читать дальше3.1 Характеристика региона как объекта управления
В пределах административно-территориальных единиц в предусмотренном законодательством порядке на основе комплексного учета складывающихся социальных, экономических, экологических, градостроительных и иных условий осуществляется планирование развития населенных пунктов и административно-территориальной единицы в целом. Гомельская область — самая крупная по территории область Республики Беларусь. Ее площадь (40,4 тыс. км²
соизмерима с площадью территорий Швейцарии или Голландии. В состав области входит 21 район и 4 района в городе Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов. Гомельская область является важнейшим районом топливно-энергетической, химической и нефтехимической промышленности, машиностроения и металлообработки, металлургической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, стекольной и фарфоро-фаянсовой, легкой и пищевой промышленности.
Численность населения Гомельской области – около 1,5 млн. человек, 30% из которых – в сельской местности. Плотность населения составляет 37 человек на кв. километр. Административный центр области – город Гомель – по численности населения (492 тысячи человек) занимает в республике второе место после Минска.
Гомельская область располагает значительным промышленным потенциалом и является одним из высокоразвитых индустриальных регионов Беларуси. На ее территории расположено более трехсот крупных и средних промышленных предприятий, доля которых в объеме промышленного производства республики составляет 18,7 %. Ведущие отрасли: топливная, химическая, нефтедобывающая, пищевая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, черная металлургия. Велик удельный вес предприятий машино- и приборостроения, металлообработки. В области сосредоточен весь республиканский объем добычи нефти, газа, производства проката черных металлов, фосфатных удобрений, кормоуборочных комбайнов. Среди предприятий есть государственные, акционерные, коллективные, а также предприятия малого и среднего бизнеса, однако доля государственных предприятий преобладает.
Выгодное географическое положение, благоприятный климат, опыт сотрудничества с зарубежными партнерами, высокий образовательный уровень рабочих и служащих, наличие ресурсов для развития аграрно-промышленного комплекса делают область перспективной для отечественных и зарубежных инвесторов.
3.2 Анализ социально-экономического развития региона по основным отраслям и сферам
3.2.1 Потребительский рынок
Потребительный рынок области по многим товарам обеспечивается, в основном, за счет продажи отечественных товаров, удельный вес которых в общем объеме товарооборота составляет 87,3 процента и является самым высоким в республике.
В пределах прогнозных параметров не был обеспечен рост производства потребительских товаров, который составил в целом по области за 2001-2005 годы 126,5 процента (прогноз - 142-147 процентов). Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что область по производству потребительских товаров уже в 1998 году превысила уровень 1990 года, создав тем самым высокую базу для дальнейшего наращивания объемов их выпуска. В 2001-2005 годах в развитии потребительского рынка продолжились положительные тенденции, определившиеся в 1996-2000 годах.
За 2001-2005 годы темп роста розничного товарооборота через все каналы реализации в сопоставимых ценах составил 183,1 процента (прогноз - 150-155 процентов).
За январь-июнь 2006 года населению области было реализовано товаров на 1780 миллиардов рублей. Темп роста к соответствующему периоду 2005 года составил 116,6 процента.
На период 2000-2005 гг. сохранялся достаточно высокий удельный вес покупок товаров на рынках от 37,5 процента в 2001 году до 33,6 процента в 2005 году. В развитии розничного товарооборота наблюдалась тенденция повышения удельного веса частной торговли. Удельный вес государственной торговли в общем объеме розничного товарооборота снизился до 33,6 процента в 2005 году, против 42,3 процента в 2000 году.
Наиболее высокий удельный вес в структуре товарооборота на сегодняшний момент занимает продажа продовольственных товаров - 68,1 процента.
3.2.2 Сфера услуг
Преобладающая часть услуг (до 90 процентов) в Гомельской области оказывается организациями государственной формы собственности, в их числе услуги здравоохранения, образования, транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, культуры и другие. Получили развитие деловые услуги, в том числе консалтинговые. Значительными темпами в 2000-2005 годах развивались аудиторские, риэлтерские и услуги связи. Принимались меры по удовлетворению растущего спроса населения на туристские услуги.
На настоящий момент наблюдается устойчивая тенденция роста платных услуг населению, объем которых за 2001-2005 годы вырос в 1,6 раза.
В структуре платных услуг населению преобладают жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые услуги и услуги связи, которые занимают около 80 процентов от всего объема платных услуг, оказываемых населению.
Приоритетной задачей в развитии сферы услуг является увеличение объемов традиционных услуг (услуги транспорта, бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства). Ускоренное развитие и увеличение объемов получили новые виды услуг: услуги сети Интернет, мобильной связи, страховые, информационные и риэлтерские. Получили ускоренное развитие формирование сферы услуг в малых городах и сельской местности.
Главными целями в области развития бытового обслуживания населения, особенно в сельской местности, являются достижение нормативов государственных минимальных социальных стандартов по обслуживанию населения.
На настоящий момент предусматривается возмещение убытков от оказания комплексными приемными пунктами бытовых услуг населению в сельской местности за счет финансирования из местных бюджетов части затрат по доставке заказов, выполнению социально значимых услуг (ремонт обуви, ремонт швейных изделий, прием белья в стирку, особенно в населенных пунктах, не имеющих централизованного водо- и теплоснабжения). Экономические меры стимулирования развития бытовых услуг в сельской местности включают также снижение ставок или отмену местных налогов, сборов и арендной платы.
3.2.3 Промышленность
На территории области расположено более 300 крупных и средних предприятий, доля которых в общем объеме промышленного производства Республики Беларусь составляет около 23 процентов.
Устойчивое развитие промышленного сектора является основополагающей базой для социально-экономического развития области в целом.
Ведущими отраслями промышленности области являются топливная, металлургическая, машиностроение, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и нефтехимическая, пищевая.
На протяжении 2001-2005 годов промышленные предприятия области обеспечивали устойчивый прирост выпуска продукции, увеличив за указанный период объем производства в 1,5 раза. Такая динамика развития обеспечена в том числе и благодаря реализации ряда масштабных проектов по реконструкции и созданию новых производственных мощностей.
В первом полугодии 2006 года темп роста объемов промышленного производства составил 112,5 процента (прогноз - 108-109,5 процента), инвестиций в основной капитал - 159 процентов (111 процентов), розничного товарооборота - 116,6 процента (108,5-110 процентов), реализации платных услуг населению - 113,7 процента (107-108 процентов).
Основными проблемами, требующими решения в ближайшее время, являются:
1) сложное финансовое положение отдельных организаций ряда отраслей промышленности и недостаточная эффективность их производств;
2) высокий уровень физического и морального износа основных средств, высокая материало- и энергоемкость производства;
3) высокая загрузка производственных мощностей на многих валоемких предприятиях области;
4) сильная зависимость многих предприятий от конъюнктуры цен на импортируемые сырьевые и топливно-энергетические ресурсы (предприятия машиностроения и металлообработки, химической и нефтехимической отрасли);
5) ограниченность инвестиционных ресурсов и инновационных возможностей для обновления основных фондов.
