читать дальшеИнвестиционная политика Беларуси направлена на создание условий для сохранения высоких темпов инвестиций на благо населения и производства конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках. К основным инвестиционным стимулам можно отнести: выгодное экономико-географическое и геополитическое положение между новыми границами экономически развитого Европейского Союза и Российской Федерацией, располагающей огромными сырьевыми и энергетическими запасами; социальная, политическая и экономическая стабильность; законодательная и организационная обеспеченность инвестиционного процесса; развитый научно-технический, промышленный и экспортный потенциал; высококвалифицированная и относительно недорогая рабочая сила; единое таможенное пространство с Россией; экономическое и историческое объединение Беларуси со странами СНГ, способное обеспечить выход на товарные рынки России и стран СНГ. Стабильная внутриполитическая обстановка, отсутствие конфликтов межнационального или религиозного характера делают Беларусь все более привлекательной для инвесторов. Для активизации инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата в республике будут реализовываться меры по: подписанию международных соглашений и договоров о предотвращении двойного налогообложения и сохранности инвестиций; созданию гарантийного кредитного фонда для субъектов малого бизнеса, предоставляющего гарантии и поручительства за них по выдаваемым банками кредитам; расширению инвестиционного потенциала банковского сектора за счет вовлечения внешнего капитала и средств домашних хозяйств; более полному использованию возможностей свободных экономических зон, которые открывают внутренние территории для иностранных инвесторов и предпринимателей. С целью реализации дорогостоящих инвестиционных проектов внедряются новые формы инвестирования: концессии, проектное и венчурное финансирование, лизинг. С инвестором может быть заключен инвестиционный договор, который предоставит дополнительные гарантии инвестору по экономическим и иным условиям реализации проекта на белорусском рынке. Важная роль в создании благоприятного инвестиционного климата в республике принадлежит Консультативному совету по иностранным инвестициям, возглавляемому Премьер-министром Республики Беларусь. В его состав входят представители государственных структур, международных организаций, а также иностранных инвесторов, работающих на белорусском рынке. Большое внимание в республике уделяется информационному обеспечению международной деловой общественности и зарубежных инвесторов: проводятся семинары, международные конференции по инвестиционной деятельности и иностранным инвестициям. Созданы Национальное инвестиционное агентство и Национальный инвестиционный сайт: www.invest.belarus.by
О ШАГАХ В ПРАВОВОЙ СФЕРЕ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЛИБЕРАЛИЗАЦИЮ ЭКОНОМИКИ И ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В последние месяцы в Республике Беларусь принят ряд далеко идущих правовых актов, направленных на радикальную либерализацию экономики и повышение инвестиционной привлекательности страны. Эти и запланированные последующие шаги предпринимаются для достижения поставленной Главой государства цели – войти в число первых 25 стран в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса.
1. Дополнительно защитить права белорусских и иностранных инвесторов, оградить их деятельность от чрезмерного вмешательства со стороны государственных органов призвана отмена Указом Президента Республики Беларусь от 4 марта 2008 г. № 144 особого права государства на участие в управлении хозяйственными обществами, т.н. «золотой акции».
2. 17 декабря 2007 г. Глава государства подписал Декрет № 8, которым упрощен порядок государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования.
Существовавшая ранее разрешительная процедура регистрации заменяется заявительной. Срок регистрации сокращается с двадцати до пяти рабочих дней. В два раза снижены минимальные размеры уставных фондов юридических лиц и субсидиарной ответственности участников обществ с дополнительной ответственностью. При ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей закрепляется принцип «одного окна» во взаимоотношениях регистрирующего органа с другими государственными органами.
3. В целях стимулирования экономического развития сельских населенных пунктов 20 декабря 2007 г. Президент издал Декрет № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности на территории сельских населенных пунктов».
В результате с 1 января 2008 г. к организациям и индивидуальным предпринимателям, работающим в сельской местности, применяется особый порядок налогообложения. Так, в течение 2008-2012 гг. они освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога на недвижимость. Снижается плата за получение лицензий. С целью снижения затрат на строительство на период до 2011 года введен ряд налоговых льгот.
Работающие в сельской местности организации освобождаются от уплаты таможенных платежей и НДС при ввозе технологического оборудования в качестве вклада в уставный фонд. Это позволит освободить от налогообложения инвестиции, необходимые для модернизации действующих и создания новых производств.
Банки будут с минимальными формальностями выдавать субъектам, реализующим инвестиционные проекты в сельских населенных пунктах, недорогие кредиты в размере до 20 000 евро.
4. Аналогичный подход применен и в Декрете от 30 января 2008 г. № 1, которым Глава государства предоставил ряд льгот и особых условий работы для предприятий, создаваемых в малых (до 50 тыс. жителей) городах. Льготы и особые условия распространяются на все инвестиции, включая иностранные.
Производства, созданные в малых городах после 1 апреля 2008 г., на 5 лет освобождаются от налога на прибыль и обязательной продажи валютной выручки, полностью свободны в ценообразовании на свои товары, самостоятельно определяют уровень оплаты труда сотрудников. Они также освобождаются от уплаты сбора в фонд поддержки сельхозпроизводителей.
Кроме того, оборудование, которое инвестор будет ввозить в качестве вклада в уставный фонд, освобождается от таможенных пошлин и НДС. Свои имущественные интересы такие предприятия могут страховать у зарубежных страховщиков.
5. 27 декабря 2007 г. Глава государства подписал Указ № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков», значительно упрощающий существующую процедуру. Документ призван обеспечить доступность, простоту и оперативность принятия решения о выделении земельного участка любому гражданину, желающему его приобрести. Указ делегировал соответствующие полномочия местным органам исполнительной власти.
Кроме того, принятие документа значительно снизит инвестиционные риски лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков, связанные в настоящее время с необходимостью подготовки дорогостоящей строительной документации и возможным отказом в предоставлении земельных участков.
6. В последний день прошлого года Президентом приняты указы № 699 и № 700, которыми на постоянной основе установлены соответственно ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин. Оба документа не только решают вопросы приведения таможенного тарифа в соответствие с новой версией Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, но и позволяют продолжить работу по дальнейшей унификации ставок пошлин с применяемыми в Российской Федерации, как это предусмотрено международными обязательствами Республики Беларусь. При этом первым документом введена нулевая ставка ввозной таможенной пошлины по 775 десятизначным кодам товаров, относящихся к категории технологического оборудования. Вторым – отменены вывозные таможенные пошлины в отношении 82 десятизначных кодов.
7. Главой государства 28 января 2008 г. подписан ряд документов, целью принятия которых является дальнейшая последовательная либерализация внешней торговли. Так, указом № 40 введен статус «добросовестный участник внешнеэкономической деятельности». Его обладатели получат возможность в упрощенном порядке ввозить товары для своих производственных нужд и при необходимости использовать их сразу же в производство без таможенной очистки – соответствующие таможенные процедуры будут осуществляться по заявительному принципу без предъявления товара в таможню.
8. Указом № 41 с 1 января 2008 г. с целью технического перевооружения и модернизации действующих производств на 9-месячный срок установлена нулевая ввозная таможенная пошлина по перечню товаров, включившему 172 десятизначных кода технологического оборудования.
9. Указ № 42 расширяет перечень льгот резидентам свободных экономических зон и предоставляет им гарантии неизменности специального правового режима налогообложения. Для уже зарегистрированных в СЭЗ резидентов такие гарантии будут действовать до 31 марта 2015 года, для новых – в течение семи лет с даты их регистрации в СЭЗ. Данным Указом также расширяются полномочия администраций СЭЗ: теперь они самостоятельно смогут принимать решение о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов СЭЗ при реализации ими проектов с заявленной суммой инвестиций свыше 1 млн. евро.
