читать дальше
Развитие рыночных отношений в Республике Беларусь и ее важнейшей составляющей - малого предпринимательства обусловили необходимость формирования организационной системы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Основой формирования должны были стать принципы и подходы, соответствующие новым условиям хозяйствования:
• адекватность основам функционирования суверенного государства в условиях становления и развития рыночной экономики;
• формирование государственных органов на функциональной основе, позволяющей существенно сократить использование командно-распорядительных методов управления;
• отказ от прямого вмешательства органов государственного управления в деятельность хозяйствующих субъектов, косвенное регулирование деятельности субъектов негосударственных форм собственности;
• гарантированность свобод предпринимательской деятельности и реализации прав собственности всех субъектов хозяйствования.
Приведенные выше принципы заложены в основу организационной системы государственного регулирования малого предпринимательства и в период становления свободного предпринимательства обеспечивают выполнение следующих основных функций системы:
• обеспечение экономической свободы предпринимательства;
• создание четких, равных «правил игры» для всех субъектов хозяйствования на всем экономическом пространстве Республики Беларусь;
• формирование механизма государственного регулирования предпринимательства.
Учитывая условия, в которых функционирует и развивается малое предпринимательство в Республике Беларусь, необходимы умеренно радикальные преобразования, обеспечивающие встраивание новых рыночных структур и отмирание административных форм и методов управления.
Сложившаяся на сегодняшний день в республике организационная система регулирования малого предпринимательства включает в себя функциональные и институциональные составляющие, к которым относятся:
• органы управления;
• финансовые организации;
• общественные объединения.
К органам управления малым предпринимательством относятся республиканские органы государственного управления (Совет Министров Республики Беларусь, Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь, функциональные и отраслевые министерства, ведомства, комитеты) и местные исполнительные и распорядительные органы. Они обеспечивают:
- разработку предложений по совершенствованию законодательства о государственной поддержке малого предпринимательства, проведение анализа состояния финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства и эффективности применения мер по их государственной поддержке, подготовку прогнозов развития и предложений по приоритетным направлениям и формам государственной поддержки малого предпринимательства и представление их в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь;
- организацию разработки и реализации государственных, отраслевых и региональных программ поддержки малого предпринимательства, предусмотрев в них меры по содействию занятости населения, проведению миграционной политики, решению экологических задач;
- участие субъектов малого предпринимательства в реализации важнейших народно-хозяйственных проектов и программ, а также в поставках продукции и выполнении работ для государственных нужд;
- создание отраслевых и региональных систем государственной поддержки малого предпринимательства, включающих соответствующие структурные подразделения центральных органов управления, местных исполнительных и распорядительных органов;
- подготовку предложений об установлении для субъектов малого предпринимательства налоговых и иных льгот, а также об использовании средств республиканского и местных бюджетов и специализированных внебюджетных фондов для их поддержки.
Министерства и другие центральные органы управления, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют меры по размещению заказов на производство и поставку продукции субъектами малого предпринимательства для государственных нужд, оказывают поддержку их внешнеэкономической деятельности, помогают в подготовке и переподготовке, повышении квалификации кадров, разрабатывают и осуществляют меры по созданию информационной инфраструктуры для получения экономической, правовой, производственно-технологической и иной информации и обмена информацией между субъектами малого предпринимательства, действующими в приоритетных направлениях.
Непосредственное регулирование малого предпринимательства в республике осуществляют:
• Министерство экономики и его структурные подразделения в регионах (областные территориальные комитеты и территориальный комитет г.Минска);
• Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей и региональные фонды финансовой поддержки;
• центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры;
• общественные объединения предпринимателей (ассоциации, союзы и др.).
Основными задачами Министерства в области предпринимательской деятельности являются:
• разработка предложений и реализация государственной политики по развитию и поддержке предпринимательства, координации деятельности государственных органов управления в этой сфере;
• разработка совместно с другими государственными органами управления программы государственной поддержки предпринимательства и участия в их реализации;
• выработка предложений по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в вопросах создания и развития субъектов предпринимательства;
• защита законных интересов предпринимателей, учет и обобщение мнений субъектов предпринимательства;
• обеспечение эффективного использования финансовых средств, направляемых на поддержку и развитие предпринимательства;
• разработка предложения по регулированию инвестиционной и инновационной деятельности субъектов предпринимательства, осуществляемой за счет внебюджетных фондов, привлекаемых заемных и других средств;
• совершенствование системы и механизма финансово-кредитной поддержки предпринимательства;
• организация мероприятий по обеспечению субъектов предпринимательства современным оборудованием и технологиями, созданию сети технопарков, лизинговых фирм, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры.
