читать дальше
Важнейшим критерием динамического развития любой экономики и главным фактором экономического роста является инвестиционная активность. Подпитываемая инвестициями экономика обладает возможностями обеспечивать на новой качественной основе воспроизводство, экономический рост, удовлетворять потребности и решать социально-экономические проблемы как внутри страны, так и на международном уровне.
Инвестиции - это финансовые, материальные ресурсы и другие имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается экономический, социальный или экологический эффект.
Они могут быть в виде денежных средств, банковских вкладов, паев, акций, ценных бумаг, технологий, машин, оборудования, лицензий, патентов, кредитов, а также имущественных и неимущественных прав, включая интеллектуальную собственность. Оцениваются инвестиции, как правило, в денежной форме. Одним из видов инвестиций, направляемых в создание и воспроизводство основных фондов, являются капитальные вложения.
Вложения инвестиций (инвестирование) в совокупности с практическими действиями по их реализации, осуществляемые государством, гражданами, юридическими лицами и направленные на расширенное воспроизводство основного и оборотного капитала, называются инвестиционной деятельностью.
Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет собственных финансовых ресурсов(прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и др.); заемных финансовых средств (займы, банковские и бюджетные кредиты); привлеченных финансовых средств (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы); бюджетных инвестиционных ассигнований; средств от благотворительных мероприятий, денежных средств населения.
Субъектами инвестиционной деятельности могут выступать государство, отечественные и иностранные юридические и физические лица. Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, научно-техническая продукция, а также имущественные права.
В составе инвестиций выделяют иностранные инвестиции, осуществляемые инвестором, вкладывающим капитал из-за рубежа. В принимающей стране (стране-реципиенте) эти инвестиции считаются иностранными, а инвестор выступает в качестве экспортера. Отсюда понятие экспорт капитала аналогично значению его инвестирования, т.е. перемещению капитала для функционирования за границу с целью его самовозрастания и получения прибыли. Инвестиции за границу могут осуществляться в различных формах:
• частного и государственного капитала;
• прямых, кредитных и портфельных инвестиций;
• в товарной и денежной формах;
• в виде прав на собственность, в том числе интеллектуальную.
Займы, кредиты, предоставляемые одним государством или группой государств другому государству, являются государственными инвестициями. В этом случае речь идет об отношениях между государствами, которые регулируются международными договорами и к которым применяются нормы международного права. Возможны и «диагональные» отношения, когда консорциум (группа) частных банков предоставляет инвестиции государству как таковому. Под частными инвестициями понимаются инвестиции, предоставляемые частными фирмами, компаниями или гражданами одной страны соответствующим субъектам другой страны. Инвестиционные отношения настолько сложны и многообразны, что нередко отношения между государствами тесно связаны с отношениями между частными лицами: например, при суброгации, когда инвестор передает все свои права и требования государству.
Прямые иностранные инвестиции - основная форма экспорта частного предпринимательского капитала, обеспечивающая установление эффективного контроля и дающая право непосредственного управления заграничной компанией. По определению МВФ, прямыми иностранные инвестиции являются в случае, когда иностранный собственник владеет не менее 25% уставного капитала компании. (По американскому законодательству - не менее 10%, в странах Европейского Союза - 20-25%, в Канаде, Австралии и Новой Зеландии - 50%).
Прямые иностранные инвестиции подразделяют на трансконтинентальные и транснациональные. Трансконтинентальные - это прямые капитальные вложения в страну, находящуюся далеко от страны материнской компании. Они обусловливаются лучшими условиями рынка, возможностью поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). При этом издержки не играют главную роль. Цель - нахождение на рынке. Транснациональные капитальные вложения - прямые вложения, часто в соседней стране, обусловливаются минимизацией издержек по сравнению с материнской компанией.
Характерные особенности прямых иностранных инвестиций:
• инвесторы, как правило, не имеют возможности быстро уйти из страны-импортера;
• инвесторы подвергаются в большей степени риску, чем при кредитных и портфельных инвестициях;
• более продолжительный срок освоения капиталовложений, они предпочтительнее для стран-импортеров иностранного капитала.
Прямые иностранные инвестиции приходят в принимающие страны, в основном, двумя путями:
• организация новых и создание совместных предприятий;
• скупка или поглощение уже существующих компаний. Первый путь дешевле второго по прямым затратам, однако
по параметру «упущенная выгода» второй путь более предпочтителен для иностранных инвесторов. Существует еще возможность привлечения прямых иностранных инвестиций путем выдачи лицензионных соглашений, субподрядов, заключения консорциальных соглашений и стратегических альянсов.
Кредитные иностранные инвестиции - это кредиты иностранных банков, международных финансовых корпораций для финансирования инвестиционных проектов в стране-реципиенте. Заемщиком иностранных кредитных ресурсов, предоставляемых в рамках межправительственных соглашений, как правило, выступают уполномоченные правительством банки. Кредитные иностранные инвестиции, осуществляемые в рамках межправительственных соглашений, предоставляются на основании межбанковских соглашений между банком-кредитором и банком-заемщиком при условии платежной гарантии центрального банка или правительства страны-реципиента, которые приравниваются к гарантиям первоклассных западных банков. Важным условием привлечения кредитных иностранных инвестиций является высокий кредитный рейтинг страны-реципиента, ее банков и банковской системы, подтвержденный общепризнанными международными рейтинговыми агентствами. Важно также выполнение страной-реципиентом рекомендаций МВФ, Всемирного Банка и других авторитетных международных финансовых институтов, мнения которых о стране являются ориентиром для иностранных инвесторов.
