читать дальшеВВЕДЕНИЕ
По масштабам выполнения социальных функций все государства подразделяются на патерналистские (возлагают на себя максимум социальных обязательств) и субсидиарные (ответственность за благосостояние делят с гражданами).
В законодательстве ряда стран утверждается статус социального государства, требующий от органов власти проведения соответствующей социальной политики. Социальная ответственность делится между государством, бизнесом и гражданским обществом при определяющей роли государства. Финансирует социальную сферу прежде всего государство, взимая необходимые средства через налогообложение бизнеса и граждан. К решению социальных вопросов государство привлекает коммерческие и общественные организации, передавая им часть функций и при необходимости финансовые ресурсы.
Критериями для оценки степени социальности государства выступают:
соблюдение прав на свободу человека;
гарантии в проведении государством последовательной социальной политики, ориентированной на человека и создание благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти;
обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;
адресная поддержка наиболее уязвимых групп населения;
соблюдение прав и гарантий, признающих и реализующих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия;
гарантии социальной ответственности;
соблюдение прав и гарантий, ориентированных на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.
Обязательства социального государства базируются на положениях Всеобщей декларации прав человека, других международных актах, получающих развитие в национальном законодательстве. Социальные государства Европы реализуют социал-демократическую модель развития. Она характеризуется широкой демократией, парламентаризмом, развитыми местным самоуправлением и гражданским обществом, социально ориентированной экономикой, эффективным государственным сектором и регулированием. Государственные решения принимаются после предварительной и обязательной экспертизы на предмет их социальных последствий. Межпарламентская ассамблея стран СНГ одобрила Хартию социальных прав граждан, которая включает обязательства государств в сфере обеспечения занятости; миграции; трудовых отношений; безопасности, гигиены производственной среды; охраны здоровья, семьи и материнства; социального обеспечения; быта; прав профсоюзов.
Социальная сфера жизни общества включает труд, здравоохранение, образование, науку, культуру, иные социальные отношения и удовлетворяет материальные, культурные, образовательные, медицинские и духовные потребности человека и гражданина. В экономической сфере блага создаются, в социальной они расходуются и потребляются. Объектом социального управления является все население, но осуществляется оно с помощью индивидуального подхода к классу, социальному слою, семье, человеку с учетом специфики потребностей каждого. Через рычаги социального управления государство воздействует на общественные отношения, связанные с использованием материальных и духовных благ, создает предпосылки для цивилизованного разрешения противоречий, неизбежных в этой жизненно важной сфере .
Стратегическая цель социального управления состоит в сохранении нации, народа. Достижению данной цели не должны препятствовать ни национальные, ни религиозные, ни идеологические предрассудки. Она должна ограничиваться только экономическими возможностями, которые в немалой степени зависят и от социального благополучия. В этом и проявляется взаимосвязь между экономическим и социальным управлением.
Государственная социальная политика
Социальная политика реализуется при наличии сильной государственной власти (всех ее ветвей), общественных институтов согласования интересов субъектов социальных отношений, регулируемого рынка труда, устанавливающего цену рабочей силы.
Основой социальной политики является предоставление всем гражданам равных возможностей обеспечения собственного благосостояния при минимальном участии государства, создание среднего класса в качестве опоры общества с рыночной экономикой. Главным в социальном управлении являются не дотации в помощь бедным, а повышение производительности труда и доходов работающей части населения.
В основе типизации социальной политики лежат типы состояний общественной системы, и соответственно выделяют:
1) социальную политику в социально устойчивых обществах;
2) социальную политику в обществах, находящихся в системных кризисах;
3) социальную политику в обществах, находящихся в состоянии деформации;
4) социальную политику переходного периода.
Мировой опыт государственного управления фиксирует две модели реализации социальной политики:
1) сакрально-патерналистскую ,характеризующуюся полной ответственностью государства за все, что связано с социальной сферой, абсолютное исключение форм участия граждан;
2) либеральную, представленную тремя вариантами – социал-демократическим, корпоративным, собственно либеральным.
Государственная социальная политика – это составная часть внутренней политики государства по управлению общественными процессами и отношениями в социально-культурной сфере , направленная на обеспечение благополучия и всестороннее развитие его граждан и общества в целом. Она должна быть соотнесена с конкретно-историческими обстоятельствами, подкреплена финансовыми ресурсами и рассчитана на определенные этапные социальные результаты.
Принципами государственной политики в социальной сфере являются:
экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства;
доверие к регулирующей роли рынка;
ответственность государства за развитие рыночной экономики, выработку законодательства, создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни;
социальная справедливость и социальная солидарность общества;
гендерное равенство;
создание условий для поддержания приемлемого уровня благосостояния;
гарантированность прожиточного минимума в виде минимальной зарплаты и минимальной пенсии;
адресная поддержка за счет государственных средств слабозащищенных групп населения;
повышение обоснованности предоставляемых льгот, преимуществ, привилегий;
социальная защищенность в экстремальных ситуациях;
перенос центра тяжести по содержанию социальной сферы на местный уровень власти;
открытость социальной политики, предоставление общественности результатов проводимых социальных преобразований;
государственный и общественный контроль в социальной и других сферах;
участие граждан в государственном управлении, общественной и государственной жизни.
Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений: оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица; регулирование доходов населения; демография, семья, материнство и детство, молодежь; социальная защита; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; социальное страхование; образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации; наука; здравоохранение; обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; культура; физическая культура, спорт, туризм; экологическая безопасность; защита социальных прав всех категорий граждан.
Соответственно этим сферам выделяют направления социальной политики:
повышение уровня жизни населения;
формирование эффективной системы социальной защиты;
регулирование трудовых отношений, занятости и миграционных процессов;
совершенствование пенсионной системы;
совершенствование системы здравоохранения и социального страхования.
Основные задачи социальной политики государства:
• гармонизация общественных отношений, согласование интересов и потребностей отдельных групп населения с долговременными интересами общества, стабилизация общественно-политической системы;
• создание условий для повышения материального благосостояния граждан, формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве, обеспечение равенства социальных возможностей для достижения нормального уровня жизни (обеспечение качества и доступности образования, медицинских услуг, жилья, повышение зарплат бюджетников и устойчивости пенсионной системы, эффективности сферы социальных услуг;
• обеспечение социальной защиты всех граждан и их основных гарантированных государством социально-экономических прав, в том числе поддержка малообеспеченных и слабозащищенных групп населения;
• обеспечение рациональной занятости в обществе;
• снижение уровня криминализации в обществе;
• развитие отраслей социального комплекса, таких как образование, здравоохранение, наука, культура и т.д.;
• обеспечение экологической безопасности страны.
Социальная политика характеризуется множественностью целей и функций. В качестве инструментов социальной политики используются социальное законодательство, гарантии, социальные стандарты (минимальный потребительский бюджет; минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсий, пособий, стипендий), потребительские бюджеты и другие рычаги.
Методами разработки и реализации социальной политики являются социальное целеполагание, социальное прогнозирование, социальное планирование, социальное программирование.
Социальное целеполагание – разработка и закрепление в практике государственного управления целевых социальных ориентиров. По сути, это формирование показателей намеченного развития социальной сферы государства на определенный период. Результат социального целеполагания на долгосрочную перспективу – долгосрочная стратегия социального развития. В среднесрочной перспективе – это разработка целевых социальных нормативов дохода и потребления (уровень оплаты труда, размер прожиточного минимума, обеспеченность граждан жильем и т.д.); в краткосрочной перспективе – это разработка экономически подкрепленного, гарантируемого государством уровня социального продвижения.
Социальное прогнозирование – деятельность государства по разработке прогнозов социально-экономического развития страны. Прогнозируются демографическая ситуация (уровень рождаемости, смертности, численность и половозрастная структура населения и т.д.), состояние миграционных процессов, уровень безработицы, среднедушевого дохода и др. Экономическое и социальное прогнозирование тесно взаимосвязаны. Социальное прогнозирование может быть отраслевым (здравоохранение, демография, культура), и территориальным (федеральный и региональный уровни).
Продуктом деятельности государства по социальному планированию являются минимальные государственные социальные стандарты, плановые показатели отраслевого развития (с обязательным экономическим обоснованием). Основа государственного социального планирования – социальное программирование выражается в разработке государственных целевых программ.
В периоды кризиса социальное управление выполняет прежде всего функции защиты населения, а также более справедливого распределения его бремени без ущерба для стимулирования трудовой и предпринимательской деятельности экономически активных граждан.
Важнейшим механизмом реализации государственной социальной политики является социальная защита - совокупность гарантированных государством мер, направленных на минимизацию влияния факторов, снижающих качество жизни граждан. Это защита и от возможных нарушений прав, свобод личности, и от административного произвола, и от преступных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство человека, других вредоносных факторов.
Социальная защита как комплекс мер включает:
стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;
предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновения основных социальных рисков посредством социального страхования;
предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимся участниками системы социального страхования;
доступ граждан к основным правам и услугам, таким как образование, медицинская помощь.
Мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективные и комплексные системы социальной защиты включают в себя: обязательное социальное страхование, социальную помощь, пенсионное обеспечение, систему государственных пособий. Основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты выступает государство. При недостатке средств имеющиеся ресурсы сосредоточиваются на первоочередных направлениях: обеспечение прожиточного минимума для всех нуждающихся, развитие социальной инфраструктуры, социальная адресная поддержка. Инструментами объективно обусловленной социальной политики становятся государственные гарантии, социальные стандарты, потребительские бюджеты и др.
Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, фиксирующей обязанности и ответственность государства перед гражданами и граждан перед государством, а также партнерством. Минимальные социальные гарантии образуют первый уровень системы социальных стандартов и предназначаются для удовлетворения потребностей за счет бюджетов. Вторым уровнем являются стандарты, обеспечиваемые за счет собственных средств населения, а при их недостатке – за счет адресной социальной помощи. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, фиксирующей обязанности и ответственность как государства перед гражданами, так и граждан перед государством, а также на основе партнерства, согласия между властью и населением по вопросам потребления, накопления, оплаты и производительности труда.
Государственные социальные стандарты разрабатываются на единой правовой базе и на общих методических принципах. Основой служат законы о прожиточном минимуме, потребительском бюджете, минимальной оплате труда, рекомендации по определению потребительской корзины и другие нормативные акты.
Потребительские бюджеты фиксируют определенное количество материальных и духовных благ, которые можно приобрести за счет доходов. В их составе центральное место занимает прожиточный минимум, которым официально определяется черта бедности и обосновываются система адресной поддержки населения, минимальная оплата труда, пенсии и другие выплаты социального характера.
Все инструменты социальной политики должны в конечном счете поддерживать и повышать уровень жизни населения. Это целевая функция и одновременно сердцевина социальной политики.
Социальная сфера жизни общества включает труд, здравоохранение, образование, науку, культуру, иные социальные отношения. Их нередко сложно отделить от экономических и политических отношений (например, труд — это не только социальное явление, но и важнейшая экономическая категория, а отношения социальных коллективов часто приобретают политический характер).
В современных условиях главная задача государственного регулирования социальных отношений состоит в том, чтобы содействовать социальной солидарности и социальной справедливости, а поскольку борьба различных социальных слоев за удовлетворение собственных интересов неизбежна, она должна протекать на основе состязательности и в рамках правового поля, в целях поиска согласия, компромиссов.
Для решения этих задач парламенты принимают соответствующие законы: о порядке разрешения трудовых конфликтов (в том числе о забастовках), о создании трехсторонних комиссий, состоящих из представителей государства, профсоюзов (работников) и предпринимателей (работодателей), об установлении минимальных размеров оплаты труда, об оплачиваемых выходных днях и отпусках и т.д. Все эти нормы распространяются на все предприятия независимо от формы собственности. Законы, принятые парламентами, устанавливают справедливые пропорции уплаты налогов: с больших доходов уплачивают большие налоги, а низкие доходы освобождаются от налогообложения. Во многих странах действует пропорциональная система налогообожения: процентная ставка налога повышается с ростом прибылей и доходов. Действуют законы о пенсиях, медицинском обслуживании, образовании и т.д., устанавливаются льготы для малообеспеченных и многодетных семей, инвалидов, ветеранов войны и труда и т.д. Парламент поощряет благотворительность, уменьшая налогооблагаемую базу на соответствующий размер, и т.д.
Как и в сфере экономики, в области социальных отношений глава государства и правительство контролируют исполнение принятых законов, своими актами развивают их положения. Оперативным управлением ведают министерства (ведомства), на местном уровне — их территориальные управления и отделы. Особенностью сферы социального регулирования является то, что в ней преобладают учреждения (в экономической сфере — предприятия).
Решающее значение в жизни общества имеет труд. Положения о роли труда в обществе теперь содержатся во многих зарубежных конституциях (Испания, Италия, Португалия и др.). С вопросами труда связаны многие аспекты социального развития, пенсионное обеспечение, трудовая и иная миграция (территориальное перемещение, сопровождающееся изменением места жительства населения), вопросы отдыха и быта.
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь
Регулированием вопросов труда и связанных с ними отношений почти во всех странах занимаются министерства труда, которые проводят государственную политику в области труда, занятости и социальной защиты населения, координируют по этим вопросам деятельность других органов исполнительной власти. Создают территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров, разрабатывают комплексные программы использования трудовых ресурсов, повышения доходов граждан, развития социального страхования, организации пенсионного обеспечения, совершенствования социального партнерства государства, труда и капитала, социальной защиты женщин, детей, ветеранов, проводят мероприятия по охране труда и технике безопасности.
