читать дальше1 Разработка национальных и региональных стратегий устойчивого развития в развитых странах
В каждой стране мира существует своя специфика проблем развития. Это в полной мере отражают национальные стратегии устойчивого развития. К началу XXI в. национальные стратегии устойчивого развития разработали десятки государств, которые относят к трем основным группам стран современного мира: развитым, развивающимся и странам с переходной экономикой.
Особый интерес представляет стратегия устойчивого развития США, самой мощной и авторитетной страны современного мира. Стратегия устойчивого развития США носит двуединый характер: на международной арене она предусматривает упрочение позиций лидирующей страны в решении глобальных проблем современности и рассматривается как один из важнейших инструментов американского воздействия на всю систему международных отношений, на национальном уровне – ориентирована на мобилизацию национального потенциала повышения эффективности функционирования экономики и социальных институтов.
В американской стратегии устойчивого развития определены десять целей: одна цель отражает международную ответственность США в просвещении глобальной политики устойчивого развития, остальные девять целей посвящены внутренним проблемам страны. Среди них: стремление к стабилизации численности населения США (демографическая составляющая устойчивого развития); поддержание экономического процветания США и рационального хозяйствования (экономическая составляющая устойчивого развития); сохранение природной среды и природных ресурсов (экологическая составляющая устойчивого развития), но ведущее место в стратег имеет социальная составляющая устойчивого развития, включающая четыре цели: обеспечение социальной справедливости и устойчивости социальной среды, равный доступ к образованию, вовлеченность граждан в процесс понятия решений по проблемам устойчивого развития. В социальном блоке целей устойчивого развития США кульминационной идеей является социальная справедливость. Концепция устойчивого развития США – это политика дальнейшего процветания и глобального лидерства.
Вне международного контекста, стратегия устойчивого развития глубоко проработанная программа действий, направленная на повышении качества жизни населения посредством согласования и сбалансированных экономических, социальных и экологических процессов в стране и привлечение к этому образованных и обученных людей, движимых сознанием ной ответственности.
Концепция устойчивого развития Канады также представляет большой интерес для всего мирового сообщества и, прежде всего, в силу того что Канада – одна из стран обладающих наилучшими стартовыми условиями для устойчивого развития (70% территории – ненарушенные экосистемы, высокий уровень социально-экономического развития). Канада с 1990 г. одной из первых стран в мире стала реализовывать национальную стратегию устойчивого развития – «Зеленый план». Стратегии устойчивого развития имеет каждое канадское федеральное ведомство, отраслевые стратегии устойчивого развития Канады координирует Министерство окружающей среды, которое ответственно и за разработку национальной стратегии устойчивого развития.
Федеральное правительство, правительства провинций и территорий имеют консультативные органы – «Круглые столы по вопросам охраны окружающей среды и экономическому развитию». Каждый круглый стол объединяет в своем составе представителей правительства, бизнеса, профсоюзов, образовательных учреждений, экологических групп и коренного населения. К примеру, Программа управления территорией р. Фрейзер – опыт регионального подхода к реализации стратегии устойчивого развития бассейна реки, в пределах которого проживает более 2 млн чел. Программа объединяет правительственные учреждения федерального, провинциального, и частного уровня, широкие слои местного и коренного населения. Сотни поселков и местных общин по всей Канаде разрабатывают планы и стратегии устойчивого развития.
На фоне Канады своей активной деятельностью по реализации основных положений устойчивого развития выделяется провинция Манитоба. В провинции принят Закон об устойчивом развитии. В центре провинции г. Виннипег действует неправительственный Международный институт устойчивого развития. В Виннипеге находится и постоянно действует секретариат Совета министров окружающей среды (СМОС) Канады. Основная цель СМОС – координация деятельности Министерств окружающей среды канадских провинций.
Решение институциональных проблем перехода к устойчивому развитию, основанное на широком привлечении к обсуждению и принятию соответствующих решений широких слоев общественности – важный опыт Канады, который имеет значение для многих стран мира.