В 2006–2010 годах важнейшими задачами для промышленного сектора экономики области были закрепление и развитие положительных тенденций, а также технологическое перевооружение производства на базе внедрения новейших технологий. Наращивание экспорта традиционных видов продукции и диверсификация экспорта остаются одним из важнейших приоритетов в наступившем пятилетии.
3.2.4 Сельское хозяйство
Основной целью развития агропромышленного комплекса области является формирование эффективного, устойчивого и конкурентоспособного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, обеспечение продовольственной безопасности страны, наращивание экспортного потенциала и сокращение импорта. Развитие агропромышленного комплекса на 2005–2010 годы осуществлялось в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005–2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150, а также другими государственными программами, которые предусматривали повышение уровня и качества жизни населения, эффективное производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия в объемах, достаточных для внутреннего рынка и активизации экспорта.
Важнейшей отраслью агропромышленного комплекса области является сельское хозяйство, основными задачами которого являются:
обеспечение рентабельного производства продукции, повышение платежеспособности сельскохозяйственных организаций;
повышение конкурентоспособности продукции;
увеличение доходов сельскохозяйственных работников.
Для реализации этих задач потребуется обеспечить:
интенсификацию отрасли;
углубление специализации производства;
повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных;
снижение издержек производства;
повышение производительности труда.
Для устойчивого развития аграрной отрасли стратегическим направлением должна стать интенсификация производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, инновационной деятельности. Освоение новых технологий в растениеводстве и животноводстве – основной фактор снижения издержек производства, повышения качества и конкурентоспособности продукции. Через технологический прорыв намечается решение производственных, экономических и социальных проблем на селе.
В течение 2005–2010 годов осуществлялось техническое переоснащение машинно-тракторного парка, обеспечивающее темпы реновации с 3,3 процента в 2005 году до 10 процентов в 2010 году.
Государственную поддержку сельскохозяйственного производства предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:
реализация ключевых государственных программ;
льготирование кредитов;
дотирование цен на сельскохозяйственную продукцию, а также технику, поставляемую по лизингу.
Централизованные ресурсы на настоящий момент направляются преимущественно сельскохозяйственным организациям, обеспечивающим их высокую окупаемость.
3.2.5 Трудовые ресурсы и оплата труда
Социально-трудовая сфера - один из наиболее сложных объектов государственного регулирования. Основной целью деятельности в социально-трудовой сфере является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей экономики области.
Трудовые ресурсы области в 2005 году в сравнении с 2001 годом увеличились на 18,2 тысячи человек, или на 2 процента, и составили 923,9 тысячи человек. Вместе с тем абсолютная численность занятых в экономике уменьшилась на 28,2 тысячи человек, или на 4,2 процента, и составила 634,4 тысячи человек. Число граждан, занятых в сфере услуг, возросло за эти годы на 10,1 тысячи человек, а граждан, занятых в сфере производства товаров, уменьшилось на 33 тысячи человек. Одним из важнейших приоритетов социальной политики области в 2006–2010 годах стало усиление роли заработной платы как одного из основных факторов стимулирования экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики, а также обеспечение минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы.
По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь рост номинальной заработной платы в 2001-2007 гг. варьировал в пределах 19% - 109%, в 2007 году по сравнению с 2000 годом номинальная заработная плата увеличилась в республике в 11,7 раз.
Численность трудовых ресурсов в регионе на сегодняшний момент составляет около 920 тысяч человек. Лица трудоспособного возраста составляют 61,3% всего населения. Из общей численности занятых в народном хозяйстве 63,2% - рабочие, остальные – служащие. Около 118 тысяч работающих имеют высшее образование (в том числе пять тысяч рабочих). Среднее специальное образование имеют 139 тыс. человек. Профессионально-техническое образование – 115 тыс. человек. В государственном секторе экономики занято 374 тыс. человек, на предприятиях частной и иностранной форм собственности – 260 тыс. человек. Из общего количество занятого населения, в промышленности работает – 27,5%, сельском хозяйстве—10,8%, торговле и общественном питании - 12,2%, образовании – 10,9%.
3.2.6 Финансы
Финансовая поддержка из средств областного бюджета осуществляется по следующим направлениям:
льготное кредитование субъектов малого предпринимательства - осуществляется на безвозмездной основе путем частичной компенсации кредитополучателям расходов по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, направленными на финансирование инвестиционных проектов;
бюджетная ссуда - представляется субъектам малого предпринимательства в национальной валюте Республике Беларусь на принципах целевой направленности, платности, возвратности и материальной обеспеченности.
Ежегодно Гомельским исполнительным комитетом утверждаются «Мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства в Гомельской области». Деятельностью по содействию в организации предпринимательской деятельности занимается Региональный центр занятости населения. Центр занимается подготовкой и переподготовкой кадров, выделяет деньги на эти цели, а также на конференции и семинары, организует ярмарку вакансий. Кроме того, центр занятости оказывает:
финансирование организации новых рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости безработных граждан;
финансовую помощь для организаций предпринимательской деятельности для безработных, зарегистрированных в центрах занятости;
компенсацию затрат на организацию собственного дела, т.е. предпринимательской деятельности (изготовление печати, открытие счета, нотариальные услуги и т.д.).
К системе сервисного обслуживания малых предприятий относятся:
консультации и услуги по правовым вопросам внешнеэкономической деятельности;
поиск партнеров для делового сотрудничества в стране и за рубежом;
услуги таможенного агента;
организация выставок и экспозиций;
сертификация происхождения товаров и продукции собственного происхождения;
экспертиза товаров, сырья и оборудования по количеству, качеству и комплектности.
Кредитование предпринимательской деятельности на условиях платности и возвратности осуществляют банки. Наиболее активно с субъектами малого предпринимательства работают ОАО «Приорбанк» и ОАО «Белинвестбанк».
В 2007 году, как и в 2006, темпы роста доходов бюджета большинства стран СНГ опережали темпы инфляции, что оказало положительное влияние на реальное увеличение бюджетных ресурсов. В январе – сентябре 2007 г. доходы бюджета Республики Беларусь увеличились на 25,5%, а индекс потребительских цен – на 7,6%. Формирование бюджетных доходов в республике происходило главным образом за счет налоговых поступлений: в январе – сентябре 2007 г. доля основных налогов (налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налог на добавленную стоимость и акцизы) в общем объеме дохода бюджета составила 38,4%. В общих расходах бюджета существенную долю занимали расходы на социальную сферу и экономику. Их долю в республике в январе – сентябре 2007 г. составляла 22,9% и 21,3%.
В 2007 г. в Республике Беларусь существенно увеличились объемы кредитов, предоставленных кредитными организациями предприятиям, организациям, банкам и физическим лицам на фоне благоприятного инвестиционного климата (на 47,3%). Доля долгосрочных кредитов в общем объеме кредитования на конец сентября увеличилась на 22,6%.
3.2.7 Инвестиции
Темп роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в целом по области за 2005 год по сравнению с 2000 годом в сопоставимых ценах составил 177,7 процента (прогноз - 160-170 процентов).
