читать дальше1. Сущность, задачи и элементы инфраструктуры поддержки предпринимательства
Инфраструктура применительно к предпринимательской деятельности представляет собой совокупность организационно-правовых форм, обеспечивающих и сопровождающих рыночные процессы, опосредующих деловые отношения и увязывающих эти отношения в одно целое.
Таким образом, основной целью создания инфраструктуры предпринимательской деятельности является обеспечение и сопровождение рыночных процессов, направленных на достижение максимального эффекта субъектами предпринимательства от производственно-хозяйственной деятельности.
Задачами создания, развития и функционирования инфраструктуры малого бизнеса являются:
- обеспечение системы расчетов субъектов малого бизнеса с контрагентами;
- обеспечение системы их кредитования и финансирования;
- обеспечение и сопровождение системы снабжения и сбыта;
- обеспечение системы страхования и снижения рисков;
- организация системы содействия занятости населения и создания новых рабочих мест;
- обеспечение системы государственного регулирования деятельности субъектов малого бизнеса;
- информационное обеспечение МБ;
- развитие и поддержка малого бизнеса.
Основными элементами инфраструктуры МБ (ИМБ), как и всякого бизнеса вообще, являются:
- кредитная система и коммерческие банки;
- эмиссионная система и эмиссионные банки;
- организационно оформленное посредничество на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах;
- аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества;
- система регулирования занятости населения и центры содействия занятости (биржи труда);
- информационные технологии и средства деловой коммуникации;
- налоговая система и налоговые инспекции;
- система страхования коммерческого, хозяйственного риска и страховые компании;
- специальные рекламные, информационные агентства и СМИ;
- торговые палаты, другие общественные и добровольные государственно-общественные объединения деловых кругов;
- таможенная система;
- профсоюзы работающих по найму;
- система высшего и среднего экономического образования;
- консультационные (консалтинговые) компании;
- аудиторские компании;
- специальные зоны свободного предпринимательства.
Таким образом, инфраструктура МБ не только организует деловые отношения и облегчает их участникам реализацию интересов, но и обеспечивает специализацию различных субъектов экономики, повышение оперативности и эффективности их работы на основе дифференциации заполняемых ими рыночных ниш, упрощает юридический и экологический контроль, государственное и общественное регулирование деловой практики.
Далее рассмотрим в деталях некоторые наиболее важные, на наш взгляд, элементы инфраструктуры малого бизнеса.
2. Банки и их роль в системе инфраструктуры поддержки предпринимательства
Банк – это финансовая организация, учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, предприятиям, гражданам и друг другу.
Банковская система представляет собой совокупность разных видов взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма.
Банковская система в рыночной экономике играет триединую роль. Во-первых, разветвленная структура КБ управляет платежами. Во-вторых, наряду с другими финансовыми посредниками банки вкладывают сбережения населения в развитие производства и т.п., предоставляя займы фирмам и деловым предприятиям, гарантирующим их оптимальное использование. В-третьих, КБ регулируют количество денег, находящихся в обращении в экономической системе.
В РБ функционирует двухуровневая банковская система, представленная национальным банком РБ и сетью коммерческих банков и других расчетно-кредитных учреждений.
По отношению к субъектам малого бизнеса банковская система представляет собой финансово-коммуникационную инфраструктуру, состоящую из двух основных составляющих:
1) системы обеспечения платежей;
2) системы кредитования.
В настоящее время коммерческие банки в РБ занимаются также вопросами кредитования субъектов хозяйствования. При этом применяется следующая система оценки степени обеспечения гарантий возврата кредитов:
- на сумму кредита предоставляется залог;
- альтернативой залога может выступать только гарантия Правительства РБ;
- банк осуществляет контроль финансового состояния заемщиков (коэффициент текущей ликвидности, обеспеченности собственным оборотным капиталом, удельный вес кредиторской задолженности в валюте баланса, коэффициент платежеспособности и т.д.);
- плата за кредит колеблется в зависимости от банка и срока получения.
При этом указанная система гарантий практически запретила систему венчурного кредитования малого бизнеса, т.к. подразумевает использование залога (порядка 130% суммы контракта).
Кроме того, коммерческие банки в РБ могут осуществлять следующие операции:
- выдачу гарантий по контрактам (за плату);
- операции своп (валюта – бел. рубли – валюта по большему курсу) и репо (ц.б. – бел. рубли – ц.б. по большей стоимости). ;
- инкассовые операции (аккредитив, чековые операции и т.п.);
- информационные услуги.