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, в частности, осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
разработка предложений по основным направлениям и приоритетам государственной политики в области труда, занятости, демографической безопасности и социальной защиты;
участие в разработке и организация выполнения социальных программ, контроль за их реализацией;
организация и проведение мониторинга в области труда, занятости, демографической безопасности и социальной защиты;
работа по совершенствованию системы оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета, государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований;
разработка республиканской целевой программы по улучшению условий и охране труда, а также нормативных правовых актов по условиям и охране труда;
осуществление экспертизы условий труда и государственный контроль за правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, установления доплат за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а также контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
разработка предложений по совершенствованию системы социального партнерства, основных направлений ее развития, а также участие в разработке проекта генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь и республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов;
осуществление контроля за реализацией Национальной программы демографической безопасности;
анализ состояния и использования трудовых ресурсов и занятости населения, разработка прогнозной оценки состояния рынка труда;
организация и координация реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения;
участие в формировании государственной политики в области профессиональной ориентации и профессионального образования населения, непрерывного профессионального обучения кадров по профессиям рабочих на производстве, разработке ее нормативного правового обеспечения;
участие в разработке мер в области семейной политики и охраны прав детей;
участие в разработке и реализации мероприятий по повышению социальной защиты пожилых людей, ветеранов, лиц, пострадавших от войн;
участие в разработке предложений по упорядочению системы социальных льгот и гарантий;
организация государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
Комитеты по труду, занятости и социальной защите облисполкомов (Минского горисполкома) являются структурными подразделениями соответствующих облисполкомов (Минского горисполкома), и входят в систему Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Комитет по труду, занятости и социальной защите является органом государственного управления, обеспечивающим реализацию на территории области (в г. Минске) основных направлений государственной политики по комплексному решению проблем в социально-трудовой сфере, включая вопросы оплаты труда, обеспечения безопасных условий и охраны труда, содействия занятости населения, развития социального партнерства, демографической безопасности, государственного пенсионного обеспечения, государственного социального обслуживания и социальной помощи.
В систему комитетов входят подразделения местных исполнительных и распорядительных органов и организации социального обслуживания коммунальной формы собственности (территориальные центры социального обслуживания населения, дома-интернаты для психоневрологических больных, для престарелых и инвалидов).
В число организаций, подчиненных Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь, входят:
o Учреждение «Научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»;
o Государственное учреждение образования "Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»;
o Учреждение "Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи";
o Государственное учреждение "Гродненский областной центр профессиональной ориентации молодежи";
o Учреждение "Витебский областной центр профессиональной ориентации молодежи";
o РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр»;
o Государственное учреждение «Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»;
o Государственное учреждение «Республиканский интернат ветеранов войны и труда»;
o Государственное учреждение «Республиканский санаторий «Ясельда» для ветеранов войны, труда и инвалидов»;
o Государственное учреждение «Республиканский санаторий «Березина» для ветеранов войны, труда и инвалидов»;
o Государственное учреждение «Республиканский санаторий «Белая вежа» для ветеранов войны, труда и инвалидов»;
o Государственное учреждение «Республиканский санаторий «Вяжути» для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата»;
o РУП «Республиканский центр охраны труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»;
o Государственное учреждение «Центр информационных технологий Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»;
o Учреждение «Редакция журнала «Охрана труда и социальная защита».
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Труд человека непосредственно связан с состоянием его здоровья, физического и психического. Высшим исполнительным органом, осуществляющим управление в области охраны здоровья и координирующим в этой сфере деятельность других органов исполнительной власти, является Министерство здравоохранения Республики Беларусь. Для достижения показателей здравоохранения, относящихся к Целям тысячелетия в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, Министерство активно сотрудничает с такими международными организациями, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Большое внимание уделяется сотрудничеству с Глобальным Фондом для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, Шведским Восточно-Европейским комитетом по медицине и здравоохранению (ВЕК).
В структуру Министерства здравоохранения Республики Беларусь входят:
отдел специализированной медицинской помощи;
отдел медицинской экспертизы и реабилитации;
отдел медицинской помощи матерям и детям;
управления информационных технологий и делопроизводства;
сектор по работе и контролю за исполнением служебных документов и обращениям граждан;
управление бухгалтерского учета и отчетности;
отдел медицинской техники;
управление планирования и экономики здравоохранения;
отдел предпринимательской деятельности, ценообразования и управления госимуществом;
отдел инвестиций, капитального строительства и материально-технической базы;
отдел кадровой политики, учреждений образования;
отдел науки;
отдел гигиены, эпидемиологии и профилактики;
юридический отдел;
управление по лицензированию;
отдел фармацевтической инспекции;
отдел организации лекарственного обеспечения.
В систему организаций, подчиненных Министерству здравоохранения, входят:
o Государственное учреждение «Республиканский центр медицинской реабилитации ветеранов и инвалидов боевых действий на территории других государств»;
o Государственное учреждение «Детский пульмонологический центр медицинской реабилитации»;
o Брестское, Витебское, Гродненское, Гомельское, Могилёвское торгово-производственное республиканское унитарное предприятие «Фармация»;
o Республиканское торгово-производственное УП «Минская Фармация»;
o Республиканское торгово-производственное УП «БЕЛФАРМАЦИЯ»;
o РУП «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении»;
o Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя» Министерства здравоохранения Республики Беларусь;
o Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр детской онкологии и гематологии»;
o Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека»;
o Учреждение образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»;
o Учреждение здравоохранения «Национальная антидопинговая лаборатория»;
o Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр гематологии и трансфузиологии» Министерства здравоохранения Республики Беларусь;
o Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения»;
o Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр гигиены»;
o Государственное учреждение «Республиканская научная медицинская библиотека»;
o Государственное учреждение «Республиканский центр экстренной медицинской помощи»;
o Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр медицинской экспертизы и реабилитации» Министерства здравоохранения Республики Беларусь;
o Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет»;
o Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии» и др.
