читать дальше
Процессы глобализации, интернационализации экономики, политических и общественных отношений постепенно приводят к созданию мирового рынка, для которого не существует национальных границ. Создаются и усиленно действуют интернациональные корпорации, имеющие предприятия в различных странах мира. Европейские страны формируют единое экономическое пространство. На территории этих стран введена единая валюта – евро. Эти и другие причины послужили предпосылками формирования системы учетной информации на международном уровне – международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). МСФО представляют собой систему правил ведения БУ и составления бухгалтерской отчетности, функционирующую на международном уровне. Они носят рекомендательный характер. Начало работы над созданием МСФО относится к 1973 г., когда в результате соглашения между профессиональными ассоциациями и объединениями бухгалтеров и аудиторов Австрии, Великобритании, Германии, Голландии, Ирландии, Канады, Мексики, США, Франции и Японии был образован Комитет международных стандартов финансовой отчетности (КМСФО). К Концу ХХ века в КМСФО были представлены более ста стран мира. К началу ХХI века КМСФО утвердил более 40 стандартов; некоторые из них претерпели за время существования по 2-3 редакции, а отдельные были настолько модернизированы, что пришлось изменить их название. Так что МСФО – это постоянно обновляемая живая система нормативного регулирования БУ во всем мире. В 2001 году КМСФО был реорганизован в Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО). В основе МСФО лежит представление о том, что БУт есть функция управления, причем вопросы сбора информации и ее контроля не включены в систему МСФО. В этом, наверное, коренное отличие МСФО от традиционного учета. Данное отличие порождает основные особенности, определяющие систему МСФО: примат баланса, отказ от оценки по себестоимости, замена концепции собственности концепцией контроля (Концепция собственности предполагает, что в балансе предприятия отражаются только те активы, которые находятся в собственности данной организации; концепция контроля исходит из того, что в балансе следует отразить все активы, которыми располагает(которые контролирует) организация), переход от учета активов к учету ресурсов.
Примат баланса. Поскольку учет ведется, в первую очередь, в интересах инвестора, а не администратора, первого интересует изменение его активов, рыночная капитализация объектов его инвестиций, которая больше зависит от показателей чистых активов, нежели от бухгалтерской прибыли. Пользователь отчетности, таким образом, больше нуждается в балансе, а не в счете прибылей и убытков, так как именно баланс позволяет определить рост капитала в целом. При этом источниками роста чистых активов помимо классических финансовых результатов могут выступать как увеличение самого капитала организации, так и рост стоимости ее активов. Поэтому традиционное понятие прибыли вытесняется показателем «совокупный доход», демонстрирующим изменение справедливой стоимости чистых активов организации. Справедливая стоимость – это сумма денежных средств, достаточная для приобретения актива или исполнения обязательств при совершении сделки между хорошо осведомленными, действительно желающими совершить такую сделку, независимыми друг от друга сторонами. Контроль. Справедливая стоимость и контроль взаимозависимы и вместе противостоят другой паре: себестоимость (историческая стоимость) и собственность. Концепция контроля заключается в том, что активами организации следует считать не то, что принадлежит ей на правах собственности, а чем она может распоряжаться или что контролировать. Учет ресурсов. Из концепции контроля логично вытекает и понимание активов как ресурсов, которые в МСФО вытесняет отождествление активов с имуществом. МСФО «Концепция подготовки и представления финансовой отчетности» так определяет активы: «Ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых периодов, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем». Таким образом, во-первых, в состав активов включается, не все средства компании, а только приносящие выгоды в будущем. Это положение логично сопровождается Концепцией справедливой стоимости, так как для средств, не приносящих доход, справедливая стоимость будет стремиться к нулю. Во-вторых, становится неважной юридическая принадлежность данных средств, так как и чужие активы (например, арендованные) способны приносить доход. В-третьих, ресурс – это нечто имеющееся в наличии как в материальной, так и нематериальной форме, однако ресурсом не служат расходы, капитализацией которых был актив в классической модели учета. В этом отношении весьма показательна статья «Расходы будущих периодов». Такие расходы должны трактоваться или как дебиторская задолженность (предварительная оплата) или как долгосрочные права (например, на прокат кинопродукции), или как текущие расходы (подпись на газеты и т.