3. Биржи и их роль в системе инфраструктуры малого бизнеса
Биржа – регулярно функционирующий, организационно определенный оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товара. Биржа, играя роль посредника в торговых операциях, способствует установлению контактов между продавцами и покупателями товара и формированию оптовых рыночных цен посредством биржевых торгов.
В зависимости от вида предоставляемых на бирже товаров различают: товарные биржи, торгующие материальными ценностями; фондовые биржи, торгующие ценными бумагами; валютные биржи, торгующие валютой; универсальные биржи, торгующие разнообразными товарами; биржи труда, способствующие трудоустройству безработных и лиц, желающих сменить место работы.
Для малого бизнеса участие в биржевой торговле существенно затруднено ввиду того, что к торгам допускается строго ограниченный контингент лиц – различные маклерские фирмы, или обособленные брокеры и дилеры. Это вызывает необходимость значительного отвлечения средств на оплату их услуг. Ввиду этого в практике МБ наиболее распространенной формой заключения договоров являются система прямых договоров и система сотрудничества с крупными компаниями по снабжению и сбыту (франчайзинг – рассматривали выше).
4 марта 1993 г. 18 ведущими коммерческими банками Беларуси была создана Межбанковская валютная биржа в форме закрытого акционерного общества, основной задачей которого являлась организация торгов иностранными валютами. В 1995 г. Национальным банком Республики Беларусь бирже было предоставлено право на организацию операций по купле-продаже фьючерсных контрактов на поставку иностранной валюты и иных финансовых активов. 24 сентября 1996 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь биржа была преобразована в Государственное учреждение Национального банка Республики Беларусь "Межбанковская валютная биржа". На протяжении 2 лет биржа являлась структурным подразделением Национального Банка и осуществляла функцию организации торгов иностранными валютами, а также согласно Постановлению Совета Министров бирже было предоставлено право осуществлять деятельность по организации вторичного рынка государственных ценных бумаг (за исключением именных приватизационных чеков) и ценных бумаг Национального банка. На базе Государственного учреждения Национального банка Республики Беларусь Межбанковская валютная биржа в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. №366 "О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг" 29 декабря 1998 г. было создано открытое акционерное общество Белорусская валютно-фондовая биржа. Получив дополнительно лицензии на право проведения биржевой деятельности по ценным бумагам и деятельности депозитария, биржа стала организатором торгов на основных сегментах финансового рынка Республики Беларусь (валютном рынке, рынке государственных ценных бумаг, облигаций Национального банка Республики Беларусь, корпоративных ценных бумаг, облигаций местных займов и вексельном рынке). Первые торги в ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" состоялись 4 января 1999 г. Также с 1999 г. биржа начала выполнять функции расчетного депозитария на рынке эмиссионных негосударственных ценных бумаг и осуществлять клиринг по всем заключенным на ее торгах сделкам. В 2007 г. был запущен сектор срочного рынка. Первыми инструментами стали фьючерсы на курс доллара.
Основными задачами ОАО БВФБ на валютном рынке являются:
• организация и проведение биржевых торгов иностранными валютами;
• определение текущего рыночного курса белорусского рубля к иностранным валютам;
• осуществление расчета требований и обязательств участников торгов по результатам торгов;
• формирование документов, служащих основанием для проведения расчетов по результатам торгов;
• учет и контроль полномочий участников торгов и трейдеров;
• информационное обслуживание участников торгов.
Основными задачами, которые решает ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» на рынке ценных бумаг являются:
• организация и проведение торгов и аукционов по государственным, муниципальным, корпоративным ценным бумагам и векселям предприятия «Белтрансгаз»;
• учет и контроль полномочий участников, трейдеров, клиентов и депонентов;
• регистрация финансовых операций, подлежащих особому контролю;
• ведение и распространение статистической, информационной отчетности по результатам биржевых торгов и аукционов ценными бумагами;
• проведение процедуры допуска ценных бумаг к обращению на бирже;
• депозитарное обслуживание депонентов и выполнение функций расчетного депозитария;
• выполнение функций клиринга и расчетов по биржевым сделкам с ценными бумагами в части денежных средств;
От имени участников сделки с ценными бумагами на бирже осуществляют физические лица (трейдеры), полномочия которых на участие в торгах и на заключение сделок подтверждаются соответствующей доверенностью.