Министерство образования Республики Беларусь
Квалифицированный и производительный труд требует общего и профессионального образования. В Республике Беларусь сложилась следующая система государственных органов управления образованием: главным республиканским органом государственного управления в сфере образования является Министерство образования Республики Беларусь, которому подчинены хозрасчетные, учебно-воспитательные, и учебно-методические учреждения.
Часть учреждений, обеспечивающих получение дошкольного, общего среднего, специального и профессионально-технического образования находятся в коммунальной собственности и управление их деятельностью осуществляют управления (отделы) образования областных и районных (городских) исполнительных комитетов и Комитета по образованию Минского городского исполкома. Методическое руководство деятельностью данных учреждений также осуществляет Министерство образования.
К печатным изданиям Министерства образования Республики Беларусь относят:
Учреждение "Редакция газеты "Настауніцкая газета";
Учреждение "Редакция журнала "Народная асвета";
Издательское РУП "Редакция научно-методического журнала "Пачатковая школа";
Учреждение "Издательство "Адукацыя і выхаванне";
Учреждение "Редакция журнала "Роднае слова".
В число учреждений республиканского подчинения входят (кроме высших и средних специальных учебных заведений):
• Научно-методическое учреждение "Национальный институт образования"
• Учреждение образования “Республиканский институт профессионального образования”
• Государственное учреждение образования "Академия последипломного образования"
• Учреждение образования "Республиканский институт контроля знаний"
• Учреждение "Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь"
• Учреждение "Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов"
• Учреждение "Учебно-спортивная база "Вилия"
• Учреждение "Республиканский центр олимпийской подготовки по гандболу" МО РБ
• Учреждение "Республиканский центр олимпийской подготовки по водно-лыжному спорту"
• Государственное учреждение "Национальный научно-просветительский центр им. Ф.Скорины"
• Учреждение "Национальный центр усыновления"
• Учебно-воспитательное учреждение "Республиканский центр реабилитации детей дошкольного возраста..."
• Учреждение образования "Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки кадров..."
• Учреждение образования "Институт повышения квалификации и переподготовки кадров"
• Научно-исследовательское учреждение "Международный лазерный центр"
• Учреждение образования "Национальный детский оздоровительный лагерь "Зубренок"
• Учреждение "Республиканский Дом учащихся и работников учреждений профессионального образования"
• Учреждение образования "Республиканский центр технического творчества учащихся"
• Учреждение образования "Республиканский экологический центр детей и юношества"
• Учреждение образования "Национальный центр художественного творчества детей и молодежи"
• Учреждение образования "Республиканский центр туризма и краеведения учащейся молодежи"
• Республиканское унитарное предприятие "Белорусское торговое объединение "Глобус"
• Производственно-туристское республиканское унитарное предприятие "Молодежная социальная служба"
• Гуманитарно-образовательное республиканское унитарное предприятие "Центр международных связей"
• Учреждение образования "Белорусский республиканский учебный комплекс гимназия-колледж искусств..." и др.
Министерство культуры Республики Беларусь
Республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, историко-культурного наследия, является Министерство культуры Республики Беларусь, которое подчиняется непосредственно Совету Министров Республики Беларусь. Минкультуры осуществляет регулирование деятельности организаций в сфере культуры, поддерживает деятельность творческих союзов и других общественных объединений, способствующих развитию культуры в республике.
В своей деятельности Минкультуры руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь и Положением о министерстве культуры.
В структуру Минкультуры входят департамент по кинематографии с правами юридического лица, управления, отделы и секторы, а также структурные подразделения облисполкомов, Минского горисполкома, осуществляющие государственно-властные полномочия в области культуры, и подчиненные Минкультуры государственные организации.
Основными задачами Минкультуры являются:
осуществление государственной политики в сфере культуры, обеспечивающей реализацию прав граждан Республики Беларусь на свободу художественного творчества, участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, доступ к культурным ценностям;
разработка государственных программ и обеспечение государственных гарантий в сфере культуры, организация выполнения актов законодательства Республики Беларусь по вопросам культуры;
обеспечение сохранения национального культурного наследия, имеющего значение для народа Беларуси, его духовного и морального совершенствования, формирования национального самосознания;
определение научно обоснованных направлений экономического и производственно-технического развития отрасли, оптимальной политики инвестиций;
координация проведения научных, проектных, реставрационных и консервационных работ в целях сохранения историко-культурного наследия;
подготовка и переподготовка кадров для организаций культуры, разработка и реализация мер по социально-правовой защите работников отрасли;
содействие развитию культур национальных меньшинств Беларуси;
развитие сотрудничества с зарубежными странами в сфере культуры.
