читать дальшеИнвестиционный процесс является одним из основных факторов, определяющим социально-экономическое развитие Республики Беларусь, ее технологический прогресс и эффективность материального производства.
Этим обусловлен повышенный интерес к государственным инструментам активизации инвестиционного процесса в рамках экономического воздействия на внутренние и внешние инвестиции.
В настоящее время в Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов.
Инвестиционная деятельность в республике может осуществляться в формах:
- создания юридического лица;
- приобретение имущества или имущественных прав, а именно: доли в уставном фонде юридического лица, недвижимости (в том числе и строительство объектов); ценных бумаг; прав на объекты интеллектуальной собственности; концессий; оборудования и других основных средств.
Основополагающим документом, определяющим общие условия осуществления инвестиционной деятельности в Беларуси, является Инвестиционный кодекс, направленный на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов на территории республики.
В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при реализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право на государственную поддержку в виде централизованных инвестиционных ресурсов или предоставления гарантий белорусского Правительства. Иностранным инвесторам гарантируется право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом. И, главное - независимо от формы собственности, инвесторам гарантирована равная, без всякой дискриминации, защита прав и законных интересов.
Инвесторы могут самостоятельно осуществлять все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности. В частности, распоряжаться полученной от инвестиций прибылью, в том числе, реинвестировать ее на территории Беларуси или после уплаты налогов и других обязательных платежей беспрепятственно переводить за пределы республики.
Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы. Такие процессы возможны лишь со своевременной и полной компенсацией не только стоимости инвестиционного имущества, но и других вызванных ими убытков. Инвестиционным кодексом также закрепляется право инвестора обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) государственных органов или их должностных лиц и их акты, нарушающие права инвестора и (или) причиняющие ему убытки.
Принятые решения на государственном уровне за последние2-3 года показывают, что законодательные акты способствуют улучшению инвестиционного климата и рациональному распределению инвестируемых средств по структуре и территориям в соответствии с государственными приоритетами:
- Указом Президента Республики Беларусь от 4 марта 2008 г. № 144 отменено особое право государства на участие в управлении хозяйственными обществами (отмена «золотой акции»);
-упрощен порядок государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования (Декрет Президента Республики №8 от 17 декабря 2007 г). Разрешительная процедура регистрации заменена на заявительную. Срок регистрации сокращен с двадцати до пяти рабочих дней. В два раза снижены минимальные размеры уставных фондов юридических лиц и субсидиарной ответственности участников обществ с дополнительной ответственностью. При ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей закрепляется принцип «одно окно» во взаимоотношениях регистрирующего органа с другими государственными органами.
-приняты меры экономического стимулирования предпринимательской деятельности на территории сельских населенных пунктов (Декрет Президента Республики Беларусь №9 от 20.12.2007г.) В результате с 1 января 2008 г. к организациям и индивидуальным предпринимателям, работающим в сельской местности, применяется особый порядок налогообложения. В течение 2008-2012 гг. они освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога на недвижимость. Снижается плата за получение лицензий. С целью снижения затрат на строительство на период до 2011 года введен ряд налоговых льгот. Работающие в сельской местности организации освобождаются от уплаты таможенных платежей и НДС при ввозе технологического оборудования в качестве вклада в уставный фонд. Это позволит освободить от налогообложения инвестиции, необходимые для модернизации действующих и создания новых производств.
С минимальными формальностями субъекты хозяйствования, реализующие инвестиционные проекты в сельских населенных пунктах, могут получать недорогие кредиты в размере до 20 000 евро.
- предоставлены льготы и особые условия работы для предприятий, создаваемых в малых (до 50 тыс. жителей) городах. Льготы и особые условия распространяются на все инвестиции, включая иностранные (Декрет №1 от 30.01.2008г.). Производства, созданные в малых городах после 1 апреля 2008 г., на 5 лет освобождаются от налога на прибыль и обязательной продажи валютной выручки, полностью свободны в ценообразовании на свои товары, самостоятельно определяют уровень оплаты труда сотрудников. Они также освобождаются от уплаты сбора в фонд поддержки сельхозпроизводителей. Ввозимое оборудование, в качестве вклада в уставный фонд, освобождается от таможенных пошлин и НДС. Свои имущественные интересы такие предприятия могут страховать у зарубежных страховщиков.
