читать дальшеВВЕДЕНИЕ
Чем тяжелее ситуация в той или иной стране тем больше и громче звучат
в ней призывы к социальной защите населения. О такой защите настоятельно
просят её требуют от правительства. Сложность положения при таких условиях заключена в том, что, если в стране наблюдается экономический спад, снижается производство, уменьшается создаваемый национальный продукт, то возможности правительства выделять дополнительные средства для социальной защиты населения крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет возрастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи с чем снижаются доходы работающих. А это порождает новые социальные напряжения.
Чтобы исправит такое положение недостаточно желания людей получить
социальную защиту от невзгод ухудшающейся жизни, также как недостаточно намерений и обещаний правительства улучшить жизнь. Проблема может быть полностью решена только тогда, когда экономика пойдет вверх и станет создавать минимум благ, который необходим людям. В этом в конечном итоге и состоит спасение. Но что же делать до того, в период, когда экономика, находятся на спаде и неспособны удовлетворить потребности всего населения во благах и услугах? Как помочь людям, попавшим в тяжелое бедственное состояние и кому именно надо помогать?
1. Система социальной защиты населения Республики Беларусь
В каждой стране, независимо от уровня ее экономического развития, есть, так называемые, социально уязвимые слои населения, имеющие ограниченные материальные ресурсы и, в связи с этим, нуждающиеся в социальной поддержке. Это малообеспеченные граждане и семьи, в число которых с наибольшей вероятностью попадают многодетные и неполные семьи, одинокие инвалиды и пенсионеры, безработные граждане.
Действовавшая система социальной защиты населения Республики Беларусь, включающая различного рода выплаты, пособия, трансферты и экономические затраты на социальные программы, не смогла устранить или снизить уровень малообеспеченности.
В соответствии с результатами выборочного обследования домашних хозяйств в 1999 году 46,7 процентов населения испытывали материальные затруднения – относились к категории малообеспеченных, и, следовательно, нуждались в поддержке государства.
Оказание материальной поддержки такой доле населения, исходя из принципа принадлежности к определенной группе, оказалось бы невозможным в финансовом плане, что потребовало применение новых, нестандартных подходов.
Для перехода от категориального распределения социальной поддержки к адресному, основой которого является фактическая нуждаемость граждан (семей), с 1 января 2001 года в Республике Беларусь введена система адресной социальной помощи.
Ее цель состоит в оказании материальной поддержки гражданам, семьям, по объективным причинам, имеющим ограниченные финансовые возможности, и направлена она на содействие их выходу из трудной жизненной ситуации [3, с.123].
В 2001 году критерий нуждаемости был установлен на уровне 50 процентов бюджета прожиточного минимума. Право на получение адресной социальной помощи было предоставлено неполным и многодетным семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, семьям с родителями безработными либо студентами, семьям, в состав которых входят инвалиды, а также одиноким инвалидам и пенсионерам.
В республике постепенно внедряется так называемый принцип взаимных обязательств, когда на основе изучения причин, вызвавших нуждаемость семьи в адресной поддержке, Комиссией вырабатываются определенные рекомендации и оказывается содействие по выходу семьи из трудной жизненной ситуации. При этом в последующем помощь такой семье оказывается только в случае выполнения ими мер, ранее предписанных Комиссией.
Еще одна проблема связана с тем, что среди семей, являющихся получателями адресной социальной помощи, нередко встречаются неблагополучные семьи, в которых трудоспособные родители имеют пристрастие к алкоголю, ведут асоциальный образ жизни, не работают.
Для исключения нецелевого использования такими семьями материальной поддержки, она предоставляется им в натуральной форме. Специалистами органа по труду и социальной защите, социальными работниками на выделенные средства приобретаются продукты питания, товары, необходимые детям.
Особо необходимо отметить, что в системе адресной социальной помощи, как и в остальных сферах, связанных с обращениями граждан, с 1 января 2006 г. введен заявительный принцип “одно окно”.
