читать дальшеПонятие насилия распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, которому преднамеренно причинен серьезный физический ущерб. Ребенок, подвергшийся плохому обращению, – ребенок до 18-летнего возраста, которому причинен ущерб вследствие недостаточного осуществления со стороны родителя или иного лица, его заменяющего, минимальной степени заботы.
Социально-психологические теоретические исследования насилия выделяют ее как органическую часть агрессии и жестокости. Точнее понятия “жестокость” и “насилие” – “более узкие и входят в понятие агрессия. Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Жестокость – это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению. Насилие – это нарушение чужого поведения. Определяют 4 типа позиции насилия и жестокого обращения с ребенком.
- физическое насилие;
- пренебрежение;
- сексуальное насилие;
- психологическое жестокое обращение.
Насилие над детьми может быть двух типов явное и скрытое (косвенное). По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице – со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.
Анализируя позиции психологического насилия можно выделить следующие их виды.
Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.
Психологическое жестокое обращение – хронические паттерны поведения, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.
Ранее говорилось, что в связи с со скрытностью, латентностью явления насилия над детьми во время диагностики приходится иметь дело с большим количеством симптомов и поведенческих индикаторов. К ним относятся: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание. Такой ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка.
1. Возраст 0-6 месяцев:
-малоподвижность;
-безразличие к окружающему миру;
-отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;
-редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.
2. Возраст 6 месяцев – 1,5 года:
-боязнь родителей;
-боязнь физического контакта со взрослыми;
-постоянная беспричинная настороженность;
- плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;
- испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.
3. Возраст 1,5 – 3 года:
-боязнь взрослых;
-редкие проявления радости, плаксивость;
- реакция испуга на плач других детей;
- крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.
4. Возраст 3 года – 6 лет
-примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
-пассивная реакция на боль;
-болезненное отношение к замечаниям, критике;
-заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
- псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
- негативизм, агрессивность;
- лживость, воровство;
- жестокость по отношению к животным;
5. Младший школьный возраст:
-стремление скрыть причину повреждений и травм;
-одиночество, отсутствие друзей;
-боязнь идти домой после школы;
6. Подростковый возраст:
-побеги из дома;
-суицидальные попытки;
-делинквентное поведение;
употребления алкоголя, наркотиков.
Определенные позиции насилия имеет и сексуальное насилие над детьми. Выделение и фиксация специфических признаков данных, имеет место сексуального насилия над ребенком и приобретает большое значение для распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве. Выше говорилось, что существует много причин, по которым ребенок не может прямо сказать о случившемся насилии. В этом случае, подозрения, возникающие у матери или других лиц, подтверждаются рядом позиций признаков.
Эти признаки подробно перечислены в специально разработанном пособии, предназначенном для медиков и психологов, работающих с указанной проблемой .В пособии приводится более 30 признаков – индикаторов. К ним относятся как:
- физические проявления (разнообразные повреждения половых органов, травмы, расширение ануса, потертости, ранняя беременность подростков, инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль в животе, горле, рвота без видимых причин).
- поведенческие проявления определяются в соответствии с возрастом:
Возраст 3-4 года:
- чрезмерная мастурбация;
- частая демонстрация гениталий;
- сексуальные игры навязчивого характера, хотят сделать что-нибудь маленькой сестре или брату;
-поведение ребенка становится сексуальным;
-периодические ночные кошмары;
-энкопрез и анурез;
-нарушения сна;
- боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в детский сад;
- регрессивное поведение;
1. Возраст 4-6 лет:
- чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий;
-сексуальные игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь младшей сестре или брату;
-агрессивное сексуальное поведение с детьми;
-псевдовзрослое поведение;
-некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при взрослении;
-ребенок ни на что не жалуется во время осмотра (ребенок боится);
-нарушения сна;
-боязнь оставаться наедине с взрослыми и сверстниками, нежелание идти в детский сад.
-устраивает поджоги.
-регрессивное поведение
-соматические жалобы.
2. Возраст 6-8 лет:
-сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками;
-усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам;
-нерегулярное посещение школы или приходит рано и уходит поздно;
-внезапное ухудшение успеваемости;
-не может найти друзей и ему никому не верит;
-не может сконцентрировать внимание.
3. Возраст 8-10 лет:
- сексуальные игры навязчивого характера;
- усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам;
-нерегулярное посещение школы.
Возраст 10-12 лет:
- социальный уход;
-агрессия по отношению к сверстникам;
- нерегулярное посещение школы и несвоевременный приход и уход;
- внезапное ухудшение успеваемости;
- никому не верит;
-не может сконцентрировать внимание;
- часто прогуливает школу;
-приходит в школу рано – уходит очень поздно;
- начальные признаки клинической депрессии.
Возраст 12-18 лет:
-симптомы клинической депрессии;
-нарушения сна;
-суицидальные наклонности;
-изоляция от окружающих;
-побеги из дома;
-промискуитет;
-асоциальное поведение;
-не участвует в школьных мероприятиях;
-аддитивное поведение (никотин, алкоголь, наркотики);
- совершение преступлений.
Наличие у ребенка симптомов или поведенческих индикаторов, перечисленных в данном разделе, позволяет нам поставить один из двух диагнозов: плохое обращение с ребенком (педагогическая запущенность) или злоупотребление ребенком.
Существует концепция фрустрации – агрессии, которая разрабатывалась многими зарубежными авторами. Фрустрация, стресс, которые может испытывать взрослый, могут сформироваться у ребенка, как следствие стереотипного агрессивного поведения. Выделяются 4 фактора, от которых зависит сила агрессивных привычек:
частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен;
- частое достижение успеха агрессией;
-культурные и субкультурные нормы;
-темперамент, характеризующийся импульсивностью, интенсивностью реакций, высокой активностью и зависимостью.
По данным многочисленных исследований, в большинстве случаев насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой (ребенка), а не с целью получения удовлетворения, например эмоционального, сексуального и т.п.
Конфликтная природа позиций фрустрирующих факторов отношения родителя к ребенку оказывает влияние на нормальный процесс усвоения норм и ожиданий общества в целом и ведет к ослаблению связей в семье и развитию нарушения привязанностей. В данном случае насилие над ребенком проявляется в отсутствии склонности к приспособлению к социальному давлению, умению вести себя адекватным и ненасильственным образом с людьми вне рамок семьи. Применение позиций насилия к такому ребенку формирует у него враждебное отношение к тем, кто слабее, недостаток способности видеть глазами других (эмпатии), тенденция к импульсивности в критических ситуациях.