ИСТОЧНИК: ВЦИОМ
ОПУБЛИКОВАНО: 21.12.2007 – 21:55
читать дальше20 декабря в Высшей школе экономики прошло итоговое заседание Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам интеллектуального потенциала нации. В ходе заседания председатель Комиссии Ярослав Кузьминов представил окончательный вариант доклада Общественной палаты «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?». В ближайшее время он будет направлен президенту, в Государственную Думу и правительство.
Образование является фундаментом экономики, основанной на знаниях, экономики постиндустриального, информационного общества, — говорится в докладе. Мы — наследники образовательной системы индустриальной эпохи и, не проведя ее трансформации для новой экономики и новых общественных процессов, обрекаем себя на цивилизационное отставание. Необходимым предварительным условием успешности такой трансформации выступает национальный консенсус в отношении миссии образования на актуальную перспективу. Такой консенсус может быть достигнут вокруг следующих важнейших для общества и государства задач:
1. Сохранение, развитие и консолидация российского народа.
2. Поддержание конкурентоспособности России в глобальном соревновании инновационных экономик.
По мнению представителей Общественной палаты, сегодня эти две ключевые задачи системы образования решаются недостаточно эффективно. Ярослав Кузьминов убежден, что если сейчас не начать инвестировать в образование, то через 10 лет планы по созданию инновационной экономики не будут реализованы, и Россия просто не выдержит международной конкуренции: «Образование — инерционная система, что и спасло его в 1990-е годы. Но сегодня мы больше не можем рассчитывать на эту инерционность», — считает Кузьминов.
На фоне распространения высшего образования в России — более 500 студентов на 10 тыс. населения — резко падает его качество, утверждают авторы доклада. Если в развитых странах уже начинают переходить к обязательному высшему образованию, то в России только в 2007 году приняли закон об обязательном 11-летнем образовании. По уровню финансирования образования (включая государственные и негосударственные расходы) в расчете на одного учащегося Россия существенно отстает от всех развитых стран. Российские ВУЗы готовят огромное число выпускников среднего и низкого качества. Российские специалисты просто теряются на международном рынке труда и не могут составить конкуренцию западным выпускникам.
Продолжается падение численности профессорско-преподавательского состава, занятого исследованиями и разработками. За последние 15 лет доля преподавателей ВУЗов, которые занимались исследованиями, упала с 38 до 16%. Эта оставшаяся часть в основном формируется за счет ученых советской закалки. Приток новых специалистов ничтожен, поскольку эта работа с их квалификацией не сулит таких больших заработков, как в других сферах. Кузьминов рассказал, что сегодня лишь 50 ВУЗов в России занимаются исследованиями, а научных школ по стране осталось всего 200-300. «Это — уровень, невиданный в развитых странах. Неудивительно, что в последние международные рейтинги TOP-200 входит теперь единственный российский ВУЗ (МГУ им. Ломоносова), зато 8-10 китайских», — пояснил он.
Мировая практика последнего десятилетия демонстрирует усиление вклада университетов в развитие инноваций и экономический рост. В развитых индустриальных странах в университетах сосредоточен основной потенциал фундаментальной науки, выполняются масштабные прикладные исследования и разработки. В России, несмотря на номинальный рост затрат на исследования и разработки в секторе высшего образования, темпы такой динамики недостаточны для выхода даже на дореформенный уровень: эта величина не достигает и двух третей от объема 1991 года. На долю сектора высшего образования приходится менее 6% затрат на науку в России, причем подобная картина отличается заметной устойчивостью на протяжении уже почти двух десятилетий. Это вдвое ниже, чем в США (13,6%) и Японии (13,4%) и почти в четыре раза ниже, чем в странах Европейского Союза (22,1%). Подобная ситуация не позволяет создать необходимые условия для проведения научных исследований и обеспечить воспроизводство научных школ.
Другой не менее важный вопрос — низкая квалификация преподавателей не только в высшей школе, но и на всех ступенях образования. Корень проблемы представители Общественной палаты видят в низкой зарплате. По их расчетам, нужно выделять 250-300 млрд. руб. ежегодно, чтобы повысить зарплату только школьных учителей до 15-20 тыс. руб. Преподаватели должны перестать искать дополнительные заработки, им нужно уделять больше времени основной работе.
