1. Понятие, направления и методы внешнеэкономической политики.
2. Политика протекционизма: сущность, преимущества и недостатки.
3. Политика свободной торговли: сущность, преимущества и недостатки.
читать дальше1. Понятие, направления и методы внешнеэкономической политики.
Внешнеэкономическая политика представляет собой совокупность мер, направленных на регулирование международных обменов товарами, услугами и капиталом с целью достижения определённых макроэкономических целей и результатов.
Основными элементами внешнеэкономической политики государства являются:
1. Таможенный тариф.
2. Совокупность административных мер по регулированию внешнеэкономических обменов.
3. Совокупность мер по стимулированию экспорта или импорта.
К основным методам регулирования относятся:
1. Тарифные методы регулирования, которые заключаются в системе таможенных тарифов. Таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, систематизированный в соответствии с номенклатурой вилов внешнеэкономической деятельности. Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара, услуги или капитала и являющийся условием импорта или экспорта.
Выделяют следующие классификации таможенных пошлин.
По способу взимания:
• адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
• специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 доллар за 1 г);
• комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1 т).
По объекту обложения различных пошлин:
• импортные — накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
• экспортные — накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
• транзитные — накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
По характеру:
• сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной;
• антидемпинговые - применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране;
• компенсационные - накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
По происхождению:
• автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны;
• конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого, как Генеральное соглашение о тарифах и торговле или соглашения о таможенном союзе;
• преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран.
По типам ставок:
• постоянные — таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств;
• переменные — таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий).
По способу вычисления:
♦ номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;
♦ эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.
С учетом эффективной ставки таможенного тарифа можно рассчитать действительный уровень таможенной защиты (Те):
,
где Тп – номинальная ставка тарифа на конечную продукцию;
Тим – номинальная ставка тарифа на импортируемые части и компоненты;
Ах – доля стоимости импортируемых компонентов в стоимости конечного товара.
Важной целью тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности является защита от демпинга отечественного рынка.
Под демпингом понимается метод внешнеэкономической политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения цены экспорта ниже нормального уровня цен, существующих в этих странах. Демпинг может осуществляться за счет ресурсов данной фирмы или за счет государственных субсидий. Он может проводиться в одной из следующих форм:
• Спорадический – эпизотическая продажа излишков продукции по заниженной цене;
• Преднамеренный – проводится временное снижение цен для вытеснения конкурентов с рынка и последующего формирования монопольных цен;
• Постоянный демпинг – устойчивая поставка товара по цене ниже справедливой;
• Обратный демпинг – завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продаж на внутреннем рынке;
• Взаимный демпинг – встречная торговля двух стран одними и теми же товарами по заниженной цене.
Для борьбы с демпингом используют антидемпинговые пошлины, которые представляют собой временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынке, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.
Существует два метода формирования антидемпинговой пошлины:
А) разница в цене, по которой товар реально продается на рынке страны-экспортера и страны-импортера;
Б) разница в цене, по которой товар должен был бы продаваться на рынке страны-экспортера и цены, по которой он реально продается на рынке страны-импортера.
Следует учитывать, что использование антидемпинговых пошлин сдерживает процесс освоения внешнего рынка и не создает условий для развития нормальной международной конкуренции, поскольку производители новых импортных товаров из-за угрозы обвинения в демпинге не могут реализовывать на международном рынке свою продукцию по более низким ценам для привлечения потребителей и формирования спроса, что имеет место при освоении любого внутреннего рынка.
2. Нетарифные методы регулирования, применение которых обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а также создавать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны.
Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:
• нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязанностями. В этой связи объем и методика их применения полностью регулируется национальными государственными органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны;
• нетарифные методы более удобны в достижении требуемого результата во внешнеэкономической политике;
• нетарифные методы позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока;
• нетарифные методы не являются дополнительным налоговым бременем для населения.