В странах Европы основными целями устойчивого развития является высокое качество жизни, за счет эффективного решения экологических проблем и поддержания уровня жизни на уровне высоких социальных стандартов. Отличительная особенность европейских стран в реализации концепций устойчивого развития – значительная активность в создании местных Повесток дня на XXI в. широких слоев общественности, работников муниципальных органов, общественных организаций. Более 60% муниципалитетов Швеции и Дании, 20-60% муниципалитетов Великобритании, Нидерландов, Финляндии и Норвегии уже к 1998 г. имели собственные стратегии устойчивого развития. Пристальное внимание к местным проектам уделяется в странах Европы в силу того, что реализация программ устойчивого развития – действенный механизм предотвращения социального недовольства, позволяющий эволюционным путем решать возникающие проблемы и конфликты, а местные сообщества обладают наиболее полноценной информацией о проблемах развития, касающихся своей территории.
В европейских странах признается необходимость передачи ряда властных полномочий и административных обязанностей местной администрации - этот процесс получил название деволюции. Деволюция или локальная демократия – приближение правительств к нуждам местного населения, что полностью согласуется с задачами устойчивого развития. В большинстве стран Европы наблюдается интегрирование политики управления на национальном, региональном и локальном уровнях. Это сочетается с активным формированием общественного мнения, направленного на реализацию идей устойчивого развития путем средств массовой информации. В 1998 г. была принята стратегия устойчивого развития стран Балтийского региона «Балтийская Повестка 21″. Подобная стратегия стала одной из первых межстрановых стратегий устойчивого развития. В разработке и peaлизации стратегии принимали участие: Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Швеция и северо-западные регионы России.
Устойчивое развитие в Японии стало органическим развитием экофильного природопользования, сложившегося в этой стране под воздействием экофильных религиозных представлений буддизма и синтоизма. Однако Япония, подобно США и странам Западной Европы, осуществляв эффективную социально-экономическую и экологическую политику (в стране действует более 14 тыс. экологических стандартов), стремится максимально использовать ресурсы других стран. На национальном уровне «локомотив» устойчивого развития в Японии - транспортно-ориентированное развитие. Планирование хозяйства, строительство жилья, объектов социальной инфраструктуры и новых городов ориентировано на железнодорожные магистрали. Железнодорожный транспорт рассматривается как экологически дружественный вид транспорта. Скоростной железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль в экономическом развитии Японии, обеспечивая высокий уровень развития информационных и обменных (товарных интеллектуальных) процессов, и тем самым обеспечивая высокий уровень культурной однородности страны.
Специфика реализации идей устойчивого развития в Австралии заключается в пристальном внимании правительства к политике сбалансированного регионального развития – путем пересмотра сложившихся демографических, экономических диспропорций в размещении населения и производительных сил страны. Такой подход к устойчивому развитию нацелен на более полное освоение территории и более равномерное размещение производительных сил. Особое внимание в Австралии уделяется центрам устойчивого развития сельской местности». Такие центры организованы практически по всей стране в городках с населением около 1000 чел. В таких городках развивается разветвленная социальная инфраструктура, проводятся ярмарки и фестивали, праздники, работаю психологи, юристы. Центры устойчивого развития выступают как центры местного самоуправления и обеспечивают демократизацию общества.
2 Принципы устойчивого развития территорий
1. В новых населенных пунктах или кварталах городов создается гуманная этажность жилых объектов (не выше 5 этажей), планировочные решения учитывают создание удобной транспортной инфраструктуры, легкую доступность административных, деловых и торговых центров, социальных учреждений;
2. Застройка ведется по принципу ячеек, то есть создаются зеленые дворы, детские площадки; деловые кварталы с высотным строительством отделяются от жилых зеленых районов.
3. При создании транспортной инфраструктуры предпочтение отдается наиболее приемлемому с экологической точки зрения транспорту (троллейбусы, трамваи, фуникулеры, надземные и наземные электропоезда и т.д.); серьёзное внимание уделяется развитию общественного транспорта; стимулируется и поддерживается пользование велосипедами.
