читать дальше
Стратегия развития промышленного комплекса Республики Беларусь базируется на анализе стартовых условий развития отрасли, оценке ее современного состояния и тенденций социально-экономического развития страны в целом.
Переход республики к постиндустриальному обществу, становление нового технологического способа производства и, соответственно, формирование качественно нового уровня производительных сил в условиях формирования рыночных отношений определяют цели и задачи, основные принципы и приоритеты в развитии отечественной промышленности. Государственная промышленная политика Республики Беларусь ориентирована на:
• рост объемов производства промышленной продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках;
• повышение эффективности промышленного производства;
• социальные результаты;
• экологические ограничения;
• наращивание инновационно-инвестиционного потенциала отрасли.
Это четко обозначено в стратегии развития промышленности республики, выработанной на долгосрочную, среднесрочную перспективу и краткосрочный период.
Долгосрочная стратегия развития промышленного и топливно-энергетического комплексов Республики Беларусь определена Концепцией социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г., Концепцией и Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг. и ориентирована на ресурсосберегающий наукоемкий тип воспроизводства.
Главной целью развития промышленного комплекса Беларуси является более полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения республики в средствах производства и товарах народного потребления, промышленных услугах, за счет собственного производства на основе повышения эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и достижения устойчивых темпов наращивания производства.
В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. стратегическими направлениями в условиях перехода к новой экономической системе являются:
• в промышленности - замена и модернизация всего станочного оборудования и технологических линий, создание современных замкнутых технологических циклов, позволяющих довести трудоемкость, материало- и энергоемкость продукции до международных стандартов;
• в топливно-энергетическом комплексе - повышение эффективности производства и использования топлива и энергии посредством реализации активной энергосберегающей политики; обеспечение энергетической безопасности страны за счет стабилизации и повышения уровня добычи и производства местных видов топлива, экономически и экологически обоснованного использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии; формирование рынка энергоресурсов путем создания конкурентной среды в производстве энергоносителей.
Концепцией предусматривается целенаправленная структурная перестройка промышленного комплекса, которая обеспечит постепенный переход от прежних воспроизводственных и отраслевых пропорций (характеризующихся преобладанием отраслей тяжелой промышленности, устаревших технологических укладов, отставанием сферы услуг) к новой структуре отрасли с различными формами собственности и хозяйствования, рациональным сочетанием крупных, средних и малых предприятий, ориентированных на реализацию передовых технологий и наиболее полное удовлетворение запросов внутреннего и внешнего рынков в промышленной продукции.
К числу приоритетных производств в промышленности отнесены:
• разработка и организация производства диагностических и контрольно-измерительных приборов, технологического, медицинского оборудования, специальных и уникальных научных приборов;
• развитие средств связи, телекоммуникации, производство видео-, аудио-, вычислительной техники, телевизоров;
• создание промышленный лазеров;
• разработка и изготовление новых материалов (сверхтвердых, порошковых, керамических и др.) для использования в различных областях техники;
• производство средств транспортировки, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, а также средств малой механизации, комплектующего оборудования для сельского хозяйства;
• выпуск новых видов тракторов, автомобилей, в том числе малой грузоподъемности, производство автобусов, дорожно-строительной техники;
• промышленное освоение производств малотоннажной химии;
• организация производств по выпуску комплексных удобрений.
Достижение этой цели требует создания в республике высокотехнологического и конкурентоспособного по мировым критериям промышленного комплекса, способного обеспечить экономическую независимость и национальную безопасность страны, достойный уровень жизни народа, способствовать оздоровлению экологической обстановки и интеграции экономики страны в систему мирохозяйственных связей на равноправных и взаимовыгодных условиях.
В соответствии с поставленной задачей промышленная политика республики в долгосрочной перспективе ориентирована на:
• динамичный рост производства;
• рост конкурентоспособности продукции;
• на ресурсосбережение (снижение материало- и энергоемкости);
• повышение производительности и интенсивности труда;
• технологическое перевооружение производства;
• усиление инновационности промышленного комплекса;
• реструктуризацию предприятий отрасли, требующую, в свою очередь, организационно-правовой реформы;
• создание межгосударственных финансово-промышленных групп;
• развитие процессов акционирования и приватизации;
• создание комплекса транснациональных корпораций (ТНК), в которых Беларусь будет являться страной базирования.