Портфельные иностранные инвестиции - капитальные вложения инвесторов, доля участия которых в капитале фирм ниже предела, обозначенного для прямых инвестиций. Портфельные инвестиции не обеспечивают инвестору контроля за иностранными компаниями, ограничивая прерогативы инвестора получением доли прибыли (дивидендов). Портфельные инвестиции представляют собой набор принадлежащих инвестору ценных бумаг, (акции, облигации или другие долгосрочные ценные бумаги). Обычно инвестор предпочитает держать разные ценные бумаги, чтобы уменьшить свой риск. Одни ценные бумаги приносят высокие краткосрочные дивиденды, другие рассчитаны на долгосрочное повышение их ценности. В силу изменения рыночной конъюнктуры некоторые ценные бумаги могут резко обесцениться.
Таким образом, прямые иностранные инвестиции ассоциируются с созданием и функционированием компаний в стране-реципиенте, контролируемых иностранными инвесторами. Кредитные иностранные инвестиции ассоциируются с иностранными кредитными ресурсами, предоставляемыми иностранными кредитными учреждениями на основании специальных механизмов и процедур в страну-реципиент. Финансовые (портфельные) иностранные инвестиции ассоциируются с ценными бумагами, покупка которых осуществляется с помощью механизмов фондового рынка в стране-реципиенте.
Инвестиции в товарной и денежной форме, а также в форме прав на собственность представлены на рис. 11.1.
Иностранные инвестиции могут осуществляться также путем долевого участия иностранного инвестора в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими и физическими лицами страны-реципиента; путем создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц на территории страны-реципиента; путем покупки иностранным инвестором государственных или корпоративных ценных бумаг страны-реципиента.
Предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ) создаются согласно действующему законодательству страны-реципиента. Инвестиции вкладываются на основе долевого участия или полной принадлежности инвестору (инвесторам) уставного капитала, в т.ч. путем участия в приватизации или иной инвестиционной деятельности, не запрещенной законодательством.
Совместные предприятия (СП) как субъекты хозяйственной деятельности создаются путем объединения материальных и интеллектуальных потенциалов (включая права пользования и распоряжения материальными и нематериальными активами) сотрудничающих партнеров различных форм собственности из разных стран с целью достижения единого хозяйственного эффекта. Организационная форма совместного предприятия определяется законодательством страны его местонахождения. Основными признаками СП являются:
• совместная собственность;
• совместные риски;
• получение и распределение прибыли от хозяйственной деятельности;
• управление и контроль за совместной деятельностью посредством самостоятельно созданных органов, независимо функционирующих от учредителей;
• единство целей взаимодействия на долгосрочной основе.
Иностранные инвестиции только тогда положительно влияют на темпы экономического роста, когда их объемы, структура и условия привлечения регулируются и контролируются государством. Так, при опережающем росте иностранных кредитных инвестиций (по сравнению с прямыми и портфельными) вероятно увеличение внешнего долга, что может привести к подрыву экономической безопасности страны. Отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту, по рекомендациям Мирового Банка, не должно превышать 50%, а отношение платежей по обслуживанию внешнего долга (основной суммы задолженности и процентов) к объему экспорта товаров и услуг (традиционный и распространенный показатель кредитоспособности страны) - 20%.
Поскольку иностранные кредитные ресурсы являются срочными, возвратными и платными, то именно они оказывают существенное влияние на рост внешнего долга страны. Более того, иностранные кредитные ресурсы, направляемые в рамках межправительственных соглашений в страны с переходной экономикой, являются, как правило, связанными товарными кредитами, выдаваемыми под государственные гарантии страны-реципиента, и главным образом предназначаются для стимулирования экспорта товаров и услуг страны-донора. Поэтому для стран с переходной экономикой наиболее предпочтительными являются прямые инвестиции. Они, с одной стороны, более тесно связаны с развитием реального сектора экономики, с внедрением передовых технологий и современных методов организации производства; с другой стороны, государство не несет по прямым инвестициям экономических и политических обязательств.
Для характеристики инвестиции группируют по определенным классификационным признакам:
• форме собственности на инвестиционные ресурсы (государственные и частные);
• объектам инвестиционной деятельности (долгосрочные реальные инвестиции (капитальные вложения) в создание и воспроизводство основных фондов, в материальные и нематериальные активы и др.);
• срокам и направленности (например, краткосрочные инвестиции в оборотные средства (товарно-материальные запасы), финансовые инвестиции в государственные и корпоративные ценные бумаги, банковские депозиты и др.);
• характеру участия в инвестировании (прямые инвестиции непосредственно в материальный объект, кредитные инвестиции, непрямые инвестиции, т.е. через посредника);
• организационным формам (совместные предприятия, лицензионные соглашения, субподрядные компании, консорциональные соглашения, стратегические альянсы и т.д.).
Целесообразность инвестирования капитала и развитие инвестиционной деятельности во многом определяются инвестиционным климатом, формируемым разнообразными политическими, правовыми, экономическими, социальными, внешнеэкономическими факторами. Благоприятный инвестиционный климат создает заинтересованность во вложениях своего капитала у потенциальных инвесторов и у субъектов хозяйствования, деятельность которых тесно связана с инвестиционной. Поэтому для осуществления инвестиционной деятельности важны:
• во-первых, оценка инвестиционного климата,
• во-вторых, оценка эффективности инвестирования. Инвестиционный климат оценивается с позиции потенциальных национальных и иностранных инвесторов. Эта оценка зависит от равнозначности и идентичности условий хозяйствования для отечественных и иностранных инвесторов, приемлемой законодательной регламентации в инвестиционной деятельности, налоговой системы, кредитно-денежной политики и других факторов. Неблагоприятный инвестиционный климат приводит к массированному оттоку национальных капиталов за границу, небольшим объемам инвестиций из-за рубежа, вложениям инвесторами средств в сферы ускоренной оборачиваемости капитала, требованию дополнительных гарантий со стороны государства и защиты вложенных средств.