4. Выполняется достоверный расчёт парковочных мест вблизи жилых массивов и административно-деловых центров в привязке к демографическому и экономическому развитию региона;
5. Большое внимание уделяется благоустройству территорий, то есть создаются искусственные водоемы (где есть возможность), парки, аллеи, обустраиваются набережные и т.п.;
6. Рассчитывается функциональное назначение каждого квартала, с учетом демографических перспектив, региональной экономической специфики (к примеру, промышленные предприятия создаются с учетом розы ветров и других факторов) и даже реалий макроэкономики;
7. При создании инженерной инфраструктуры учитывается возможность использования локальных источников возобновляемой энергии в каждом квартале;
8. Закладывается возможность использования внутридомовых энергосберегающих технологий (устройства для обеспечения естественной вентиляции и освещения) в привязке к возможностям региональной энергосистемы;
9. Создается эффективная система водоснабжения и водоотведения (канализация с максимальной первичной очисткой перед сбросом в водоемы) в комплексе с локальными системами рециркуляции использованной воды, очистки так называемых «серых» вод, то есть использованных в хозяйственных целях;
10. Создается система раздельного сбора твердых бытовых отходов, максимальной рециркуляции вторичных материалов, прорабатываются удобные для населения схемы по компостированию нетвердых бытовых отходов;
11. Архитектурный облик зданий согласовывается с особенностями местного ландшафта, с имеющимися национальными архитектурными традициями.
12. Создание объектов социальной инфраструктуры, необходимой для образовательно-культурного и духовного развития здорового, творчески активного общества, причем с учетом различия возрастных групп и стимуляцией общества к активному взаимодействию.
13. Комплексное решение проблемы с рационализацией сортировки и переработки мусора;
14. Стимуляция отношений, приводящих в движение жизнь сообщества:
деловые отношения в рамках сообщества, местный рынок для своих, бартерные отношения;
совместные мероприятия: постройка новых домов для членов сообщества, сборы фондов в рамках развития проектов членов сообщества, сборы в рамках медицинской помощи отдельным членам, совместная уборка территорий (субботники), посадка деревьев, фестивали, ярмарки, праздники;
постоянные собрания членов коммуны для выработки общей стратегии, решения по вопросам текущей жизни принимаются совместно;
местная самоуправляемая демократия.
15. Развитие полноценной местной экономики в рамках небольших сообществ и малого бизнеса, обеспечивающего разнообразие, самоокупаемость и самодостаточность.
3 Глобальные проблемы на пути к устойчивому развитию
В странах, прошедших дальше других по пути к устойчивому развитию (Швеция, Голландия, Германия) национальные стратегии (как документ и как процесс) построены по проблемному принципу. Они напрямую ориентированы на ликвидацию глобальных угроз и переходу к устойчивому развитию. Задача выбора приоритетов развития сегодня упрощается тем, что за прошедшие годы достигнуто системное понимание глобальных проблем, требующих устранения для возврата общества к устойчивому развитию. Их три, и две из них сегодня технологически решаемы.
1. Исчерпание невозобновимых ресурсов и отравление биосферы продуктами современных технологий.
Найдено и решение проблемы - переход от добычи и переработки невозобновимых «первичных» ресурсов (угля, нефти, газа, руд черных и цветных металлов и т.п.) к возобновимым вторичным ресурсам на основе замкнутых циклов и безотходных технологий (коммунальные и промышленные отходы, отходы земледелия и животноводства) – реализация принципа Zero Waste (нулевые отходы).
2. Глобальные изменения климата в результате разрушения человеком природных регуляторов, растущих тепловых загрязнений и выброса парниковых газов.
Здесь решение – скорейший переход от традиционной углеводородной и атомной энергетики (один из источников глобального изменения климата) к альтернативной энергетике – солнечной, земной, лунной – неисчерпаемых, дешевых, безупречных в экологическом отношении и обеспечивающих энергетическую автономность и безопасность зданий, технологий, страны, планеты.
Однако до сих пор не удается существенно продвинуться в этих направлениях. Тому есть несколько причин, и все они связаны с третьей, информационной проблемой современной цивилизации, не устранимой существующими технологиями.
3. Способности человека накапливать и использовать информацию ограничены.
Переход человека и общества к устойчивому развитию требует формирования новых человеческих качеств. Радикальное изменение мировоззрения, смена экономических формаций, систем ценностей и приоритетов требует вовлечения в эти сложные социальные процессы всего населения, формирования у него гражданской позиции и понимания происходящего на основе всей суммы знаний современного общества Единственное, что может помочь сегодня – радикальная реформа всей системы образования и воспитания. Вот почему ООН объявила десятилетие 2005 – 2015 г.г. декадой образования в интересах устойчивого развития.