Практически весь объем капиталовложений обеспечивался за счет внутренних ресурсов, доля которых составила 99,7 процента в общем объеме инвестиций. Основными из них были собственные средства организаций (53,4 процента от общего объема), средства республиканского и местного бюджетов (25,7 процента), кредитные ресурсы банков (13,5 процента). Основная доля инвестиций в основной капитал была направлена на строительство (модернизацию) объектов производственного назначения - свыше 72 процентов от общего объема инвестиций. В активную часть основных средств было направлено до 60 процентов капиталовложений, использованных по объектам производственного назначения.
Опережающим ростом осваивались инвестиции в сельском хозяйстве и на транспорте. В промышленном производстве более быстрыми темпами росли капиталовложения в целлюлозно-бумажной и нефтяной промышленности, черной металлургии.
На настоящий момент в области реализуются крупнейшие инвестиционные проекты: производится реконструкция, модернизация и техническое перевооружение на РУП «Светлогорское производственное объединение «Химволокно» (реконструкция потока вискозной технической нити с освоением производства вискозного корда типа «Супер-2»), завершается строительство второй очереди целлюлозного завода в ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат».
Несмотря на складывающиеся положительные тенденции в инвестиционной деятельности организаций области, существует ряд проблем: высокий уровень физического и морального износа основных фондов в производственных отраслях экономики; наличие значительного количества объектов незавершенного строительства;
недостаточное использование кредитных ресурсов банков, в том числе иностранных.
Основными направлениями инвестиционной деятельности являются:
техническое перевооружение и развитие отраслей экономики области и производств;
мобилизация имеющихся внутренних активов (собственных средств организаций);
активизация использования кредитных ресурсов банков в инвестиционных целях;
эффективное использование амортизационных средств;
реализация важнейших и основных отраслевых и региональных инвестиционных проектов;
техническое перевооружение сельскохозяйственного производства и аграрно-промышленного комплекса;
оказание содействия в создании новых предприятий и производств, в том числе в малых и средних городских поселениях области и в свободной экономической зоне «Гомель-Ратон»;
привлечение иностранных инвестиций и наполнение инвестиционными проектами иностранных кредитных линий;
оказание содействия в развитии предпринимательства.
Приоритетом в использовании инвестиций в основной капитал остается привлечение инвестиционных ресурсов в производственную сферу, сосредоточение их на реализации инвестиционных проектов с наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности.
В промышленном секторе предусматривается направление инвестиций на дальнейшую модернизацию и техническое перевооружение коммерческих организаций. Продолжится практика особого контроля за реализацией приоритетных инвестиционных проектов. В сельском хозяйстве инвестиционные ресурсы направляются на развитие агрогородков, оснащение сельскохозяйственных организаций современной высокотехнологичной техникой. В строительном комплексе предусматривается привлекать инвестиции на комплексную механизацию и модернизацию строительных организаций, жилищное строительство.
Особое внимание уделяется реализации инвестиционных проектов в малых и средних городских поселениях области, предусматривающих создание (расширение) новых производств с целью создания рабочих мест.
В дальнейшем рост инвестиций в основной капитал будет обеспечен в основном за счет собственных средств организаций – предусматривается увеличение использования амортизационных отчислений и капитализируемой прибыли, повышение доли кредитов банков на инвестиционные цели. Будут предприниматься меры по привлечению иностранных инвестиций и средств иностранных кредитных линий для реализации инвестиционных проектов в реальном секторе экономики. Предусматривается дальнейшее вовлечение в инвестиционный процесс средств населения, которые в основном будут направляться на строительство жилья, создание и развитие собственного дела.
3.2.8 Внешнеэкономическая деятельность
Внешняя торговля является одной из важнейших сфер экономической деятельности области. Свыше 70 процентов производимой в области продукции поставляется на экспорт. Это связано с высокой степенью ориентации основных отраслей промышленности на внешний рынок и существенной зависимостью от импорта сырья, топлива, материалов.
Начиная с 2000 года экономика области демонстрирует рост своего экспортного потенциала. За пять последующих лет объем экспорта вырос почти в 3,2 раза и составил по итогам 2005 года 3434,3 миллиона долларов США. Специфичным для области является тот факт, что доля трех предприятий (РУП «Белорусский металлургический завод», ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» и РУП «Производственное объединение «Белоруснефть») во внешнеторговом обороте достигает более 80 процентов и тем самым оказывает определяющее влияние на экспортно-импортные показатели.
Опережающий рост экспорта над импортом на протяжении последних лет формирует бездефицитное сальдо внешнеторгового баланса по области, которое по итогам 2005 года составило 1824,8 миллиона долларов США, что более чем в 11 раз превышает размер сальдо, достигнутого в 2000 году.
В 2005 году доля экспорта продукции в дальнее зарубежье превысила 71 процент. Гомельская область традиционно занимает лидирующие позиции в республике по объему инвестиций в основной капитал. Для продвижения производимых в области товаров на зарубежные рынки используются и межрегиональные связи. Облисполкомом заключено 26 соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве с различными регионами Российской Федерации, других государств дальнего и ближнего зарубежья. Российская Федерация является основным партнером во внешнеэкономической деятельности области. Объем торговли с федерацией составляет половину внешнеторгового оборота области. Около трети поставок в Россию — черные металлы и изделия из них, минеральные удобрения, текстиль, машины и оборудование, обои, картон, фарфоро-фаянсовые изделия. На территории области работают 71 совместное и 41 иностранное предприятия (третья часть их создана с участием российского капитала, восьмая — немецкого).
Среди основных внешнеторговых партнеров области такие страны, как Великобритания, Нидерланды, Польша, Германия, Китай, Италия, страны Балтии. Серьезное внимание уделяется созданию на рынках ближнего и дальнего зарубежья торговых домов, представительств, дилерских центров.
Важным фактором экономического роста в 2006–2010 годах стали предпринимательство и малый бизнес как сферы экономической деятельности, способной обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект.
3.2.9 Правовое обеспечение в системе управления региона
Правовое обеспечение системы управления Гомельской области осуществляется главным управлением юстиции Гомельского облисполкома и его отделами. В своей деятельности юридическая служба облисполкома руководствуется Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства. Проекты нормативных и иных правовых актов, разработанных облисполкомом, до представления руководству на подпись должны быть завизированы руководителем юридической службы, главным юрисконсультом.
В случае несоответствия законодательству проектов нормативных и иных правовых актов, представляемых на подпись руководству, руководитель юридической службы, главный юрисконсульт визируют проект с замечаниями, которые прилагаются к проекту. Руководитель юридической службы, главный юрисконсульт несут ответственность за соответствие законодательству визируемых ими проектов нормативных и иных правовых актов, представляемых на подпись руководству, и данных ими юридических заключений.
3.3 Выявление тенденций и перспектив развития региона на базе анализа его современного состояния
На основании анализа современного состояния Гомельской области можно сделать выводы о тенденциях развития региона. В числе основных задач, способствующих экономическому подъему региона можно рассмотреть развитие наукоемких отраслей, наращивание экспортного потенциала, увеличение производства продовольствия, жилищное строительство.