Эффективность инвестирования оценивается влиянием факторов, определяющих инвестиционный климат (например, правовая стабильность, развитость нормативно-правового регулирования, системы страхования, налоговая и таможенная политика и др.). Для оценки влияния факторов используются различные методы:
• экспертные оценки (в частности, анкетирование, позволяющее получить достаточную базу данных для анализа и оценки эффективности инвестирования);
• экономико-статистические методы и модели (например, факторные модели);
• экстраполяция;
• оценка риска инвестирования капитала по баллам (например, 70 из 100 баллов) и другие.
Особое значение оценка инвестиционного климата имеет при выборе страны-реципиента инвестиций. Степень привлекательности страны-реципиента, ее инвестиционный климат оцениваются иностранным инвестором по определенным критериям. Так, если положительных показателей большинство, то инвестиционный климат - благоприятный. В противном случае, в зависимости от количества положительных показателей, инвестиционный климат будет считаться неблагоприятным и даже рискованным. К основным критериям оценки целесообразности инвестирования капитала также относят:
• размеры местного рынка;
• природные ресурсы и географическое положение страны;
• наличие рабочей силы;
• валютный режим;
• возвратность капитала;
• защиту прав интеллектуальной собственности;
• политическую стабильность;
• развитость инфраструктуры и другие.
Принимая решение о капиталовложениях в какую-либо страну, иностранный инвестор оценивает прежде всего риски данной страны. Индикаторы страновых рисков рассчитываются на основе политических, социальных, финансово-экономических и коммерческих факторов. При этом возможны несколько подходов: экономический и статистический анализ, балльная экспертная оценка, регулярный анализ большого числа данных с использованием анкет, оценка по обобщающим индексам и т.д. Исследования инвестиционного климата и страновых рисков проводятся рядом международных финансовых и экономических организаций - МВФ, МБРР, Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), информационными и рейтинговыми компаниями, различными исследовательскими институтами, журналом <>и другими. Кроме того, осуществляется глобальный мониторинг долгов и страновых рисков, который регулярно публикуется в печати.
По методике Мирового Банка, основанной на обобщающих индексах, проводится оценка кредитоспособности стран, их возможностей по погашению внешнего долга. К числу государств с низким уровнем кредитной безопасности по внешнему долгу относятся те, у которых в течение 3 лет три показателя в среднем превышают расчетные уровни:
• отношение общей суммы внешнего долга к ВНП - не более 50%;
• отношение общей суммы внешнего долга к годовой экспертной выручке - не более 275%;
• отношение выплат по погашению и обслуживанию внешнего долга в течение года к годовой экспортной выручке – не более 20%.
Странами с умеренной задолженностью считаются те, которые имеют три вышеупомянутых индикатора на уровне не более 60% от критических величин. Данные показатели носят достаточно условный характер и не позволяют точно определить «качество» инвестиционного климата. Но их расчет дает возможность сделать ряд важных выводов по погашению внешнего долга. При анализе показателей кредитной безопасности следует учитывать их динамику, дополняя ее оценкой политических, социальных и экономических факторов.
Для определения коммерческого риска инвестирования в зарубежные страны могут быть использованы индексы BERI (BERIindex). Они определяются трижды в год по более чем 50 странам на основании 15 оценочных критериев. Каждый критерий имеет различный удельный вес и выражается в баллах от 0 (неприемлемо) до 4 (очень благоприятно). Высокая сумма баллов свидетельствует о стабильности страны, и напротив, низкие показатели - о неблагоприятном инвестиционном климате.
Используется также методика, основанная на балльной оценке риска, позволяющая определить, сколько из 100 возможных баллов составляет инвестиционный риск в стране. Так, рисковость инвестирования капитала в страны Восточной Европы в середине 90-х гг. оценивалась в 20-40 баллов, в Российскую Федерацию - 90 баллов.
Отношение разных стран к вопросу привлечения иностранных инвестиций различно. По ввозу и вывозу капитала страны можно разделить на три группы: преимущественно вывозящие капитал, или международные нетто-инвесторы; преимущественно ввозящие капитал, или международные нетто-заемщики; страны, для которых характерно приблизительное равновесие ввоза и вывоза капитала. Типичным представителем первой группы является Япония; второй - США, Ирландия, Португалия, Испания, Турция; третьей - ФРГ, Франция.
С целью активизации деятельности отечественных и иностранных инвесторов государства вырабатывают и проводят определенную инвестиционную политику.
Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь представляет собой многоаспектный и сложный процесс, в котором особое место занимает собственно инвестирование (вложение средств). Сегодня в республике в области инвестирования сложилась сложная ситуация, характеризующаяся снижением инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования: в 2000 г. их объем составил лишь 52% от объема 1990 г. Снижение инвестиционной активности является результатом общей экономической ситуации в стране и высокого уровня инфляции, «поедающей» средства и сбережения, в том числе и амортизационные отчисления.
Инвестиционная деятельность в республике осуществляется за счет:
• собственных финансовых ресурсов предприятий;
• заемных финансовых средств;
• привлеченных финансовых средств;
• бюджетных инвестиционных ассигнований;
• денежных средств населения;
• капитала иностранных инвесторов.
В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования наибольшая доля приходится на собственные средства предприятий и организаций. Несмотря на то, что доля эта велика, она недостаточна для осуществления модернизации производства. В 1998 г. инвестиции предприятий составили 9,2% ВВП. Их увеличение зависит от прибыли и рентабельности предприятий, а последняя снижается: в 1992 г. она составляла 23,9%, в 1998 - 10,6%. Главная причина снижения рентабельности - переход на мировые цены на сырье и энергоносители при высокой энерго- и ресурсоемкости технологий.