-определены условия по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, расположенного на территории сельских населенных пунктов и поселков городского типа на аукционе с установлением начальной цены продажи равной одной базовой величине, а также предусмотрена возможность передачи в безвозмездное пользование или в собственность (Указ Президента Республики Беларусь №108 от 27.02.07г.).
-упрощена процедура изъятия и предоставления земельных участков (Указ №667 от 27.12.2007г.). Принятие документа значительно снижает инвестиционные риски лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков, связанные в настоящее время с необходимостью подготовки дорогостоящей строительной документации и возможным отказом в предоставлении земельных участков.
- получена возможность субъектам хозяйствования, получившим статус «добросовестный участник внешнеэкономической деятельности» в упрощенном порядке ввозить товары для своих производственных нужд и при необходимости использовать их сразу же в производство без таможенной очистки – соответствующие таможенные процедуры будут осуществляться по заявительному принципу без предъявления товара в таможню (Указ №40 от 28.01.2008г.)
- расширен перечень льгот резидентам свободных экономических зон и предоставлены им гарантии неизменности специального правового режима налогообложения. Для уже зарегистрированных в СЭЗ резидентов такие гарантии будут действовать до 31 марта 2015 года, для новых – с 01.04.08г.- в течение семи лет с даты их регистрации в СЭЗ (Указ №42 от 28.01.2008г.). Расширяются полномочия администраций СЭЗ в части принятия решений о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов СЭЗ при реализации ими проектов с заявленной суммой инвестиций свыше 1 млн. евро.
-созданы условия для сокращения сроков строительства объектов и развития материально-технической базы, упрощены процедуры в строительной отрасли, а также предоставлено право иным застройщикам, наряду с УКСами, осуществлять строительство жилых помещений для граждан, использующих на эти цели государственную поддержку, что позволит увеличить объемы жилищного строительства для нуждающихся (Указ №277 от 15.05.2008г.) и др.
Этим обусловлен повышенный интерес к государственным инструментам активизации инвестиционного процесса в рамках экономического воздействия на внутренние и внешние инвестиции.
В настоящее время в Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов.
Инвестиционная деятельность в республике может осуществляться в формах:
- создания юридического лица;
- приобретение имущества или имущественных прав, а именно: доли в уставном фонде юридического лица, недвижимости (в том числе и строительство объектов); ценных бумаг; прав на объекты интеллектуальной собственности; концессий; оборудования и других основных средств.
Основополагающим документом, определяющим общие условия осуществления инвестиционной деятельности в Беларуси, является Инвестиционный кодекс, направленный на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов на территории республики.
В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при реализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право на государственную поддержку в виде централизованных инвестиционных ресурсов или предоставления гарантий белорусского Правительства. Иностранным инвесторам гарантируется право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом. И, главное - независимо от формы собственности, инвесторам гарантирована равная, без всякой дискриминации, защита прав и законных интересов.
Инвесторы могут самостоятельно осуществлять все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности. В частности, распоряжаться полученной от инвестиций прибылью, в том числе, реинвестировать ее на территории Беларуси или после уплаты налогов и других обязательных платежей беспрепятственно переводить за пределы республики.
Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы. Такие процессы возможны лишь со своевременной и полной компенсацией не только стоимости инвестиционного имущества, но и других вызванных ими убытков. Инвестиционным кодексом также закрепляется право инвестора обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) государственных органов или их должностных лиц и их акты, нарушающие права инвестора и (или) причиняющие ему убытки.