Область заинтересована как в частных отечественных, так и в иностранных инвестициях. Приток внешних инвестиций способствует не только выходу экономики из кризиса и улучшению качества жизни населения, но и эффективному функционированию предприятий различных форм собственности, интернационализации рынка товаров, капиталов и рабочей силы.
Основными сферами привлечения иностранных инвестиций в Гомельскую область являются следующие отрасли промышленности: топливная, химическая и нефтехимическая, черная металлургия, радиоэлектронная, алмазообрабатывающая, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, пищевая.
Основные мотивы для инвестирования в Гомельскую область:
социальное спокойствие, экономическая стабильность, юридическая безопасность, государственные гарантии;
благоприятные климатические условия, выгодное географическое положение на пересечении важных международных железнодорожных линий и автомагистралей;
опыт сотрудничества с зарубежными предприятиями и фирмами различных форм собственности;
высокий образовательный уровень рабочих и служащих;
наличие ресурсов для развития аграрно-промышленного комплекса;
активная поддержка структурами власти продуктивных инвестиций, исключение любых неоправданных ограничений для иностранных капиталовложений.
В экономической сфере основными задачами развития региона являются:
совершенствование структуры управления отраслями экономики Гомельской области;
выработка предложений, направленных на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции за счет снижения издержек производства, прежде всего материалоемкости и энергоемкости, повышения качества, внедрения новых прогрессивных ресурсо- и энергосберегающих технологий с использованием внутренних и внешних инвестиций, более полного использования местных и вторичных сырьевых ресурсов;
развитие маркетинга, экспорта товаров и услуг;
насыщение внутреннего потребительского рынка конкурентоспособными товарами отечественного производства;
рассмотрение проекта заключения об оценке результатов реализации инвестиционных проектов и информирование администрации свободной экономической зоны «Гомель-Ратон» о результатах рассмотрения и иные задачи.
Довольно высок ресурсный потенциал сельскохозяйственных предприятий области. Агропромышленный комплекс способен удовлетворить потребности населения в основных продуктах питания и обеспечить сырьем перерабатывающую отрасль. В области имеются 382 коллективных предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, сотни фермерских хозяйств и многочисленные личные хозяйства граждан. Основные сельскохозяйственные отрасли: мясо-молочное животноводство, овощеводство и картофелеводство, а также льноводство (в восточной части области). В области повсеместно возделываются зерновые культуры (42% всех посевных площадей). В области имеются три мясокомбината, 16 молочных заводов, молочноконсервный комбинат, две маслосыробазы. Перерабатывающая промышленность представлена спиртовой, ликеро-водочной, винодельческой, пивобезалкогольной, консервной и овощесушильной отраслями. 25 предприятий занимаются алкогольной продукцией. Консервная и овощесушильная отрасли представлены 8 предприятиями и 3 цехами совхозов. Производственные мощности предприятий при увеличении производства и заготовок сырья позволят увеличить экспорт молочных консервов, животного масла, молока стерилизованного с длительным сроком хранения, технического казеина, плодоовощных консервов, картофельного крахмала, свежего картофеля, майонеза.
Одной из составляющих платежного баланса являются операции по экспорту и импорту услуг. Предприятия и организации области оказывают различные услуги всем государствам СНГ, а также более чем 30 странам дальнего зарубежья. При ежегодном росте объемов операций по услугам сальдо остается традиционно положительным. В области следует создать все возможные условия для того, чтобы экспортно-импортные операции стали всепроникающими, а структура экспорта более разнообразной, включая активную работу по привлечению иностранного капитала (на настоящий момент созданы и функционируют 90 совместных и 60 иностранных предприятий).
3.4 Методические материалы и подходы, использующиеся при разработке прогнозов и планов экономического и социального развития региона
Методология прогнозирования и планирования развития экономики региона определяет основные принципы, подходы, методы проведения прогнозных и плановых расчетов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов, планов и их осуществления. При разработке прогнозов и планов экономического и социального развития региона используется комплексный подход, в рамках которого чаще применяется генетический.
При генетическом подходе связь и последовательность явлений рассматривается от прошлого и настоящего к будущему. Он позволяет рассматривать объект, выявляя тенденции его развития и возможные результаты без воздействия на этот объект.
К важнейшим методологическим принципам как прогнозирования, так и планирования развития региона следует отнесли принципы: системности, непрерывности, комплексности, адекватности, целенаправленности и приоритетности, оптимальности, сбалансированности и пропорциональности, социальной ориентации, сочетания отраслевого и регионального аспектов планирования.
Система планов включает планы по уровням управления экономикой и планы временного аспекта. Составной частью планов являются целевые комплексные программы, направленные на решение важнейших социально-экономических, научно-технических и экологических проблем.
При разработке прогнозов и планов развития региона используют интуитивные и формализованные методы. Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении человека. Среди них широкое распространение получили методы экспертных оценок. К формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы моделирования. Все они базируются на математической теории.
В практике прогнозирования и планирования широко используются также метод экономического анализа, нормативный, балансовый и экономико-математические методы. Для разработки целевых комплексных программ применяется программно-целевой метод в сочетании с другими методами.
3.5 Выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития региона. Прогрессивные изменения в развитии региона
Экономическая деятельность Гомельской области в последние годы характеризуется стабильным ростом, который сопровождается позитивными качественными изменениями экономики, положительной динамикой основных показателей социально-экономического развития. Основные макроэкономические показатели по Гомельской области, предусмотренные Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 8 августа 2001 г. № 427 были выполнены (за исключением производства потребительских товаров). Так, в Гомельской области за 2001-2005 годы темп роста производства промышленной продукции составил 151,7 процента (прогноз 128-132 процента), продукции сельского хозяйства – 133,3 процента (122-128 процентов), розничного товарооборота – 183,1 процента (150-155 процентов), реализации платных услуг населению – 165,1 процента (160-165 процентов); рост объемов инвестиций в основной капитал составил 180,3 процента (160-170 процентов).
Объем внешней торговли за 2001 – 2005 годы увеличился почти в 2,5 раза при прогнозных параметрах 142-150 процентов. При этом экспорт товаров и услуг за пятилетие вырос в 3,2 раза (прогноз 143-152 процента), импорт – в 1,7 раза (141-149 процентов).
Положительные тенденции наблюдались и в научно-инновационной составляющей роста показателей социально-экономического развития. Так, в 2005 году затраты на технологические инновации по Гомельской области составили 1416,5 миллиарда рублей (в 1,67 раза больше, чем в 2004 году). К тому же 83,5 процента всех затрат на технологические инновации составили расходы на продуктовые инновации, то есть расходы на разработку и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов.
При этом основным источником финансирования технологических инноваций по Гомельской области (более 90 процентов) являлись собственные средства предприятий. В 2005 году предприятиями Гомельской области было отгружено инновационной продукции на сумму около 2260 миллиардов рублей, или свыше 1/3 от всего объема отгруженной продукции. Основными экспортерами инновационной продукции Гомельской области являлись страны дальнего зарубежья – 1580 миллиардов рублей (70 процентов от экспорта инновационной продукции). Число инновационноактивных организаций Гомельской области соответствовало среднереспубликанскому показателю и в 2005 году равнялось 42.