Появление огромного числа новых ВУЗов привело, по мнению членов Общественной палаты, к формированию сектора «псевдообразования». В частности, из-за этого наличие высшего образования в России не гарантирует более высокой заработной платы, хотя в развитых странах престижный диплом давно стал гарантией высокооплачиваемой должности. Свой вклад в сектор «псевдообразования» вносят и слабые ВУЗы. По многочисленным экспертным оценкам, от 20 до 30% образовательных программ ВУЗов не дают даже минимально необходимого для профессиональной деятельности набора компетенций. Это, в первую очередь, относится к многочисленным экономическим, управленческим, юридическим специальностям. Они были открыты в 1990-е годы почти в каждом ВУЗе России во время ажиотажного спроса на соответствующих специалистов. Как правило, ВУЗы, открывавшие такие факультеты, не инвестировали в их кадровое и информационное обеспечение, а рассматривали их исключительно как «дойных коров» на период падения спроса на свои базовые специальности. В ряде регионов России люди с «плохими» дипломами этих факультетов составляют весьма значительную группу среди зарегистрированных безработных.
В области начального и среднего профессионального образования ситуация еще хуже. Фактически ПТУ и техникумы перестали готовить хороших специалистов-практиков, а совмещают профессиональную подготовку с общим образованием и социальной функцией. Среднее профессиональное образование в России, в отличие от других стран, практически не приводит к увеличению уровня заработков выпускников. Это тревожный показатель. Он означает, что значительная часть выпускников программ профессионального образования в России не получает компетенций, востребуемых на рынке труда. Кузьминов считает, что необходимо полностью изменить структуру начального и среднего профессионального образования и превратить ПТУ в центры профессиональной подготовки.
По мнению Кузьминова, сегодня в системе отечественного образования наметилась еще одна, очень опасная тенденция — социальное расслоение: есть сильные школы с сильными учениками и хорошими перспективами дальнейшего развития и слабые, где учащиеся заведомо обречены на провал при поступлении в ВУЗы. В результате в ВУЗ поступает в два с половиной раза большая доля выпускников из «сильных» школ, чем из «слабых». Опасность этой ситуации состоит в том, что такая структура системы школьного образования фактически воспроизводит и укрепляет уже сложившееся социальное неравенство. В других странах — Европы, обеих Америк, Азии — именно образование компенсирует неравенство, ранжируя людей по степени одаренности. По его словам, за рубежом эффективно работают механизмы «подтягивания» слабых школ до хорошего уровня — и совершенно непонятно, почему они не задействованы у нас.
Продолжение этих тенденций в ближайшие пять лет приведет к тому, что Россия будет привлекать высококвалифицированных специалистов из-за рубежа, что сейчас и происходит в сфере высшего менеджмента, а уже через 10 лет в стране возможно прекращение собственных инновационных исследований. Обрисованная выше картина может показаться излишне мрачной, заключают авторы доклада. Ведь значительная часть российского населения считает, что наше образование по-прежнему лучшее в мире или, по крайней мере, конкурентоспособно. Однако для каждого человека, знакомого с ситуацией в российском образовании, не составит труда перечислить его основные проблемы:
1. Содержание образования устарело. Оно отстает как от потребностей жизни, так и от достижений науки и технологий.
2. Низкая зарплата преподавателей создает риски для их мотивации.
3. Материальная база образования давно не обновлялась.
4. Структура профессионального образования не соответствует ни текущим, ни перспективным потребностям рынка труда.
5. Высшая школа практически потеряла сферу исследований. Не имея собственного инновационного потенциала, многие ВУЗы выпускают не инноваторов, а людей, готовых работать только по шаблону.
6. Разросшаяся сфера псевдообразования, которое не дает необходимых профессиональных компетенций.
«Победные реляции о реформе образования преждевременны, — подвел итог член Общественной палаты, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. — По сравнению с проблемами, которые еще предстоит решать, не сделано практически ничего». Первым делом, считают в Общественной палате, в ближайшие 3-4 года в образование необходимо вложить крупные дополнительные средства — 0,7-1% ВВП. Авторы доклада указывают, что экономика России вполне может выдержать бремя прироста национальных расходов на образование на 1,3% ВВП за 2008 – 2010 годы. «Мы за этот короткий период не решим всех задач, но заложим прочный фундамент для последующих изменений — критически необходимых для будущего нашей страны», — говорится в докладе.
