читать дальшеПоднявшись на перевал, испанцы не поверили собственным глазам: «Вот она – земля обетованная!» В кристально чистом воздухе, пронизанном яркими лучами солнца, в тени бесчисленных пирамид лежала белоснежная столица ацтеков – Теночтитлан.
Город Теноча.
Ацтеки были воинственным народом, который появился в долине Мехико в 13 в. н.э. Существует легенда, что они пришли из северной части Мексики, из местности, под названием Астлан («место, где живут цапли»), откуда будто и происходит название всего народа. Согласно легендам, записанным позднее испанскими хронистами, этот народ в долину Мехико привел их вождь, ясновидящий Теноч. Он будто бы видел вещий сон, в котором ему было сказано, что народ его должен странствовать, пока не придет на свою землю, которую узнает, увидев орла, борющегося со змеей.
Когда они наконец прибыли в долину Мехико, значительную часть которой занимало в то время озеро, все окружающие земли были уже заняты другими племенами. Понятно, что пришельцев они встретили недружелюбно и вовсе не были намерены делиться с ними своей территорией. Посовещавшись, местные жители нашли решение: они предложили пришельцам поселиться на необитаемом острове посерди озера.
Это предложение являлось западней: местные жители знали, что на этом острове полным-полно змей и надеялись, что благодаря им ацтекская проблема решится сама собой. Но аборигенов ждало разочарование. Когда Теноч со своими людьми попали на остров, они увидели знамение, которое давно искали: орла, в клюве которого извивалась змея. Обрадованный вождь провозгласил, что они наконец добрались до земли, о которой шла речь в вещем сне. И змеи не заставили ацтеков покинуть остров, потому что на родине пришельцев они считались очень вкусной пищей.
Возблагодарив местных жителей за землю, на которой к тому же оказалось так много вкусной еды, ацтеки начали строить на острове новый город, который они назвали городом Теноча – Теночтитланом. Было это в 1325 году.
Ацтекская Венеция.
С тех пор не прошло и сотни лет, как Теночтитлан превратился в огромный город с 200-тысячным населением (таковым в то время было население Лондона). Лежал он в центре озера на овальном острове, соединенном с материком тремя широкими дорогами-дамбами, пересекаемыми каналами с переброшенными через них разводными мостами, что придавало ему сходство с Венецией. Кроме того, через озеро к городу тянулся большой акведук с терракотовыми трубами, по которым текла вода с соседних гор, так как озеро было соленым. В центре Теночтитлана находился гигантских размеров ритуальный комплекс с множеством храмов и алтарей, где возвышался 45-метровый Великий храм.
…Главный храм Теночтитлана был построен в виде пирамиды. На ее вершину, где стояли два храма поменьше, вела широкая двойная лестница. Это были храмы двух самых почитаемых ацтеками богов: Уитцилопочтли – бога солнца и войны и Тлалока – бога дождя и воды. Перед статуей бога войны находился алтарь, на который повергались пленники, затем жрец ударом ножа рассекал им грудь и вырывал сердце. После ритуала окровавленные тела сбрасывались вниз, к подножию пирамиды. По верованиям ацтеков, человеческая кровь являлась пищей богов, и поэтому чем больше людей приносилось в жертву, тем добрее к ацтекам должен быть бог. Считается, что только в Великом храме было принесено в жертву около20 тысяч человек. Не менее 50 тысяч несчастных должны были погибать таким образом ежегодно. Чтобы удовлетворить ненасытную жадность Уитцилопочтли, было создано целое воинское соединение, снабжающее жрецов новыми жертвами. Ацтеки даже провоцировали бунты в различных частях своей империи, чтобы был повод послать туда войска и доставить пленников.
Кажется удивительным, но на фоне всех этих зверств процветали искусство и культура, возводились великолепнейшие дворцы и школы, развивались поэзия и философия.