Выполнение основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития Гомельской области за январь-май 2010 года приведены в приложении Б.
В пределах административно-территориальных единиц в предусмотренном законодательством порядке на основе комплексного учета складывающихся социальных, экономических, экологических, градостроительных и иных условий осуществляется планирование развития населенных пунктов и административно-территориальной единицы в целом. Гомельская область — самая крупная по территории область Республики Беларусь. Ее площадь (40,4 тыс. км²

Численность населения Гомельской области – около 1,5 млн. человек, 30% из которых – в сельской местности. Плотность населения составляет 37 человек на кв. километр. Административный центр области – город Гомель – по численности населения (492 тысячи человек) занимает в республике второе место после Минска.
Гомельская область располагает значительным промышленным потенциалом и является одним из высокоразвитых индустриальных регионов Беларуси. На ее территории расположено более трехсот крупных и средних промышленных предприятий, доля которых в объеме промышленного производства республики составляет 18,7 %. Ведущие отрасли: топливная, химическая, нефтедобывающая, пищевая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, черная металлургия. Велик удельный вес предприятий машино- и приборостроения, металлообработки. В области сосредоточен весь республиканский объем добычи нефти, газа, производства проката черных металлов, фосфатных удобрений, кормоуборочных комбайнов. Среди предприятий есть государственные, акционерные, коллективные, а также предприятия малого и среднего бизнеса, однако доля государственных предприятий преобладает.
Выгодное географическое положение, благоприятный климат, опыт сотрудничества с зарубежными партнерами, высокий образовательный уровень рабочих и служащих, наличие ресурсов для развития аграрно-промышленного комплекса делают область перспективной для отечественных и зарубежных инвесторов.
3.2 Анализ социально-экономического развития региона по основным отраслям и сферам
3.2.1 Потребительский рынок
Потребительный рынок области по многим товарам обеспечивается, в основном, за счет продажи отечественных товаров, удельный вес которых в общем объеме товарооборота составляет 87,3 процента и является самым высоким в республике.
В пределах прогнозных параметров не был обеспечен рост производства потребительских товаров, который составил в целом по области за 2001-2005 годы 126,5 процента (прогноз - 142-147 процентов). Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что область по производству потребительских товаров уже в 1998 году превысила уровень 1990 года, создав тем самым высокую базу для дальнейшего наращивания объемов их выпуска. В 2001-2005 годах в развитии потребительского рынка продолжились положительные тенденции, определившиеся в 1996-2000 годах.
За 2001-2005 годы темп роста розничного товарооборота через все каналы реализации в сопоставимых ценах составил 183,1 процента (прогноз - 150-155 процентов).
За январь-июнь 2006 года населению области было реализовано товаров на 1780 миллиардов рублей. Темп роста к соответствующему периоду 2005 года составил 116,6 процента.
На период 2000-2005 гг. сохранялся достаточно высокий удельный вес покупок товаров на рынках от 37,5 процента в 2001 году до 33,6 процента в 2005 году. В развитии розничного товарооборота наблюдалась тенденция повышения удельного веса частной торговли. Удельный вес государственной торговли в общем объеме розничного товарооборота снизился до 33,6 процента в 2005 году, против 42,3 процента в 2000 году.
Наиболее высокий удельный вес в структуре товарооборота на сегодняшний момент занимает продажа продовольственных товаров - 68,1 процента.
3.2.2 Сфера услуг
Преобладающая часть услуг (до 90 процентов) в Гомельской области оказывается организациями государственной формы собственности, в их числе услуги здравоохранения, образования, транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, культуры и другие. Получили развитие деловые услуги, в том числе консалтинговые. Значительными темпами в 2000-2005 годах развивались аудиторские, риэлтерские и услуги связи. Принимались меры по удовлетворению растущего спроса населения на туристские услуги.
На настоящий момент наблюдается устойчивая тенденция роста платных услуг населению, объем которых за 2001-2005 годы вырос в 1,6 раза.
В структуре платных услуг населению преобладают жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые услуги и услуги связи, которые занимают около 80 процентов от всего объема платных услуг, оказываемых населению.
Приоритетной задачей в развитии сферы услуг является увеличение объемов традиционных услуг (услуги транспорта, бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства). Ускоренное развитие и увеличение объемов получили новые виды услуг: услуги сети Интернет, мобильной связи, страховые, информационные и риэлтерские. Получили ускоренное развитие формирование сферы услуг в малых городах и сельской местности.
Главными целями в области развития бытового обслуживания населения, особенно в сельской местности, являются достижение нормативов государственных минимальных социальных стандартов по обслуживанию населения.
На настоящий момент предусматривается возмещение убытков от оказания комплексными приемными пунктами бытовых услуг населению в сельской местности за счет финансирования из местных бюджетов части затрат по доставке заказов, выполнению социально значимых услуг (ремонт обуви, ремонт швейных изделий, прием белья в стирку, особенно в населенных пунктах, не имеющих централизованного водо- и теплоснабжения). Экономические меры стимулирования развития бытовых услуг в сельской местности включают также снижение ставок или отмену местных налогов, сборов и арендной платы.
3.2.3 Промышленность
На территории области расположено более 300 крупных и средних предприятий, доля которых в общем объеме промышленного производства Республики Беларусь составляет около 23 процентов.
Устойчивое развитие промышленного сектора является основополагающей базой для социально-экономического развития области в целом.
Ведущими отраслями промышленности области являются топливная, металлургическая, машиностроение, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и нефтехимическая, пищевая.
На протяжении 2001-2005 годов промышленные предприятия области обеспечивали устойчивый прирост выпуска продукции, увеличив за указанный период объем производства в 1,5 раза. Такая динамика развития обеспечена в том числе и благодаря реализации ряда масштабных проектов по реконструкции и созданию новых производственных мощностей.
В первом полугодии 2006 года темп роста объемов промышленного производства составил 112,5 процента (прогноз - 108-109,5 процента), инвестиций в основной капитал - 159 процентов (111 процентов), розничного товарооборота - 116,6 процента (108,5-110 процентов), реализации платных услуг населению - 113,7 процента (107-108 процентов).
Основными проблемами, требующими решения в ближайшее время, являются:
1) сложное финансовое положение отдельных организаций ряда отраслей промышленности и недостаточная эффективность их производств;
2) высокий уровень физического и морального износа основных средств, высокая материало- и энергоемкость производства;
3) высокая загрузка производственных мощностей на многих валоемких предприятиях области;
4) сильная зависимость многих предприятий от конъюнктуры цен на импортируемые сырьевые и топливно-энергетические ресурсы (предприятия машиностроения и металлообработки, химической и нефтехимической отрасли);
5) ограниченность инвестиционных ресурсов и инновационных возможностей для обновления основных фондов.
В 2006–2010 годах важнейшими задачами для промышленного сектора экономики области были закрепление и развитие положительных тенденций, а также технологическое перевооружение производства на базе внедрения новейших технологий. Наращивание экспорта традиционных видов продукции и диверсификация экспорта остаются одним из важнейших приоритетов в наступившем пятилетии.