ОПУБЛИКОВАНО: 21.12.2007 – 21:55
читать дальше20 декабря в Высшей школе экономики прошло итоговое заседание Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам интеллектуального потенциала нации. В ходе заседания председатель Комиссии Ярослав Кузьминов представил окончательный вариант доклада Общественной палаты «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?». В ближайшее время он будет направлен президенту, в Государственную Думу и правительство.
Образование является фундаментом экономики, основанной на знаниях, экономики постиндустриального, информационного общества, — говорится в докладе. Мы — наследники образовательной системы индустриальной эпохи и, не проведя ее трансформации для новой экономики и новых общественных процессов, обрекаем себя на цивилизационное отставание. Необходимым предварительным условием успешности такой трансформации выступает национальный консенсус в отношении миссии образования на актуальную перспективу. Такой консенсус может быть достигнут вокруг следующих важнейших для общества и государства задач:
1. Сохранение, развитие и консолидация российского народа.
2. Поддержание конкурентоспособности России в глобальном соревновании инновационных экономик.
По мнению представителей Общественной палаты, сегодня эти две ключевые задачи системы образования решаются недостаточно эффективно. Ярослав Кузьминов убежден, что если сейчас не начать инвестировать в образование, то через 10 лет планы по созданию инновационной экономики не будут реализованы, и Россия просто не выдержит международной конкуренции: «Образование — инерционная система, что и спасло его в 1990-е годы. Но сегодня мы больше не можем рассчитывать на эту инерционность», — считает Кузьминов.
На фоне распространения высшего образования в России — более 500 студентов на 10 тыс. населения — резко падает его качество, утверждают авторы доклада. Если в развитых странах уже начинают переходить к обязательному высшему образованию, то в России только в 2007 году приняли закон об обязательном 11-летнем образовании. По уровню финансирования образования (включая государственные и негосударственные расходы) в расчете на одного учащегося Россия существенно отстает от всех развитых стран. Российские ВУЗы готовят огромное число выпускников среднего и низкого качества. Российские специалисты просто теряются на международном рынке труда и не могут составить конкуренцию западным выпускникам.
Продолжается падение численности профессорско-преподавательского состава, занятого исследованиями и разработками. За последние 15 лет доля преподавателей ВУЗов, которые занимались исследованиями, упала с 38 до 16%. Эта оставшаяся часть в основном формируется за счет ученых советской закалки. Приток новых специалистов ничтожен, поскольку эта работа с их квалификацией не сулит таких больших заработков, как в других сферах. Кузьминов рассказал, что сегодня лишь 50 ВУЗов в России занимаются исследованиями, а научных школ по стране осталось всего 200-300. «Это — уровень, невиданный в развитых странах. Неудивительно, что в последние международные рейтинги TOP-200 входит теперь единственный российский ВУЗ (МГУ им. Ломоносова), зато 8-10 китайских», — пояснил он.
Мировая практика последнего десятилетия демонстрирует усиление вклада университетов в развитие инноваций и экономический рост. В развитых индустриальных странах в университетах сосредоточен основной потенциал фундаментальной науки, выполняются масштабные прикладные исследования и разработки. В России, несмотря на номинальный рост затрат на исследования и разработки в секторе высшего образования, темпы такой динамики недостаточны для выхода даже на дореформенный уровень: эта величина не достигает и двух третей от объема 1991 года. На долю сектора высшего образования приходится менее 6% затрат на науку в России, причем подобная картина отличается заметной устойчивостью на протяжении уже почти двух десятилетий. Это вдвое ниже, чем в США (13,6%) и Японии (13,4%) и почти в четыре раза ниже, чем в странах Европейского Союза (22,1%). Подобная ситуация не позволяет создать необходимые условия для проведения научных исследований и обеспечить воспроизводство научных школ.
Другой не менее важный вопрос — низкая квалификация преподавателей не только в высшей школе, но и на всех ступенях образования. Корень проблемы представители Общественной палаты видят в низкой зарплате. По их расчетам, нужно выделять 250-300 млрд. руб. ежегодно, чтобы повысить зарплату только школьных учителей до 15-20 тыс. руб. Преподаватели должны перестать искать дополнительные заработки, им нужно уделять больше времени основной работе.