Примечательными в городе были дома знати – такие большие, что часто при них были сады – наземные и висячие, в которых имелись фруктовые деревья, участки для пряных трав и бассейны с экзотическими рыбками. Но самым удивительным местом был дворец правителя. При нем находились: арсенал; ткацкая мастерская, где женщины ткали материю специально для правителя; мастерские, где трудились гончары, мастера по металлу, ювелиры и другие ремесленники. Имелся также вольер, где содержались все мыслимые виды птиц со всех концов империи. Дома же простых граждан были сделаны из прутьев и ила или же из глины и кирпича.
Важной стороной жизни в Теночтитлане было сельское хозяйство. В кодексах ацтеков, а также в испанских хрониках говорится о том, что ацтекские земледельцы создавали полосы плодородной земли, используя ил и водоросли из окрестных болот. Эти искусственно созданные поля, называемые чинампами, разделялись каналами, а их края приходилось укреплять деревянными подпорками или специально посаженными по краям деревьями, чтобы земля не обваливалась обратно в болото. Чинампы были очень плодородными, а культуры, выращенные на них, свозились на рынок.
Рынок в городе, по описанию испанцев, был очень большим и хорошо организованным, с огромным разнообразием товаров. Для каждого вида товаров там было отведено свое особое место, и все товары тщательно проверялись. Этому могли бы позавидовать и современные рынки.
Предсказание.
Как ни странно, гибель могучей и несокрушимой империи ускорило одно трагическое для ацтеков совпадение. В соответствии с предсказаниями жрецов, в 1519 году должен был вернуться в Мексику Кетцалькоатль, или Пернатый Змей – бог света и плодородия, самый любимый из всех индейских богов. Его появления ждали со стороны оекана, поэтому, когда бородатые испанцы во главе с Эрнаном Кортесом высадились на берег, их приняли за посланцев бога.
Встречал гостей сам император Монтесума. Это был мужчина40 лет, высокого роста, с лицом хищной птицы. На голове императора развевался огромный головной убор из пурпурно-зеленых перьев, усыпанных жемчугом и бирюзой. Плащ правителя представлял собой настоящее чудо ремесленного искусства: тысячи перьев всех цветов радуги сливались в ослепительно богатый орнамент. Весь царский наряд блистал золотом и драгоценными камнями. Даже подошвы его башмаков были сделаны из чистого золота. Монтесума подарил Кортесу нитку шлифованного хрусталя, который ценился у ацтеков дороже золота, и повел испанцев в город. Неизвестно, что тогда больше поразило Эрнана Кортеса – бесконечные ряды черепов вокруг святилищ или груды золота во дворце императора.
Гибель столицы.
Через неделю Кортес стал вынашивать планы захвата империи Монтесумы. Эрнан во главе нескольких испанцев ворвался во дворец Монтесумы и заковал его в кандалы. Но даже испытав такой позор, властелин индейцев не призвал народ к борьбе. Страх перед пришельцами лишил его не только разума, но и чувства собственного достоинства. Народ уже ему не верил… Монтесума выдал Кортесу всю ацтекскую сокровищницу, за что был смертельно ранен кем-то из индейцев, метнувшим в него камень. В течение нескольких месяцев Кортес пытался сломить яростное сопротивление ацтеков. Осада ацтекской столицы сопровождалась морем крови, огня и измен. В городе испанцам пришлось брать приступом каждый дом и каждую пирамиду. Блокада длилась три месяца. Потери ацтеков, по разным источникам, исчислялись от 120 до 240 тысяч убитыми. Испанцам же победа досталась ценой незначительных потерь. Сразу же после взятия столицы они приступили к ее разрушению. Обломками дворцов и храмов засыпали каналы, пирамиды сровняли с землей и на месте Теночтитлана построили свой город, назвав его Мехико. Там, где на пирамиде возвышался храм бога войны, ныне стоит кафедральный собор, а на руинах дворца Монтесумы высится бывшая резиденция испанского губернатора. Не прошло и пяти лет, а столица ацтеков – богатейшая сокровищница скульптуры и архитектуры – оказалась настолько основательно погребенной под фундаментами испанских домов, что от нее не осталось и следа. Индейская метрополия перестала существовать, однако народ ее не погиб. Живописные толпы индейцев – ремесленников и лавочников, ткачей и гончаров, ювелиров и огородников – снова заполнили улицы и рынки испанского города.