Особенность данной технологии, применительно к адресной социальной помощи, состоит в том, что заявитель сам принимает решение о том, как будет организована работа с его заявлением: либо он будет самостоятельно собирать документы, необходимые для получения помощи, либо основная часть информации будет запрошена специалистами органов по труду и социальной защите.
От выбора заявителя зависит, как скоро он получит материальную поддержку: либо в течение 5 рабочих дней с даты подачи заявления с полным пакетом документов, либо в течение 5 рабочих дней с даты поступления последнего, необходимого для назначения помощи, документа.
Для практической реализации заявительного принципа “одно окно” законодательством определен перечень документов, обязательных к предоставлению заявителем. Это документы, находящиеся у заявителя на руках (паспорт, свидетельства о рождении детей, свидетельство о браке либо о расторжении брака, удостоверение инвалида, пенсионера и т.п.), а также ряд справок, получение которых требует от заявителя минимальных затрат – справка о заработной плате либо о размере стипендии.
По имеющимся данным в рамках заявительного принципа “одно окно” рассматривается 43 процента заявлений о предоставлении государственной адресной социальной помощи. В сельской местности этот показатель несколько выше и составляет 48 процентов [1, с.96].
Из категории одиноких граждан такой возможность воспользовалось большинство заявителей – 78 процентов.
Есть такие замечательные категории, понятия, свойства людей как
«доброта», «сострадание», «сочувствие», «отзывчивость», «участие в чужой
беде». Принято считать, что человек отличается от животных наличием разума. Но, кроме того, не менее важного для человека как высшего существа наличие чувства любви к ближнему. Недаром одна из важнейших заповедей христианства гласит: « Люби ближнего своего как самого себя». Самые благородные и уважаемые в мире люди утверждали, что счастье человека заключено в том, чтобы сделать счастливыми как можно больше других людей, что давать приятнее, чем брать. Если и провозглашались иногда социалистические заклинания типа «человек человеку - друг, товарищ и брат», то ничего, кроме формального лозунга в них не содержалось.
В итоге в обществе возникло стойкое убеждение, что забота о других
людях – забота государства, а каждый должен заботиться только о себе, своей семье близких и родных. Это не означает, что доброта, взаимопомощь были вообще изъяты из обихода. Сердобольные люди всегда были и оставались в любом обществе, милосердие проявлялось во многих жизненных ситуациях. Но наблюдалось оно от случая к случаю и никоим образом не было государственно почитаемым образом и стилем поведения. Такова была и во многом остается социальная нравственность [4, с.211].
Следует хорошо усвоить положение, что никакое государство не в силах
само, с помощью законов, выделения средств, оказания государственных форм социальной помощи справится с проблемами социальной экономики. Всегда за чертой, границей официальной узаконенной, обязательной государственной помощи будут находиться тысячи людей, которым способен эффективно помочь только ближний, непосредственно видящий чужую беду, проявляющий сострадание к бедствующим, нуждающимся, способный глубже всего понять, что же им нужно.
Поэтому социальная благотворительность, проявляющаяся в том, что одни люди бескорыстно, по внутреннему душевному позыву помогают другим, чем могут: деньгами, вещами, услугами, советами, заботой, лечением, утешением самый яркий признак благородства, совести человека.
Отсюда вовсе не следует, что надо обязательно помогать вся и всем,
подавать, образно говоря, каждому, кто протягивает руку. Это даже при
желании просто невозможно. Каков же критерий разумных действий в этом
отношении? Обращаться в подобных ситуациях нужно не только к разуму, но и к сердцу. Зов души, совесть, внутреннее убеждение подскажут вам, когда нельзя пройти миом, следует проявить сочувствие, оказать помощь, если ваша душа не очерствела.
Полезными могут оказаться и советы людей, стремление следовать
примеру других, но надо твердо усвоить мысль, согласно которой добро лишь в минимальной степени творится по повелению, указанию извне, оно должно проистекать из собственной воли, желания внутреннего позыва.
2. Виды социальной помощи в Беларуси
1. В Беларуси создана собственная система социальной защиты пострадавших от аварии на ЧАЭС:
10 апреля 2007г., Минск /Юлия Подлещук - БЕЛТА/. В Беларуси создана собственная система социальной защиты всех категорий населения, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС. Об этом сообщил журналистам начальник отдела социальной защиты департамента по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Беларуси Владимир Кудин.