В каждой стране мира существует своя специфика проблем развития. Это в полной мере отражают национальные стратегии устойчивого развития. К началу XXI в. национальные стратегии устойчивого развития разработали десятки государств, которые относят к трем основным группам стран современного мира: развитым, развивающимся и странам с переходной экономикой.
Особый интерес представляет стратегия устойчивого развития США, самой мощной и авторитетной страны современного мира. Стратегия устойчивого развития США носит двуединый характер: на международной арене она предусматривает упрочение позиций лидирующей страны в решении глобальных проблем современности и рассматривается как один из важнейших инструментов американского воздействия на всю систему международных отношений, на национальном уровне – ориентирована на мобилизацию национального потенциала повышения эффективности функционирования экономики и социальных институтов.
В американской стратегии устойчивого развития определены десять целей: одна цель отражает международную ответственность США в просвещении глобальной политики устойчивого развития, остальные девять целей посвящены внутренним проблемам страны. Среди них: стремление к стабилизации численности населения США (демографическая составляющая устойчивого развития); поддержание экономического процветания США и рационального хозяйствования (экономическая составляющая устойчивого развития); сохранение природной среды и природных ресурсов (экологическая составляющая устойчивого развития), но ведущее место в стратег имеет социальная составляющая устойчивого развития, включающая четыре цели: обеспечение социальной справедливости и устойчивости социальной среды, равный доступ к образованию, вовлеченность граждан в процесс понятия решений по проблемам устойчивого развития. В социальном блоке целей устойчивого развития США кульминационной идеей является социальная справедливость. Концепция устойчивого развития США – это политика дальнейшего процветания и глобального лидерства.
Вне международного контекста, стратегия устойчивого развития глубоко проработанная программа действий, направленная на повышении качества жизни населения посредством согласования и сбалансированных экономических, социальных и экологических процессов в стране и привлечение к этому образованных и обученных людей, движимых сознанием ной ответственности.
Концепция устойчивого развития Канады также представляет большой интерес для всего мирового сообщества и, прежде всего, в силу того что Канада – одна из стран обладающих наилучшими стартовыми условиями для устойчивого развития (70% территории – ненарушенные экосистемы, высокий уровень социально-экономического развития). Канада с 1990 г. одной из первых стран в мире стала реализовывать национальную стратегию устойчивого развития – «Зеленый план». Стратегии устойчивого развития имеет каждое канадское федеральное ведомство, отраслевые стратегии устойчивого развития Канады координирует Министерство окружающей среды, которое ответственно и за разработку национальной стратегии устойчивого развития.
Федеральное правительство, правительства провинций и территорий имеют консультативные органы – «Круглые столы по вопросам охраны окружающей среды и экономическому развитию». Каждый круглый стол объединяет в своем составе представителей правительства, бизнеса, профсоюзов, образовательных учреждений, экологических групп и коренного населения. К примеру, Программа управления территорией р. Фрейзер – опыт регионального подхода к реализации стратегии устойчивого развития бассейна реки, в пределах которого проживает более 2 млн чел. Программа объединяет правительственные учреждения федерального, провинциального, и частного уровня, широкие слои местного и коренного населения. Сотни поселков и местных общин по всей Канаде разрабатывают планы и стратегии устойчивого развития.
На фоне Канады своей активной деятельностью по реализации основных положений устойчивого развития выделяется провинция Манитоба. В провинции принят Закон об устойчивом развитии. В центре провинции г. Виннипег действует неправительственный Международный институт устойчивого развития. В Виннипеге находится и постоянно действует секретариат Совета министров окружающей среды (СМОС) Канады. Основная цель СМОС – координация деятельности Министерств окружающей среды канадских провинций.
Решение институциональных проблем перехода к устойчивому развитию, основанное на широком привлечении к обсуждению и принятию соответствующих решений широких слоев общественности – важный опыт Канады, который имеет значение для многих стран мира.