10. Указом от 31 декабря 2007 г. № 703 Глава государства расширил перечень льгот в части освобождения от обложения таможенными пошлинами товаров, ввозимых резидентами Парка высоких технологий.
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
В Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. Республика Беларусь – единственная страна среди стран СНГ, принявшая в 2001 году Инвестиционный кодекс – основополагающий документ, регулирующий национальные и иностранные инвестиции. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь защищает права собственности отечественных и иностранных инвесторов, обеспечивает благоприятные условия их деятельности. Кодексом установлены права инвесторов на получение государственной поддержки при реализации проектов, имеющих значение для государства, предусмотрены льготы при выделении кредитных ресурсов под гарантии правительства. Дополнительные гарантии зарубежным инвесторам предоставляются в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения, а также заключено 59 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций. Республика Беларусь является участницей многосторонних договоров, в том числе Конвенции о разрешении инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств от 18.03.1965, Конвенции об учреждении многостороннего агентства инвестиционных гарантий от 11.10.1985. По мнению Международной финансовой корпорации, занимающейся анализом инвестиционного климата в разных странах, белорусское инвестиционное законодательство заслуживает высокой оценки и является одним из лучших среди стран СНГ.
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Президент Республики Беларусь 17 декабря подписал Декрет № 8, которым упрощается порядок государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования. В частности, действующая разрешительная процедура регистрации заменяется заявительной. Исключается обязанность регистрирующих органов проводить проверку документов, представляемых для государственной регистрации, но одновременно возлагается на заявителя ответственность как за соответствие законодательству этих документов, так и за достоверность сведений, указываемых в них. В случае умышленного представления заявителем недостоверных сведений (сокрытия фактических обстоятельств), такие лица вправе повторно обратиться за государственной регистрацией только по истечении одного года со дня вынесения регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации. Кроме того, отменяется необходимость указания в учредительных документах видов деятельности, предполагаемых к осуществлению, за исключением лицензируемых. В остальных случаях необходимо будет лишь указать предполагаемые к осуществлению виды деятельности в заявлении о государственной регистрации либо уведомить регистрирующий и налоговый органы о таких видах до начала их осуществления. Декретом также уменьшаются в два раза минимальные размеры уставных фондов юридических лиц и субсидиарной ответственности участников обществ с дополнительной ответственностью. Сокращается также перечень документов, подаваемых для государственной регистрации. Исключается необходимость представления гарантийного письма о предоставлении помещения в качестве места нахождения (сведения о конкретном адресе, по которому будет размещаться организация, должны указываться только в заявлении на государственную регистрацию). Не нужно предоставлять и документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческой организации – физических лицах, а также решения о создании юридического лица, анкеты учредителя (участника) юридического лица. Упорядочивается механизм принятия решений о государственной регистрации и внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что сократит продолжительность и упростит общую процедуру регистрации. Срок государственной регистрации сокращается с 20 до пяти рабочих дней. При ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей закрепляется принцип одного окна во взаимоотношениях регистрирующего органа с другими государственными органами. Так, регистрирующий орган должен уведомить о начале процедуры ликвидации (прекращения деятельности) все уполномоченные органы, в которых ликвидируемый субъект хозяйствования был поставлен на учет, а также таможенные органы. В течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления эти организации, а не субъект хозяйствования направляют регистрирующему органу необходимые для завершения процедуры ликвидации сведения. За субъектом хозяйствования сохраняется обязанность представления в регистрирующий орган только находящихся у него документов: подлинника свидетельства о государственной регистрации, печати, штампов, ликвидационного баланса и т.п. На основании представленных документов регистрирующий орган исключает субъект хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Принятие Декрета следует рассматривать как очередной шаг в совершенствовании и упрощении процедуры государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, позволяющий сделать взаимоотношения между регистрирующим органом и этими субъектами более прозрачными и открытыми. Декрет вступает в силу с 1 января 2008 года.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Деятельность по привлечению инвестиций, в том числе иностранных, является приоритетом государства. Наибольший интерес для республики представляют прямые инвестиции. Они не обременяют государственный долг и позволяют мобилизовать и реализовать весь потенциал зарубежного инвестора в Беларуси – финансовый, производственный, интеллектуальный. За последние годы наблюдается тенденция увеличения объемов поступающего иностранного капитала. Так, за 2002-2005 гг. в экономику страны поступило более 5 млрд. долларов иностранных инвестиций. В 2005 году было привлечено 1,8 млрд. долларов иностранных инвестиций, четверть из которых составили прямые иностранные инвестиции (около 0,5 млрд. долларов). В пятерку основных стран-инвесторов входят: Россия, Швейцария, Австрия, Германия, Латвия. В Беларуси действует около 3 тыс. компаний, созданных с участием инвесторов из 77 стран мира. В различных секторах экономики с участием зарубежного капитала осуществляется 87 инвестиционных проектов. Наиболее привлекательными отраслями для зарубежных инвесторов в республике являются: машиностроение и металлообработка, легкая, химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая, пищевая промышленность, а также торговля, связь, транспорт и медицина. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими транснациональными корпорациями. Созданы совместные предприятия с немецким концерном “МАН” (выпуск легковой и грузовой автомобильной техники), компанией “Карл Цейсе” (производство оптических изделий), а также иностранные предприятия – “Кока-кола Бевриджис Белоруссия”, “Рестораны Макдональдс” (производство безалкогольных напитков и общественное питание), “Уно-медикал” (производство одноразовых медицинских изделий), “Чесс-Бел” (переработка нефтепродуктов), “Фрезениус” (выпуск медицинского оборудования) и др. Успешно реализуются проекты с привлечением иностранного капитала на ОАО “Могилевхимволокно”, СЗАО “Белорусская пивоваренная компания “Сябар”, строительство приграничного таможенного терминала “Козловичи-2”. Для иностранного инвестора могут иметь привлекательность крупные объемы строительства жилья в республике (до 4 млн. м2 в год), реконструкция объектов республиканского значения – спортивных комплексов “Раубичи” и “Стайки”, строительство универсального культурно-спортивного комплекса “Минск-Арена”. Также в Беларуси реализуются программы развития наиболее перспективных видов туризма (сельского, экологического, охотничьего, транзитного), создается туристская инфраструктура в исторических городах с культурным наследием. Увеличить приток финансовых средств частных инвесторов для реализации таких проектов в республике позволит реализация мер по упрощению порядка регистрации и приобретения недвижимости, либерализации внешнеторговых связей, унификации таможенно-тарифных систем Беларуси и России, проведению работ по присоединению Республики Беларусь к Всемирной торговой организации.
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ
Для эффективного использования инвестиций сформирован перечень инвестиционных проектов Республики Беларусь на период до 2010 года. Особое внимание государства будет уделено реализации инвестиционных проектов по модернизации производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями, техническому перевооружению и развитию отраслей экспортной и импортозамещающей направленности в нефтехимическом комплексе, микроэлектронике, производстве сельскохозяйственной техники, медицинских препаратов, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также в сфере современных транспортных коммуникаций, связи, туризма, строительных услуг. Разработана база данных по инвестиционным проектам и инвестиционному климату в Республике Беларусь. База включает информацию об инвестиционных потребностях белорусских предприятий, а также правовых условиях вложения зарубежного капитала в экономику страны и размещена на сайте Министерства экономики в сети Интернет (www.economy.gov.by) и на сайте официальной информации органов государственного управления Республики Беларусь (www.main.gov.by).
СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ
В Республике Беларусь действуют 6 свободных экономических зон (CЭЗ) с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового, таможенного и регистрационного режимов. Они созданы указами Президента Республики Беларусь на срок от 30 до 50 лет в целях увеличения притока иностранных инвестиций, внедрения новых технологий, развития экспорта, импортозамещающих производств и создания новых рабочих мест. Свободные экономические зоны “Брест”, “Минск”, “Гомель-Ратон” и “Витебск” имеют опыт работы от 6 до 9 лет, в стадии становления находится деятельность зон “Могилев” и “Гродноинвест”, образованных в 2002 году. За период своего функционирования СЭЗ доказали целесообразность их создания для социально-экономического развития регионов и республики в целом. За счет привлечения иностранных инвестиций задействуются ранее пустующие и неэффективно используемые производственные площади, создаются новые рабочие места, внедряются современные технологии, растут объемы производства и экспорта товаров из СЭЗ, увеличиваются налоговые поступления и сборы в бюджет и во внебюджетные фонды. В качестве резидентов свободных экономических зон Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2006 г. зарегистрированы 278 организаций. В 2005 году резиденты СЭЗ обеспечили 2,2% общереспубликанского объема инвестиций в основной капитал, 3% – производства промышленной продукции, 3,6% – экспорта. В 2005 году в СЭЗ республики поступило иностранных инвестиций на сумму 85,1 млн. долларов, из которых 46,3% – прямые инвестиции. Свыше 85% вложенных инвестиций направляется на развитие промышленности, на которую приходится 87,7% общего числа действующих резидентов СЭЗ. К числу отраслей, привлекательных для инвесторов, относятся машиностроение и металлообработка, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и нефтехимическая промышленность. Наиболее активными зарубежными инвесторами, доля которых составляет более 87% общего объема накопленных иностранных инвестиций, являются Великобритания (20,8%), Россия (16,4%), Германия (13,6%), Польша (10,5%), США (7,9%), Латвия (5,6%), Кипр (4,8%), Виргинские острова (2,8%), Австрия (2,7%), Япония (2,5%). В 2005 году в свободных экономических зонах республики создано более 4 тыс. новых рабочих мест. Среднесписочная численность работников по сравнению с 2004 годом возросла на 18,7% и составила 27,2 тыс. человек. Экспорт товаров с территории СЭЗ за 2005 год составил 580,2 млн. долларов. При этом экспорт на одного занятого в СЭЗ почти в 4,5 раза выше, чем по республике. Продукция, включенная в Государственную программу импортозамещения, по всем СЭЗ составила 47% от общего объема реализации продукции собственного производства (в 2004 году — 38,8%). За пределы Республики Беларусь было реализовано более 55,2% товаров. Для поощрения развития СЭЗ предусмотрен ряд льгот и мер государственной поддержки их резидентов – как отечественных, так и зарубежных. Резиденты СЭЗ уплачивают налог на прибыль в размере 50% ставки, установленной законодательством для других территорий. Резиденты, прибыль которых формируется за счет реализации продукции и услуг собственного производства, освобождаются от налога на прибыль в течение 5 лет. Для резидентов СЭЗ налог на добавленную стоимость от реализации товаров собственного производства на территории Республики Беларусь, являющихся импортозамещающими (в соответствии с перечнем, определенным Правительством Республики Беларусь), взимается в размере 50%. Для белорусских и иностранных участников хозяйственной деятельности на территории СЭЗ действуют равные условия и права. Они вправе пользоваться земельными участками на основе соглашений о долгосрочной аренде, приобретать имущество, акции и другие финансовые активы, создавать предприятия, филиалы и представительства в оговоренных национальным законодательством формах, включая совместные и иностранные предприятия.
Администрации СЭЗ “Брест” www.fez.brest.by
Администрация СЭЗ “Витебск” www.fez-vitebsk.com
Администрация СЭЗ “Гомель-Ратон” www.gomelraton.com
Администрации СЭЗ “Гродно Инвест” www.invest.grodno.by
Администрация СЭЗ “Минск” www.fezminsk.by
Администрации СЭЗ “Могилев” www.fezmogilev.com
РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ПРИВАТИЗАЦИЯ
Реформирование отношений собственности в Республике Беларусь направлено на создание многоукладной социально ориентированной рыночной экономики, стимулирование инвестиционной активности. Целью государственной политики в области приватизации является кардинальное повышение эффективности работы предприятий и экономического комплекса страны в целом. Ее достижение предполагает: вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности, оптимизацию структуры последней; обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества; обеспечение поступлений в республиканский и местные бюджеты средств от приватизации; усиление социальной направленности процесса приватизации государственного имущества. В Беларуси за время проведения реформ (с 1991 года) преобразовано 4,1 тыс. предприятий. Из них 543 (13,2%) – объекты промышленности, 292 (7,1%) – строительства, 81 (2%) – транспорта и связи, 1521 (37,1%) – торговли и общественного питания, 459 (11,2%) – бытового обслуживания населения, 763 (18,6%) – агропромышленного комплекса, 441 (10,8%) – прочих отраслей народного хозяйства. Численность работающих на реформированных предприятиях составляет 958,9 тыс. человек, или более 22% от числа занятых в экономике республики. В сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания, в отраслях, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, реформировано более 70% объектов, в промышленности – около 40%, в строительстве – свыше 30%. В 2005 году реформировано 27 организаций республиканской собственности с общей численностью работающих более 5,3 тыс. человек и 19 объектов коммунальной собственности с численностью 1,8 тыс. человек. Невысокие темпы проведения приватизации в 2005 году обусловлены повышением требований к целесообразности реформирования объектов государственной собственности, определению планируемого экономического эффекта от изменения организационно-правовой формы предприятий, выбору инвестора, готового взять на себя обязательства по модернизации производства, обеспечить социальные гарантии работникам реформируемых предприятий. Из всех способов рыночного реформирования государственной собственности акционирование является приоритетным и чаще всего единственно возможным для средних и крупных предприятий республики. Для многих предприятий акционирование – лучший способ поправить финансовое положение благодаря привлечению дополнительных инвестиций, в том числе и иностранных. За 1991-2005 гг. среди способов реформирования объектов республиканской собственности доля акционирования возросла с 15,8 до 100%. В то же время для объектов коммунальной собственности – это относительно небольшие предприятия торговли, бытового обслуживания населения, сферы услуг – преобладала продажа по конкурсу и на аукционе. Во всех случаях в республике применяется индивидуализированный подход к реформированию каждого объекта госсобственности. Это дает возможность осуществления полного цикла подготовительных мероприятий – от диагностики экономического состояния объекта до поиска потенциальных стратегических инвесторов с учетом экономических, социальных, экологических и других последствий реформирования. В дальнейшей работе по включению иностранных инвесторов в процесс реформирования государственной собственности будет задействован весь набор путей и средств, предусмотренных законодательством. В частности, это соучредительство ОАО на стадии приватизации госпредприятий; выкуп государственных акций по конкурсу и на аукционе; приобретение дополнительного выпуска акций ОАО с долей государства; создание совместных коммерческих организаций; продажа предприятий, имеющих до 100 рабочих мест с задолженностью, равной или превышающей активную часть баланса, за одну базовую величину; сдача объектов исключительной собственности государства в концессию. На этапе перехода от централизованной плановой системы управления народным хозяйством к установлению рыночных отношений приватизация обеспечила появление предприятий различных форм собственности, позволила создать предпосылки для развития предпринимательства. Для Республики Беларусь приватизация была и остается средством инвестирования государственных предприятий за счет частного сектора. Однако сегодня, когда государство выступает в роли предпринимателя в рамках смешанной экономики, существует необходимость усиления его дееспособности путем четкого государственного структурирования производственного сектора по степени, уровню и форме государственного влияния на работу предприятий, в особенности тех, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности страны. Этим обусловлена необходимость тщательной подготовки проектов реформирования отечественных предприятий, учета их особенностей и значимости в масштабе регионов и страны в целом, установления дополнительных требований к прозрачности и повышения контроля за ходом их приватизации. В республике проведены работы по созданию открытых акционерных обществ на базе крупных государственных предприятий нефтехимического комплекса и республиканского унитарного предприятия по транспортировке и поставке газа “Белтрансгаз”, имеющих стратегическое значение для государства. Несмотря на то, что минимальный объем средств, необходимых для реализации важнейших инвестиционных проектов на реформируемых предприятиях нефтехимического комплекса, составлял в целом около 1 млрд. долларов, приоритетным было условие соблюдения экономической безопасности страны. Поэтому был выбран вариант создания на первом этапе открытых акционерных обществ со 100-процентной долей государства. Преобразование крупных предприятий республиканской собственности других отраслей народного хозяйства также проводилось по индивидуальным проектам. Привлечение инвестиций в созданные акционерные общества в необходимых объемах будет осуществляться на этапе реализации принадлежащих государству пакетов акций под конкретные инвестиционные проекты. Если предложения по инвестированию в развитие производства обеспечивают рост финансово-экономических показателей работы предприятий, отвечают государственной стратегии развития региона, страны