Город Теноча.
Ацтеки были воинственным народом, который появился в долине Мехико в 13 в. н.э. Существует легенда, что они пришли из северной части Мексики, из местности, под названием Астлан («место, где живут цапли»), откуда будто и происходит название всего народа. Согласно легендам, записанным позднее испанскими хронистами, этот народ в долину Мехико привел их вождь, ясновидящий Теноч. Он будто бы видел вещий сон, в котором ему было сказано, что народ его должен странствовать, пока не придет на свою землю, которую узнает, увидев орла, борющегося со змеей.
Когда они наконец прибыли в долину Мехико, значительную часть которой занимало в то время озеро, все окружающие земли были уже заняты другими племенами. Понятно, что пришельцев они встретили недружелюбно и вовсе не были намерены делиться с ними своей территорией. Посовещавшись, местные жители нашли решение: они предложили пришельцам поселиться на необитаемом острове посерди озера.
Это предложение являлось западней: местные жители знали, что на этом острове полным-полно змей и надеялись, что благодаря им ацтекская проблема решится сама собой. Но аборигенов ждало разочарование. Когда Теноч со своими людьми попали на остров, они увидели знамение, которое давно искали: орла, в клюве которого извивалась змея. Обрадованный вождь провозгласил, что они наконец добрались до земли, о которой шла речь в вещем сне. И змеи не заставили ацтеков покинуть остров, потому что на родине пришельцев они считались очень вкусной пищей.
Возблагодарив местных жителей за землю, на которой к тому же оказалось так много вкусной еды, ацтеки начали строить на острове новый город, который они назвали городом Теноча – Теночтитланом. Было это в 1325 году.
Ацтекская Венеция.
С тех пор не прошло и сотни лет, как Теночтитлан превратился в огромный город с 200-тысячным населением (таковым в то время было население Лондона). Лежал он в центре озера на овальном острове, соединенном с материком тремя широкими дорогами-дамбами, пересекаемыми каналами с переброшенными через них разводными мостами, что придавало ему сходство с Венецией. Кроме того, через озеро к городу тянулся большой акведук с терракотовыми трубами, по которым текла вода с соседних гор, так как озеро было соленым. В центре Теночтитлана находился гигантских размеров ритуальный комплекс с множеством храмов и алтарей, где возвышался 45-метровый Великий храм.
…Главный храм Теночтитлана был построен в виде пирамиды. На ее вершину, где стояли два храма поменьше, вела широкая двойная лестница. Это были храмы двух самых почитаемых ацтеками богов: Уитцилопочтли – бога солнца и войны и Тлалока – бога дождя и воды. Перед статуей бога войны находился алтарь, на который повергались пленники, затем жрец ударом ножа рассекал им грудь и вырывал сердце. После ритуала окровавленные тела сбрасывались вниз, к подножию пирамиды. По верованиям ацтеков, человеческая кровь являлась пищей богов, и поэтому чем больше людей приносилось в жертву, тем добрее к ацтекам должен быть бог. Считается, что только в Великом храме было принесено в жертву около20 тысяч человек. Не менее 50 тысяч несчастных должны были погибать таким образом ежегодно. Чтобы удовлетворить ненасытную жадность Уитцилопочтли, было создано целое воинское соединение, снабжающее жрецов новыми жертвами. Ацтеки даже провоцировали бунты в различных частях своей империи, чтобы был повод послать туда войска и доставить пленников.
Кажется удивительным, но на фоне всех этих зверств процветали искусство и культура, возводились великолепнейшие дворцы и школы, развивались поэзия и философия.
Примечательными в городе были дома знати – такие большие, что часто при них были сады – наземные и висячие, в которых имелись фруктовые деревья, участки для пряных трав и бассейны с экзотическими рыбками. Но самым удивительным местом был дворец правителя. При нем находились: арсенал; ткацкая мастерская, где женщины ткали материю специально для правителя; мастерские, где трудились гончары, мастера по металлу, ювелиры и другие ремесленники. Имелся также вольер, где содержались все мыслимые виды птиц со всех концов империи. Дома же простых граждан были сделаны из прутьев и ила или же из глины и кирпича.