В соответствии с правилами биржи участник имеет право совершать сделки с ценными бумагами:
• от своего имени и за свой счет (при наличии действующей лицензии на осуществление коммерческой деятельности на рынке ценных бумаг или деятельности инвестиционного фонда);
• от своего имени и за счет своих клиентов (при наличии действующей лицензии на осуществление посреднической деятельности на рынке ценных бумаг).
Участники заключают в электронной торговой системе следующие виды сделок с негосударственными ценными бумагами:
• кассовые (спотовые) сделки – сделки купли-продажи ценных бумаг, подлежащие исполнению в день заключения (сделки Т+0, где Т – день заключения сделки);
• срочные сделки – сделки купли-продажи ценных бумаг, по которым участник-продавец обязуется передать ценные бумаги, а участник-покупатель оплатить ценные бумаги в установленный участниками в момент заключения сделки день, отличный от дня заключения сделки (сделки Т+n, где Т – день заключения сделки, n – количество дней, через которое сделка подлежит исполнению, n – больше или равно единице.).
Указанные виды сделок с негосударственными ценными бумагами могут заключаться в нескольких режимах:
• режим торговой сессии – заключаются только кассовые сделки, существует период открытия, торговая сессия и период закрытия. Основной принцип торговли – анонимный непрерывный двойной аукцион;
• переговорный режим – заключаются кассовые и срочные сделки на основе адресных заявок. То есть каждая заявка участника должна содержать адресата и направляется только на его торговое место;
• режим «сделки с подтверждением» - заключаются кассовые и срочные сделки между участником торгов и его клиентом, то есть не членом биржи. Данный режим используется брокером для проведения небольших операций купли/продажи ценных бумаг со своими клиентами;
• аукционный режим – используется для организации первичного размещения негосударственных ценных бумаг (например, облигаций местных займов или векселей), когда в качестве продавца выступает один из членов Секции (Торговый агент) за счет эмитента, а покупатели конкурируют между собой по цене, выставляя соответствующие заявки.
Участники заключают в электронной торговой системе биржи следующие виды сделок с государственными ценными бумагами:
• сделки «до погашения» – сделки купли-продажи облигаций, заключаемые между участниками в ходе анонимного непрерывного двойного аукциона;
• сделки РЕПО – сделки купли-продажи облигаций, заключенные между двумя участниками с обязательством:
• для продавца – последующего их выкупа;
• для покупателя – последующей их продажи.
Распределение всего объема операций между секторами биржевого рынка складываются в соотношении:
• валютный рынок - 69,4%;
• рынок государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь - 29,3%;
• прочие сектора - 0,3%.
4 Инфраструктура развития и поддержки малого предпринимательства
в Республике Беларусь
1. Направления поддержки и развития малого предпринимательства:
1.1. Центр поддержки предпринимательства: организация, создаваемая на основе любых форм собственности в целях обеспечения экономической и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства. В настоящее время в Республике Беларусь работает 50 подобных центров, в том числе 14 - в городе Минске. Правовое регулирование: Постановление Совета Министров РБ от 09.06.2008 № 825 "О центрах поддержки предпринимательства в Республике Беларусь".
Условие: цели и предмет деятельности, определенные в учредительных документах организации, претендующей на регистрацию в качестве центра (базового центра), должны соответствовать основным задачам и направлениям деятельности центра. Направления деятельности:
- формирование информационных баз данных по вопросам предпринимательства;
- оказание консалтинговых услуг субъектам малого предпринимательства;
- проведение маркетинговых исследований;
- содействие в подготовке и переподготовке кадров для субъектов малого предпринимательства;
- иная деятельность, направленная на реализацию задач центра и не запрещенная законодательством.
Структура центров двухуровневая: базовый центр на уровне области или города Минска и центра на территории области или города Минска.
Льготы и преимущества:
1. Применение понижающих коэффициентов (0,5) к ставкам арендной платы за площади, арендуемые центрами поддержки предпринимательства.
2. Возможность получения государственной финансовой поддержки за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства.
Недостатки:
1. В силу того что центры поддержки предпринимательства создаются при содействии Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, перечень документов для присвоения статуса центра включает заключение местного исполнительного и распорядительного органа о целесообразности регистрации организации в качестве центра (базового центра).
2. Ведение отчетности в соответствии с п. 13 Положения N 14, представляемой Министерству экономики Республики Беларусь, помимо иных форм отчетности.