В республике идет процесс разгосударствления инвестиционной деятельности, обозначилась устойчивая тенденция децентрализации инвестиций в основной капитал по источникам финансирования. За период с 1992 г. по 2000 г. доля республиканского бюджета сократилась более чем в три раза, в 1,2 раза увеличилась доля местных бюджетов. Существенно возросла доля средств населения в инвестициях в основной капитал. Однако здесь есть особенность: при росте удельного веса средств населения в инвестициях доля сбережений населения в них невелика (от 3,5% в 1997 г. до 5% в 1999 г.), хотя доходы населения поглощают
70% ВВП. На вклады население направляет менее 2% (для сравнения - в развитых странах норма сбережений населения составляет 12-15% ВВП). Отсюда следует:
• то ли сбережения населения попадают в финансовую систему и не трансформируются в инвестиции - и тогда финансовая система работает сама по себе;
• то ли большая доля сбережений населения - потенциальных инвестиций остается вне финансовой системы республики и находится на руках у населения.
Положение с иностранными инвестициями тоже нестабильно. Если рассмотреть иностранные инвестиции с учетом их разделения на прямые, кредитные и финансовые (портфельные), то можно отметить следующее.
Из-за созданного на Западе стереотипа о неблагоприятном инвестиционном климате в Беларуси прямые иностранные инвестиции в белорусскую экономику незначительные. Интересы прямого иностранного капитала в Республике Беларусь ограничиваются в основном автомобильной и перерабатывающей промышленностью, строительством, банковским сектором, телекоммуникациями и транспортом, торговлей. Значительные прямые иностранные инвестиции в экономику республики осуществляются, как правило, транснациональными корпорациями (CocaCola, Ford, Макдональдс и др.). В то же время прямые иностранные инвестиции наиболее предпочтительны, поскольку средства напрямую вкладываются в хозяйственный процесс без необходимости выплаты процентов и без срока возврата. Прямые иностранные инвестиции являются способом повышения производительности и технологического уровня белорусских предприятий. Размещая свой капитал, иностранные компании приносят с собой новые технологии, новые способы организации производства и открывают прямой выход на мировой рынок.
Размер внешних кредитных инвестиций по состоянию на 01.01.1999 г. составил чуть более 1 млрд. долларов США. Главный недостаток кредитных инвестиций - быстрый рост внешней задолженности при низкой в нынешних условиях эффективности их использования, а следовательно, отсутствии средств для погашения. В отличие от прямых инвестиции, где инвестор участвует в управлении инвестиционным проектом, кредитные инвестиции выдаются под гарантию правительства, и, следовательно, оно несет ответственность за эффективность их использования.
По состоянию на начало 2000 г. Республикой Беларусь использовалось 12 кредитный линий. Кредиторами Беларуси являются: Германия, Бельгия, Швейцария, Испания, Япония, Россия и международные финансовые институты: МБРР, ЕБРР, МВФ. Привлекаемые средства направляются на реализацию инвестиционных проектов, структурную перестройку в промышленности, развитие транспорта, коммуникаций, укрепление экспортного потенциала белорусских предприятий, создание новых производств и технологий, развитие здравоохранения, решение энергетических проблем, развитие среднего и малого бизнеса, проведение приватизации. Что касается финансовых (портфельных инвестиций), то в республике говорить о них пока рано.
Важнейшей составляющей инвестиционной деятельности являются направления использования инвестиций в основной капитал. Для характеристики этого направления используется отраслевая, технологическая, воспроизводственная и территориальная структура, а также структуры инвестиций в основной капитал по объектам производственного и непроизводственного назначения.
Отраслевая структура характеризует распределение инвестиций в основной капитал по отраслям экономики: промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, жилищное строительство, коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, культура и искусство, научное обслуживание, прочие отрасли.
В республике сложились негативные тенденция, связанная с сокращением инвестиций в основной капитал в реальный сектор экономики. Это не может быть оправдано никакими благими намерениями, так как инвестиции должны иметь, в первую очередь, созидательную направленность. К 2015 г. прогнозируется увеличить удельный вес инвестиций в основной капитал в объекты производственного назначения до 67%.
Технологическая структура инвестиций в основной капитал отражает их разделение на строительно-монтажные работы; оборудование, инструмент, инвентарь; прочие работы и затраты. Одним из главных факторов повышения эффективности накопления и инвестиционного процесса в целом является экономия на пассивных элементах инвестиций в долговременном аспекте, т.е. на строительно-монтажных работах.
На сегодняшний день в республике технологическая структура складывается в пользу строительно-монтажных работ. Это можно объяснить лишь тем, что на каждом историческом отрезке времени структура определяется соотношением интенсивных и экстенсивных факторов, объективными текущими и перспективными потребностями в развитии производительных сил и отражает процесс накопления зданий и сооружений. В дальнейшем этот фон создаст благоприятные условия для последующего опережающего роста инвестиций в активную часть основного капитала.
Воспроизводственная структура характеризует распределение инвестиций в основной капитал по участию в процессе воспроизводства основных производственных фондов: техническом перевооружении и реконструкции действующих предприятий, расширении действующих предприятий, новом строительстве, поддержании действующих мощностей и объектов.
Важным является изменение воспроизводственной структуры инвестиций в пользу затрат, направляемых на техническое перевооружение и реконструкцию объектов. И здесь следует отметить наметившуюся прогрессивную тенденцию в отношении объектов производственного назначения. Удельный вес инвестиций в основной капитал в направлении технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий возрос с 20,5% в 1991 г. до 58,9% в 1996 году. Однако удельный вес инвестиций на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий явно недостаточен. В развитых капиталистических странах он достигает 80-90%.
Высокий удельный вес нового строительства и рост незавершенного на фоне ограниченных инвестиционных ресурсов требует повышения эффективности их использования.
Совершенствование технологической и воспроизводственной структуры инвестиций в основной капитал в целом следует рассматривать как важнейший резерв повышения эффективности всего процесса накопления.
