читать дальшеСовременная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования.
Несмотря на все позитивные моменты, рынок не является абсолютно идеальным механизмом функционирования национальной экономики. Ему присущи недостатки:
- противоречивый характер конкуренции;
- отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного назначения;
- отсутствие механизма защиты окружающей среды от производственной и иных видов деятельности;
- неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов;
- отсутствие гарантий на труд;
- неспособность содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке;
- неспособность обеспечить стабильное экономическое развитие (циклические подъемы и спады, инфляция, безработица и т. д.).
Недостатки рыночного механизма предопределяют необходимость государственного вмешательства в экономику.
В XX в. главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики является английский экономист Дж. М. Кейнс. Согласно его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику, т.к. у свободного рынка отсутствуют механизмы, способные обеспечивать стабильность экономики.
Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного, и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. Конкретные же направления государственного регулирования определяются особенностями социально-экономического развития каждой страны.
Основной целью государственного регулирования экономики является обеспечение экономической и социальной стабильности в условиях экономического роста, укрепление существующего строя, адаптация его к изменяющимся условиям. Реализация данной цели достигается посредством рядом других целей более низкого порядка:
- экономический рост;
- полная занятость;
- стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;
- внешнеэкономическое равновесие.
При определении целей может возникнуть проблема взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант - использование метода постоянного волнообразного маневрирования.
К функциям, выполняемым государством относят, прежде всего:
- создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
- антимонопольное регулирование;
- проведение политики макроэкономической стабилизации;
- воздействие на размещение ресурсов;
- деятельность в сфере распределения доходов;
- определение приоритетов макроэкономического развития.
Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов.
Особая форма государственного регулирования — разработка прогнозов и программ. Их объектами являются как страна в целом, так и отдельные отрасли экономики и социальной сферы, регионы, а также направления деятельности (привлечение в экономику иностранных инвестиций, приватизация, занятость и др.).
Выделяют правовые, административные, экономические методы государственного управления.
Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирования предприятий всех форм собственности и рыночных структур (бирж, банков, акционерных обществ), антимонопольном регулировании, защите прав покупателей и интересов общества, посредничестве между предпринимателями и наемными работниками и т.д.
Административные методы экономического регулирования реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для отдельных сфер экономической деятельности или категорий населения (внешнеэкономическая деятельность, государственный контроль цен монополистов и социально значимых товаров). Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах и применяются в основном в области охраны окружающей среды и социальной защиты населения.
В целях экономического регулирования используются:
• бюджетно-налоговая политика;
• денежно-кредитная политика;
• ценовое регулирование;
• амортизационная политика;
• прямые методы регулирования — государственный заказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование.
Основные инструменты государственного регулирования:
- фискальная политика. К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию;
- кредитно-денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста.;
- социальная политика. Социальная политика охватывает такие сферы, как образование, медицина, культура и т. д.;
- государственная собственность. Государственная собственность позволяет оказывать прямое влияние на экономику;
- внешнеэкономическое регулирование. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы - оказывать влияние на экспорт и импорт и т.д.
Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны, и ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.