Для финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, в Республике Беларусь создаются республиканские и территориальные фонды финансовой поддержки предпринимателей. Денежные средства фондов формируются за счет бюджетных ассигнований, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг финансовых организаций и других источников.
Фонды финансовой поддержки предпринимателей - некоммерческие организации. Они являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, финансово-кредитными и другими организациями.
На сегодняшний день единственной организацией, осуществляющей кредитование субъектов малого предпринимательства в республике, является Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства. Фонд функционирует на основании Положения о фонде, разработанного в 1998 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь. Его главные задачи:
• финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства путем участия в финансировании соответствующих государственных, отраслевых и региональных программ, а также мероприятий, проводимых Министерством предпринимательства и инвестиций;
• аккумулирование средств для дальнейшего финансирования инвестиционных проектов, направленных на создание, реструктуризацию и техническое переоснащение субъектов малого предпринимательства.
Основными направлениями деятельности Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей являются:
• содействие проведению государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов и мероприятий;
• участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации государственных, отраслевых и региональных программ, проектов и мероприятий, способствующих созданию рабочих мест путем развития малого предпринимательства и конкуренции, демонополизации экономики, насыщения рынков товарами;
• участие в формировании рыночной инфраструктуры, обеспечивающей субъектам малого предпринимательства равные условия и возможности для осуществления предпринимательской деятельности;
• поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие освоению новых технологий, использованию патентов, лицензий, ноу-хау;
• содействие привлечению национальных и иностранных инвестиций для осуществления приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;
• участие в реализации международных программ и проектов по вопросам развития малого предпринимательства.
В формировании инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь важнейшая роль отводится центрам поддержки предпринимателей, инкубаторам малого предпринимательства, инновационным центрам.
Центры поддержки предпринимательства - это юридические лица, созданные в установленном правительством порядке общественными объединениями предпринимателей, республиканскими или территориальными фондами финансовой поддержки предпринимателей, местными исполнительными и распорядительными органами. Их цель - обеспечение экономической и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства.
Статус «центр поддержки предпринимательства» присваивается только после получения свидетельства установленного образца. Действующие центры поддержки предпринимательства периодически проходят переаттестацию в Министерстве экономики. Аттестация вновь создаваемых центров проводится на постоянной основе. По состоянию на начало 2001 г. в республике функционирует 59 центров поддержки предпринимательства.
Главными задачами центров являются:
• помощь начинающим предпринимателям (она чаще всего касается составления бизнес-плана, оформления документации);
• предоставление информации (о сырье, материалах, предложениях отечественных субъектов хозяйствования и др.);
• оказание методических и консультационных услуг;
• оказание финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства;
• обеспечение их квалифицированными кадрами; и другие. Любой центр поддержки предпринимателей реализует
свои услуги на договорной основе в соответствии с законодательством.
Имущество и средства центра формируются за счет: взносов учредителей в уставный фонд; средств из республиканского и местных бюджетов, предусмотренных государственными программами; кредитов, выделенных фондами финансовой поддержки предпринимателей; помощи от международных организаций и финансовых институтов; добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц; доходов от собственной хозяйственной деятельное! и; иных источников, не противоречащих законодательству. Прибыль, остающаяся в распоряжении центра, направляется на дальнейшее его развитие и расширение объема выполняемых работ и оказываемых услуг.
Центры поддержки предпринимательства получают льготы по уплате налоговых, арендных, таможенных и иных платежей, могут получать льготные кредиты от фондов финансовой поддержки предпринимателей, офисное оборудование и помещения для своего размещения на безвозмездной основе или на льготных условиях арендной платы и платежей за коммунальные услуги. Центрам предоставляется необходимая информация и методическая помощь в Министерстве экономики Республики Беларусь.
Инкубатором малого предпринимательства является юридическое лицо любой формы собственности, созданное для оказания помощи субъектам малого предпринимательства. Статус инкубатора малого предпринимательства подтверждается свидетельством соответствующего образца в установленном порядке.