В странах Европы основными целями устойчивого развития является высокое качество жизни, за счет эффективного решения экологических проблем и поддержания уровня жизни на уровне высоких социальных стандартов. Отличительная особенность европейских стран в реализации концепций устойчивого развития – значительная активность в создании местных Повесток дня на XXI в. широких слоев общественности, работников муниципальных органов, общественных организаций. Более 60% муниципалитетов Швеции и Дании, 20-60% муниципалитетов Великобритании, Нидерландов, Финляндии и Норвегии уже к 1998 г. имели собственные стратегии устойчивого развития. Пристальное внимание к местным проектам уделяется в странах Европы в силу того, что реализация программ устойчивого развития – действенный механизм предотвращения социального недовольства, позволяющий эволюционным путем решать возникающие проблемы и конфликты, а местные сообщества обладают наиболее полноценной информацией о проблемах развития, касающихся своей территории.
В европейских странах признается необходимость передачи ряда властных полномочий и административных обязанностей местной администрации - этот процесс получил название деволюции. Деволюция или локальная демократия – приближение правительств к нуждам местного населения, что полностью согласуется с задачами устойчивого развития. В большинстве стран Европы наблюдается интегрирование политики управления на национальном, региональном и локальном уровнях. Это сочетается с активным формированием общественного мнения, направленного на реализацию идей устойчивого развития путем средств массовой информации. В 1998 г. была принята стратегия устойчивого развития стран Балтийского региона «Балтийская Повестка 21″. Подобная стратегия стала одной из первых межстрановых стратегий устойчивого развития. В разработке и peaлизации стратегии принимали участие: Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Швеция и северо-западные регионы России.
Устойчивое развитие в Японии стало органическим развитием экофильного природопользования, сложившегося в этой стране под воздействием экофильных религиозных представлений буддизма и синтоизма. Однако Япония, подобно США и странам Западной Европы, осуществляв эффективную социально-экономическую и экологическую политику (в стране действует более 14 тыс. экологических стандартов), стремится максимально использовать ресурсы других стран. На национальном уровне «локомотив» устойчивого развития в Японии - транспортно-ориентированное развитие. Планирование хозяйства, строительство жилья, объектов социальной инфраструктуры и новых городов ориентировано на железнодорожные магистрали. Железнодорожный транспорт рассматривается как экологически дружественный вид транспорта. Скоростной железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль в экономическом развитии Японии, обеспечивая высокий уровень развития информационных и обменных (товарных интеллектуальных) процессов, и тем самым обеспечивая высокий уровень культурной однородности страны.
Специфика реализации идей устойчивого развития в Австралии заключается в пристальном внимании правительства к политике сбалансированного регионального развития – путем пересмотра сложившихся демографических, экономических диспропорций в размещении населения и производительных сил страны. Такой подход к устойчивому развитию нацелен на более полное освоение территории и более равномерное размещение производительных сил. Особое внимание в Австралии уделяется центрам устойчивого развития сельской местности». Такие центры организованы практически по всей стране в городках с населением около 1000 чел. В таких городках развивается разветвленная социальная инфраструктура, проводятся ярмарки и фестивали, праздники, работаю психологи, юристы. Центры устойчивого развития выступают как центры местного самоуправления и обеспечивают демократизацию общества.
2 Принципы устойчивого развития территорий
1. В новых населенных пунктах или кварталах городов создается гуманная этажность жилых объектов (не выше 5 этажей), планировочные решения учитывают создание удобной транспортной инфраструктуры, легкую доступность административных, деловых и торговых центров, социальных учреждений;
2. Застройка ведется по принципу ячеек, то есть создаются зеленые дворы, детские площадки; деловые кварталы с высотным строительством отделяются от жилых зеленых районов.
3. При создании транспортной инфраструктуры предпочтение отдается наиболее приемлемому с экологической точки зрения транспорту (троллейбусы, трамваи, фуникулеры, надземные и наземные электропоезда и т.д.); серьёзное внимание уделяется развитию общественного транспорта; стимулируется и поддерживается пользование велосипедами.