п.). Европейская комиссия заявила о том, что она рассматривает МСФО как подходящую основу для гармонизации финансовой отчетности внутри Европейского союза. Ряд государств, в том числе и РБ, решили привести в соответствие с МСФО свои национальные правила БУ и составления финансовой отчетности. В 1998 г. перед Министерством Финансов была поставлена задача в течение 10 лет создать Национальную систему БУ, основанную на МСФО. Для этого была разработана и Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.05.1998 г. №694 утверждена Государственная программа перехода на международные стандарты БУ в РБ. В рамках реализации Программы Реформирования БУа в соответствие с МСФО разработаны и действуют 16 Положений по БУ и Инструкций. По большинству направлений учета такое соответствие достигнуто и, следовательно, белорусская нормативная база БУ применительно к требованиям МСФО в основном сформирована. Эта база позволяет каждой организации выполнить задачу, поставленную в правительственной Программе – обеспечить заинтересованных пользователей полезной и достоверной информацией, гармонизированной с международными требованиями. Отечественные Инструкции и Положения по БУ в отличие от международных стандартов носят не рекомендательный, а обязательный характер. Целью создания и применения МСФО является обеспечение информацией заинтересованных пользователей (в первую очередь инвесторов) для принятия ими обоснованных экономических решений. Белорусской практике характерен юридический подход к подготовке финансовой отчетности. При этом юридические правила чрезвычайно подробны и конкретны, и вся учетная система сориентирована на решение задач налогообложения. Дальнейшее развитие БУ и отчетности целесообразно осуществлять по следующим направлениям: повышение качества информации, формируемой в БУ и отчетности; обеспечение относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности; создание инфраструктуры применения МСФО; изменение системы регулирования БУ и отчетности (разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества); усиление контроля качества бухгалтерской отчетности; повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением БУ и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
Процессы глобализации, интернационализации экономики, политических и общественных отношений постепенно приводят к созданию мирового рынка, для которого не существует национальных границ. Создаются и усиленно действуют интернациональные корпорации, имеющие предприятия в различных странах мира. Европейские страны формируют единое экономическое пространство. На территории этих стран введена единая валюта – евро. Эти и другие причины послужили предпосылками формирования системы учетной информации на международном уровне – международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). МСФО представляют собой систему правил ведения БУ и составления бухгалтерской отчетности, функционирующую на международном уровне. Они носят рекомендательный характер. Начало работы над созданием МСФО относится к 1973 г., когда в результате соглашения между профессиональными ассоциациями и объединениями бухгалтеров и аудиторов Австрии, Великобритании, Германии, Голландии, Ирландии, Канады, Мексики, США, Франции и Японии был образован Комитет международных стандартов финансовой отчетности (КМСФО). К Концу ХХ века в КМСФО были представлены более ста стран мира. К началу ХХI века КМСФО утвердил более 40 стандартов; некоторые из них претерпели за время существования по 2-3 редакции, а отдельные были настолько модернизированы, что пришлось изменить их название. Так что МСФО – это постоянно обновляемая живая система нормативного регулирования БУ во всем мире. В 2001 году КМСФО был реорганизован в Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО). В основе МСФО лежит представление о том, что БУт есть функция управления, причем вопросы сбора информации и ее контроля не включены в систему МСФО. В этом, наверное, коренное отличие МСФО от традиционного учета. Данное отличие порождает основные особенности, определяющие систему МСФО: примат баланса, отказ от оценки по себестоимости, замена концепции собственности концепцией контроля (Концепция собственности предполагает, что в балансе предприятия отражаются только те активы, которые находятся в собственности данной организации; концепция контроля исходит из того, что в балансе следует отразить все активы, которыми располагает(которые контролирует) организация), переход от учета активов к учету ресурсов.