в целом и не ведут к нарушению социальной стабильности, то решение о приватизации может быть принято. В собственности Республики Беларусь находится 7,3 млрд. акций 634 открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации объектов государственной собственности, или 68,5% от общего количества эмитированных акций. С целью привлечения в экономику республики инвестиций систематически осуществляется продажа принадлежащих Республике Беларусь пакетов акций открытых акционерных обществ. При подготовке предложений о продаже принадлежащих государству акций также применяется принцип “точечного” подхода в рамках действующего законодательства и механизма продажи государственной собственности. Предложения о реализации принадлежащих государству акций рассматриваются индивидуально по каждому предприятию с учетом конкретных предложений инвесторов, в том числе иностранных, перспектив развития предприятия и отрасли, при условии сохранения позиций государства в управлении экономикой. В 2006 году предполагается принятие Закона Республики Беларусь “Об оценке стоимости объектов гражданских прав”. Продолжится работа по совершенствованию нормативной базы рыночной оценки имущества. Подготовлен проект документа о единой методологии оценки недвижимого имущества в Республике Беларусь. Таким образом, решение комплекса вопросов, направленных на совершенствование оценки государственного имущества, позволит определить реальную стоимость приватизируемых предприятий, создать лучшие условия привлечения инвестиций в развитие предприятий путем прозрачности и ясности в подходах к оценке их бизнеса, создать предпосылки для развития рынка ценных бумаг. В 2006 году планируется продать по конкурсу и на аукционе принадлежащие Республике Беларусь пакеты акций 75 открытых акционерных обществ, общая начальная стоимость которых составляет около 136 млрд. руб. Принятие решений по распоряжению государственным имуществом будет осуществляться на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключения договоров, детально регламентирующих взятые инвестором обязательства. В интересах совершенствования управления государственной собственностью в период 2006-2010 гг. будет продолжена работа по отчуждению неиспользуемых, неэффективно используемых или не завершенных строительством производственных объектов. Предполагается активизировать их конкурсную и аукционную продажу, сдачу неиспользуемых площадей в аренду с правом выкупа (в том числе на условиях лизинга) и перепрофилирование. Количество государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в этот период будет постепенно сокращаться за счет их приватизации, преобразования в казенные предприятия, а также создания акционерных обществ с частичным участием государства в их капитале. Одним из путей реформирования может стать передача акций в доверительное управление по конкурсу, основным условием которого является обязательство победителя (доверительного управляющего) обеспечить эффективную работу предприятия и повысить котировку его акций. Это решает проблему эффективного собственнического участия работников приватизируемых государственных предприятий и достижения тем самым социального согласия на уровне первичного звена предпринимательской деятельности. Информация об основных направлениях использования открытыми акционерными обществами, акции которых планируются для продажи по конкурсу в 2006 году, денежных средств, планируемых ими к привлечению в соответствии с условиями конкурсов. Информация об акционерных обществах, акции которых планируются для продажи по конкурсу, на аукционе в 2006 году, и основных показателях их финансово-хозяйственной деятельности
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Республика Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций. Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности. Удельный вес работающих (с учетом индивидуальных предпринимателей) в сфере малого бизнеса составляет около 13% от занятых в экономике. На малых предприятиях республики производится порядка 6% от общего объема производства продукции (работ, услуг). В объеме ВВП удельный вес малых предприятий составляет 7,3%. За последние годы в Республике Беларусь наблюдается положительная динамика количественного роста субъектов малого предпринимательства. По состоянию на 1.10.2005 г. функционировало 33,9 тыс. малых предприятий и около 178 тыс. индивидуальных предпринимателей. На частных малых предприятиях обеспечены более высокие темпы роста по основным экономическим показателям, чем в целом по отраслям экономики. Это еще раз подтверждает, что субъекты малого бизнеса более мобильны и являются важным источником экономического роста страны. Сфера малого предпринимательства охватывает практически все отрасли и сферы деятельности. Наибольшее количество субъектов малого бизнеса в торговле и общественном питании – 39,6%, промышленности – 23,6%, строительстве – 12,1%, на транспорте – 5,9%. Государственная политика в области развития и поддержки предпринимательства является неотъемлемой частью экономической политики страны. Система государственной поддержки малого предпринимательства начала формироваться после принятия в 1996 году Закона Республики Беларусь “О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь”. С 1997 года разрабатываются и реализуются годовые программы государственной поддержки малого предпринимательства. Утверждена Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2006 год, целью которой является дальнейшее формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого бизнеса на основе совершенствования форм и методов государственной поддержки данного сектора экономики. К настоящему времени сложилась и функционирует единая система поддержки предпринимательства, имеющая следующую структуру: Департамент по предпринимательству Министерства экономики как государственный орган, отвечающий за проведение в жизнь государственной политики по поддержке предпринимательства, Белорусский Фонд финансовой поддержки предпринимательства, областные учреждения финансовой поддержки предпринимателей, субъекты инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионах (центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства), некоммерческие организации предпринимателей. Для решения проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, функционирует Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, при Совете Министров – Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого предпринимательства, при Министерстве экономики – рабочая группа, в состав которой включены представители некоммерческих организаций предпринимателей, на областном уровне – советы (комиссии) по развитию предпринимательства. В целях повышения уровня организации взаимодействия индивидуальных предпринимателей, собственников (арендодателей) торговых мест, местных исполнительных и распорядительных органов на рынках и иных торговых объектах республики созданы советы индивидуальных предпринимателей. В целях обеспечения гарантий, соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, расширения рынка товаров и услуг, формирования в стране благоприятного экономического климата Президентом Республики Беларусь подписаны Указы от 24 марта 2005 г. № 148 “О неотложных мерах по поддержке предпринимательства” и от 18 июня 2005 г. N 285 “О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности”, 16 мая 2005 г. № 225 “О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности”. В республике ежегодно проводится республиканский конкурс “Лучший предприниматель года”, который способствует повышению профессионализма и деловой репутации руководителей и коллективов предпринимательских структур, созданию положительного имиджа предпринимателя, стимулированию предпринимательской инициативы населения для решения задач социально-экономического развития страны. С целью выработки новых направлений и расширения сферы применения мер государственной поддержки предпринимательства разработан проект Концепции государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на 2006-2010 гг., подготовлен проект закона “О поддержке малого и среднего предпринимательства”, в котором определены основные принципы, виды и формы государственной поддержки субъектов предпринимательства. Государственная политика поддержки и развития малого предпринимательства в 2006 году, а также на среднесрочную перспективу до 2010 г. будет направлена на дальнейшее совершенствование регулирования предпринимательской деятельности с целью создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития данного сектора экономики. Особое внимание государства придается формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, активизации деятельности данных субъектов хозяйствования в инвестиционной и инновационной сферах, стимулированию развития предпринимательства не только в столице и областных центрах, но и в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах. Достижение поставленной цели предполагает реализацию мер по следующим основным направлениям: минимизация административных и иных ограничений, усложняющих деятельность и сдерживающих развитие субъектов малого и среднего предпринимательства; создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым, материально-техническим, информационным ресурсам, к научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям; развитие внешнеэкономической деятельности и наращивание экспортного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства на основе повышения уровня конкурентоспособности производимой ими продукции; развитие механизмов кооперационного сотрудничества между субъектами малого, среднего предпринимательства и крупными промышленными организациями; совершенствование взаимодействия органов государственного управления всех уровней с некоммерческими организациями предпринимателей и советами индивидуальных предпринимателей посредством их привлечения к выработке предложений по решению проблемных вопросов предпринимательской деятельности; повышение эффективности деятельности субъектов инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства посредством развития их базовых центров и создания новых, в том числе в сельской местности, а также на базе предприятий, подлежащих реструктуризации (реорганизации); дальнейшая популяризация и формирование в обществе позитивного мнения об отечественном малом предпринимательстве.