Принятые решения на государственном уровне за последние2-3 года показывают, что законодательные акты способствуют улучшению инвестиционного климата и рациональному распределению инвестируемых средств по структуре и территориям в соответствии с государственными приоритетами:
- Указом Президента Республики Беларусь от 4 марта 2008 г. № 144 отменено особое право государства на участие в управлении хозяйственными обществами (отмена «золотой акции»);
-упрощен порядок государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования (Декрет Президента Республики №8 от 17 декабря 2007 г). Разрешительная процедура регистрации заменена на заявительную. Срок регистрации сокращен с двадцати до пяти рабочих дней. В два раза снижены минимальные размеры уставных фондов юридических лиц и субсидиарной ответственности участников обществ с дополнительной ответственностью. При ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей закрепляется принцип «одно окно» во взаимоотношениях регистрирующего органа с другими государственными органами.
-приняты меры экономического стимулирования предпринимательской деятельности на территории сельских населенных пунктов (Декрет Президента Республики Беларусь №9 от 20.12.2007г.) В результате с 1 января 2008 г. к организациям и индивидуальным предпринимателям, работающим в сельской местности, применяется особый порядок налогообложения. В течение 2008-2012 гг. они освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога на недвижимость. Снижается плата за получение лицензий. С целью снижения затрат на строительство на период до 2011 года введен ряд налоговых льгот. Работающие в сельской местности организации освобождаются от уплаты таможенных платежей и НДС при ввозе технологического оборудования в качестве вклада в уставный фонд. Это позволит освободить от налогообложения инвестиции, необходимые для модернизации действующих и создания новых производств.
С минимальными формальностями субъекты хозяйствования, реализующие инвестиционные проекты в сельских населенных пунктах, могут получать недорогие кредиты в размере до 20 000 евро.
- предоставлены льготы и особые условия работы для предприятий, создаваемых в малых (до 50 тыс. жителей) городах. Льготы и особые условия распространяются на все инвестиции, включая иностранные (Декрет №1 от 30.01.2008г.). Производства, созданные в малых городах после 1 апреля 2008 г., на 5 лет освобождаются от налога на прибыль и обязательной продажи валютной выручки, полностью свободны в ценообразовании на свои товары, самостоятельно определяют уровень оплаты труда сотрудников. Они также освобождаются от уплаты сбора в фонд поддержки сельхозпроизводителей. Ввозимое оборудование, в качестве вклада в уставный фонд, освобождается от таможенных пошлин и НДС. Свои имущественные интересы такие предприятия могут страховать у зарубежных страховщиков.
-определены условия по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, расположенного на территории сельских населенных пунктов и поселков городского типа на аукционе с установлением начальной цены продажи равной одной базовой величине, а также предусмотрена возможность передачи в безвозмездное пользование или в собственность (Указ Президента Республики Беларусь №108 от 27.02.07г.).
-упрощена процедура изъятия и предоставления земельных участков (Указ №667 от 27.12.2007г.). Принятие документа значительно снижает инвестиционные риски лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков, связанные в настоящее время с необходимостью подготовки дорогостоящей строительной документации и возможным отказом в предоставлении земельных участков.
- получена возможность субъектам хозяйствования, получившим статус «добросовестный участник внешнеэкономической деятельности» в упрощенном порядке ввозить товары для своих производственных нужд и при необходимости использовать их сразу же в производство без таможенной очистки – соответствующие таможенные процедуры будут осуществляться по заявительному принципу без предъявления товара в таможню (Указ №40 от 28.01.2008г.)
- расширен перечень льгот резидентам свободных экономических зон и предоставлены им гарантии неизменности специального правового режима налогообложения. Для уже зарегистрированных в СЭЗ резидентов такие гарантии будут действовать до 31 марта 2015 года, для новых – с 01.04.08г.- в течение семи лет с даты их регистрации в СЭЗ (Указ №42 от 28.01.2008г.). Расширяются полномочия администраций СЭЗ в части принятия решений о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов СЭЗ при реализации ими проектов с заявленной суммой инвестиций свыше 1 млн. евро.
-созданы условия для сокращения сроков строительства объектов и развития материально-технической базы, упрощены процедуры в строительной отрасли, а также предоставлено право иным застройщикам, наряду с УКСами, осуществлять строительство жилых помещений для граждан, использующих на эти цели государственную поддержку, что позволит увеличить объемы жилищного строительства для нуждающихся (Указ №277 от 15.05.2008г.) и др.
@темы: Экономика, Инвестиции