читать дальше1. Модель мотивации А. Маслоу: поведение работника определяется иерархической структурой его потребностей. По иерархии физиологические потребности являются потребностями более низкого первого уровня, второй уровень представлен социальными и духовными потребностями. По мере насыщения потребностей низших уровней в системе потребления происходят качественные сдвиги, и на первый план выдвигаются потребности высших уровней, удельный вес которых начинает увеличиваться, порождая при этом все больше новых потребностей.
2. Модель Д. Мак-Клелланда: предложил дополнить модель Маслоу потребностями успеха, власти и соучастия. Он ввел идею о постоянном совершенствовании иерархии путем приобретения и развития новых потребностей под влиянием жизненного опыта и окр. среды
Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В иерархии Маслоу потребность власти попадает куда-то между потребностями в уважении и самовыражении.
Потребность успеха также находится между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, а процессом доведения работы до успешного завершения.
Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения.
3.Двухфакторная модель мотивации Ф. Герцберга, выделившая в отдельные группы факторы здоровья, связаные с условиями, оплатой труда и соц. благами, и мотивирующие факторы: карьеру, успех, творчество, самоутверждение, высокую степень ответственности. Факторы 1-й группы не явл. мотивирующими, а позволяют избежать неудовл-ти работой. Истинной мотивацией служат факторы 2-й группы, связанные с характером и сущностью самой работы, обогащением содержания труда.
4. Модель К. Альдерфера.: выделил 3 группы потребностей: потребности существования, потребности связи и потребности роста.
Потреб. существования включ. 2 группы потребностей пирамиды Маслоу: физиологические и потребности безопасности, за искл. труд. безопасности.
Потреб. связи включ. группы потребн. принадлежности и причастности, отражают соц. природу человека.
Потреб. роста аналогичны потребностям самовыражения, признания и самоутверждения. При этом движение, в отличие от пирамиды Маслоу, идет не только вверх по иерархии, но и вниз (фрустрация) при невозможности удовлетворить потребности верхнего уровня.
5. Модель В. Врума: мотивация складывается из 3-х сомножителей: ожидания прямой взаимозависимости между затраченными усилиями и результатами, ожидания желаемого вознаграждения за полученные результаты, ожидания требуемой ценности вознаграждения (валентности). Разочарование работника в ожиданиях способствует ослаблению трудовой мотивации.
6. Комплексная модель мотивации Портера – Лоулера. В их модели присутствуют 5 переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Один из наиболее важных выводов теории: результативный труд ведет к удовлетворению. Т.О, успешная мотивация вкл.:– прямую зависимость достигнутых результатов и эффективности работы от затраченных усилий, способностей и характерных особенностей работника, а также от осознания им своей роли в процессе труда; – прямую зависимость затраченных усилий от ценности и справедливости вознаграждения;– необходимость сочетания внутреннего и внешнего вознаграждений для наиболее полного удовлетворения потребностей работника.