ИСТОЧНИК: ВЦИОМ
ОПУБЛИКОВАНО: 2.09.2006 – 18:48
читать дальшеНыне считается аксиомой, что чем выше уровень образования в стране, тем лучше развивается ее экономика, ниже безработица и выше продолжительность жизни. Кроме того, хорошее образование населения позитивно воздействует и на иные сферы жизни общества, например, на качество государственного управления и социальную сферу. Однако образование не является «абсолютным оружием», способным решить все экономические проблемы.
Год от года мир становится образованней. По оценкам ООН, за прошедшие десятилетия мир добился значительных успехов в борьбе с неграмотностью. Если в 1960 году 36% населения мира не имело даже базового образования, то к 2000 году их число уменьшилось до 25%, несмотря на то, что население мира за этот же период времени выросло вдвое (с 3 млрд. до 6 млрд.). В индустриально развитых странах неграмотные составляют не более 1-2%. Организация Экономического Сотрудничества и Развития (Organisation for Economic Co-operation and Development) регулярно публикует доклады о тенденциях в сфере образования в индустриально развитых странах мира. Согласно данным этих исследований, все больше людей получают высшее образование. В среднем, 32% трудоспособных людей (возрастная категория 25-65 лет) — в развитых странах ныне имеют законченное высшее образование. Наиболее значительна доля людей с высшим образованием в Канаде (43%), США (38%) и Японии (36%), а наименее — в Мексике (6%), Турции и Португалии (по 9%). В ряде государств (например, в Дании, Польше, Австралии, Финляндии) до 40% всех молодых людей заканчивают высшие учебные заведения. При этом, в экономически развитых странах более 90% финансирования учреждений системы образования происходит за счет государства. Некоторым исключением является лишь сфера высшего образования. Так, на долю частных источников финансирования (плата за обучение, гранты и так далее) приходится 80% бюджетов университетов Южной Кореи, 50% бюджетов ВУЗов США, Японии и Австралии. В Дании, Финляндии, Греции и Норвегии ВУЗы лишь на 4% финансируются за счет частных средств. Специалисты ОЭСР подчеркивают, что чем выше уровень образования в стране — тем больше ВВП и показатели экономического развития, дольше продолжительность жизни и лучше здоровье населения. По их данным, увеличение продолжительности обучения на 1 год позволяет повысить ВВП на 3-6%.
Многие историки экономики — например, Ричард Истерлин (Richard Easterlin), опубликовавший статью на эту тему в журнале Journal of Economic History — считают, что промышленная революция, начавшаяся в XIX веке, набрала темп лишь благодаря реформам в системах образования стран мира. В большинстве европейских стран и в Северной Америке бесплатное начальное образование появилось около 200 лет назад и стало массовым лишь в конце XIX века. В начале XX века у малоимущих появились шансы бесплатно получить высшее образование. При этом за пределами Европы и Северной Америки формально (то есть, с европейской точки зрения) образованных людей было ничтожно мало. Истерлин обнаружил связь между распространением образования в различных странах мира и началом экономического роста и установил, что, как правило, после проведения образовательной реформы требовалось 25-30 лет, чтобы в той или иной стране начала заметно расти экономика.
Артур Мэддисон (Arthur Maddison), автор исследования «Динамические Силы Капиталистического Развития» (Dynamic Forces of Capitalist Development), установил, что чем выше доля образованных людей в численности населения страны, тем выше темпы экономического роста. Он также вывел зависимость, согласно которой увеличение ассигнований на образование на 1% ведет к увеличению валового внутреннего продукта страны на 0,35%. В 2004 году Организация Экономического Сотрудничества и Развития (OECD) пришла к выводу, что если для жителей определенной страны среднестатистический срок обучения увеличивается на год, это повышает валовый внутренний продукт данного государства на 3-6%.