О ШАГАХ В ПРАВОВОЙ СФЕРЕ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЛИБЕРАЛИЗАЦИЮ ЭКОНОМИКИ И ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В последние месяцы в Республике Беларусь принят ряд далеко идущих правовых актов, направленных на радикальную либерализацию экономики и повышение инвестиционной привлекательности страны. Эти и запланированные последующие шаги предпринимаются для достижения поставленной Главой государства цели – войти в число первых 25 стран в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса.
1. Дополнительно защитить права белорусских и иностранных инвесторов, оградить их деятельность от чрезмерного вмешательства со стороны государственных органов призвана отмена Указом Президента Республики Беларусь от 4 марта 2008 г. № 144 особого права государства на участие в управлении хозяйственными обществами, т.н. «золотой акции».
2. 17 декабря 2007 г. Глава государства подписал Декрет № 8, которым упрощен порядок государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования.
Существовавшая ранее разрешительная процедура регистрации заменяется заявительной. Срок регистрации сокращается с двадцати до пяти рабочих дней. В два раза снижены минимальные размеры уставных фондов юридических лиц и субсидиарной ответственности участников обществ с дополнительной ответственностью. При ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей закрепляется принцип «одного окна» во взаимоотношениях регистрирующего органа с другими государственными органами.
3. В целях стимулирования экономического развития сельских населенных пунктов 20 декабря 2007 г. Президент издал Декрет № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности на территории сельских населенных пунктов».
В результате с 1 января 2008 г. к организациям и индивидуальным предпринимателям, работающим в сельской местности, применяется особый порядок налогообложения. Так, в течение 2008-2012 гг. они освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога на недвижимость. Снижается плата за получение лицензий. С целью снижения затрат на строительство на период до 2011 года введен ряд налоговых льгот.
Работающие в сельской местности организации освобождаются от уплаты таможенных платежей и НДС при ввозе технологического оборудования в качестве вклада в уставный фонд. Это позволит освободить от налогообложения инвестиции, необходимые для модернизации действующих и создания новых производств.
Банки будут с минимальными формальностями выдавать субъектам, реализующим инвестиционные проекты в сельских населенных пунктах, недорогие кредиты в размере до 20 000 евро.
4. Аналогичный подход применен и в Декрете от 30 января 2008 г. № 1, которым Глава государства предоставил ряд льгот и особых условий работы для предприятий, создаваемых в малых (до 50 тыс. жителей) городах. Льготы и особые условия распространяются на все инвестиции, включая иностранные.
Производства, созданные в малых городах после 1 апреля 2008 г., на 5 лет освобождаются от налога на прибыль и обязательной продажи валютной выручки, полностью свободны в ценообразовании на свои товары, самостоятельно определяют уровень оплаты труда сотрудников. Они также освобождаются от уплаты сбора в фонд поддержки сельхозпроизводителей.
Кроме того, оборудование, которое инвестор будет ввозить в качестве вклада в уставный фонд, освобождается от таможенных пошлин и НДС. Свои имущественные интересы такие предприятия могут страховать у зарубежных страховщиков.
5. 27 декабря 2007 г. Глава государства подписал Указ № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков», значительно упрощающий существующую процедуру. Документ призван обеспечить доступность, простоту и оперативность принятия решения о выделении земельного участка любому гражданину, желающему его приобрести. Указ делегировал соответствующие полномочия местным органам исполнительной власти.
Кроме того, принятие документа значительно снизит инвестиционные риски лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков, связанные в настоящее время с необходимостью подготовки дорогостоящей строительной документации и возможным отказом в предоставлении земельных участков.
6. В последний день прошлого года Президентом приняты указы № 699 и № 700, которыми на постоянной основе установлены соответственно ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин. Оба документа не только решают вопросы приведения таможенного тарифа в соответствие с новой версией Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, но и позволяют продолжить работу по дальнейшей унификации ставок пошлин с применяемыми в Российской Федерации, как это предусмотрено международными обязательствами Республики Беларусь. При этом первым документом введена нулевая ставка ввозной таможенной пошлины по 775 десятизначным кодам товаров, относящихся к категории технологического оборудования. Вторым – отменены вывозные таможенные пошлины в отношении 82 десятизначных кодов.
7. Главой государства 28 января 2008 г. подписан ряд документов, целью принятия которых является дальнейшая последовательная либерализация внешней торговли. Так, указом № 40 введен статус «добросовестный участник внешнеэкономической деятельности». Его обладатели получат возможность в упрощенном порядке ввозить товары для своих производственных нужд и при необходимости использовать их сразу же в производство без таможенной очистки – соответствующие таможенные процедуры будут осуществляться по заявительному принципу без предъявления товара в таможню.
8. Указом № 41 с 1 января 2008 г. с целью технического перевооружения и модернизации действующих производств на 9-месячный срок установлена нулевая ввозная таможенная пошлина по перечню товаров, включившему 172 десятизначных кода технологического оборудования.
9. Указ № 42 расширяет перечень льгот резидентам свободных экономических зон и предоставляет им гарантии неизменности специального правового режима налогообложения. Для уже зарегистрированных в СЭЗ резидентов такие гарантии будут действовать до 31 марта 2015 года, для новых – в течение семи лет с даты их регистрации в СЭЗ. Данным Указом также расширяются полномочия администраций СЭЗ: теперь они самостоятельно смогут принимать решение о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов СЭЗ при реализации ими проектов с заявленной суммой инвестиций свыше 1 млн. евро.
10. Указом от 31 декабря 2007 г. № 703 Глава государства расширил перечень льгот в части освобождения от обложения таможенными пошлинами товаров, ввозимых резидентами Парка высоких технологий.
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
В Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. Республика Беларусь – единственная страна среди стран СНГ, принявшая в 2001 году Инвестиционный кодекс – основополагающий документ, регулирующий национальные и иностранные инвестиции. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь защищает права собственности отечественных и иностранных инвесторов, обеспечивает благоприятные условия их деятельности. Кодексом установлены права инвесторов на получение государственной поддержки при реализации проектов, имеющих значение для государства, предусмотрены льготы при выделении кредитных ресурсов под гарантии правительства. Дополнительные гарантии зарубежным инвесторам предоставляются в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения, а также заключено 59 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций. Республика Беларусь является участницей многосторонних договоров, в том числе Конвенции о разрешении инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств от 18.03.1965, Конвенции об учреждении многостороннего агентства инвестиционных гарантий от 11.10.1985. По мнению Международной финансовой корпорации, занимающейся анализом инвестиционного климата в разных странах, белорусское инвестиционное законодательство заслуживает высокой оценки и является одним из лучших среди стран СНГ.