Важнейшим критерием динамического развития любой экономики и главным фактором экономического роста является инвестиционная активность. Подпитываемая инвестициями экономика обладает возможностями обеспечивать на новой качественной основе воспроизводство, экономический рост, удовлетворять потребности и решать социально-экономические проблемы как внутри страны, так и на международном уровне.
Инвестиции - это финансовые, материальные ресурсы и другие имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается экономический, социальный или экологический эффект.
Они могут быть в виде денежных средств, банковских вкладов, паев, акций, ценных бумаг, технологий, машин, оборудования, лицензий, патентов, кредитов, а также имущественных и неимущественных прав, включая интеллектуальную собственность. Оцениваются инвестиции, как правило, в денежной форме. Одним из видов инвестиций, направляемых в создание и воспроизводство основных фондов, являются капитальные вложения.
Вложения инвестиций (инвестирование) в совокупности с практическими действиями по их реализации, осуществляемые государством, гражданами, юридическими лицами и направленные на расширенное воспроизводство основного и оборотного капитала, называются инвестиционной деятельностью.
Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет собственных финансовых ресурсов(прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и др.); заемных финансовых средств (займы, банковские и бюджетные кредиты); привлеченных финансовых средств (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы); бюджетных инвестиционных ассигнований; средств от благотворительных мероприятий, денежных средств населения.
Субъектами инвестиционной деятельности могут выступать государство, отечественные и иностранные юридические и физические лица. Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, научно-техническая продукция, а также имущественные права.
В составе инвестиций выделяют иностранные инвестиции, осуществляемые инвестором, вкладывающим капитал из-за рубежа. В принимающей стране (стране-реципиенте) эти инвестиции считаются иностранными, а инвестор выступает в качестве экспортера. Отсюда понятие экспорт капитала аналогично значению его инвестирования, т.е. перемещению капитала для функционирования за границу с целью его самовозрастания и получения прибыли. Инвестиции за границу могут осуществляться в различных формах:
• частного и государственного капитала;
• прямых, кредитных и портфельных инвестиций;
• в товарной и денежной формах;
• в виде прав на собственность, в том числе интеллектуальную.
Займы, кредиты, предоставляемые одним государством или группой государств другому государству, являются государственными инвестициями. В этом случае речь идет об отношениях между государствами, которые регулируются международными договорами и к которым применяются нормы международного права. Возможны и «диагональные» отношения, когда консорциум (группа) частных банков предоставляет инвестиции государству как таковому. Под частными инвестициями понимаются инвестиции, предоставляемые частными фирмами, компаниями или гражданами одной страны соответствующим субъектам другой страны. Инвестиционные отношения настолько сложны и многообразны, что нередко отношения между государствами тесно связаны с отношениями между частными лицами: например, при суброгации, когда инвестор передает все свои права и требования государству.
Прямые иностранные инвестиции - основная форма экспорта частного предпринимательского капитала, обеспечивающая установление эффективного контроля и дающая право непосредственного управления заграничной компанией. По определению МВФ, прямыми иностранные инвестиции являются в случае, когда иностранный собственник владеет не менее 25% уставного капитала компании. (По американскому законодательству - не менее 10%, в странах Европейского Союза - 20-25%, в Канаде, Австралии и Новой Зеландии - 50%).
Прямые иностранные инвестиции подразделяют на трансконтинентальные и транснациональные. Трансконтинентальные - это прямые капитальные вложения в страну, находящуюся далеко от страны материнской компании. Они обусловливаются лучшими условиями рынка, возможностью поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). При этом издержки не играют главную роль. Цель - нахождение на рынке. Транснациональные капитальные вложения - прямые вложения, часто в соседней стране, обусловливаются минимизацией издержек по сравнению с материнской компанией.
Характерные особенности прямых иностранных инвестиций:
• инвесторы, как правило, не имеют возможности быстро уйти из страны-импортера;
• инвесторы подвергаются в большей степени риску, чем при кредитных и портфельных инвестициях;
• более продолжительный срок освоения капиталовложений, они предпочтительнее для стран-импортеров иностранного капитала.
Прямые иностранные инвестиции приходят в принимающие страны, в основном, двумя путями:
• организация новых и создание совместных предприятий;
• скупка или поглощение уже существующих компаний. Первый путь дешевле второго по прямым затратам, однако
по параметру «упущенная выгода» второй путь более предпочтителен для иностранных инвесторов. Существует еще возможность привлечения прямых иностранных инвестиций путем выдачи лицензионных соглашений, субподрядов, заключения консорциальных соглашений и стратегических альянсов.
Кредитные иностранные инвестиции - это кредиты иностранных банков, международных финансовых корпораций для финансирования инвестиционных проектов в стране-реципиенте. Заемщиком иностранных кредитных ресурсов, предоставляемых в рамках межправительственных соглашений, как правило, выступают уполномоченные правительством банки. Кредитные иностранные инвестиции, осуществляемые в рамках межправительственных соглашений, предоставляются на основании межбанковских соглашений между банком-кредитором и банком-заемщиком при условии платежной гарантии центрального банка или правительства страны-реципиента, которые приравниваются к гарантиям первоклассных западных банков. Важным условием привлечения кредитных иностранных инвестиций является высокий кредитный рейтинг страны-реципиента, ее банков и банковской системы, подтвержденный общепризнанными международными рейтинговыми агентствами. Важно также выполнение страной-реципиентом рекомендаций МВФ, Всемирного Банка и других авторитетных международных финансовых институтов, мнения которых о стране являются ориентиром для иностранных инвесторов.