3.2.4 Сельское хозяйство
Основной целью развития агропромышленного комплекса области является формирование эффективного, устойчивого и конкурентоспособного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, обеспечение продовольственной безопасности страны, наращивание экспортного потенциала и сокращение импорта. Развитие агропромышленного комплекса на 2005–2010 годы осуществлялось в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005–2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150, а также другими государственными программами, которые предусматривали повышение уровня и качества жизни населения, эффективное производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия в объемах, достаточных для внутреннего рынка и активизации экспорта.
Важнейшей отраслью агропромышленного комплекса области является сельское хозяйство, основными задачами которого являются:
обеспечение рентабельного производства продукции, повышение платежеспособности сельскохозяйственных организаций;
повышение конкурентоспособности продукции;
увеличение доходов сельскохозяйственных работников.
Для реализации этих задач потребуется обеспечить:
интенсификацию отрасли;
углубление специализации производства;
повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных;
снижение издержек производства;
повышение производительности труда.
Для устойчивого развития аграрной отрасли стратегическим направлением должна стать интенсификация производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, инновационной деятельности. Освоение новых технологий в растениеводстве и животноводстве – основной фактор снижения издержек производства, повышения качества и конкурентоспособности продукции. Через технологический прорыв намечается решение производственных, экономических и социальных проблем на селе.
В течение 2005–2010 годов осуществлялось техническое переоснащение машинно-тракторного парка, обеспечивающее темпы реновации с 3,3 процента в 2005 году до 10 процентов в 2010 году.
Государственную поддержку сельскохозяйственного производства предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:
реализация ключевых государственных программ;
льготирование кредитов;
дотирование цен на сельскохозяйственную продукцию, а также технику, поставляемую по лизингу.
Централизованные ресурсы на настоящий момент направляются преимущественно сельскохозяйственным организациям, обеспечивающим их высокую окупаемость.
3.2.5 Трудовые ресурсы и оплата труда
Социально-трудовая сфера - один из наиболее сложных объектов государственного регулирования. Основной целью деятельности в социально-трудовой сфере является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей экономики области.
Трудовые ресурсы области в 2005 году в сравнении с 2001 годом увеличились на 18,2 тысячи человек, или на 2 процента, и составили 923,9 тысячи человек. Вместе с тем абсолютная численность занятых в экономике уменьшилась на 28,2 тысячи человек, или на 4,2 процента, и составила 634,4 тысячи человек. Число граждан, занятых в сфере услуг, возросло за эти годы на 10,1 тысячи человек, а граждан, занятых в сфере производства товаров, уменьшилось на 33 тысячи человек. Одним из важнейших приоритетов социальной политики области в 2006–2010 годах стало усиление роли заработной платы как одного из основных факторов стимулирования экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики, а также обеспечение минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы.
По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь рост номинальной заработной платы в 2001-2007 гг. варьировал в пределах 19% - 109%, в 2007 году по сравнению с 2000 годом номинальная заработная плата увеличилась в республике в 11,7 раз.
Численность трудовых ресурсов в регионе на сегодняшний момент составляет около 920 тысяч человек. Лица трудоспособного возраста составляют 61,3% всего населения. Из общей численности занятых в народном хозяйстве 63,2% - рабочие, остальные – служащие. Около 118 тысяч работающих имеют высшее образование (в том числе пять тысяч рабочих). Среднее специальное образование имеют 139 тыс. человек. Профессионально-техническое образование – 115 тыс. человек. В государственном секторе экономики занято 374 тыс. человек, на предприятиях частной и иностранной форм собственности – 260 тыс. человек. Из общего количество занятого населения, в промышленности работает – 27,5%, сельском хозяйстве—10,8%, торговле и общественном питании - 12,2%, образовании – 10,9%.
3.2.6 Финансы
Финансовая поддержка из средств областного бюджета осуществляется по следующим направлениям:
льготное кредитование субъектов малого предпринимательства - осуществляется на безвозмездной основе путем частичной компенсации кредитополучателям расходов по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, направленными на финансирование инвестиционных проектов;
бюджетная ссуда - представляется субъектам малого предпринимательства в национальной валюте Республике Беларусь на принципах целевой направленности, платности, возвратности и материальной обеспеченности.
Ежегодно Гомельским исполнительным комитетом утверждаются «Мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства в Гомельской области». Деятельностью по содействию в организации предпринимательской деятельности занимается Региональный центр занятости населения. Центр занимается подготовкой и переподготовкой кадров, выделяет деньги на эти цели, а также на конференции и семинары, организует ярмарку вакансий. Кроме того, центр занятости оказывает:
финансирование организации новых рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости безработных граждан;
финансовую помощь для организаций предпринимательской деятельности для безработных, зарегистрированных в центрах занятости;
компенсацию затрат на организацию собственного дела, т.е. предпринимательской деятельности (изготовление печати, открытие счета, нотариальные услуги и т.д.).
К системе сервисного обслуживания малых предприятий относятся:
консультации и услуги по правовым вопросам внешнеэкономической деятельности;
поиск партнеров для делового сотрудничества в стране и за рубежом;
услуги таможенного агента;
организация выставок и экспозиций;
сертификация происхождения товаров и продукции собственного происхождения;
экспертиза товаров, сырья и оборудования по количеству, качеству и комплектности.
Кредитование предпринимательской деятельности на условиях платности и возвратности осуществляют банки. Наиболее активно с субъектами малого предпринимательства работают ОАО «Приорбанк» и ОАО «Белинвестбанк».
В 2007 году, как и в 2006, темпы роста доходов бюджета большинства стран СНГ опережали темпы инфляции, что оказало положительное влияние на реальное увеличение бюджетных ресурсов. В январе – сентябре 2007 г. доходы бюджета Республики Беларусь увеличились на 25,5%, а индекс потребительских цен – на 7,6%. Формирование бюджетных доходов в республике происходило главным образом за счет налоговых поступлений: в январе – сентябре 2007 г. доля основных налогов (налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налог на добавленную стоимость и акцизы) в общем объеме дохода бюджета составила 38,4%. В общих расходах бюджета существенную долю занимали расходы на социальную сферу и экономику. Их долю в республике в январе – сентябре 2007 г. составляла 22,9% и 21,3%.
В 2007 г. в Республике Беларусь существенно увеличились объемы кредитов, предоставленных кредитными организациями предприятиям, организациям, банкам и физическим лицам на фоне благоприятного инвестиционного климата (на 47,3%). Доля долгосрочных кредитов в общем объеме кредитования на конец сентября увеличилась на 22,6%.
3.2.7 Инвестиции
Темп роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в целом по области за 2005 год по сравнению с 2000 годом в сопоставимых ценах составил 177,7 процента (прогноз - 160-170 процентов).
