государственном регулировании промышленного производства отводится системе управления качеством продукции, ключевой задачей которой является сертификация продукции, технологий и производств по международным стандартам. Ее реализация обеспечит укрепление позиций отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках.
По мере развития рыночных отношений в промышленности республики система государственного регулирования, ориентированная преимущественно на экономические методы управления, должна опираться на соответствующую ей маркетинговую концепцию развития отрасли, которая, в свою очередь, должна стать основой формирования промышленной политики в республике.