1.2. Инкубатор малого предпринимательства: организация, которая создается на основе любых форм собственности и предоставляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, в целях оказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела и приобретения ими финансовой самостоятельности В республике насчитывается 9 инкубаторов. Правовое регулирование: Постановление Совета Министров РБ от 04.06.1997 N 640 "Об инкубаторах малого предпринимательства в РБ".
Условия:
1) целью или одной из целей деятельности юридического лица, указанных в его учредительных документах, должно быть создание благоприятной среды для развития и поддержки субъектов малого предпринимательства посредством обеспечения организационно-экономических условий, стимулирующих их деятельность;
2) виды деятельности юридического лица, предусмотренные в его учредительных документах, должны позволять выполнять функции инкубатора;
3) юридическое лицо должно иметь офисные, производственные площади, офисное оборудование и иное движимое и недвижимое имущество на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования, необходимые для осуществления функций инкубатора;
4) в штате юридического лица должны состоять специалисты (не менее 3), квалификация которых позволяет обеспечить выполнение основных задач инкубатора.
Направления деятельности:
- предоставление в аренду специально оборудованных под офисы и производство помещений субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность;
- предоставление в аренду (долевое использование) офисного оборудования и иного движимого и недвижимого имущества;
- оказание услуг по оценке и отбору предпринимательских проектов; поиску партнеров, инвесторов и кредиторов; информационному обслуживанию, проведению маркетинговых исследований, оказанию консалтинговых и иных услуг, содействию внедрению современных технологий, укреплению связей научно-исследовательских и учебных учреждений с промышленностью и прочее, включая финансовую помощь.
Льготы и преимущества:
1. Инкубатор осуществляет комплексное обслуживание субъектов малого предпринимательства, включающее решение вопроса об аренде офисных и производственных помещений и оказании ряда услуг (данное преимущество значимо в первую очередь для самих субъектов малого предпринимательства).
2. Возможность принимать долевое участие в создании и деятельности юридических лиц - субъектов малого предпринимательства, обеспечивающих развитие инфраструктуры малого предпринимательства.
3. Применение понижающих коэффициентов (0,5) к ставкам арендной платы за площади, арендуемые инкубаторами малого предпринимательства.
4. Возможность получения государственной финансовой поддержки за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства.
Недостатки:
1. Перечень документов для присвоения статуса инкубатора включает заключение облисполкома (Минского горисполкома) о возможности присвоения статуса инкубатора юридическому лицу.
2. Ведение отчетности в соответствии с п. 14 Инструкции N 111, представляемой Министерству экономики Республики Беларусь, помимо иных форм отчетности.
1.3. Как разновидность инкубатора выступает инновационный центр, в котором субъектам малого предпринимательства дается возможность использовать и разрабатывать новые технологии и другие новшества, которые позволили бы им в будущем развить собственное производство. По информации Государственного комитета по науке и технологиям РБ насчитывается 5 инновационных центров.
1.4. В Законе №685-XIII определен правовой статус Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, финансирование которого осуществляется за счет республиканского бюджета. К примеру, в соответствии с Законом Республики Беларусь "О республиканском бюджете на 2010 год" в качестве одного из распорядителей бюджетных средств в рамках финансирования бюджетной программы "Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь" назван именно Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей. Правовое регулирование: Указ Президента РБ от 18.03.1998 №136 "О Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей".
1.5. Общества взаимного кредитования: цель создания - оказание временной финансовой помощи субъектам малого предпринимательства за счет аккумулирования временно свободных денежных средств участников.
Правовое регулирование: Постановление Совета Министров РБ от 21.12.1999 №1972 "Об обществах взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства", Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 04.05.2000 №48/87 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета для обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства".
2. Инновационная инфраструктура бизнеса:
Большое внимание государством уделяется созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу, что в целом призвано способствовать развитию производства, основанного на новых и высоких технологиях.
С позиции законодателя инновации (нововведения) - это создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок (п. 2 Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры, утвержденного Указом Президента РБ от 03.01.2007 №1). 17 мая 2010 г. принят Указ №252, которым внесены изменения в том числе в Указ №1. Фактически Указом №252 помимо венчурных организаций уточнен правовой статус и других субъектов инновационной инфраструктуры, и резидентов научно-технологических парков, включая предоставление налоговых и иных льгот.
Инновационная инфраструктура представлена совокупностью субъектов инновационной инфраструктуры, осуществляющих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обеспечение инновационной деятельности.