Важной стороной жизни в Теночтитлане было сельское хозяйство. В кодексах ацтеков, а также в испанских хрониках говорится о том, что ацтекские земледельцы создавали полосы плодородной земли, используя ил и водоросли из окрестных болот. Эти искусственно созданные поля, называемые чинампами, разделялись каналами, а их края приходилось укреплять деревянными подпорками или специально посаженными по краям деревьями, чтобы земля не обваливалась обратно в болото. Чинампы были очень плодородными, а культуры, выращенные на них, свозились на рынок.
Рынок в городе, по описанию испанцев, был очень большим и хорошо организованным, с огромным разнообразием товаров. Для каждого вида товаров там было отведено свое особое место, и все товары тщательно проверялись. Этому могли бы позавидовать и современные рынки.
Предсказание.
Как ни странно, гибель могучей и несокрушимой империи ускорило одно трагическое для ацтеков совпадение. В соответствии с предсказаниями жрецов, в 1519 году должен был вернуться в Мексику Кетцалькоатль, или Пернатый Змей – бог света и плодородия, самый любимый из всех индейских богов. Его появления ждали со стороны оекана, поэтому, когда бородатые испанцы во главе с Эрнаном Кортесом высадились на берег, их приняли за посланцев бога.
Встречал гостей сам император Монтесума. Это был мужчина40 лет, высокого роста, с лицом хищной птицы. На голове императора развевался огромный головной убор из пурпурно-зеленых перьев, усыпанных жемчугом и бирюзой. Плащ правителя представлял собой настоящее чудо ремесленного искусства: тысячи перьев всех цветов радуги сливались в ослепительно богатый орнамент. Весь царский наряд блистал золотом и драгоценными камнями. Даже подошвы его башмаков были сделаны из чистого золота. Монтесума подарил Кортесу нитку шлифованного хрусталя, который ценился у ацтеков дороже золота, и повел испанцев в город. Неизвестно, что тогда больше поразило Эрнана Кортеса – бесконечные ряды черепов вокруг святилищ или груды золота во дворце императора.
Гибель столицы.
Через неделю Кортес стал вынашивать планы захвата империи Монтесумы. Эрнан во главе нескольких испанцев ворвался во дворец Монтесумы и заковал его в кандалы. Но даже испытав такой позор, властелин индейцев не призвал народ к борьбе. Страх перед пришельцами лишил его не только разума, но и чувства собственного достоинства. Народ уже ему не верил… Монтесума выдал Кортесу всю ацтекскую сокровищницу, за что был смертельно ранен кем-то из индейцев, метнувшим в него камень. В течение нескольких месяцев Кортес пытался сломить яростное сопротивление ацтеков. Осада ацтекской столицы сопровождалась морем крови, огня и измен. В городе испанцам пришлось брать приступом каждый дом и каждую пирамиду. Блокада длилась три месяца. Потери ацтеков, по разным источникам, исчислялись от 120 до 240 тысяч убитыми. Испанцам же победа досталась ценой незначительных потерь. Сразу же после взятия столицы они приступили к ее разрушению. Обломками дворцов и храмов засыпали каналы, пирамиды сровняли с землей и на месте Теночтитлана построили свой город, назвав его Мехико. Там, где на пирамиде возвышался храм бога войны, ныне стоит кафедральный собор, а на руинах дворца Монтесумы высится бывшая резиденция испанского губернатора. Не прошло и пяти лет, а столица ацтеков – богатейшая сокровищница скульптуры и архитектуры – оказалась настолько основательно погребенной под фундаментами испанских домов, что от нее не осталось и следа. Индейская метрополия перестала существовать, однако народ ее не погиб. Живописные толпы индейцев – ремесленников и лавочников, ткачей и гончаров, ювелиров и огородников – снова заполнили улицы и рынки испанского города.
@темы: История