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Президент Республики Беларусь 17 декабря подписал Декрет № 8, которым упрощается порядок государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования. В частности, действующая разрешительная процедура регистрации заменяется заявительной. Исключается обязанность регистрирующих органов проводить проверку документов, представляемых для государственной регистрации, но одновременно возлагается на заявителя ответственность как за соответствие законодательству этих документов, так и за достоверность сведений, указываемых в них. В случае умышленного представления заявителем недостоверных сведений (сокрытия фактических обстоятельств), такие лица вправе повторно обратиться за государственной регистрацией только по истечении одного года со дня вынесения регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации. Кроме того, отменяется необходимость указания в учредительных документах видов деятельности, предполагаемых к осуществлению, за исключением лицензируемых. В остальных случаях необходимо будет лишь указать предполагаемые к осуществлению виды деятельности в заявлении о государственной регистрации либо уведомить регистрирующий и налоговый органы о таких видах до начала их осуществления. Декретом также уменьшаются в два раза минимальные размеры уставных фондов юридических лиц и субсидиарной ответственности участников обществ с дополнительной ответственностью. Сокращается также перечень документов, подаваемых для государственной регистрации. Исключается необходимость представления гарантийного письма о предоставлении помещения в качестве места нахождения (сведения о конкретном адресе, по которому будет размещаться организация, должны указываться только в заявлении на государственную регистрацию). Не нужно предоставлять и документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческой организации – физических лицах, а также решения о создании юридического лица, анкеты учредителя (участника) юридического лица. Упорядочивается механизм принятия решений о государственной регистрации и внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что сократит продолжительность и упростит общую процедуру регистрации. Срок государственной регистрации сокращается с 20 до пяти рабочих дней. При ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей закрепляется принцип одного окна во взаимоотношениях регистрирующего органа с другими государственными органами. Так, регистрирующий орган должен уведомить о начале процедуры ликвидации (прекращения деятельности) все уполномоченные органы, в которых ликвидируемый субъект хозяйствования был поставлен на учет, а также таможенные органы. В течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления эти организации, а не субъект хозяйствования направляют регистрирующему органу необходимые для завершения процедуры ликвидации сведения. За субъектом хозяйствования сохраняется обязанность представления в регистрирующий орган только находящихся у него документов: подлинника свидетельства о государственной регистрации, печати, штампов, ликвидационного баланса и т.п. На основании представленных документов регистрирующий орган исключает субъект хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Принятие Декрета следует рассматривать как очередной шаг в совершенствовании и упрощении процедуры государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, позволяющий сделать взаимоотношения между регистрирующим органом и этими субъектами более прозрачными и открытыми. Декрет вступает в силу с 1 января 2008 года.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Деятельность по привлечению инвестиций, в том числе иностранных, является приоритетом государства. Наибольший интерес для республики представляют прямые инвестиции. Они не обременяют государственный долг и позволяют мобилизовать и реализовать весь потенциал зарубежного инвестора в Беларуси – финансовый, производственный, интеллектуальный. За последние годы наблюдается тенденция увеличения объемов поступающего иностранного капитала. Так, за 2002-2005 гг. в экономику страны поступило более 5 млрд. долларов иностранных инвестиций. В 2005 году было привлечено 1,8 млрд. долларов иностранных инвестиций, четверть из которых составили прямые иностранные инвестиции (около 0,5 млрд. долларов). В пятерку основных стран-инвесторов входят: Россия, Швейцария, Австрия, Германия, Латвия. В Беларуси действует около 3 тыс. компаний, созданных с участием инвесторов из 77 стран мира. В различных секторах экономики с участием зарубежного капитала осуществляется 87 инвестиционных проектов. Наиболее привлекательными отраслями для зарубежных инвесторов в республике являются: машиностроение и металлообработка, легкая, химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая, пищевая промышленность, а также торговля, связь, транспорт и медицина. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими транснациональными корпорациями. Созданы совместные предприятия с немецким концерном “МАН” (выпуск легковой и грузовой автомобильной техники), компанией “Карл Цейсе” (производство оптических изделий), а также иностранные предприятия – “Кока-кола Бевриджис Белоруссия”, “Рестораны Макдональдс” (производство безалкогольных напитков и общественное питание), “Уно-медикал” (производство одноразовых медицинских изделий), “Чесс-Бел” (переработка нефтепродуктов), “Фрезениус” (выпуск медицинского оборудования) и др. Успешно реализуются проекты с привлечением иностранного капитала на ОАО “Могилевхимволокно”, СЗАО “Белорусская пивоваренная компания “Сябар”, строительство приграничного таможенного терминала “Козловичи-2”. Для иностранного инвестора могут иметь привлекательность крупные объемы строительства жилья в республике (до 4 млн. м2 в год), реконструкция объектов республиканского значения – спортивных комплексов “Раубичи” и “Стайки”, строительство универсального культурно-спортивного комплекса “Минск-Арена”. Также в Беларуси реализуются программы развития наиболее перспективных видов туризма (сельского, экологического, охотничьего, транзитного), создается туристская инфраструктура в исторических городах с культурным наследием. Увеличить приток финансовых средств частных инвесторов для реализации таких проектов в республике позволит реализация мер по упрощению порядка регистрации и приобретения недвижимости, либерализации внешнеторговых связей, унификации таможенно-тарифных систем Беларуси и России, проведению работ по присоединению Республики Беларусь к Всемирной торговой организации.
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ
Для эффективного использования инвестиций сформирован перечень инвестиционных проектов Республики Беларусь на период до 2010 года. Особое внимание государства будет уделено реализации инвестиционных проектов по модернизации производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями, техническому перевооружению и развитию отраслей экспортной и импортозамещающей направленности в нефтехимическом комплексе, микроэлектронике, производстве сельскохозяйственной техники, медицинских препаратов, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также в сфере современных транспортных коммуникаций, связи, туризма, строительных услуг. Разработана база данных по инвестиционным проектам и инвестиционному климату в Республике Беларусь. База включает информацию об инвестиционных потребностях белорусских предприятий, а также правовых условиях вложения зарубежного капитала в экономику страны и размещена на сайте Министерства экономики в сети Интернет (www.economy.gov.by) и на сайте официальной информации органов государственного управления Республики Беларусь (www.main.gov.by).
СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ
В Республике Беларусь действуют 6 свободных экономических зон (CЭЗ) с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового, таможенного и регистрационного режимов. Они созданы указами Президента Республики Беларусь на срок от 30 до 50 лет в целях увеличения притока иностранных инвестиций, внедрения новых технологий, развития экспорта, импортозамещающих производств и создания новых рабочих мест. Свободные экономические зоны “Брест”, “Минск”, “Гомель-Ратон” и “Витебск” имеют опыт работы от 6 до 9 лет, в стадии становления находится деятельность зон “Могилев” и “Гродноинвест”, образованных в 2002 году. За период своего функционирования СЭЗ доказали целесообразность их создания для социально-экономического развития регионов и республики в целом. За счет привлечения иностранных инвестиций задействуются ранее пустующие и неэффективно используемые производственные площади, создаются новые рабочие места, внедряются современные технологии, растут объемы производства и экспорта товаров из СЭЗ, увеличиваются налоговые поступления и сборы в бюджет и во внебюджетные фонды. В качестве резидентов свободных экономических зон Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2006 г. зарегистрированы 278 организаций. В 2005 году резиденты СЭЗ обеспечили 2,2% общереспубликанского объема инвестиций в основной капитал, 3% – производства промышленной продукции, 3,6% – экспорта. В 2005 году в СЭЗ республики поступило иностранных инвестиций на сумму 85,1 млн. долларов, из которых 46,3% – прямые инвестиции. Свыше 85% вложенных инвестиций направляется на развитие промышленности, на которую приходится 87,7% общего числа действующих резидентов СЭЗ. К числу отраслей, привлекательных для инвесторов, относятся машиностроение и металлообработка, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и нефтехимическая промышленность. Наиболее активными зарубежными инвесторами, доля которых составляет более 87% общего объема накопленных иностранных инвестиций, являются Великобритания (20,8%), Россия (16,4%), Германия (13,6%), Польша (10,5%), США (7,9%), Латвия (5,6%), Кипр (4,8%), Виргинские острова (2,8%), Австрия (2,7%), Япония (2,5%). В 2005 году в свободных экономических зонах республики создано более 4 тыс. новых рабочих мест. Среднесписочная численность работников по сравнению с 2004 годом возросла на 18,7% и составила 27,2 тыс. человек. Экспорт товаров с территории СЭЗ за 2005 год составил 580,2 млн. долларов. При этом экспорт на одного занятого в СЭЗ почти в 4,5 раза выше, чем по республике. Продукция, включенная в Государственную программу импортозамещения, по всем СЭЗ составила 47% от общего объема реализации продукции собственного производства (в 2004 году — 38,8%). За пределы Республики Беларусь было реализовано более 55,2% товаров. Для поощрения развития СЭЗ предусмотрен ряд льгот и мер государственной поддержки их резидентов – как отечественных, так и зарубежных. Резиденты СЭЗ уплачивают налог на прибыль в размере 50% ставки, установленной законодательством для других территорий. Резиденты, прибыль которых формируется за счет реализации продукции и услуг собственного производства, освобождаются от налога на прибыль в течение 5 лет. Для резидентов СЭЗ налог на добавленную стоимость от реализации товаров собственного производства на территории Республики Беларусь, являющихся импортозамещающими (в соответствии с перечнем, определенным Правительством Республики Беларусь), взимается в размере 50%. Для белорусских и иностранных участников хозяйственной деятельности на территории СЭЗ действуют равные условия и права. Они вправе пользоваться земельными участками на основе соглашений о долгосрочной аренде, приобретать имущество, акции и другие финансовые активы, создавать предприятия, филиалы и представительства в оговоренных национальным законодательством формах, включая совместные и иностранные предприятия.
Администрации СЭЗ “Брест” www.fez.brest.by
Администрация СЭЗ “Витебск” www.fez-vitebsk.com
Администрация СЭЗ “Гомель-Ратон” www.gomelraton.com
Администрации СЭЗ “Гродно Инвест” www.invest.grodno.by
Администрация СЭЗ “Минск” www.fezminsk.by
Администрации СЭЗ “Могилев” www.fezmogilev.com
РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ПРИВАТИЗАЦИЯ
Реформирование отношений собственности в Республике Беларусь направлено на создание многоукладной социально ориентированной рыночной экономики, стимулирование инвестиционной активности. Целью государственной политики в области приватизации является кардинальное повышение эффективности работы предприятий и экономического комплекса страны в целом. Ее достижение предполагает: вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности, оптимизацию структуры последней; обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества; обеспечение поступлений в республиканский и местные бюджеты средств от приватизации; усиление социальной направленности процесса приватизации государственного имущества. В Беларуси за время проведения реформ (с 1991 года) преобразовано 4,1 тыс. предприятий. Из них 543 (13,2%) – объекты промышленности, 292 (7,1%) – строительства, 81 (2%) – транспорта и связи, 1521 (37,1%) – торговли и общественного питания, 459 (11,2%) – бытового обслуживания населения, 763 (18,6%) – агропромышленного комплекса, 441 (10,8%) – прочих отраслей народного хозяйства. Численность работающих на реформированных предприятиях составляет 958,9 тыс. человек, или более 22% от числа занятых в экономике республики. В сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания, в отраслях, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, реформировано более 70% объектов, в промышленности – около 40%, в строительстве – свыше 30%. В 2005 году реформировано 27 организаций республиканской собственности с общей численностью работающих более 5,3 тыс. человек и 19 объектов коммунальной собственности с численностью 1,8 тыс. человек. Невысокие темпы проведения приватизации в 2005 году обусловлены повышением требований к целесообразности реформирования объектов государственной собственности, определению планируемого экономического эффекта от изменения организационно-правовой формы предприятий, выбору инвестора, готового взять на себя обязательства по модернизации производства, обеспечить социальные гарантии работникам реформируемых предприятий. Из всех способов рыночного реформирования государственной собственности акционирование является приоритетным и чаще всего единственно возможным для средних и крупных предприятий республики. Для многих предприятий акционирование – лучший способ поправить финансовое положение благодаря привлечению дополнительных инвестиций, в том числе и иностранных. За 1991-2005 гг. среди способов реформирования объектов республиканской собственности доля акционирования возросла с 15,8 до 100%. В то же время для объектов коммунальной собственности – это относительно небольшие предприятия торговли, бытового обслуживания населения, сферы услуг – преобладала продажа по конкурсу и на аукционе. Во всех случаях в республике применяется индивидуализированный подход к реформированию каждого объекта госсобственности. Это дает возможность осуществления полного цикла подготовительных мероприятий – от диагностики экономического состояния объекта до поиска потенциальных стратегических инвесторов с учетом экономических, социальных, экологических и других последствий реформирования. В дальнейшей работе по включению иностранных инвесторов в процесс реформирования государственной собственности будет задействован весь набор путей и средств, предусмотренных законодательством. В частности, это соучредительство ОАО на стадии приватизации госпредприятий; выкуп государственных акций по конкурсу и на аукционе; приобретение дополнительного выпуска акций ОАО с долей государства; создание совместных коммерческих организаций; продажа предприятий, имеющих до 100 рабочих мест с задолженностью, равной или превышающей активную часть баланса, за одну базовую величину; сдача объектов исключительной собственности государства в концессию. На этапе перехода от централизованной плановой системы управления народным хозяйством к установлению рыночных отношений приватизация обеспечила появление предприятий различных форм собственности, позволила создать предпосылки для развития предпринимательства. Для Республики Беларусь приватизация была и остается средством инвестирования государственных предприятий за счет частного сектора. Однако сегодня, когда государство выступает в роли предпринимателя в рамках смешанной экономики, существует необходимость усиления его дееспособности путем четкого государственного структурирования производственного сектора по степени, уровню и форме государственного влияния на работу предприятий, в особенности тех, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности страны. Этим обусловлена необходимость тщательной подготовки проектов реформирования отечественных предприятий, учета их особенностей и значимости в масштабе регионов и страны в целом, установления дополнительных требований к прозрачности и повышения контроля за ходом их приватизации. В республике проведены работы по созданию открытых акционерных обществ на базе крупных государственных предприятий нефтехимического комплекса и республиканского унитарного предприятия по транспортировке и поставке газа “Белтрансгаз”, имеющих стратегическое значение для государства. Несмотря на то, что минимальный объем средств, необходимых для реализации важнейших инвестиционных проектов на реформируемых предприятиях нефтехимического комплекса, составлял в целом около 1 млрд. долларов, приоритетным было условие соблюдения экономической безопасности страны. Поэтому был выбран вариант создания на первом этапе открытых акционерных обществ со 100-процентной долей государства. Преобразование крупных предприятий республиканской собственности других отраслей народного хозяйства также проводилось по индивидуальным проектам. Привлечение инвестиций в созданные акционерные общества в необходимых объемах будет осуществляться на этапе реализации принадлежащих государству пакетов акций под конкретные инвестиционные проекты. Если предложения по инвестированию в развитие производства обеспечивают рост финансово-экономических показателей работы предприятий, отвечают государственной стратегии развития региона, страны в целом и