Уильям Швеке (William Schweke), автор книги «Умные Деньги» (Smart Money), считает, что страны мира должны прежде всего инвестировать средства в «человеческий капитал». По его мнению инвестиции в здравоохранение, образование и профессиональное обучение способны благотворно повлиять не только на производительность труда, но и существенно уменьшить остроту социальных проблем (таких, как алкоголизм, наркомания, преступность, бедность и так далее), которые тяжким бременем ложатся на национальные экономики. Американский экономист Хлое Хэйнс (Chloe J. Haynes), автор исследования «Образование и Экономическое Развитие» (Education and Economic Development), проанализировавшая опыт компаний, действующих в сфере информационных технологий, пришла к выводу, что подобная зависимость приобрела еще большее значение в эпоху электронной революции. Чем лучше образование, тем выше производительность труда наемных работников и менеджеров, тем более сложные задачи они способны решать и тем выше уровень организации бизнесов.
В то же время, Национальная Академия Наук США (National Academy of Sciences) пришла к выводу, что научное и технологическое лидерство Соединенных Штатов находится под угрозой. Академия обращает внимание на обескураживающую статистику: на средства, необходимые компании в США, чтобы нанять одного инженера, возможно нанять пять инженеров в Китае и 11 инженеров в Индии. В 2004 году в США было подготовлено около 70 тыс. инженеров, в Китае — 600 тыс., в Индии — 350 тыс. Американские учителя математики хуже образованы, по сравнению со своими коллегами в индустриально развитых странах мира. В результате, математические знания американских школьников заметно уступают аналогичным знаниям их сверстников из, как минимум, 11 стран. Чтобы исправить ситуацию, Академия призывает вкладывать больше государственных средств в образование, в научные исследования и предоставлять различные льготы инновационным компаниям.
Впрочем, увеличение числа образованных людей также порождает проблемы. К примеру, население США достаточно хорошо образованно и американцы с неохотой соглашаются на неквалифицированную работу. Эта тенденция, которая прослеживается также во всех индустриально развитых странах, привела к выводу многих промышленных предприятий в государства «третьего мира»: де-факто предприниматели оказываются заинтересованы в необразованных сотрудниках, которым можно платить меньше.
Еще один парадокс в 2001 году обнаружили экономисты Алан Крюгер (Alan B. Krueger) и Микаел Линдал (Mikael Lindahl): они пришли к выводу, что благотворное влияние образования испытывают лишь страны, где население, в целом, малограмотно. В этом случае, образование действительно становится «мотором» экономического роста. Однако в «образованных» странах больше образования отнюдь не означает автоматического роста экономики. Одна из причин этого заключается в том, что на получение образования тратится слишком много времени и сил. В силу этого люди, которых можно считать «творцами идей», тратят энергию на зубрежку, а не на изобретательство. Рост числа образованных людей порождает еще одну проблему — очень многие выпускники ВУЗов обнаруживают, что полученные ими профессии не востребованы на рынке. Таким образом, можно считать, что львиная доля времени, денег и сил была ими потрачена впустую.
В 1974 году экономист Гарвардского Университета (Harvard University) Джек Минсер (Jack Mincer), автор книги «Образование, Зарплаты и Опыт» (Schooling, Earnings and Experience), впервые доказал на обширном статистическом материале, что получать образование материально выгодно, прежде всего, для самих учащихся. По его подсчетам, каждый лишний год обучения увеличивает доход человека, занятого вне сферы сельскохозяйственного производства, на 7%.