Примат баланса. Поскольку учет ведется, в первую очередь, в интересах инвестора, а не администратора, первого интересует изменение его активов, рыночная капитализация объектов его инвестиций, которая больше зависит от показателей чистых активов, нежели от бухгалтерской прибыли. Пользователь отчетности, таким образом, больше нуждается в балансе, а не в счете прибылей и убытков, так как именно баланс позволяет определить рост капитала в целом. При этом источниками роста чистых активов помимо классических финансовых результатов могут выступать как увеличение самого капитала организации, так и рост стоимости ее активов. Поэтому традиционное понятие прибыли вытесняется показателем «совокупный доход», демонстрирующим изменение справедливой стоимости чистых активов организации. Справедливая стоимость – это сумма денежных средств, достаточная для приобретения актива или исполнения обязательств при совершении сделки между хорошо осведомленными, действительно желающими совершить такую сделку, независимыми друг от друга сторонами. Контроль. Справедливая стоимость и контроль взаимозависимы и вместе противостоят другой паре: себестоимость (историческая стоимость) и собственность. Концепция контроля заключается в том, что активами организации следует считать не то, что принадлежит ей на правах собственности, а чем она может распоряжаться или что контролировать. Учет ресурсов. Из концепции контроля логично вытекает и понимание активов как ресурсов, которые в МСФО вытесняет отождествление активов с имуществом. МСФО «Концепция подготовки и представления финансовой отчетности» так определяет активы: «Ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых периодов, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем». Таким образом, во-первых, в состав активов включается, не все средства компании, а только приносящие выгоды в будущем. Это положение логично сопровождается Концепцией справедливой стоимости, так как для средств, не приносящих доход, справедливая стоимость будет стремиться к нулю. Во-вторых, становится неважной юридическая принадлежность данных средств, так как и чужие активы (например, арендованные) способны приносить доход. В-третьих, ресурс – это нечто имеющееся в наличии как в материальной, так и нематериальной форме, однако ресурсом не служат расходы, капитализацией которых был актив в классической модели учета. В этом отношении весьма показательна статья «Расходы будущих периодов». Такие расходы должны трактоваться или как дебиторская задолженность (предварительная оплата) или как долгосрочные права (например, на прокат кинопродукции), или как текущие расходы (подпись на газеты и т.п.). Европейская комиссия заявила о том, что она рассматривает МСФО как подходящую основу для гармонизации финансовой отчетности внутри Европейского союза. Ряд государств, в том числе и РБ, решили привести в соответствие с МСФО свои национальные правила БУ и составления финансовой отчетности. В 1998 г. перед Министерством Финансов была поставлена задача в течение 10 лет создать Национальную систему БУ, основанную на МСФО. Для этого была разработана и Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.05.1998 г. №694 утверждена Государственная программа перехода на международные стандарты БУ в РБ. В рамках реализации Программы Реформирования БУа в соответствие с МСФО разработаны и действуют 16 Положений по БУ и Инструкций. По большинству направлений учета такое соответствие достигнуто и, следовательно, белорусская нормативная база БУ применительно к требованиям МСФО в основном сформирована. Эта база позволяет каждой организации выполнить задачу, поставленную в правительственной Программе – обеспечить заинтересованных пользователей полезной и достоверной информацией, гармонизированной с международными требованиями. Отечественные Инструкции и Положения по БУ в отличие от международных стандартов носят не рекомендательный, а обязательный характер. Целью создания и применения МСФО является обеспечение информацией заинтересованных пользователей (в первую очередь инвесторов) для принятия ими обоснованных экономических решений. Белорусской практике характерен юридический подход к подготовке финансовой отчетности. При этом юридические правила чрезвычайно подробны и конкретны, и вся учетная система сориентирована на решение задач налогообложения. Дальнейшее развитие БУ и отчетности целесообразно осуществлять по следующим направлениям: повышение качества информации, формируемой в БУ и отчетности; обеспечение относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности; создание инфраструктуры применения МСФО; изменение системы регулирования БУ и отчетности (разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества); усиление контроля качества бухгалтерской отчетности; повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением БУ и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
@темы: Бухучет