Уровень льгот и компенсаций, которые предоставляются гражданам, пострадавшим от аварии на ЧАЭС, определяются территорией, где человек живет, жил или принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. В первую очередь государство направляет усилия на поддержание здоровья инвалидов-чернобыльцев. В перечне льгот - бесплатное обеспечение лекарствами и путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление, дополнительный оплачиваемый отпуск, денежная компенсация за ущерб здоровью, ежегодные выплаты на оздоровление и др. Кроме того, эта категория граждан имеет право на получение беспроцентной ссуды, 50% которой погашает государство. Как подчеркнул начальник отдела социальной защиты, ежегодное проведение медицинских осмотров, лечение и оздоровление позволили к настоящему времени стабилизировать многие показатели здоровья пострадавшего населения.
Владимир Кудин также сообщил, что согласно постановлению Совета Министров №360 "Об утверждении мероприятий по реализации в 2007 году Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006-2010 годы, источников и объемов их финансирования" в нынешнем году для минимизации последствий катастрофы выделено Br686 млрд., из них Br641 млрд. - из республиканского бюджета. В основном средства направляются на обеспечение защитных мер в сельском хозяйстве (например, на снижение содержания цезия-137 в сельскохозяйственной продукции) и радиационную защиту населения, сказал начальник отдела социальной защиты.
2. Инновационные технологии и системы:
Проект «Корпоративная автоматизированная информационная система Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» разрабатывается для автоматизированной обработки информации о социально-трудовых процессах с целью формирования национальных информационных ресурсов по таким направлениям деятельности органов государственного управления, как социальное обслуживание населения, государственная социальная помощь населению, обращения граждан, создание безопасных условий труда и нормирование труда, в том числе тарифное нормирование.
В рамках проекта планируется создать 10 баз данных, 3 информационно-поисковых системы, 190 автоматизированных рабочих мест пользователей в центральном аппарате министерства и органах государственного управления по труду социальной защите областей и г. Минска.
3. Государственная поддержка семей с детьми:
Президент Беларуси Александр Лукашенко одобрил подготовленный правительством план мероприятий по решению актуальных социальных вопросов. В сфере социальной защиты населения планируется повышение размеров пособий семьям, воспитывающим детей. Первым шагом в этом направлении стало устранение дифференциации размера пособий матерям, воспитывающим детей в возрасте до 3 лет, что позволило обеспечить 30 тыс. женщин равные условия для содержания и воспитания детей. Такая норма содержится в Указе Президента Республики Беларусь №95, который вступил в силу с 1 февраля текущего года. Данный подход соответствует принципам социальной справедливости и отвечает целям государственной семейной политики, направленной на обеспечение полноценного развития каждого ребенка независимо от социального статуса родителей. Указом устанавливается пособие по уходу за ребенком до 3 лет в едином для всех матерей (как работающих, так и не работающих) размере, равном 65% БПМ. Следующий этап - установление с 1 января 2008 года размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет на уровне 80% БПМ, с 1 января 2009 года - на уровне 100% БПМ. Масштабные мероприятия запланированы по оказанию помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Государственная поддержка семей с детьми занимает особое место в системе социальной защиты населения. Усиление такой поддержки приведет к повышению рождаемости в Беларуси, обеспечению охраны материнства и детства, укреплению семьи и ее престижа в обществе.
4. Обеспечение надлежащей социальной защиты бедных и нуждающихся групп населения Беларуси:
Порядок распределения социальных льгот и пособий между гражданами Беларуси претерпел существенные изменения. Исследования, проведенные благодаря предоставленному Всемирным банком гранту, помогли стране внедрить такую систему, в рамках которой государственная помощь оказывается адресно, наиболее нуждающимся и уязвимым группам населения, и, в то же время, обеспечивается экономия ограниченных государственных ресурсов.