Всего насчитывают свыше 2600 различных форм нетарифных ограничений, которые в большинстве своем трудно поддаются кодификации и не поддаются количественной оценке для коммерческих целей. Следует отметить, что до настоящего времени не выработано единой классификации нетарифных методов регулирования. Однако наибольшее распространение получила классификация, разработанная Секретариатом ГАТТ/ВТО, в соответствии с которой нетарифные ограничения подразделяются на пять основных групп:
• количественные ограничения импорта и экспорта;
• таможенные и административные импортно-экспортные формальности;
• стандарты и требования к качеству товаров;
• ограничения, заложенные в механизме платежей;
• участие государства во внешнеторговых операциях.
Квотирование экспортно-импортных операций – это количественное ограничение ввоза и вывоза, вводимые на определенный срок по отдельным товарам, странам или группам стран. Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляется путем проведения конкурсов, аукционов. Победитель аукциона получает право на получение сертификата на экспорт или импорт квотируемого товара. В международной практике используются в основном два вида квот: глобальная квота и индивидуальная квота.
Глобальная квота устанавливает размер импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени, вне зависимости от того из какой страны импортируется или в какую страну экспортируется товар. Основная цель данной квоты заключается в обеспечении необходимого уровня потребления и рассчитывается как разность внутреннего производства и потребления товара. В настоящее время глобальная квота является наиболее распространенным видом квотирования.
Индивидуальная квота представляет собой квоту, устанавливаемую для каждой страны, откуда импортируется или куда экспортируется товар. При этом выделяются следующие виды индивидуальных квот по способу формирования:
• во-первых, индивидуальная квота может быть создана на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в импорте в предыдущий период;
• во-вторых, индивидуальная квота формируется на основе предпочтения тем странам, которые берут на себя встречные обязательства по импорту товаров из данной страны. Такие обязательства обычно закрепляются в соответствующих соглашениях. Эти квоты получили название двухсторонних квот на договорной основе;
• в-третьих, индивидуальная квота может формироваться дискриминационной основе в рамках конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на запрет ВТО на использование дискриминационных квот, они применяются многими странами особенно часто в отношении государств, не входящих в члены ВТО.
Следует отметить, что во внешнеторговой политике также часто применяются сезонные квоты, которые рядом экономистов рассматриваются в качестве индивидуальных квот. Сезонная квота вводится на определенный период времени, когда внутренний рынок нуждается в государственной защите. В этой связи данная квота обычно примется в отношении сельскохозяйственной продукции.
По направлению действия различают: экспортные и импортные квоты.
Экспортные квоты вводятся государством в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, в рамках которых определяется доля каждой страны в общем экспорте товара, или с целью предотвращения вывоза дефицитных товаров с внутреннего рынка.
Импортная квота применяется государством для защиты отечественных производителей, регулирования спроса и предложения, устранения отрицательного сальдо торгового баланса, а также как ответная мера на дискриминационную внешнюю политику других государств.
Право на ввоз или вывоз квотируемого товара должно подтверждаться лицензией.
Лицензирование представляет собой процесс регулирования внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государством на экспорт или импорт товара в установленных количествах в течении определенного промежутка времени. Лицензия – официальный документ, который разрешает осуществлять экспортно-импортные операции в течение установленного срока. Лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограничений.
На практике используется большое количество разнообразных лицензионных форм, при этом основными видами лицензирования выступают следующие лицензии: индивидуальная, генеральная, автоматическая.
Индивидуальная лицензия является разовым разрешением на ввоз или вывоз товара, которое выдается органом государственной власти, регулирующим или контролирующим внешнюю торговлю по заявлению национальной фирмы экспортера или по заявлению импортера.
Генеральная лицензия представляет собой постоянно действующее разрешение, дающее право импортировать (экспортировать) перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течении всего времени действия лицензии.
Автоматическая лицензия представляет собой разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена в случае если по ней не получен официальный отказ органов, контролирующих внешнеторговые операции в рамках предварительного контроля.
Добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка - это разновидность импортной квоты, которая вводится не страной-импортером, а страной-экспортером с целью избежать торговых санкций со стороны страны-импортера.
Эмбарго представляет собой запрет в отношении импорта или экспорта отдельных товаров или в отношении совершения внешнеторговых операций с конкретным государством.
Под таможенными и административными импортно-экспортными формальностями понимается совокупность мер государственного регулирования, которая включает в себя антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, требования о содержании местных компонентов, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы и другие.
Основные направления государственной поддержки экспортеров как формы проведения нетарифных ограничений:
- гарантирование и страхование экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от долгосрочных коммерческих и политических рисков;
- сертификация и долевая поддержка эффективных экспортоориентированных проектов;
- предоставление налоговых льгот экспортерам отдельных видов продукции;
- оказание информационного, консультационного, маркетингового, технического содействия экспортерам;
- регулирование цен и тарифов на продукцию естественных монополий;
- таможенно-тарифное стимулирование экспортной деятельности, обеспечивающее экспортерам беспошлинный доступ к необходимым ресурсам.
2. Политика протекционизма: сущность, преимущества и недостатки.
Существует два подхода к регулированию внешней торговли. Первый - свободная торговля, когда не существует никаких препятствий для потока товаров и услуг. За нее ратовали представители английской классической политэкономии в лице А.Смита и Д.Рикардо. Второй - протекционизм, который предполагает защиту национальной экономики и производителей от внешних конкурентов. Необходимость протекционизма обосновывали еще в ХV веке представители меркантилизма.
Протекционизм осуществляется в нескольких формах:
• Селективный – направлен против одной страны или отдельного товара;
• Отраслевой – защищает определенные отрасли экономики и, прежде всего, сельское хозяйство;
• Коллективный – проводится в объединениях стран в отношении стран, не входящих в эти объединения;
• Скрытый – осуществляется методами внутренней экономической политики
Он может осуществляться в двух основных формах. Первая форма - в виде тарифных ограничений, т.е. ограничение импорта товаров с помощью налогов на импорт.
Протекционизм оправдывается следующими соображениями:
• расширение отечественного производства; (Следует отметить, что данную задачу можно решить за счет субсидий производителям продукции, конкурирующей с импортом. Это выгоднее для страны, так не происходит сокращения объема потребления, не растут цены, расширяется национальное производство. Единственный недостаток – государство несет затраты на субсидирование.)
• увеличение занятости в стране;
• защита молодых отраслей;
• содействие структурной перестройке национальной экономики;
• национальный престиж;
• национальная оборона;
• перераспределение дохода внутри страны.
Введение практики протекционизма неоднозначно влияет на экономику страны. Потребители, ориентированные на покупку импортных товаров, несут потери, так как цена товаров с учетом тарифа повышается. Их потери связаны и с уменьшением потребления данного товара. Производители аналогичной продукции получают выгоду, так как получают возможность производить в большем объеме и продавать по более высокой цене, компенсируя высокие затраты. Выгоду получают и рабочие, занятые на таких предприятиях, так как сохраняют работу и доход. Государство от введения тарифов имеет доход в виде тарифных пошлин. Однако в целом потери страны от введения тарифов превышают выгоды.
Чистый ущерб страны можно рассчитать как половина произведения изменения тарифа на изменение объема импорта и на долю импорта в объеме ВНП страны.
Например, страна повышает пошлину на ввоз легковых автомобилей в страну на 10%. Это вызывает сокращение импорта автомобилей на 20%. Импорт легковых автомобилей составлял 4% объема ВНП страны. В этом случае чистый ущерб составит
ВНП страны
Нельзя забывать и о косвенном ущербе стране. Он заключается в следующем:
а) Растут затраты на содержание государственных служб по контролю за соблюдением политики протекционизма. Труд этих людей мог бы быть использован более производительно в других сферах экономики.