Практически весь объем капиталовложений обеспечивался за счет внутренних ресурсов, доля которых составила 99,7 процента в общем объеме инвестиций. Основными из них были собственные средства организаций (53,4 процента от общего объема), средства республиканского и местного бюджетов (25,7 процента), кредитные ресурсы банков (13,5 процента). Основная доля инвестиций в основной капитал была направлена на строительство (модернизацию) объектов производственного назначения - свыше 72 процентов от общего объема инвестиций. В активную часть основных средств было направлено до 60 процентов капиталовложений, использованных по объектам производственного назначения.
Опережающим ростом осваивались инвестиции в сельском хозяйстве и на транспорте. В промышленном производстве более быстрыми темпами росли капиталовложения в целлюлозно-бумажной и нефтяной промышленности, черной металлургии.
На настоящий момент в области реализуются крупнейшие инвестиционные проекты: производится реконструкция, модернизация и техническое перевооружение на РУП «Светлогорское производственное объединение «Химволокно» (реконструкция потока вискозной технической нити с освоением производства вискозного корда типа «Супер-2»), завершается строительство второй очереди целлюлозного завода в ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат».
Несмотря на складывающиеся положительные тенденции в инвестиционной деятельности организаций области, существует ряд проблем: высокий уровень физического и морального износа основных фондов в производственных отраслях экономики; наличие значительного количества объектов незавершенного строительства;
недостаточное использование кредитных ресурсов банков, в том числе иностранных.
Основными направлениями инвестиционной деятельности являются:
техническое перевооружение и развитие отраслей экономики области и производств;
мобилизация имеющихся внутренних активов (собственных средств организаций);
активизация использования кредитных ресурсов банков в инвестиционных целях;
эффективное использование амортизационных средств;
реализация важнейших и основных отраслевых и региональных инвестиционных проектов;
техническое перевооружение сельскохозяйственного производства и аграрно-промышленного комплекса;
оказание содействия в создании новых предприятий и производств, в том числе в малых и средних городских поселениях области и в свободной экономической зоне «Гомель-Ратон»;
привлечение иностранных инвестиций и наполнение инвестиционными проектами иностранных кредитных линий;
оказание содействия в развитии предпринимательства.
Приоритетом в использовании инвестиций в основной капитал остается привлечение инвестиционных ресурсов в производственную сферу, сосредоточение их на реализации инвестиционных проектов с наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности.
В промышленном секторе предусматривается направление инвестиций на дальнейшую модернизацию и техническое перевооружение коммерческих организаций. Продолжится практика особого контроля за реализацией приоритетных инвестиционных проектов. В сельском хозяйстве инвестиционные ресурсы направляются на развитие агрогородков, оснащение сельскохозяйственных организаций современной высокотехнологичной техникой. В строительном комплексе предусматривается привлекать инвестиции на комплексную механизацию и модернизацию строительных организаций, жилищное строительство.
Особое внимание уделяется реализации инвестиционных проектов в малых и средних городских поселениях области, предусматривающих создание (расширение) новых производств с целью создания рабочих мест.
В дальнейшем рост инвестиций в основной капитал будет обеспечен в основном за счет собственных средств организаций – предусматривается увеличение использования амортизационных отчислений и капитализируемой прибыли, повышение доли кредитов банков на инвестиционные цели. Будут предприниматься меры по привлечению иностранных инвестиций и средств иностранных кредитных линий для реализации инвестиционных проектов в реальном секторе экономики. Предусматривается дальнейшее вовлечение в инвестиционный процесс средств населения, которые в основном будут направляться на строительство жилья, создание и развитие собственного дела.
3.2.8 Внешнеэкономическая деятельность
Внешняя торговля является одной из важнейших сфер экономической деятельности области. Свыше 70 процентов производимой в области продукции поставляется на экспорт. Это связано с высокой степенью ориентации основных отраслей промышленности на внешний рынок и существенной зависимостью от импорта сырья, топлива, материалов.
Начиная с 2000 года экономика области демонстрирует рост своего экспортного потенциала. За пять последующих лет объем экспорта вырос почти в 3,2 раза и составил по итогам 2005 года 3434,3 миллиона долларов США. Специфичным для области является тот факт, что доля трех предприятий (РУП «Белорусский металлургический завод», ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» и РУП «Производственное объединение «Белоруснефть») во внешнеторговом обороте достигает более 80 процентов и тем самым оказывает определяющее влияние на экспортно-импортные показатели.
Опережающий рост экспорта над импортом на протяжении последних лет формирует бездефицитное сальдо внешнеторгового баланса по области, которое по итогам 2005 года составило 1824,8 миллиона долларов США, что более чем в 11 раз превышает размер сальдо, достигнутого в 2000 году.
В 2005 году доля экспорта продукции в дальнее зарубежье превысила 71 процент. Гомельская область традиционно занимает лидирующие позиции в республике по объему инвестиций в основной капитал. Для продвижения производимых в области товаров на зарубежные рынки используются и межрегиональные связи. Облисполкомом заключено 26 соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве с различными регионами Российской Федерации, других государств дальнего и ближнего зарубежья. Российская Федерация является основным партнером во внешнеэкономической деятельности области. Объем торговли с федерацией составляет половину внешнеторгового оборота области. Около трети поставок в Россию — черные металлы и изделия из них, минеральные удобрения, текстиль, машины и оборудование, обои, картон, фарфоро-фаянсовые изделия. На территории области работают 71 совместное и 41 иностранное предприятия (третья часть их создана с участием российского капитала, восьмая — немецкого).
Среди основных внешнеторговых партнеров области такие страны, как Великобритания, Нидерланды, Польша, Германия, Китай, Италия, страны Балтии. Серьезное внимание уделяется созданию на рынках ближнего и дальнего зарубежья торговых домов, представительств, дилерских центров.
Важным фактором экономического роста в 2006–2010 годах стали предпринимательство и малый бизнес как сферы экономической деятельности, способной обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект.
3.2.9 Правовое обеспечение в системе управления региона
Правовое обеспечение системы управления Гомельской области осуществляется главным управлением юстиции Гомельского облисполкома и его отделами. В своей деятельности юридическая служба облисполкома руководствуется Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства. Проекты нормативных и иных правовых актов, разработанных облисполкомом, до представления руководству на подпись должны быть завизированы руководителем юридической службы, главным юрисконсультом.
В случае несоответствия законодательству проектов нормативных и иных правовых актов, представляемых на подпись руководству, руководитель юридической службы, главный юрисконсульт визируют проект с замечаниями, которые прилагаются к проекту. Руководитель юридической службы, главный юрисконсульт несут ответственность за соответствие законодательству визируемых ими проектов нормативных и иных правовых актов, представляемых на подпись руководству, и данных ими юридических заключений.
3.3 Выявление тенденций и перспектив развития региона на базе анализа его современного состояния
На основании анализа современного состояния Гомельской области можно сделать выводы о тенденциях развития региона. В числе основных задач, способствующих экономическому подъему региона можно рассмотреть развитие наукоемких отраслей, наращивание экспортного потенциала, увеличение производства продовольствия, жилищное строительство.
Область заинтересована как в частных отечественных, так и в иностранных инвестициях. Приток внешних инвестиций способствует не только выходу экономики из кризиса и улучшению качества жизни населения, но и эффективному функционированию предприятий различных форм собственности, интернационализации рынка товаров, капиталов и рабочей силы.