Министерство культуры в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
разрабатывает и осуществляет государственные программы комплексного развития в сфере культуры, приобщения населения Республики Беларусь к национальному и мировому культурному достоянию;
определяет общую стратегию социально-экономического и научно-технического развития отрасли;
анализирует состояние и прогнозирует тенденции развития в сфере культуры, готовит предложения о приоритетных направлениях ее государственной поддержки;
осуществляет управление принадлежащими Республике Беларусь и переданными в управление Минкультуры акциями (долями в уставных фондах) хозяйственных обществ согласно приложению;
принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации подчиненных организаций, утверждает их уставы;
реализует право на владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в республиканской собственности, в том числе переданными в установленном порядке в управление акциями (долями в уставных фондах) хозяйственных обществ;
реализует права владения, пользования и распоряжения информационными ресурсами, информационными системами, информационными сетями, программно-техническими средствами, сформированными, созданными и (или) приобретенными в сфере культуры за счет средств республиканского бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также средств государственных юридических лиц;
осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подчиненных организаций, принимает меры по обеспечению эффективного использования и сохранности закрепленного за ними государственного имущества;
определяет на основании актов законодательства для подчиненных организаций порядок управления государственным имуществом;
содействует выполнению подчиненными организациями заказов на работы и услуги, поставку товаров народного потребления и иной продукции для государственных нужд;
осуществляет координацию деятельности коммерческих и некоммерческих организаций всех форм собственности в сфере профессионального искусства, народного творчества путем использования своих прав, экономических стимулов, через государственный социально-творческий заказ и др.
Министерство культуры имеет право:
o запрашивать у республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций информацию по вопросам, входящим в его компетенцию, в порядке, установленном законодательством;
o привлекать на договорной основе для решения вопросов, относящихся к компетенции Минкультуры, организации и специалистов для консультаций, подготовки проектов документов, проведения аналитической, экспертной и другой работы, формировать временные творческие коллективы, экспертные советы и рабочие группы;
o принимать участие в создании фондов, ассоциаций, других организаций для поддержки культуры и искусства;
o учреждать в установленном порядке газеты, журналы и другие средства массовой информации по вопросам, отнесенным к компетенции Минкультуры.
Минкультуры в пределах своей компетенции и в установленном законодательством порядке издает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, организациями независимо от их подчиненности и форм собственности, а также должностными лицами и гражданами, на которых они распространяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Нормативные правовые акты подписывает Министр, а в случае его отсутствия - лицо, исполняющее его обязанности.
В Минкультуры создается коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра, директора департамента по кинематографии, руководителя контрольно-ревизионного отдела Минкультуры по должности, других руководящих работников и ведущих специалистов отрасли, а также известных деятелей культуры и искусства. Численный и персональный состав коллегии утверждается Советом Министров Республики Беларусь.
При Минкультуры могут создаваться советы и иные экспертные формирования из числа работников центрального аппарата Минкультуры, представителей других республиканских органов государственного управления, научных организаций и учреждений образования, общественных объединений и иных организаций для выработки и осуществления государственной политики по соответствующим направлениям деятельности.
Национальная академия наук Беларуси
В наше время наука стала важнейшей производительной силой в обществе. В науке и научно-технической деятельности участвуют научный работник (исследователь) — лицо, обладающее необходимой квалификацией и профессионально занимающееся научной, научно-технической деятельностью; специалист научной организации (лицо, имеющее профессиональное образование, способствующее получению научного, научно-технического результата, например, лаборант); работник сферы научного обслуживания (обеспечивает создание условий для научной работы). Они могут заниматься научной деятельностью индивидуально, в составе научных коллективов или организации.
Организация государственного управления наукой связана с ее делением на фундаментальную и прикладную (отраслевую). Отдельно выделяется вузовская наука, которая может быть и фундаментальной, и прикладной. Эти классификации связаны с характером решаемых задач и источниками финансирования. Фундаментальная наука создает интеллектуальные ресурсы для дальнейшего продвижения исследований, ее достижения реализуются в виде товарных ценностей прикладной наукой.
Высшей государственной научной организацией Республики Беларусь является Национальная академия наук Беларуси (НАН Беларуси, или НАНБ). Академия наук подчиняется Президенту Республики Беларусь, подотчетна Совету Министров Республики Беларусь и осуществляет организацию и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований, выполняемых всеми субъектами научной деятельности, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок пo важнейшим направлениям естественных, технических, гуманитарных, сoциальных наук и искусств в целях получения новых знаний о человеке, обществе, природе и искусственно созданных объектах, увеличения научно-технического, интеллектуального и духовного потенциала Республики Беларусь. Национальная академия наук осуществляет организацию, проведение и координацию государственной научной экспертизы, проводит единую государственную политику, координацию и государственное регулирование деятельности организаций в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, выступает в качестве головной организации Беларуси по научно-методическому обеспечению развития информатизации, а также выполняет в пределах полномочий, установленных Законом Республики Беларусь "О Национальной академии наук Беларуси" и Уставом Национальной академии наук Беларуси, отдельные функции республиканского органа государственного управления в сфере науки.