Однако для того чтобы любая реформа оказалась эффективной, необходимо иметь четкое представление об издержках и пользе существующей системы. Поэтому когда в 2000 году правительство Беларуси обратилось к Всемирному банку за помощью, Банк выделил грант в размере более 286 350 долл. США на проведение анализа проблемы бедности в стране, разработку критериев проверки нуждаемости, их тестирование в рамках плотного проекта в Осиповичском районе и проведение кампании популяризации реформы среди населения.
Результаты исследования показали, что в Беларуси более половины населения пользуется почти 200 видами социальных льгот. Установлено также, что, несмотря на высокие расходы, на льготы и пособия – ежегодно на эти цели расходуется 14 процентов ВВП, – этих средств недостаточно для того, чтобы как-то изменить жизнь населения. Стараясь помогать всем без исключения, независимо от уровня доходов, правительство мало, что может сделать для повышения уровня жизни бедного населения.
Выводы очевидны. Необходима система адресной социальной помощи, в рамках которой льготы должны предоставляться наиболее нуждающимся, а остальные группы, населения, способные позаботиться о себе, не должны пользоваться такими льготами. В настоящее время такая система адресной социальной помощи развертывается на всей территории Беларуси.
3. Организационно-управленческая структура социальной защиты населения
Существуют виды стабильной социальной поддержки определенных слоев и категорий населения со стороны государства, правительства, общества, не связанные непосредственным образом с чрезвычайными ситуациями. Речь идет о людях находящихся на длительном или постоянном иждивении государства и общества, живущих в основном за счет государственного обеспечения. Для того чтобы помочь этим людям, гарантировать их необходимыми средствами, существует социальная отрасль экономики называемая социальным обеспечением.
Социальная политика государства может иметь различные измерения:
экономическое, организационное, правовое, собственно социальное,
культурологическое, экологическое, личностное. Поэтому возможна
количественная и качественная характеристика проводимой государством
социальной политики. Среди этих характеристик объективных критериев
наиболее важное значение имеют: практическая реализация социальной
справедливости в обществе; учет социальных интересов различных групп и
слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения их
рациональных потребностей; и, конечно же, социальная защищенность, как уже отмечалось малоимущих слоев, детей, пенсионеров, безработных, беженцев, тяжелобольных и т.д.
Организации социального обеспечения принимают на себя заботу о тех
категориях, частях населения, которые в законодательно установленном
порядке располагают правом на длительную или постоянную помощь в связи с возрастом, инвалидностью, ограниченной трудоспособностью, отсутствием иных источников существования.
Наиболее распространенный вид социального обеспечения - пенсионное
обеспечение. Пенсионерам по возрасту выплачивается пенсия, зависящая от
стажа работы и уровня заработной платы, которую получал пенсионер до выхода на пенсию. Однако в любом случае каждому пенсионеру гарантирована выплата пенсии не ниже минимального предусмотренного законом уровня. Наряду с пенсией по старости выплачиваются пенсии по инвалидности и не зависят от возраста и обусловлены только состоянием здоровья, невозможностью или ограниченной возможностью человека осуществлять трудовую деятельность. Пенсии выплачиваются за счет средств пенсионного фонда, образуемого из отчислений предприятий и организаций в этот фонд и частично за счет госбюджета. По мере перехода к рыночным отношениям и повышения хозяйственной самостоятельности предприятия получают возможность создавать собственные пенсионные фонды для выплаты пенсий своим работникам.
Кроме пенсий из средств государственного и местного бюджетов предоставляются разнообразные пособия и выплаты различным категориям
нуждающегося населения. Пособия и выплаты могут носить постоянный,
длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой,
одномоментной социальной помощи. Пособия выдаются чаще всего с целью
социальной поддержки детей, больных, престарелых, лиц, лишенных средств
существования. Проявляется забота о престарелых людях, не имеющих детей и родных, способных оказать им помощь. Для таких людей, нуждающихся не только в деньгах, но и в уходе в оказании услуг, создаются дома престарелых [2, с.54].
Социальная помощь оказывается также в виде предоставления людям,
семьям кредитов на строительство жилья, благоустройство, приобретение
домашнего имущества.