4. Выполняется достоверный расчёт парковочных мест вблизи жилых массивов и административно-деловых центров в привязке к демографическому и экономическому развитию региона;
5. Большое внимание уделяется благоустройству территорий, то есть создаются искусственные водоемы (где есть возможность), парки, аллеи, обустраиваются набережные и т.п.;
6. Рассчитывается функциональное назначение каждого квартала, с учетом демографических перспектив, региональной экономической специфики (к примеру, промышленные предприятия создаются с учетом розы ветров и других факторов) и даже реалий макроэкономики;
7. При создании инженерной инфраструктуры учитывается возможность использования локальных источников возобновляемой энергии в каждом квартале;
8. Закладывается возможность использования внутридомовых энергосберегающих технологий (устройства для обеспечения естественной вентиляции и освещения) в привязке к возможностям региональной энергосистемы;
9. Создается эффективная система водоснабжения и водоотведения (канализация с максимальной первичной очисткой перед сбросом в водоемы) в комплексе с локальными системами рециркуляции использованной воды, очистки так называемых «серых» вод, то есть использованных в хозяйственных целях;
10. Создается система раздельного сбора твердых бытовых отходов, максимальной рециркуляции вторичных материалов, прорабатываются удобные для населения схемы по компостированию нетвердых бытовых отходов;
11. Архитектурный облик зданий согласовывается с особенностями местного ландшафта, с имеющимися национальными архитектурными традициями.
12. Создание объектов социальной инфраструктуры, необходимой для образовательно-культурного и духовного развития здорового, творчески активного общества, причем с учетом различия возрастных групп и стимуляцией общества к активному взаимодействию.
13. Комплексное решение проблемы с рационализацией сортировки и переработки мусора;
14. Стимуляция отношений, приводящих в движение жизнь сообщества:
деловые отношения в рамках сообщества, местный рынок для своих, бартерные отношения;
совместные мероприятия: постройка новых домов для членов сообщества, сборы фондов в рамках развития проектов членов сообщества, сборы в рамках медицинской помощи отдельным членам, совместная уборка территорий (субботники), посадка деревьев, фестивали, ярмарки, праздники;
постоянные собрания членов коммуны для выработки общей стратегии, решения по вопросам текущей жизни принимаются совместно;
местная самоуправляемая демократия.
15. Развитие полноценной местной экономики в рамках небольших сообществ и малого бизнеса, обеспечивающего разнообразие, самоокупаемость и самодостаточность.
3 Глобальные проблемы на пути к устойчивому развитию
В странах, прошедших дальше других по пути к устойчивому развитию (Швеция, Голландия, Германия) национальные стратегии (как документ и как процесс) построены по проблемному принципу. Они напрямую ориентированы на ликвидацию глобальных угроз и переходу к устойчивому развитию. Задача выбора приоритетов развития сегодня упрощается тем, что за прошедшие годы достигнуто системное понимание глобальных проблем, требующих устранения для возврата общества к устойчивому развитию. Их три, и две из них сегодня технологически решаемы.
1. Исчерпание невозобновимых ресурсов и отравление биосферы продуктами современных технологий.
Найдено и решение проблемы - переход от добычи и переработки невозобновимых «первичных» ресурсов (угля, нефти, газа, руд черных и цветных металлов и т.п.) к возобновимым вторичным ресурсам на основе замкнутых циклов и безотходных технологий (коммунальные и промышленные отходы, отходы земледелия и животноводства) – реализация принципа Zero Waste (нулевые отходы).
2. Глобальные изменения климата в результате разрушения человеком природных регуляторов, растущих тепловых загрязнений и выброса парниковых газов.
Здесь решение – скорейший переход от традиционной углеводородной и атомной энергетики (один из источников глобального изменения климата) к альтернативной энергетике – солнечной, земной, лунной – неисчерпаемых, дешевых, безупречных в экологическом отношении и обеспечивающих энергетическую автономность и безопасность зданий, технологий, страны, планеты.
Однако до сих пор не удается существенно продвинуться в этих направлениях. Тому есть несколько причин, и все они связаны с третьей, информационной проблемой современной цивилизации, не устранимой существующими технологиями.
3. Способности человека накапливать и использовать информацию ограничены.
Переход человека и общества к устойчивому развитию требует формирования новых человеческих качеств. Радикальное изменение мировоззрения, смена экономических формаций, систем ценностей и приоритетов требует вовлечения в эти сложные социальные процессы всего населения, формирования у него гражданской позиции и понимания происходящего на основе всей суммы знаний современного общества Единственное, что может помочь сегодня – радикальная реформа всей системы образования и воспитания. Вот почему ООН объявила десятилетие 2005 – 2015 г.г. декадой образования в интересах устойчивого развития.
@темы: Социология управления