читать дальше
Развитие предпринимательства в Республике Беларусь на этапе формирования рыночных отношений обусловлено формированием новой экономической системы, основанной на инициативе, самостоятельности, экономической и личной ответственности ее хозяйствующих субъектов. Развитие малого предпринимательства в республике связано с решением целого комплекса политических, экономических и социальных проблем: от насыщения рынка разнообразными товарами и услугами - до снижения остроты безработицы, обеспечения занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих мест, воспитания предприимчивости, трудолюбия и бережного отношения к собственности, создания прогрессивной структуры экономики и здоровой конкурентной среды, формирования среднего слоя, без которого не может быть стабильности в обществе.
Развитие именно этого сектора экономики можно рассматривать как основу преобразований и перехода белорусской экономики к стадии оживления и подъема. Его развитие позволит как можно скорее компенсировать социальные издержки начального этапа реформы, создать устойчивый и многочисленный слой «эффективных собственников» - опоры рыночной экономики.
Развитие малого предпринимательства в Республике Беларусь имеет свои особенности. За относительно небольшой период рыночных преобразований тенденции его развития принимали различную направленность.
В 1992-1996 гг. в республике обозначился процесс становления и развития малого предпринимательства. К 1996 г. насчитывалось более 20 тысяч субъектов малого предпринимательства, общая численность работающих на которых составляла 220 700 человек.
Основными формами осуществления предпринимательской деятельности в республике явились:
• акционерные и частные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, основанные на национальном капитале;
• совместные предприятия с иностранным участием и их дочерние фирмы, иностранные предприятия;
• бывшие государственные предприятия, выкупленные или переданные их коллективам в совместное владение;
• государственные арендные предприятия;
• частные предприятия без образования юридического лица.
С 1996 г. темпы роста численности субъектов малого предпринимательства в республике существенно снизились, хотя их общая численность все-таки выросла и по состоянию на 2000 г. составила 28310 единиц. С 1996 г. наблюдается снижение количества частных предпринимателей без образования юридического лица, что дает основание предполагать перелив части капитала в теневую экономику.
Основными причинами, обусловившими снижение темпов роста численности субъектов малого предпринимательства, явились:
• непоследовательная политика государства и правительства в области приватизации собственности;
• действующая валютно-финансовая и ценовая политика;
• фискально-репрессивная направленность регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования;
• отсутствие благоприятного инвестиционного климата;
• низкая эффективность действующей налоговой системы;
• нестабильность законодательно-правовой среды. Отрицательно сказались на состоянии развития малого
предпринимательства:
• неоднократно проводимая в республике процедура перерегистрации субъектов малого и среднего бизнеса, вводившая дополнительные требования для получения разрешений, лицензий, согласований на различных уровнях;
• искусственное завышение платы за аренду помещений. Введено правило, согласно которому при отсутствии договора аренды предприятие не регистрируется (на стадии регистрации) или закрывается (если предпринимательская структура ранее функционировала);
• введение ограничений на приобретение предпринимателями товаров, производимых на государственных предприятиях. Ряд товаров вообще запрещается отпускать предпринимателям, а по другим видам продукции обычно требуют предоплату, в то время как отгрузка государственным предприятиям производится без предварительных условий;
• ограниченная возможность получения лизинговых услуг;
• неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
• слабая социальная и правовая защищенность владельцев и работников предприятий малого бизнеса;
• непомерно разросшиеся контрольно-ревизионные функции органов государственного управления в отношении субъектов малого предпринимательства.
Отличительной особенностью развития малого предпринимательства в Республике Беларусь является неравномерное распределение его по регионам республики (табл. 12.2). Более половины всех малых предприятий сосредоточено в г. Минске, а остальные (6-8,4%) расположены в шести областях, население которых значительно превышает население столицы республики. Эта тенденция устойчива и просматривается на протяжении всего периода становления и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь, начиная с 1992 года.
Не лучшим образом выглядит распределение малых предприятий и, соответственно, работающих в малом бизнесе по отраслям экономики.
Так, в 2000 г. в сфере науки и научного обслуживания функционировало 1,9% малых предприятий, в строительстве -11,5%, в промышленности - 20,8%, в то время как в торговле и общественном питании - около 45%. В сфере науки и научного обслуживания работало 1,3% от числа занятых в малом бизнесе, в строительстве - 14,5%, в промышленности - 34,7%, на транспорте - 8,4%, в сельском хозяйстве - 1,7% и в сфере торговли и общественного питания - 27,1%.
Такое распределение малого предпринимательства по отраслям экономики, ориентированное в большинстве своем на деятельность в торговле и общественном питании, характерно для стран с переходной экономикой, где предприниматели стремятся получить максимальный доход в кратчайшие сроки и сохранить заработанную прибыль. Такая возможность имеется прежде всего в торговле и общественном питании, поскольку в этих сферах существуют предпосылки для быстрого перевода своих капиталов за пределы страны и минимизация потерь в случае неблагоприятных для субъектов малого предпринимательства ситуаций.
Низкий удельный вес работников малых предприятий, занятых в высокотехнологичных отраслях экономики, означает, что в республике в сфере малого предпринимательства прослеживается тенденция создания рабочих мест, не требующих высокой квалификации.
Процессы, происходящие в малом предпринимательстве республики, имеют и объективный характер. Ликвидация малых предприятий является не только результатом воздействия неблагоприятной внешней среды (высокие налоги, отсутствие финансовых средств и т.д.), но и следствием нормально развивающейся, здоровой экономической конкуренции, когда субъекты, не способные адаптироваться к рыночным условиям, перестроить внутренний менеджмент, наладить эффективные связи с поставщиками и потребителями, вынуждены уходить с рынка.
Показатели, широко используемые в зарубежной практике для оценки уровня развития малого и среднего бизнеса, говорят, что, несмотря на негативные тенденции, малый бизнес в республике развивается. На начало 2000 г. его доля в валовом внутреннем продукте составила около 10%, численность занятых на предприятиях малого бизнеса - 7,4% от общей численности занятых в отраслях народного хозяйства, число субъектов малого предпринимательства равнялось 26,8 тыс. единиц.
Для обеспечения дальнейшего эффективного развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на этапе формирования рыночных отношений требуется действенная система государственного регулирования малого предпринимательства, включая слаженную организационную структуру органов управления.