Намеченные мероприятия и их реализация обеспечат укрепление отечественного промышленного потенциала, освоение и расширение производств V и VI технологических укладов и на этой основе - повышение конкурентоспособности промышленной продукции и уровня насыщения внутреннего рынка. Общий объем продукции промышленности в 2005 г. по сравнению с 2000 г. должен возрасти на 28-32%.
Исходя из долгосрочной стратегии выработана среднесрочная стратегия развития промышленности республики, которая нашла свое отражение в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы. Важнейшими направлениями промышленной политики республики в этот период являются:
• стимулирование и государственная поддержка отраслей, предприятий и производств, выбранных в качестве «точек роста»
• концентрация ресурсов и выработка эффективных мер, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции;
• активизация процессов модернизации и технического перевооружения производства, кардинальное обновление активной части основных производственных фондов;
• внедрение материале- и энергосберегающих технологий, ориентированных на максимальную экономию сырья и материалов, охрану окружающей среды;
• совершенствование технологической промышленности, основанной на ускоренном внедрении новой техники и технологий.
В соответствии с долгосрочной и среднесрочной стратегиями развития промышленного производства разрабатываются годовые прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь, определяющие комплекс мероприятий, обеспечивающих развитие промышленности на соответствующий год.
Развитие топливно-энергетического комплекса республики осуществляется в соответствии с Основными направлениями энергетической политики Республики Беларусь на период до 2010 г., ориентированной на:
• обеспечение топливно-энергетического баланса за счет увеличения поставок природного газа из России;
• использование местных видов топлива;
• реализацию политики энергосбережения.
В условиях сегодняшнего дня энергосбережение выступает важнейшим условием стабилизации экономики, социального развития и национальной безопасности страны. Энергетическая безопасность является важнейшим элементом экономической и национальной безопасности в целом. Европейская экономическая комиссия ООН определяет энергетическую безопасность как состояние общества, позволяющее при наличии угроз внешнего и внутреннего характера и влияния действий дестабилизирующих факторов экономического характера, социально-политического, природного и техногенного происхождения поддерживать необходимый уровень энергопотребления.
Обеспечение энергетической безопасности является важным для стран, энергоснабжение которых полностью или в значительной степени зависит от внешних поставщиков. К таким странам относится Республика Беларусь, в которой импорт топливно-энергетических ресурсов составляет 85% от общего объема их потребления. Столь высокая зависимость от импорта энергоносителей ставит в центр внимания энергетической политики Беларуси вопросы обеспечения безопасности энергоснабжения.
Кроме того, серьезной проблемой является рост энергетической составляющей в структуре себестоимости выпускаемой промышленной продукции, вызванный ростом цен на энергоносители, что ведет к снижению ее конкурентоспособности.
Безусловно, радикальным способом достижения энергетической независимости республики может стать создание собственной ядерной энергетики. Однако, из-за ряда нерешенных проблем, связанных с обеспечением безопасности эксплуатации АЭС, обращения с радиоактивными отходами, стоимостью и сроками строительства атомных энергоблоков и другими, развитие атомной энергетики в республике в настоящий момент не может рассматриваться как альтернатива традиционному энергообеспечению. Поэтому в сегодняшней ситуации важнейшим, если не ключевым направлением обеспечения энергетической безопасности страны является энергосбережение.
Кроме того, основными направлениями энергетической политики Республики Беларусь до 2010 г. (Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь № 168 от 5 марта 1996 г.) и Постановление Совета Министров «О мерах по развитию малой энергетики в Республики Беларусь» (№ 1232 от 10 августа 2000 г.) определена ориентация республики на использование паро-газовых технологий и малых ТЭЦ, а также ускоренная реконструкция нефтеперерабатывающих предприятий.
В среднесрочной перспективе в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы развитие топливно-энергетического комплекса будет направлено на решение следующих задач:
• удовлетворение потребностей в топливно-энергетических ресурсах белорусских потребителей;
• обеспечение рациональной структуры топливно-энергетического баланса страны, в том числе за счет увеличения использования местных видов топлива;
• уменьшение перекрестного субсидирования потребителей энергоресурсов;
• стимулирование энергосбережения.
В Программе особо выделена необходимость реализации соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о создании объединенной электроэнергетической системы России и Беларуси.