Портфельные иностранные инвестиции - капитальные вложения инвесторов, доля участия которых в капитале фирм ниже предела, обозначенного для прямых инвестиций. Портфельные инвестиции не обеспечивают инвестору контроля за иностранными компаниями, ограничивая прерогативы инвестора получением доли прибыли (дивидендов). Портфельные инвестиции представляют собой набор принадлежащих инвестору ценных бумаг, (акции, облигации или другие долгосрочные ценные бумаги). Обычно инвестор предпочитает держать разные ценные бумаги, чтобы уменьшить свой риск. Одни ценные бумаги приносят высокие краткосрочные дивиденды, другие рассчитаны на долгосрочное повышение их ценности. В силу изменения рыночной конъюнктуры некоторые ценные бумаги могут резко обесцениться.
Таким образом, прямые иностранные инвестиции ассоциируются с созданием и функционированием компаний в стране-реципиенте, контролируемых иностранными инвесторами. Кредитные иностранные инвестиции ассоциируются с иностранными кредитными ресурсами, предоставляемыми иностранными кредитными учреждениями на основании специальных механизмов и процедур в страну-реципиент. Финансовые (портфельные) иностранные инвестиции ассоциируются с ценными бумагами, покупка которых осуществляется с помощью механизмов фондового рынка в стране-реципиенте.
Инвестиции в товарной и денежной форме, а также в форме прав на собственность представлены на рис. 11.1.
Иностранные инвестиции могут осуществляться также путем долевого участия иностранного инвестора в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими и физическими лицами страны-реципиента; путем создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц на территории страны-реципиента; путем покупки иностранным инвестором государственных или корпоративных ценных бумаг страны-реципиента.
Предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ) создаются согласно действующему законодательству страны-реципиента. Инвестиции вкладываются на основе долевого участия или полной принадлежности инвестору (инвесторам) уставного капитала, в т.ч. путем участия в приватизации или иной инвестиционной деятельности, не запрещенной законодательством.
Совместные предприятия (СП) как субъекты хозяйственной деятельности создаются путем объединения материальных и интеллектуальных потенциалов (включая права пользования и распоряжения материальными и нематериальными активами) сотрудничающих партнеров различных форм собственности из разных стран с целью достижения единого хозяйственного эффекта. Организационная форма совместного предприятия определяется законодательством страны его местонахождения. Основными признаками СП являются:
• совместная собственность;
• совместные риски;
• получение и распределение прибыли от хозяйственной деятельности;
• управление и контроль за совместной деятельностью посредством самостоятельно созданных органов, независимо функционирующих от учредителей;
• единство целей взаимодействия на долгосрочной основе.
Иностранные инвестиции только тогда положительно влияют на темпы экономического роста, когда их объемы, структура и условия привлечения регулируются и контролируются государством. Так, при опережающем росте иностранных кредитных инвестиций (по сравнению с прямыми и портфельными) вероятно увеличение внешнего долга, что может привести к подрыву экономической безопасности страны. Отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту, по рекомендациям Мирового Банка, не должно превышать 50%, а отношение платежей по обслуживанию внешнего долга (основной суммы задолженности и процентов) к объему экспорта товаров и услуг (традиционный и распространенный показатель кредитоспособности страны) - 20%.
Поскольку иностранные кредитные ресурсы являются срочными, возвратными и платными, то именно они оказывают существенное влияние на рост внешнего долга страны. Более того, иностранные кредитные ресурсы, направляемые в рамках межправительственных соглашений в страны с переходной экономикой, являются, как правило, связанными товарными кредитами, выдаваемыми под государственные гарантии страны-реципиента, и главным образом предназначаются для стимулирования экспорта товаров и услуг страны-донора. Поэтому для стран с переходной экономикой наиболее предпочтительными являются прямые инвестиции. Они, с одной стороны, более тесно связаны с развитием реального сектора экономики, с внедрением передовых технологий и современных методов организации производства; с другой стороны, государство не несет по прямым инвестициям экономических и политических обязательств.
Для характеристики инвестиции группируют по определенным классификационным признакам:
• форме собственности на инвестиционные ресурсы (государственные и частные);
• объектам инвестиционной деятельности (долгосрочные реальные инвестиции (капитальные вложения) в создание и воспроизводство основных фондов, в материальные и нематериальные активы и др.);
• срокам и направленности (например, краткосрочные инвестиции в оборотные средства (товарно-материальные запасы), финансовые инвестиции в государственные и корпоративные ценные бумаги, банковские депозиты и др.);
• характеру участия в инвестировании (прямые инвестиции непосредственно в материальный объект, кредитные инвестиции, непрямые инвестиции, т.е. через посредника);
• организационным формам (совместные предприятия, лицензионные соглашения, субподрядные компании, консорциональные соглашения, стратегические альянсы и т.д.).
Целесообразность инвестирования капитала и развитие инвестиционной деятельности во многом определяются инвестиционным климатом, формируемым разнообразными политическими, правовыми, экономическими, социальными, внешнеэкономическими факторами. Благоприятный инвестиционный климат создает заинтересованность во вложениях своего капитала у потенциальных инвесторов и у субъектов хозяйствования, деятельность которых тесно связана с инвестиционной. Поэтому для осуществления инвестиционной деятельности важны:
• во-первых, оценка инвестиционного климата,
• во-вторых, оценка эффективности инвестирования. Инвестиционный климат оценивается с позиции потенциальных национальных и иностранных инвесторов. Эта оценка зависит от равнозначности и идентичности условий хозяйствования для отечественных и иностранных инвесторов, приемлемой законодательной регламентации в инвестиционной деятельности, налоговой системы, кредитно-денежной политики и других факторов. Неблагоприятный инвестиционный климат приводит к массированному оттоку национальных капиталов за границу, небольшим объемам инвестиций из-за рубежа, вложениям инвесторами средств в сферы ускоренной оборачиваемости капитала, требованию дополнительных гарантий со стороны государства и защиты вложенных средств.