Деятельность Национальной академии наук Беларуси осуществляется на основе сочетания единоначалия и коллегиальности рассмотрения и решения вопросов органами управления Академии наук с персональной ответственностью их членов за проведение в жизнь принятых решений и состояние дел на порученных участках работы. Органами управления НАН Беларуси являются Общее собрание Академии наук, Президиум Академии наук и Бюро Президиума Академии наук.
Высший коллегиальный орган управления Академии наук - Общее собрание Академии наук, членами которого являются:
Председатель Президиума Академии наук;
члены Президиума Академии наук;
академики и члены-корреспонденты;
руководители научных организаций, находящихся в ведении Академии наук;
представители научных организаций, находящихся в ведении Академии наук, избираемые учеными (научно-техническими) советами данных организаций тайным голосованием сроком на 5 лет с правом отзыва и замены, а также представители научных организаций министерств, других республиканских органов государственного управления, учреждений, обеспечивающих получение высшего образования (до 20% членов Общего собрания), избираемые тайным голосованием учеными (научно-техническими) советами указанных организаций Республики Беларусь сроком на 5 лет с правом отзыва и замены.
Общее собрание Академии наук, сессии которого созываются Президиумом НАН Беларуси два раза в год, рассматривает вопросы:
развития науки и научно-технического прогресса,
приоритетные направления фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок в Республике Беларусь,
утверждает концепции и долгосрочные прогнозы развития науки,
принимает решения по вопросам организации и координации фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок,
избирает в установленном порядке членов Академии наук;
принимает в пределах своей компетенции постановления Академии наук, решения об образовании, реорганизации и упразднении отделений наук и региональных филиалов Академии наук,
утверждает ежегодные отчеты о деятельности Академии наук, Регламент Общего собрания НАН Беларуси, положения об отделении НАН Беларуси и о выборах членов НАН Беларуси,
принимает Устав Национальной академии наук Беларуси, а также изменения и дополнения к нему для последующего внесения в установленном порядке на утверждение Президента Республики Беларусь.
Решения Общего собрания НАН Беларуси обязательны для выполнения Президиумом и Бюро Президиума Академии наук, Председателем Президиума Академии наук, научными организациями и иными юридическими лицами, находящимися в ведении Академии наук, а по вопросам организации и координации фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок - всеми субъектами научной деятельности Республики Беларусь.
Основными научными и научно-организационными подразделениями Национальной академии наук Беларуси являются отделения Академии наук, которые объединяют академиков и членов-корреспондентов Академии наук одной или нескольких областей науки, координируют деятельность научных и иных организаций соответствующих областей науки, закрепленных за отделениями Президиумом НАН Беларуси. Отделением руководит академик-секретарь, являющийся членом Президиума Академии наук и назначаемый на должность решением Президиума Академии наук.
Отделение Академии наук в своей деятельности подотчетно Общему собранию, Президиуму и Бюро Президиума Академии наук, а также Председателю Президиума Академии наук в пределах их компетенции и выполняет следующие основные функции:
• обеспечивает развитие и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок в соответствующих областях науки;
• вносит предложения по формированию программ фундаментальных и прикладных исследований и разработок, контролирует ход их выполнения, оценивает результаты этих исследований и разработок, а также уровень подготовки научных кадров в научных организациях, закрепленных за отделением;
• разрабатывает предложения об ускорении научно-технического прогресса и о социально-экономическом развитии Республики Беларусь;
• анализирует эффективность международного научного сотрудничества научных организаций, закрепленных за отделением;
• устанавливает и осуществляет научные связи с министерствами, иными республиканскими органами государственного управления, другими государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, научными организациями и учреждениями, обеспечивающими получение высшего образования, творческими союзами и ассоциациями Республики Беларусь и других государств.
В настоящее время НАН Беларуси имеет в своей организационной структуре семь отделений:
1. Отделение аграрных наук
2. Отделение биологических наук
3. Отделение гуманитарных наук и искусств
4. Отделение медицинских наук
5. Отделение физики, математики и информатики
6. Отделение физико-технических наук
7. Отделение химии и наук о Земле
Высшим коллегиальным органом управления отделения НАН Беларуси является общее собрание отделения, членами которого являются: академик-секретарь отделения; академики и члены-корреспонденты, состоящие в отделении; руководители научных организаций отделения, не являющиеся членами Академии наук; представители научных организаций, закрепленных за отделением Академии наук, а также научных организаций министерств, других республиканских органов государственного управления, учреждений, обеспечивающих получение высшего образования, по профилю их научной деятельности, избранные в состав Общего собрания Академии наук в соответствии с Уставом НАН Беларуси; ученый секретарь отделения.
Сессия общего собрания отделения Академии наук созывается по мере необходимости, но не реже двух раз в год. В период между сессиями общего собрания отделения работой отделения Академии наук руководит бюро отделения, которое избирается общим собранием отделения по представлению академика-секретаря и состав которого утверждается Президиумом Академии наук.