В США высокий уровень образования, как правило, гарантирует более высокий уровень доходов. По оценкам Министерства Образования США (Department of Education), в 1970 году среднестатистический молодой американец с дипломом бакалавра имел доход на 24% выше, чем человек, обладающий лишь дипломом средней школы. По состоянию на 1998 год, эта «премия» за высшее образование для мужчин возросла до 56%. Среди молодых американок она увеличилась с 82% в 1970-м до 100% в 1998 году. По данным газеты Los Angeles Times, в конце 1970-х годов зарплата выпускника американского ВУЗа на его первой работе на 25% превышала заработок выпускника школы, впервые устроившегося на работу. В 1980-е годы этот разрыв увеличился до 50%, в 2000 году — достиг 70%. По данным Министерства Труда США (Department of Labor), за период с 1997 по 1999 год, американец с высшим образованием зарабатывал, в среднем, $ 52,2 тыс. в год. Сейчас, по подсчетам Бюро Переписи Населения США (US Census Bureau), американец, имеющий магистерскую (Master's Degree) или докторскую (Ph.D.) степень зарабатывает, в среднем, $ 74,602 в год (данные 2006 года). Уровень зарплаты бакалавра (выпускника университета — Bachelor's Degree) составляет $ 51,206 в год. Гораздо ниже доход тех, кто прекратил учиться, получив среднее образование — $ 27,915. Заработки тех, кто не смог закончить и высшую школу, составляют $ 18,734 в год.
Неудивительно, что год от года число людей с высшим образованием в США увеличивается. В 2005 году примерно 27,2% взрослых американцев имели, как минимум, университетский диплом. При этом, уровень образованности заметно различается в разных регионах страны. К примеру, число городов, где проживает наибольшая доля населения с высшим и пост-высшим образованием, вошли: Сиэтл (52,7% обитателей этого города имеют, как минимум, вузовский диплом), Сан-Франциско (50,1%), Рейли, штат Северная Каролина (50,1%), Вашингтон (45,3%), Остин (44,1%), Миннеаполис (43,2%), Атланта (42,4%), Бостон (40,9%), Сан-Диего (40,4%) и Лексингтон, штат Кентукки (39,5%). Обычно наличие большого количества образованных людей объясняется присутствием в городе крупных высокотехнологичных предприятий (например, в Сиэтле базируются такие компании, как Microsoft, Boeing и Amazon), большим количеством государственных учреждений (Вашингтон) или учебных заведений (Рейли). В большинстве своем, чем выше уровень образования жителей, тем выше уровень жизни горожан, и лучше развивается местная экономика.
Кроме того, уровень образования напрямую отражается на занятости: по оценкам исследователей из Университета Аризоны (University of Arizona in Tucson) шансы потери работы для человека с университетским дипломом в три раза ниже, чем у выпускника школы. Житель США, закончивший лишь среднюю школу, тратил на поиски новой работы, в среднем, в два раза больше времени, чем выпускник ВУЗа. Опрос компании Public Agenda, проведенный среди американских старшеклассников, показал, что главной причиной, заставляющей их получать высшее образование являются именно карьерные соображения: большинство опрошенных считают, что с дипломом легче найти хорошую работу. В списке причин второе место занимают деньги, третье — возможность окончательно определиться с выбором жизненного пути. Кроме того, важной причиной поступления в ВУЗы старшеклассники назвали уважение, которое испытывают американцы к людям с высшим образованием.
В свою очередь, половина старшеклассников, отказавшихся поступать в колледжи и университеты, заявила, что они собираются зарабатывать деньги, не желая тратить время на учебу. Как показывает практика, отсутствие законченного высшего образования не является препятствием для личного обогащения. В известном рейтинге 500 самых состоятельных людей планеты, подготовленном журналом Forbes, 33% позиций занимают люди, не получившие университетских дипломов. Более того, среднестатистический миллиардер без высшего образования «стоил» больше ($ 2,27 млрд.), чем его образованный коллега ($ 2,13 млрд.). Наиболее состоятельными «недоучками» ныне являются, например, создатель корпорации Microsoft Билл Гейтс (William H. Gates), бросивший Гарвардский Университет, его соратник Пол Аллен (Paul Allen) покинул аудитории Университета штата Вашингтон (Washington State University), основатель компании Oracle Ларри Эллисон (Larry Ellison) недоучился в Иллинойском Университете (University of Illinois), Майкл Делл (Michael Dell), создатель компьютерного гиганта Dell, некогда отказался тратить время на учебу в Университете Техаса (University of Texas Austin).