Статус субъекта инновационной инфраструктуры подтверждается соответствующим свидетельством о регистрации юридического лица в качестве такового. Присвоение статуса осуществляется в рамках административной процедуры в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2007 №1642 "Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых Государственным комитетом по науке и технологиям и подчиненными ему государственными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Субъектами инновационной инфраструктуры являются:
1) научно-технологические парки (далее - технопарки);
2) центры трансфера технологий;
3) венчурные организации.
2.1. Технопарк: организация со среднесписочной численностью работников до 100 человек, целью которой является содействие развитию предпринимательства в научной, научно-технической, инновационной сферах и создание условий для осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися резидентами технопарка, инновационной деятельности от поиска (разработки) нововведения до его реализации.
Направления деятельности: оказание систематической поддержки резидентам технопарка, в том числе путем:
- содействия в создании производств с новыми технологиями либо высокотехнологичных производств, основанных на высоких технологиях и выпускающих законченную высокотехнологичную продукцию для реализации ее на рынке;
- содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности в целях продвижения на внешний рынок продукции, произведенной с использованием новых или высоких технологий;
- предоставления на договорной основе в соответствии с законодательством движимого и недвижимого имущества, в том числе помещений различного функционального назначения;
- обеспечения освещения в средствах массовой информации деятельности технопарка и его резидентов;
- оказания иных услуг (выполнения иных работ), связанных с научной, научно-технической и инновационной деятельностью технопарка.
Статус технопарка присваивается на основании принятого решения Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь при подаче заявления и документов, предусмотренных п. 15 Положения №1.
Льготы и преимущества:
1. Применение понижающих коэффициентов (0,5) к ставкам арендной платы за площади, арендуемые технопарками, в соответствии с подп. 1.5.4 приложения 2 к Положению о порядке определения арендной платы.
Применение понижающих коэффициентов (0,5) к ставкам арендной платы за площади, арендуемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися резидентами технопарка, в первые шесть лет со дня заключения договора аренды с технопарком в соответствии с подп. 1.5.5 приложения 2 к Положению о порядке определения арендной платы.
2. Наличие правовой возможности получения средств из республиканского бюджета, предусмотренных для финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, на организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры, включая капитальные расходы, в рамках мероприятий государственной программы инновационного развития Республики Беларусь (подп. 2.1 п. 2 Указа N 1).
3. Для технопарка и для резидентов технопарка установлена специальная ставка налога на прибыль - 10% (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента), но при соблюдении следующих условий: во-первых, деятельность, осуществляемая технопарком, должна соответствовать направлениям деятельности, приведенными выше, и, во-вторых, деятельность резидентов технопарка должна быть инновационной (подп. 2.3 п. 2 Указа N 1).
4. Кроме специальной налоговой льготы по налогу на прибыль резидентом технопарка могут применяться льготы в общеустановленном порядке в зависимости от вида деятельности резидента технопарка, ввозимой, производимой продукции, работ, услуг и т.п.
5. Отсутствие обязанности осуществления обязательной продажи иностранной валюты, полученной технопарком и резидентами технопарка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.
Недостатки:
1. Наличие контроля со стороны технопарка за деятельностью его резидентов (недостаток для резидентов технопарка).
2. Решение о регистрации технопарка будет принято, если представленный среди прочих документов для регистрации бизнес-проект будет иметь значимость, определяемую по таким критериям, как актуальность, техническая, технологическая, финансовая, организационная возможность и целесообразность реализации бизнес-проекта, обоснованность инвестиционных затрат, конкурентоспособность производимой продукции и др.
Названные недостатки в равной степени присущи центрам трансфера технологий и венчурным организациям.
2.2. Центр трансфера технологий: организация со среднесписочной численностью работников до 100 человек, целью которой является обеспечение передачи инноваций из сферы их разработки в сферу практического использования; научная организация, имеющая обособленное подразделение с численностью работников не менее 7 человек, целью которой является обеспечение передачи инноваций из сферы их разработки в сферу практического использования. По аналогии с технопарком в соответствии с Указом N 255 центр трансфера технологий может относиться к микроорганизациям или малым организациям, но в случае если центр трансфера технологий создается как коммерческая организация.