Аппарат Национальной академии наук Беларуси является подразделением Академии наук, осуществляющим организационно-распорядительную работу по обеспечению реализации органами управления Академии наук ее функций. В соответствии с Законом Республики Беларусь О Национальной академии наук Беларуси и Уставом Национальной академии наук Беларуси аппарат Академии наук состоит из структурных подразделений, созданных для подготовки и организации исполнения решений Председателя Президиума НАН Беларуси и органов управления Академии наук, подчиняется Председателю Президиума Академии наук.
В целях обеспечения реализации Академией наук функций высшей государственной научной организации Республики Беларусь, а также отдельных функций республиканского органа государственного управления на аппарат Академии наук возложены следующие основные задачи:
• организация выполнения и участие в выполнении декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь, решений Правительства Республики Беларусь, иных правовых актов по вопросам научной деятельности, постановлений Общего собрания, Президиума, Бюро Президиума Академии наук, приказов, распоряжений и поручений Председателя Президиума Академии наук, а также осуществление постоянного контроля хода их выполнения;
• оперативная и качественная подготовка проектов документов Председателя Президиума Академии наук и органов управления Академии наук;
• систематический анализ состояния отдельных вопросов деятельности Академии наук, выявление актуальных проблем и подготовка на этой основе соответствующих предложений;
• материально-техническое и организационное обеспечение деятельности органов управления Академии наук, а также мероприятий, проводимых ими.
Аппарат НАН Беларуси оказывает методическую, информационную, консультативную, организационную и иную помощь организациям Академии наук в обеспечении их деятельности, осуществляет иные меры, способствующие повышению эффективности деятельности Академии наук. В настоящее время он состоит из управлений и отделов, возглавляемых руководителями; аппаратов отделений Академии наук, возглавляемых академиками-секретарями отделений Академии наук; почетного президента Академии наук, советников и консультантов Президиума Академии наук, выполняющих поручения Председателя Президиума Академии наук и Президиума Академии наук.
Важной составной частью системы координации научной деятельности являются советы, комиссии и комитеты НАН Беларуси, которые созданы при Президиуме НАН Беларуси, отделениях и научных институтах академии. В академии действуют:
Экологическая комиссия
Белорусский национальный комитет по программе ЮНЕСКО "Человек и биосфера"
Белорусский национальный комитет по Международной программе геологической корреляции
Комиссия по истории науки
Республиканская топонимическая и Республиканская терминологическая комиссии и др.
Совместно с научными советами разных уровней они осуществляют контроль за выполнением программ научных исследований, оказывают научно-методическую и экспертную помощь высшим учебным заведениям, отраслевым научно-исследовательским институтам и другим организациям республики, участвуют в различных научно-организационных мероприятиях.
Национальная академия наук Беларуси осуществляет свою деятельность через подведомственные ей научные институты, тематические отделы, научные и инженерные центры, Центральный ботанический сад, научные библиотеки и музеи. Кроме научно-исследовательских организаций в академии имеются Центральное конструкторское бюро с опытным производством, научно-иженерные предприятия, специальные конструкторские бюро, опытные производства, малые предприятия, которые осуществляют внедрение научно-технических разработок ученых академии. Кроме того, академия опирается на научную деятельность индивидуальных членов НАНБ, работающих в других организациях Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главная цель социально-экономического развития государства – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики. Для ее достижения необходимы:
рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
организовывать работу органов государственного управления в интересах человека, в целях удовлетворения его потребностей;
благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека;
опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры – основа совершенствования человеческого капитала;
внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;
осуществление мер по улучшению демографической ситуации в области;
повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;
инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышение уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реконструкцию производств;
расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами Союза Независимых Государств, а также Европейского Союза.
На настоящий момент приоритетными для развития страны в социально-трудовой сфере являются мероприятия, направленные на: увеличение численности населения в области и проведение программы демографической безопасности, направленной на сбалансированные численные показатели городского и сельского населения; увеличение экономически активного населения; снижение уровня безработицы; совершенствование социально-трудовых отношений, создание действенного механизма экономической заинтересованности субъектов хозяйствования в улучшении условий и безопасности труда, совершенствование механизма защиты трудовых прав граждан; обеспечение сохранения жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности, сокращение экономических потерь, обусловленных производственным травматизмом и профессиональной заболеваемостью; проведение эффективной миграционной политики; рост реальных денежных доходов населения; социальную поддержку малообеспеченных категорий населения, дальнейшее совершенствование государственной адресной социальной помощи; освоение новых видов производств и наращивание объемов производства; стимулирование развития самозанятости населения, развитие предпринимательства; расширение видов и форм социальной поддержки населения; дальнейшее совершенствование системы поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей; увеличение рождаемости, уменьшение смертности и разводов и т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. nasb.gov.by
2. doc-market.com
3. mintrud.gov.by
4. minzdrav.gov.by
5. www.minedu.unibel.by
6. www.kultura.by/