читать дальшеКлючевые компетенции лидера:
1. Опред-ие напр-ия (общее видение цели).
2. Стратегия.
3. Использ-ие эл-тов организац-ой стр-ры.
4. Объединение людей (создание коммункац-ой сети).
5. Мотивации и побуждения.
С лид-вом всегда связана власть. Управленческий аспект лид-ва предусматривает наличие специфич-х ролей, которые связаны с ф-ями лид-ва или с отд-ыми ситуациями в жизни группы. С точки зрения выполняемых лидером ролей выд-ют:
1) Лидера генератора идей.
2) Лидер-мотиватор (ф-ия осн-ая: МОТИВАЦИЯ).
3) Лидер-организатор, которая организует вып-ие поставленной задачи.
4) Лидер-диспетчер (распределяющей ф-ии между членами группы и координирующий их деят-сть).
Управленческий аспект лид-ва связан со степенью психологич-ого влияния и возд-ия лидера на члена в группе. Мех-м этого влияния связан с процессом идентификации – это процесс сознат-ого или бессознат-ого отождествления себя с другим чел-ом, общностью или ролью. При этом возможны 2 вар-та лид-ва:
1. Лидер идентифицирует себя с рабочей группой. Это возникает если у лидера есть потребности в аффилиации – стремление чел-ка быть в общ-ве других людей, быть принятым и понятым в этом общ-ве. Лидер с этим типом идентификации приобретает власть и авторитет, подчиняя свою волю воле группы, но при этом власть группы становится его властью.
2. Лидер идентифицирует себя с группой управляющих. У лидера мотивация личного достижения и стремление к власти более высоко развито, чем аффилиативная потребность. Лидер не считает, что достиг иерархич-ого предела своей карьеры, и группу он использует для продвижения по карьерной лестнице.
Можно выд-ть 3 осн-х эл-та полномочий, которые лидер делегирует своим подчинённым:
1. Поощрение и содействие в проявлении инициативы подчинённых.
2. Предоставление свободы действий подчинённым.
3. Привлечение к более интенсивному участию подчинённых (принятие решений).