Распространенным видом денежной помощи учащейся молодежи является
выплата стипендий.
Особый вид социальной помощи - медицинская помощь. В значительной
степени такая помощь оказывается бесплатно. Однако даже богатые страны не способны целиком возложить расходы здравоохранения на плечи
государственного бюджета, часть медицинских услуг и лекарства являются
платными. Страховая медицина предусматривает формирование страховых фондов из заработной платы и других отчислений предприятий и организаций. Денежные средства страховых фондов передаются медицинским учреждениям, что дает право участнику фонда обратиться в любое время за необходимой медицинской помощью ранее оплаченной.
Государство оказывает значительную помощь безработным, прежде всего,
она проявляется в виде выплат официально зарегистрированным безработным государственного пособия по безработице. Для лиц, потерявших работу, такое пособие впервые месяцы выплачивается в объеме, близком к той заработной плате, которую они имели пред потерей работы. В последующие месяцы пособие снижается. Обычно принято предоставлять пособие по безработице в течение полугода со времени потери работы. Наряду с пособием государственный фонд занятости затрачивает средства на обучение безработных, помощь им в овладении новой специальностью [5, с.68].
В системе социальной защиты населения самым важным элементом выступает социальное страхование, в которое входит пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве. В развитых странах Запада медицинское и пенсионное страхование осуществляется путем удержания из заработной платы и прибыли в одинаковом размере.
Для обеспечения социальной защиты различных категорий населения, совершенствования правового регулирования социальных гарантий, организации обслуживания нетрудоспособных граждан министерство решает следующие задачи: участвует в формировании и реализации государственной политики в области социальной защиты населения, управляет финансами социального страхования и руководит системой органов, которые осуществляют социальное страхование, пенсионное обеспечение, социальную помощь и социальное обслуживание различных групп населения, готовит предложения по совершенствованию социальной защиты населения, систематическому анализу положения семьи, женщин и детей (социальная диагностика и социальный прогноз), выработке мер, направленных на его улучшение, участвует в формировании национального механизма по обеспечению равных прав и возможностей для мужчин и женщин, разрабатывает и осуществляет мероприятия по развитию сети учреждений социальной защиты, участвует в разработке общих принципов государственной политики в области социальной реабилитации, анализа реализации в республике международных отношений, договоров и соглашений по вопросам социальной защиты и социального развития.
Целевые группы: бывшие узники концлагерей и репрессированные; военнослужащие и бывшие военнослужащие; воины-интернационалисты; ветераны войны; дети больные и инвалиды; женщины; семьи; семьи больных, инвалидов; семьи многодетные; семьи неполные; больные и инвалиды; малообеспеченные; пожилые люди
Формы помощи, услуги: координация деятельности иных организаций; информационная поддержка, условия предоставления помощи, услуг: работа с юридическими лицами и профессиональными группами
• Гомельский городской центр социального обслуживания семьи и детей:
Гомельский городской центр социального обслуживания семьи и детей создан в 1999 г. в рамках президентской программы "Дети Беларуси" и является государственным учреждением социальной защиты населения.
Цель деятельности центра - реализация права семьи и детей на социальную защиту и материальную поддержку, содействие укреплению статуса семьи как социального института, улучшению показателей
социального здоровья и благополучия семьи и детей, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поддержка экономических, политических и социальных условий есть базис для стабильности общества. Любые изменения в одной из этих сфер сразу же отражается на других. Как мы знаем из истории, игнорирование этих связей ведёт к социальной дестабилизации. С другой стороны, изменения в этой структуре необходимы для успешного развития общества. Улучшение жизненных условий населения – вот чаще всего цель реформ.
Поэтапное повышение критерия нуждаемости при предоставлении государственной адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам является одним из мероприятий Плана мероприятий по обеспечению поэтапного решения социально значимых проблем населения, утвержденного постановлением Правительства Республики Беларусь.
Отмена категориального подхода и повышение критерия нуждаемости позволит приблизить доходы малообеспеченного населения к уровню минимальной социальной гарантии – бюджету прожиточного минимума, что позволит повысить качество жизни данной категории населения