Эффективность инвестирования оценивается влиянием факторов, определяющих инвестиционный климат (например, правовая стабильность, развитость нормативно-правового регулирования, системы страхования, налоговая и таможенная политика и др.). Для оценки влияния факторов используются различные методы:
• экспертные оценки (в частности, анкетирование, позволяющее получить достаточную базу данных для анализа и оценки эффективности инвестирования);
• экономико-статистические методы и модели (например, факторные модели);
• экстраполяция;
• оценка риска инвестирования капитала по баллам (например, 70 из 100 баллов) и другие.
Особое значение оценка инвестиционного климата имеет при выборе страны-реципиента инвестиций. Степень привлекательности страны-реципиента, ее инвестиционный климат оцениваются иностранным инвестором по определенным критериям. Так, если положительных показателей большинство, то инвестиционный климат - благоприятный. В противном случае, в зависимости от количества положительных показателей, инвестиционный климат будет считаться неблагоприятным и даже рискованным. К основным критериям оценки целесообразности инвестирования капитала также относят:
• размеры местного рынка;
• природные ресурсы и географическое положение страны;
• наличие рабочей силы;
• валютный режим;
• возвратность капитала;
• защиту прав интеллектуальной собственности;
• политическую стабильность;
• развитость инфраструктуры и другие.
Принимая решение о капиталовложениях в какую-либо страну, иностранный инвестор оценивает прежде всего риски данной страны. Индикаторы страновых рисков рассчитываются на основе политических, социальных, финансово-экономических и коммерческих факторов. При этом возможны несколько подходов: экономический и статистический анализ, балльная экспертная оценка, регулярный анализ большого числа данных с использованием анкет, оценка по обобщающим индексам и т.д. Исследования инвестиционного климата и страновых рисков проводятся рядом международных финансовых и экономических организаций - МВФ, МБРР, Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), информационными и рейтинговыми компаниями, различными исследовательскими институтами, журналом <>и другими. Кроме того, осуществляется глобальный мониторинг долгов и страновых рисков, который регулярно публикуется в печати.
По методике Мирового Банка, основанной на обобщающих индексах, проводится оценка кредитоспособности стран, их возможностей по погашению внешнего долга. К числу государств с низким уровнем кредитной безопасности по внешнему долгу относятся те, у которых в течение 3 лет три показателя в среднем превышают расчетные уровни:
• отношение общей суммы внешнего долга к ВНП - не более 50%;
• отношение общей суммы внешнего долга к годовой экспертной выручке - не более 275%;
• отношение выплат по погашению и обслуживанию внешнего долга в течение года к годовой экспортной выручке – не более 20%.
Странами с умеренной задолженностью считаются те, которые имеют три вышеупомянутых индикатора на уровне не более 60% от критических величин. Данные показатели носят достаточно условный характер и не позволяют точно определить «качество» инвестиционного климата. Но их расчет дает возможность сделать ряд важных выводов по погашению внешнего долга. При анализе показателей кредитной безопасности следует учитывать их динамику, дополняя ее оценкой политических, социальных и экономических факторов.
Для определения коммерческого риска инвестирования в зарубежные страны могут быть использованы индексы BERI (BERIindex). Они определяются трижды в год по более чем 50 странам на основании 15 оценочных критериев. Каждый критерий имеет различный удельный вес и выражается в баллах от 0 (неприемлемо) до 4 (очень благоприятно). Высокая сумма баллов свидетельствует о стабильности страны, и напротив, низкие показатели - о неблагоприятном инвестиционном климате.
Используется также методика, основанная на балльной оценке риска, позволяющая определить, сколько из 100 возможных баллов составляет инвестиционный риск в стране. Так, рисковость инвестирования капитала в страны Восточной Европы в середине 90-х гг. оценивалась в 20-40 баллов, в Российскую Федерацию - 90 баллов.
Отношение разных стран к вопросу привлечения иностранных инвестиций различно. По ввозу и вывозу капитала страны можно разделить на три группы: преимущественно вывозящие капитал, или международные нетто-инвесторы; преимущественно ввозящие капитал, или международные нетто-заемщики; страны, для которых характерно приблизительное равновесие ввоза и вывоза капитала. Типичным представителем первой группы является Япония; второй - США, Ирландия, Португалия, Испания, Турция; третьей - ФРГ, Франция.
С целью активизации деятельности отечественных и иностранных инвесторов государства вырабатывают и проводят определенную инвестиционную политику.
Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь представляет собой многоаспектный и сложный процесс, в котором особое место занимает собственно инвестирование (вложение средств). Сегодня в республике в области инвестирования сложилась сложная ситуация, характеризующаяся снижением инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования: в 2000 г. их объем составил лишь 52% от объема 1990 г. Снижение инвестиционной активности является результатом общей экономической ситуации в стране и высокого уровня инфляции, «поедающей» средства и сбережения, в том числе и амортизационные отчисления.
Инвестиционная деятельность в республике осуществляется за счет:
• собственных финансовых ресурсов предприятий;
• заемных финансовых средств;
• привлеченных финансовых средств;
• бюджетных инвестиционных ассигнований;
• денежных средств населения;
• капитала иностранных инвесторов.
В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования наибольшая доля приходится на собственные средства предприятий и организаций. Несмотря на то, что доля эта велика, она недостаточна для осуществления модернизации производства. В 1998 г. инвестиции предприятий составили 9,2% ВВП. Их увеличение зависит от прибыли и рентабельности предприятий, а последняя снижается: в 1992 г. она составляла 23,9%, в 1998 - 10,6%. Главная причина снижения рентабельности - переход на мировые цены на сырье и энергоносители при высокой энерго- и ресурсоемкости технологий.