Имущество инкубатора малого предпринимательства формируется за счет: имущества и денежных средств учредителя (учредителей) инкубатора; имущества и денежных средств, переданных организациями и учреждениями, оказывающими содействие в создании инкубаторов; арендной платы, получаемой от субъектов малого предпринимательства за аренду помещений и иного движимого и недвижимого имущества; доходов, полученных от оказания услуг; отчислений от прибыли субъектов малого предпринимательства, полученной в результате их хозяйственной деятельности, если это предусмотрено договором и учредительными документами; добровольных отчислений юридических и физических лиц.
Взаимодействие инкубатора и субъектов малого предпринимательства осуществляется на договорной основе.
Главная задача деятельности инкубатора малого предпринимательства - формирование благоприятной среды для поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Выделяют несколько видов инкубаторов. В зависимости от целевого назначения инкубаторы могут быть специализированными и многопрофильными. Примером специализированного инкубатора является инновационный центр, деятельность которого лежит в плоскости новых технологий, продукции, услуг, новых организационно-технических решений различной направленности. Многопрофильный инкубатор охватывает различные виды предпринимательской деятельности. Примером может служить многоцелевой инкубатор сервисного типа; его отличительными чертами являются:
• комплексность предоставляемых в одном месте услуг;
• коллективный характер пользования материально-техническим обеспечением на льготных условиях.
Разработана Концепция создания и развития сети инкубаторов малого предпринимательства (ИМП) в Республике Беларусь и методика оценки эффективности их деятельности. Определены критерии для отбора фирм-кандидатов в инкубатор и разработаны рекомендации по формам взаимосотрудничества. Утверждено Положение о конкурсе проектов создания региональных инкубаторов малого предпринимательства.
На начало 2001 г. в республике созданы и функционируют 9 инкубаторов малого предпринимательства и 2 технопарка.
Развитие малого предпринимательства в республике сформировало устойчивый спрос на услуги в области подготовки предпринимательских кадров, а это требует:
• создания ряда центров профессионального предпринимательского образования, подготовки и переподготовки предпринимательских кадров;
• разработки примерных образовательных программ для высшего и среднего специального образования в области предпринимательства;
• подготовки и реализации совместных проектов с партнерами из Российской Федерации и других зарубежных стран в области обучения предпринимательских кадров;
• разработки и реализации проекта электронного обучения предпринимателей.
Предполагаемая стратегия профессиональной подготовки в сфере предпринимательства должна быть нацелена на повышение эффективности деятельности всех субъектов малого предпринимательства. При этом сама система обучения должна быть многовариантной, способной самоадаптироваться к быстро изменяющимся условиям и запросам слушателей и в перспективе распространяться на все более широкие слои населения.
На сегодняшний день по заказу ранее функционировавшего Министерства предпринимательства и инвестиций в рамках государственных программ поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь разработаны и утверждены учебные программы для подготовки и переподготовки предпринимательских кадров, проведено обучение руководителей центров поддержки предпринимательства, готовятся к изданию учебно-методические пособия, разрабатываются активные формы обучения. Достигнуто соглашение между Министерством предпринимательства и инвестиций, Комитетом по занятости населения, Министерством образования и Белорусским государственным университетом о порядке организации обучения незанятого населения и безработных граждан с участием региональных центров поддержки предпринимательства. Планируется приступить к подготовке преподавателей для региональных центров, разработке системы дистанционного обучения предпринимателей, деловому обучению руководителей центров поддержки предпринимательства.
Важнейшую роль в организации государственного регулирования малого предпринимательства играет информационное обеспечение. В республике должна быть создана единая информационная система предпринимательства, включая компьютерную систему регулирования развития малого предпринимательства. На сегодняшний день разработана первая очередь автоматизированной системы информационного обеспечения поддержки предпринимательства в республике.
На базе информационного центра поддержки предпринимательства Минской области создан центр сбора и распространения информационно-справочных ресурсов. Большинство центров поддержки предпринимательства республики объединены компьютерно-информационной сетью, функционирующей на базе достижений отечественной науки. Все компьютеры сети работают на основе телевизионных каналов «подкачки» информации с целью непрерывного обновления баз данных (система Телеинтернет).