не ведут к нарушению социальной стабильности, то решение о приватизации может быть принято. В собственности Республики Беларусь находится 7,3 млрд. акций 634 открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации объектов государственной собственности, или 68,5% от общего количества эмитированных акций. С целью привлечения в экономику республики инвестиций систематически осуществляется продажа принадлежащих Республике Беларусь пакетов акций открытых акционерных обществ. При подготовке предложений о продаже принадлежащих государству акций также применяется принцип “точечного” подхода в рамках действующего законодательства и механизма продажи государственной собственности. Предложения о реализации принадлежащих государству акций рассматриваются индивидуально по каждому предприятию с учетом конкретных предложений инвесторов, в том числе иностранных, перспектив развития предприятия и отрасли, при условии сохранения позиций государства в управлении экономикой. В 2006 году предполагается принятие Закона Республики Беларусь “Об оценке стоимости объектов гражданских прав”. Продолжится работа по совершенствованию нормативной базы рыночной оценки имущества. Подготовлен проект документа о единой методологии оценки недвижимого имущества в Республике Беларусь. Таким образом, решение комплекса вопросов, направленных на совершенствование оценки государственного имущества, позволит определить реальную стоимость приватизируемых предприятий, создать лучшие условия привлечения инвестиций в развитие предприятий путем прозрачности и ясности в подходах к оценке их бизнеса, создать предпосылки для развития рынка ценных бумаг. В 2006 году планируется продать по конкурсу и на аукционе принадлежащие Республике Беларусь пакеты акций 75 открытых акционерных обществ, общая начальная стоимость которых составляет около 136 млрд. руб. Принятие решений по распоряжению государственным имуществом будет осуществляться на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключения договоров, детально регламентирующих взятые инвестором обязательства. В интересах совершенствования управления государственной собственностью в период 2006-2010 гг. будет продолжена работа по отчуждению неиспользуемых, неэффективно используемых или не завершенных строительством производственных объектов. Предполагается активизировать их конкурсную и аукционную продажу, сдачу неиспользуемых площадей в аренду с правом выкупа (в том числе на условиях лизинга) и перепрофилирование. Количество государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в этот период будет постепенно сокращаться за счет их приватизации, преобразования в казенные предприятия, а также создания акционерных обществ с частичным участием государства в их капитале. Одним из путей реформирования может стать передача акций в доверительное управление по конкурсу, основным условием которого является обязательство победителя (доверительного управляющего) обеспечить эффективную работу предприятия и повысить котировку его акций. Это решает проблему эффективного собственнического участия работников приватизируемых государственных предприятий и достижения тем самым социального согласия на уровне первичного звена предпринимательской деятельности. Информация об основных направлениях использования открытыми акционерными обществами, акции которых планируются для продажи по конкурсу в 2006 году, денежных средств, планируемых ими к привлечению в соответствии с условиями конкурсов. Информация об акционерных обществах, акции которых планируются для продажи по конкурсу, на аукционе в 2006 году, и основных показателях их финансово-хозяйственной деятельности
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Республика Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций. Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности. Удельный вес работающих (с учетом индивидуальных предпринимателей) в сфере малого бизнеса составляет около 13% от занятых в экономике. На малых предприятиях республики производится порядка 6% от общего объема производства продукции (работ, услуг). В объеме ВВП удельный вес малых предприятий составляет 7,3%. За последние годы в Республике Беларусь наблюдается положительная динамика количественного роста субъектов малого предпринимательства. По состоянию на 1.10.2005 г. функционировало 33,9 тыс. малых предприятий и около 178 тыс. индивидуальных предпринимателей. На частных малых предприятиях обеспечены более высокие темпы роста по основным экономическим показателям, чем в целом по отраслям экономики. Это еще раз подтверждает, что субъекты малого бизнеса более мобильны и являются важным источником экономического роста страны. Сфера малого предпринимательства охватывает практически все отрасли и сферы деятельности. Наибольшее количество субъектов малого бизнеса в торговле и общественном питании – 39,6%, промышленности – 23,6%, строительстве – 12,1%, на транспорте – 5,9%. Государственная политика в области развития и поддержки предпринимательства является неотъемлемой частью экономической политики страны. Система государственной поддержки малого предпринимательства начала формироваться после принятия в 1996 году Закона Республики Беларусь “О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь”. С 1997 года разрабатываются и реализуются годовые программы государственной поддержки малого предпринимательства. Утверждена Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2006 год, целью которой является дальнейшее формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого бизнеса на основе совершенствования форм и методов государственной поддержки данного сектора экономики. К настоящему времени сложилась и функционирует единая система поддержки предпринимательства, имеющая следующую структуру: Департамент по предпринимательству Министерства экономики как государственный орган, отвечающий за проведение в жизнь государственной политики по поддержке предпринимательства, Белорусский Фонд финансовой поддержки предпринимательства, областные учреждения финансовой поддержки предпринимателей, субъекты инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионах (центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства), некоммерческие организации предпринимателей. Для решения проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, функционирует Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, при Совете Министров – Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого предпринимательства, при Министерстве экономики – рабочая группа, в состав которой включены представители некоммерческих организаций предпринимателей, на областном уровне – советы (комиссии) по развитию предпринимательства. В целях повышения уровня организации взаимодействия индивидуальных предпринимателей, собственников (арендодателей) торговых мест, местных исполнительных и распорядительных органов на рынках и иных торговых объектах республики созданы советы индивидуальных предпринимателей. В целях обеспечения гарантий, соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, расширения рынка товаров и услуг, формирования в стране благоприятного экономического климата Президентом Республики Беларусь подписаны Указы от 24 марта 2005 г. № 148 “О неотложных мерах по поддержке предпринимательства” и от 18 июня 2005 г. N 285 “О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности”, 16 мая 2005 г. № 225 “О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности”. В республике ежегодно проводится республиканский конкурс “Лучший предприниматель года”, который способствует повышению профессионализма и деловой репутации руководителей и коллективов предпринимательских структур, созданию положительного имиджа предпринимателя, стимулированию предпринимательской инициативы населения для решения задач социально-экономического развития страны. С целью выработки новых направлений и расширения сферы применения мер государственной поддержки предпринимательства разработан проект Концепции государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на 2006-2010 гг., подготовлен проект закона “О поддержке малого и среднего предпринимательства”, в котором определены основные принципы, виды и формы государственной поддержки субъектов предпринимательства. Государственная политика поддержки и развития малого предпринимательства в 2006 году, а также на среднесрочную перспективу до 2010 г. будет направлена на дальнейшее совершенствование регулирования предпринимательской деятельности с целью создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития данного сектора экономики. Особое внимание государства придается формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, активизации деятельности данных субъектов хозяйствования в инвестиционной и инновационной сферах, стимулированию развития предпринимательства не только в столице и областных центрах, но и в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах. Достижение поставленной цели предполагает реализацию мер по следующим основным направлениям: минимизация административных и иных ограничений, усложняющих деятельность и сдерживающих развитие субъектов малого и среднего предпринимательства; создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым, материально-техническим, информационным ресурсам, к научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям; развитие внешнеэкономической деятельности и наращивание экспортного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства на основе повышения уровня конкурентоспособности производимой ими продукции; развитие механизмов кооперационного сотрудничества между субъектами малого, среднего предпринимательства и крупными промышленными организациями; совершенствование взаимодействия органов государственного управления всех уровней с некоммерческими организациями предпринимателей и советами индивидуальных предпринимателей посредством их привлечения к выработке предложений по решению проблемных вопросов предпринимательской деятельности; повышение эффективности деятельности субъектов инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства посредством развития их базовых центров и создания новых, в том числе в сельской местности, а также на базе предприятий, подлежащих реструктуризации (реорганизации); дальнейшая популяризация и формирование в обществе позитивного мнения об отечественном малом предпринимательстве.
@темы: Экономика, Инвестиции