В республике идет процесс разгосударствления инвестиционной деятельности, обозначилась устойчивая тенденция децентрализации инвестиций в основной капитал по источникам финансирования. За период с 1992 г. по 2000 г. доля республиканского бюджета сократилась более чем в три раза, в 1,2 раза увеличилась доля местных бюджетов. Существенно возросла доля средств населения в инвестициях в основной капитал. Однако здесь есть особенность: при росте удельного веса средств населения в инвестициях доля сбережений населения в них невелика (от 3,5% в 1997 г. до 5% в 1999 г.), хотя доходы населения поглощают
70% ВВП. На вклады население направляет менее 2% (для сравнения - в развитых странах норма сбережений населения составляет 12-15% ВВП). Отсюда следует:
• то ли сбережения населения попадают в финансовую систему и не трансформируются в инвестиции - и тогда финансовая система работает сама по себе;
• то ли большая доля сбережений населения - потенциальных инвестиций остается вне финансовой системы республики и находится на руках у населения.
Положение с иностранными инвестициями тоже нестабильно. Если рассмотреть иностранные инвестиции с учетом их разделения на прямые, кредитные и финансовые (портфельные), то можно отметить следующее.
Из-за созданного на Западе стереотипа о неблагоприятном инвестиционном климате в Беларуси прямые иностранные инвестиции в белорусскую экономику незначительные. Интересы прямого иностранного капитала в Республике Беларусь ограничиваются в основном автомобильной и перерабатывающей промышленностью, строительством, банковским сектором, телекоммуникациями и транспортом, торговлей. Значительные прямые иностранные инвестиции в экономику республики осуществляются, как правило, транснациональными корпорациями (CocaCola, Ford, Макдональдс и др.). В то же время прямые иностранные инвестиции наиболее предпочтительны, поскольку средства напрямую вкладываются в хозяйственный процесс без необходимости выплаты процентов и без срока возврата. Прямые иностранные инвестиции являются способом повышения производительности и технологического уровня белорусских предприятий. Размещая свой капитал, иностранные компании приносят с собой новые технологии, новые способы организации производства и открывают прямой выход на мировой рынок.
Размер внешних кредитных инвестиций по состоянию на 01.01.1999 г. составил чуть более 1 млрд. долларов США. Главный недостаток кредитных инвестиций - быстрый рост внешней задолженности при низкой в нынешних условиях эффективности их использования, а следовательно, отсутствии средств для погашения. В отличие от прямых инвестиции, где инвестор участвует в управлении инвестиционным проектом, кредитные инвестиции выдаются под гарантию правительства, и, следовательно, оно несет ответственность за эффективность их использования.
По состоянию на начало 2000 г. Республикой Беларусь использовалось 12 кредитный линий. Кредиторами Беларуси являются: Германия, Бельгия, Швейцария, Испания, Япония, Россия и международные финансовые институты: МБРР, ЕБРР, МВФ. Привлекаемые средства направляются на реализацию инвестиционных проектов, структурную перестройку в промышленности, развитие транспорта, коммуникаций, укрепление экспортного потенциала белорусских предприятий, создание новых производств и технологий, развитие здравоохранения, решение энергетических проблем, развитие среднего и малого бизнеса, проведение приватизации. Что касается финансовых (портфельных инвестиций), то в республике говорить о них пока рано.
Важнейшей составляющей инвестиционной деятельности являются направления использования инвестиций в основной капитал. Для характеристики этого направления используется отраслевая, технологическая, воспроизводственная и территориальная структура, а также структуры инвестиций в основной капитал по объектам производственного и непроизводственного назначения.
Отраслевая структура характеризует распределение инвестиций в основной капитал по отраслям экономики: промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, жилищное строительство, коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, культура и искусство, научное обслуживание, прочие отрасли.
В республике сложились негативные тенденция, связанная с сокращением инвестиций в основной капитал в реальный сектор экономики. Это не может быть оправдано никакими благими намерениями, так как инвестиции должны иметь, в первую очередь, созидательную направленность. К 2015 г. прогнозируется увеличить удельный вес инвестиций в основной капитал в объекты производственного назначения до 67%.
Технологическая структура инвестиций в основной капитал отражает их разделение на строительно-монтажные работы; оборудование, инструмент, инвентарь; прочие работы и затраты. Одним из главных факторов повышения эффективности накопления и инвестиционного процесса в целом является экономия на пассивных элементах инвестиций в долговременном аспекте, т.е. на строительно-монтажных работах.
На сегодняшний день в республике технологическая структура складывается в пользу строительно-монтажных работ. Это можно объяснить лишь тем, что на каждом историческом отрезке времени структура определяется соотношением интенсивных и экстенсивных факторов, объективными текущими и перспективными потребностями в развитии производительных сил и отражает процесс накопления зданий и сооружений. В дальнейшем этот фон создаст благоприятные условия для последующего опережающего роста инвестиций в активную часть основного капитала.
Воспроизводственная структура характеризует распределение инвестиций в основной капитал по участию в процессе воспроизводства основных производственных фондов: техническом перевооружении и реконструкции действующих предприятий, расширении действующих предприятий, новом строительстве, поддержании действующих мощностей и объектов.
Важным является изменение воспроизводственной структуры инвестиций в пользу затрат, направляемых на техническое перевооружение и реконструкцию объектов. И здесь следует отметить наметившуюся прогрессивную тенденцию в отношении объектов производственного назначения. Удельный вес инвестиций в основной капитал в направлении технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий возрос с 20,5% в 1991 г. до 58,9% в 1996 году. Однако удельный вес инвестиций на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий явно недостаточен. В развитых капиталистических странах он достигает 80-90%.
Высокий удельный вес нового строительства и рост незавершенного на фоне ограниченных инвестиционных ресурсов требует повышения эффективности их использования.
Совершенствование технологической и воспроизводственной структуры инвестиций в основной капитал в целом следует рассматривать как важнейший резерв повышения эффективности всего процесса накопления.