Основными сферами привлечения иностранных инвестиций в Гомельскую область являются следующие отрасли промышленности: топливная, химическая и нефтехимическая, черная металлургия, радиоэлектронная, алмазообрабатывающая, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, пищевая.
Основные мотивы для инвестирования в Гомельскую область:
социальное спокойствие, экономическая стабильность, юридическая безопасность, государственные гарантии;
благоприятные климатические условия, выгодное географическое положение на пересечении важных международных железнодорожных линий и автомагистралей;
опыт сотрудничества с зарубежными предприятиями и фирмами различных форм собственности;
высокий образовательный уровень рабочих и служащих;
наличие ресурсов для развития аграрно-промышленного комплекса;
активная поддержка структурами власти продуктивных инвестиций, исключение любых неоправданных ограничений для иностранных капиталовложений.
В экономической сфере основными задачами развития региона являются:
совершенствование структуры управления отраслями экономики Гомельской области;
выработка предложений, направленных на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции за счет снижения издержек производства, прежде всего материалоемкости и энергоемкости, повышения качества, внедрения новых прогрессивных ресурсо- и энергосберегающих технологий с использованием внутренних и внешних инвестиций, более полного использования местных и вторичных сырьевых ресурсов;
развитие маркетинга, экспорта товаров и услуг;
насыщение внутреннего потребительского рынка конкурентоспособными товарами отечественного производства;
рассмотрение проекта заключения об оценке результатов реализации инвестиционных проектов и информирование администрации свободной экономической зоны «Гомель-Ратон» о результатах рассмотрения и иные задачи.
Довольно высок ресурсный потенциал сельскохозяйственных предприятий области. Агропромышленный комплекс способен удовлетворить потребности населения в основных продуктах питания и обеспечить сырьем перерабатывающую отрасль. В области имеются 382 коллективных предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, сотни фермерских хозяйств и многочисленные личные хозяйства граждан. Основные сельскохозяйственные отрасли: мясо-молочное животноводство, овощеводство и картофелеводство, а также льноводство (в восточной части области). В области повсеместно возделываются зерновые культуры (42% всех посевных площадей). В области имеются три мясокомбината, 16 молочных заводов, молочноконсервный комбинат, две маслосыробазы. Перерабатывающая промышленность представлена спиртовой, ликеро-водочной, винодельческой, пивобезалкогольной, консервной и овощесушильной отраслями. 25 предприятий занимаются алкогольной продукцией. Консервная и овощесушильная отрасли представлены 8 предприятиями и 3 цехами совхозов. Производственные мощности предприятий при увеличении производства и заготовок сырья позволят увеличить экспорт молочных консервов, животного масла, молока стерилизованного с длительным сроком хранения, технического казеина, плодоовощных консервов, картофельного крахмала, свежего картофеля, майонеза.
Одной из составляющих платежного баланса являются операции по экспорту и импорту услуг. Предприятия и организации области оказывают различные услуги всем государствам СНГ, а также более чем 30 странам дальнего зарубежья. При ежегодном росте объемов операций по услугам сальдо остается традиционно положительным. В области следует создать все возможные условия для того, чтобы экспортно-импортные операции стали всепроникающими, а структура экспорта более разнообразной, включая активную работу по привлечению иностранного капитала (на настоящий момент созданы и функционируют 90 совместных и 60 иностранных предприятий).
3.4 Методические материалы и подходы, использующиеся при разработке прогнозов и планов экономического и социального развития региона
Методология прогнозирования и планирования развития экономики региона определяет основные принципы, подходы, методы проведения прогнозных и плановых расчетов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов, планов и их осуществления. При разработке прогнозов и планов экономического и социального развития региона используется комплексный подход, в рамках которого чаще применяется генетический.
При генетическом подходе связь и последовательность явлений рассматривается от прошлого и настоящего к будущему. Он позволяет рассматривать объект, выявляя тенденции его развития и возможные результаты без воздействия на этот объект.
К важнейшим методологическим принципам как прогнозирования, так и планирования развития региона следует отнесли принципы: системности, непрерывности, комплексности, адекватности, целенаправленности и приоритетности, оптимальности, сбалансированности и пропорциональности, социальной ориентации, сочетания отраслевого и регионального аспектов планирования.
Система планов включает планы по уровням управления экономикой и планы временного аспекта. Составной частью планов являются целевые комплексные программы, направленные на решение важнейших социально-экономических, научно-технических и экологических проблем.
При разработке прогнозов и планов развития региона используют интуитивные и формализованные методы. Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении человека. Среди них широкое распространение получили методы экспертных оценок. К формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы моделирования. Все они базируются на математической теории.
В практике прогнозирования и планирования широко используются также метод экономического анализа, нормативный, балансовый и экономико-математические методы. Для разработки целевых комплексных программ применяется программно-целевой метод в сочетании с другими методами.
3.5 Выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития региона. Прогрессивные изменения в развитии региона
Экономическая деятельность Гомельской области в последние годы характеризуется стабильным ростом, который сопровождается позитивными качественными изменениями экономики, положительной динамикой основных показателей социально-экономического развития. Основные макроэкономические показатели по Гомельской области, предусмотренные Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 8 августа 2001 г. № 427 были выполнены (за исключением производства потребительских товаров). Так, в Гомельской области за 2001-2005 годы темп роста производства промышленной продукции составил 151,7 процента (прогноз 128-132 процента), продукции сельского хозяйства – 133,3 процента (122-128 процентов), розничного товарооборота – 183,1 процента (150-155 процентов), реализации платных услуг населению – 165,1 процента (160-165 процентов); рост объемов инвестиций в основной капитал составил 180,3 процента (160-170 процентов).
Объем внешней торговли за 2001 – 2005 годы увеличился почти в 2,5 раза при прогнозных параметрах 142-150 процентов. При этом экспорт товаров и услуг за пятилетие вырос в 3,2 раза (прогноз 143-152 процента), импорт – в 1,7 раза (141-149 процентов).
Положительные тенденции наблюдались и в научно-инновационной составляющей роста показателей социально-экономического развития. Так, в 2005 году затраты на технологические инновации по Гомельской области составили 1416,5 миллиарда рублей (в 1,67 раза больше, чем в 2004 году). К тому же 83,5 процента всех затрат на технологические инновации составили расходы на продуктовые инновации, то есть расходы на разработку и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов.
При этом основным источником финансирования технологических инноваций по Гомельской области (более 90 процентов) являлись собственные средства предприятий. В 2005 году предприятиями Гомельской области было отгружено инновационной продукции на сумму около 2260 миллиардов рублей, или свыше 1/3 от всего объема отгруженной продукции. Основными экспортерами инновационной продукции Гомельской области являлись страны дальнего зарубежья – 1580 миллиардов рублей (70 процентов от экспорта инновационной продукции). Число инновационноактивных организаций Гомельской области соответствовало среднереспубликанскому показателю и в 2005 году равнялось 42.
Выполнение основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития Гомельской области за январь-май 2010 года приведены в приложении Б.
@темы: Практика