Направления деятельности: осуществление комплекса мероприятий, направленных на передачу инноваций из сферы их разработки в сферу практического применения, в том числе проведение исследований конъюнктуры рынка по выявлению возможностей реализации инноваций учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования, научных и иных организаций; выполнение работ в целях обеспечения правовой защиты и введения в гражданский оборот инноваций учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования, научных и иных организаций; оказание инженерных и консультационных услуг.
Льготы и преимущества:
1. Применение понижающих коэффициентов (0,5) к ставкам арендной платы за площади, арендуемые центрами трансфера технологий, в соответствии с подп. 1.5.4 приложения 2 к Положению о порядке определения арендной платы.
2. Как и для технопарков, наличие правовой возможности получения средств из республиканского бюджета на организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры.
3. Для центра трансфера технологий установлена специальная ставка налога на прибыль - 10% (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента), но при соблюдении условий об осуществлении деятельности в соответствии с направлениями деятельности, указанными выше.
4. Отсутствие обязанности осуществления обязательной продажи иностранной валюты, полученной центром трансфера технологий от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.
2.3. Венчурная организация: коммерческая организация, создаваемая для осуществления инвестиционной деятельности в сфере создания и реализации инноваций, а также финансирования венчурных проектов.
Можно выделить два направления деятельности венчурной организации:
1) предоставление средств организации, создающей и реализующей инновации, производящей высокотехнологичные товары (работы, услуги) либо планирующей производить такие товары (работы, услуги). При выполнении приведенных критериев такая организация, финансируемая венчурной, является инновационной организацией;
2) учреждение венчурной организацией инновационной организации или участие в уставном фонде инновационной организации, образованной в форме хозяйственного товарищества или общества.
Направления деятельности:
- приобретение имущественных прав юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих научную, научно-техническую и инновационную деятельность;
- финансирование венчурных проектов;
- оказание управленческих, консультационных и иных услуг лицам, выполняющим венчурные проекты.
Под венчурным проектом понимается комплекс работ по созданию и реализации инноваций, организации и (или) развитию производства высокотехнологичных товаров (работ, услуг), в том числе путем создания инновационной организации.
Преимущества венчурной организации:
1. Как и для технопарков и центров трансфера технологий, наличие правовой возможности получения средств из республиканского бюджета на организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры.
2. Налоговые льготы:
- в состав внереализационных доходов венчурных организаций, учитываемых при налогообложении, не включаются и не подлежат обложению налогом на прибыль суммы полученных от инновационных организаций доходов в виде процентов за предоставление в пользование денежных средств на финансирование венчурных проектов;
- дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные инновационными организациями венчурным организациям, не подлежат обложению налогом на прибыль.
Однако применение данных льгот возможно в случае, когда доля выручки инновационной организации от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, исчисляемой нарастающим итогом с начала года по отчетный период включительно, составляет не менее 50% в общем объеме выручки такой инновационной организации.
3. Отсутствие обязанности осуществления обязательной продажи иностранной валюты, полученной венчурной организацией от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.
Недостатки:
1. Невозможность применения понижающих коэффициентов (0,5) к ставкам арендной платы за площади, арендуемые венчурными организациями, в отличие от других субъектов инновационной инфраструктуры.
На основании Указа №123 юридические лица при осуществлении на территории Республики Беларусь научной, научно-технической деятельности без привлечения средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов (1), и (или) хозяйственной деятельности по производству высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства и их реализации (2):
1) вправе самостоятельно в течение двух лет со дня начала их производства:
- определять условия, объемы, виды закупаемого сырья, комплектующих и материалов, а также условия, объемы и виды реализации этих товаров (работ, услуг);
- устанавливать и применять свободные цены (тарифы) на данные товары (работы, услуги);
- определять поставщиков и покупателей высокотехнологичных товаров (работ, услуг);
2) освобождаются от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими лицами - нерезидентами и физическими лицами - нерезидентами от реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, зарегистрированных в установленном законодательством порядке.
Юридические лица, которые осуществляют производство товаров (работ, услуг) с использованием результатов НИОК(Т)Р, зарегистрированных в установленном законодательством порядке, вправе в течение трех лет со дня начала их производства относить на себестоимость товаров (работ, услуг) и включать в затраты, учитываемые при налогообложении, до 2% выручки от реализации этих товаров (работ, услуг), перечисляемых организациям за использование результатов выполненных ими НИОК(Т)Р. Статус одного из субъектов, например технопарка, не исключает теоретическую возможность присвоения этому же субъекту хозяйствования статуса центра трансфера технологий или венчурной организации.