Появление огромного числа новых ВУЗов привело, по мнению членов Общественной палаты, к формированию сектора «псевдообразования». В частности, из-за этого наличие высшего образования в России не гарантирует более высокой заработной платы, хотя в развитых странах престижный диплом давно стал гарантией высокооплачиваемой должности. Свой вклад в сектор «псевдообразования» вносят и слабые ВУЗы. По многочисленным экспертным оценкам, от 20 до 30% образовательных программ ВУЗов не дают даже минимально необходимого для профессиональной деятельности набора компетенций. Это, в первую очередь, относится к многочисленным экономическим, управленческим, юридическим специальностям. Они были открыты в 1990-е годы почти в каждом ВУЗе России во время ажиотажного спроса на соответствующих специалистов. Как правило, ВУЗы, открывавшие такие факультеты, не инвестировали в их кадровое и информационное обеспечение, а рассматривали их исключительно как «дойных коров» на период падения спроса на свои базовые специальности. В ряде регионов России люди с «плохими» дипломами этих факультетов составляют весьма значительную группу среди зарегистрированных безработных.
В области начального и среднего профессионального образования ситуация еще хуже. Фактически ПТУ и техникумы перестали готовить хороших специалистов-практиков, а совмещают профессиональную подготовку с общим образованием и социальной функцией. Среднее профессиональное образование в России, в отличие от других стран, практически не приводит к увеличению уровня заработков выпускников. Это тревожный показатель. Он означает, что значительная часть выпускников программ профессионального образования в России не получает компетенций, востребуемых на рынке труда. Кузьминов считает, что необходимо полностью изменить структуру начального и среднего профессионального образования и превратить ПТУ в центры профессиональной подготовки.
По мнению Кузьминова, сегодня в системе отечественного образования наметилась еще одна, очень опасная тенденция — социальное расслоение: есть сильные школы с сильными учениками и хорошими перспективами дальнейшего развития и слабые, где учащиеся заведомо обречены на провал при поступлении в ВУЗы. В результате в ВУЗ поступает в два с половиной раза большая доля выпускников из «сильных» школ, чем из «слабых». Опасность этой ситуации состоит в том, что такая структура системы школьного образования фактически воспроизводит и укрепляет уже сложившееся социальное неравенство. В других странах — Европы, обеих Америк, Азии — именно образование компенсирует неравенство, ранжируя людей по степени одаренности. По его словам, за рубежом эффективно работают механизмы «подтягивания» слабых школ до хорошего уровня — и совершенно непонятно, почему они не задействованы у нас.
Продолжение этих тенденций в ближайшие пять лет приведет к тому, что Россия будет привлекать высококвалифицированных специалистов из-за рубежа, что сейчас и происходит в сфере высшего менеджмента, а уже через 10 лет в стране возможно прекращение собственных инновационных исследований. Обрисованная выше картина может показаться излишне мрачной, заключают авторы доклада. Ведь значительная часть российского населения считает, что наше образование по-прежнему лучшее в мире или, по крайней мере, конкурентоспособно. Однако для каждого человека, знакомого с ситуацией в российском образовании, не составит труда перечислить его основные проблемы:
1. Содержание образования устарело. Оно отстает как от потребностей жизни, так и от достижений науки и технологий.
2. Низкая зарплата преподавателей создает риски для их мотивации.
3. Материальная база образования давно не обновлялась.
4. Структура профессионального образования не соответствует ни текущим, ни перспективным потребностям рынка труда.
5. Высшая школа практически потеряла сферу исследований. Не имея собственного инновационного потенциала, многие ВУЗы выпускают не инноваторов, а людей, готовых работать только по шаблону.
6. Разросшаяся сфера псевдообразования, которое не дает необходимых профессиональных компетенций.
«Победные реляции о реформе образования преждевременны, — подвел итог член Общественной палаты, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. — По сравнению с проблемами, которые еще предстоит решать, не сделано практически ничего». Первым делом, считают в Общественной палате, в ближайшие 3-4 года в образование необходимо вложить крупные дополнительные средства — 0,7-1% ВВП. Авторы доклада указывают, что экономика России вполне может выдержать бремя прироста национальных расходов на образование на 1,3% ВВП за 2008 – 2010 годы. «Мы за этот короткий период не решим всех задач, но заложим прочный фундамент для последующих изменений — критически необходимых для будущего нашей страны», — говорится в докладе.