б) Сдерживается НТП, так как ослабевает конкуренция и стимулы для совершенствования производства.
в) Оказывается влияние на валютный курс, который влияет на условия внешней торговли.
г) Введение тарифов вызывает перемещение ресурсов между отраслями и структурные сдвиги в экономике.
д) Введение тарифов вызывает ответные меры других государств и ухудшает экспортные возможности страны.
Нетарифные ограничения в целом влияют на развитие экономики негативно. Наиболее существенный ущерб могут нанести импортные квоты. Они приводят к сокращению потребления, росту цен, неэффективному использованию ограниченных ресурсов и монополизации рынка. Считается, что при прочих равных условиях, импортная квота в условиях монополизации внутреннего рынка обходится стране дороже, чем тарифы на импорт.
Подводя итоги политики протекционизма, можно сделать следующие выводы:
1. Таможенные тарифы почти всегда снижают уровень благосостояния в торгующих странах.
2. Таможенные тарифы чаще всего снижают благосостояние каждой из торгующих стран, в том числе и в той, которая является их инициатором.
3. Как правило, к цели, достигнутой с помощью тарифа можно прийти другим путем, причем с лучшими результатами.
4. Отклонения от политики свободной торговли оправданы в следующих случаях:
а) если страна способна оказывает влияние на мировые цены, то можно найти такой уровень ставки тарифа (оптимальный тариф), который принесет ей чистый выигрыш;
б) если в стране существует внутренние неразрешимые проблемы, то введение тарифа полезнее, чем пассивность правительства;
в) если при решении отдельных чисто внешнеэкономических проблем введение тарифа является более эффективным элементом, чем другие меры;
г) таможенный тариф всегда выгоден производителям товаров конкурирующих с импортом, даже если совокупное благосостояние снижается.
3. Политика свободной торговли: сущность, преимущества и недостатки.
Международная торговля с каждым годом расширяется. С самого начала ее зарождения в междунардной практике сложилось 2 подхода к осуществлению междунардной торговли: свободная торговля и протекционизм.
Свободная торговля (фритрэйдерство), - это торговля благами, которая осуществляется без всяких ограничений.
При свободной торговле ее участникам предоставляется полная свобода ведений ее операций. В чистом виде политика свободной торговли сводится к тому, что основным регулятором является рынок. Система свободной торговли означает свободный обмен товарами без всяких пошлин и ограничений или предполагает наличие лишь незначительных пошлин на ввозимый товар.
Преимущества свободной торговли:
1. Приводит к положительным политическим последствиям, т.к. в этом случае страны становятся в большей степени взаимосвязаны, что снижает опасность враждебных действий по отношению друг к другу.
2. При свободной торговле в полной мере реализуется принцип сравнительных преимуществ, описанных Риккардо. Именно в этих условиях страны могут производить только те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах и обменивать эти товары на те, издержки производства которых в данной стране выше относительно других стран. Всё это позволяет в каждой стране специализироваться на производстве определенных товаров, свободно торговать ими, получать дополнительную прибыль.
3. Уровень эффективности производства достигает возможного максимума.
4. Минимизируются издержки на государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
5. Уровень жизни населения благодаря глобальной конкуренции существенно возрастает.
Негативные стороны свободной торговли:
1. Возрастает вероятность стагнации отечественного производства под воздействием глобальной конкуренции и, как следствие, сокращения занятости.
2. Затрудняется процесс становления новых для экономики отраслей и производств.
3. Может пострадать национальная экономическая и военная безопасность, а также экономический престиж страны.
Внешнеэкономическая политика государства
1. Понятие, направления и методы внешнеэкономической политики.
2. Политика протекционизма: сущность, преимущества и недостатки.
3. Политика свободной торговли: сущность, преимущества и недостатки.
читать дальше
2. Политика протекционизма: сущность, преимущества и недостатки.
3. Политика свободной торговли: сущность, преимущества и недостатки.
читать дальше