2.4. Парк высоких технологий (ПВТ) создан для разработки в Республике Беларусь программного обеспечения, информационно-коммуникационных, иных новых и высоких технологий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики.
Правовое регулирование: Декрет Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 №12 "О Парке высоких технологий".
Резидентами ПВТ могут стать юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь, осуществляющие или планирующие осуществлять один или несколько следующих видов деятельности:
- анализ, проектирование и программное обеспечение информационных систем;
- деятельность по обработке данных с применением программного обеспечения потребителя или собственного программного обеспечения;
- фундаментальные и прикладные исследования, экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или опытно-технологических работ, связанных с направлениями деятельности Парка высоких технологий) и реализация результатов таких исследований и разработок;
- другие виды деятельности, определенные Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Льготы и преимущества:
1. Освобождение от налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности); налога на прибыль; налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности) (п. 22 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом №12).
2. Резиденты Парка высоких технологий освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь для осуществления видов деятельности, названных в пункте 3 Положения о Парке высоких технологий.
3. Доходы физических лиц (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам), а также индивидуальных предпринимателей - резидентов ПВТ облагаются подоходным налогом по ставке 9%.
4. Не облагаются земельным налогом земельные участки в границах ПВТ на период строительства на них резидентами этого ПВТ, но не более чем на три года, зданий и сооружений, предназначенных для осуществления их деятельности.
5. Основные средства и объекты незавершенного строительства резидентов ПВТ, расположенные на территории ПВТ, не облагаются налогом на недвижимость.
6. Оффшорный сбор не взимается с резидентов ПВТ при выплате (передаче) дивидендов их учредителям (участникам).
7. Не подлежит обязательной продаже иностранная валюта, полученная резидентами ПВТ от реализации товаров при осуществлении приведенных выше видов деятельности.
Недостатки:
1. Резиденты ПВТ не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
2. Обязанность ежегодно проводить обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
3. Обязательность ежеквартальных отчислений резидентами ПВТ в размере 1% от выручки, полученной за предшествующий квартал в результате осуществления видов деятельности как резидентов ПВТ.
4. Перечень осуществляемых резидентами ПВТ видов деятельности ограничен п. 3 Положения о Парке высоких технологий.
На начало мая 2010 г. в качестве резидентов ПВТ зарегистрировано два индивидуальных предпринимателя.
2.5. Правовой статус нерезидентов Парка высоких технологий, реализующих зарегистрированные бизнес-проекты в сфере новых и высоких технологий.
Правовое регулирование: Декрет №12.
Юридические лица, не являющиеся резидентами Парка высоких технологий, реализующие (планирующие реализовать) бизнес-проекты в сфере новых и высоких технологий, вправе использовать ряд льгот, представленных ниже. Легитимация бизнес-проекта: нерезидентом ПВТ в администрацию ПВТ подается заявление о регистрации бизнес-проекта с копиями учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица, бизнес-проектом, расчетом числа работников, непосредственно участвующих в реализации бизнес-проекта.
Срок рассмотрения документов и принятия решения - 1 месяц.
Льготы и преимущества:
1. Освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь для выполнения работ (оказания услуг) по зарегистрированному бизнес-проекту по решению Президента Республики Беларусь.
2. Освобождение от налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, уплачиваемых с выручки от реализации выполненных работ (оказанных услуг) по зарегистрированному бизнес-проекту; налога на прибыль, полученную в результате выполнения работ (оказания услуг) по зарегистрированному бизнес-проекту; налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации на территории Республики Беларусь выполненных работ (оказанных услуг) по зарегистрированному бизнес-проекту (п. 48 Положения о Парке высоких технологий).
3. Доходы физических лиц, участвующих в реализации зарегистрированного в установленном порядке бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий, от нерезидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам) облагаются подоходным налогом по ставке 9%.
4. Не подлежит обязательной продаже иностранная валюта, полученная в результате выполнения работ по зарегистрированному бизнес-проекту.
Недостатки:
1. Из числа субъектов данного режима исключены индивидуальные предприниматели.
2. Обязанность зачислять денежные средства, полученные от реализации зарегистрированных бизнес-проектов в сфере новых и высоких технологий, на счета банков - резидентов Республики Беларусь.
3. Обязанность по окончании реализации зарегистрированного бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий представления отчета в администрацию ПВТ.