читать дальшеОсновное значение в построении рыночной модели имеет создание адекватной законодательной и институциональной базы, инфраструктуры рынка.
Под рынком понимается всякий институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги.
Функционирование рынка основано на следующих принципах: частная собственность; добровольное взаимодействие самостоятельных и независимых экономических субъектов; конкуренция.
Совокупность институтов рынка образует его институциональную среду. Институт – это формальные и неформальные правила, формы социальных взаимодействия во всех сферах общественной жизни, а также механизмы их соблюдения. Выделяют экономические (производство, распределение), политические (власть и доступ к ней), институты родства (брак, семья), институт стратификации (распределение статусов и ролей), культурные институты. Кроме того, выделяют нормы (юридические, экономический, социальные), законы и нормативные акты, правила (социальные и личны), традиции.
Важнейшими рынками, где функционируют реальные рыночные институты являются: рынки факторов производства, финансовые и товарные.
Системообразующую функцию в рыночной экономике играет рынок факторов производства. Рынок факторов производства (или рынок ресурсов): земля, труд, капитал, предпринимательская способность. Эти факторы непосредственно воздействуют на производство и экономический рост.
Рынок земли.
Согласно Кодексу Республики Беларусь о земле собственность на землю выступает в государственной и частной формах. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.
Право частной собственности на землю возникло после принятия постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 1 октября 1991 года “О признании права частной собственности на землю на территории Республики Беларусь”в процессе проведения земельной реформы, одной из задач которой была ликвидация монополии государственной собственности на землю.
Земельные участки могут находиться в частной собственности граждан Республики Беларусь, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, собственности иностранных государств, международных организаций.
В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, приобретенные для следующих целей:
- ведения личного подсобного хозяйства;
- строительства и обслуживания жилого дома;
- ведения коллективного садоводства в размере до 0,15 га на одного члена кооператива;
- дачного строительства в размере до 0,15 га на одного члена дачного кооператива.
Юридические лица могут быть собственниками земельных участков при соблюдении следующих условий: они должны быть зарегистрированы в Республике Беларусь; они должны быть негосударственными юридическими лицами, т.е. не должны иметь государственной доли в уставном фонде.
Приобрести землю в собственность юридические лица могут следующими способами:
1) для строительства объектов по результатам аукциона по продаже земельных участков в частную собственность;
2) без проведения аукциона для целей обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), которые находятся на приобретаемой земле. При этом собственниками могут становиться и иностранные компании, которые зарегистрированы как компании-резиденты Беларуси. В настоящее время лишь две компании владеют участками земли в Беларуси. Одна из компаний является зарубежной;
3) в иных случаях, предусмотренных Президентом.
Иностранным государствам земельный участок может быть передан в собственность только для размещения дипломатического представительства или консульского учреждения, а международным организациям – для размещения своего представительства.
Земельный участок может быть предоставлен в аренду, а также на правах постоянного (без определения срока) и временного пользования.
Наиболее распространенной формой землепользования среди юридических лиц является аренда земельного участка.
Право на аренду земельного участка приобретается посредством проведения аукциона за исключением некоторых категорий земель (например, при аренде земли для строительства и обслуживания недвижимости, предназначенных для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в населенных пунктах с численностью населения менее 50 тыс. человек).
Во временное пользование земельные участки предоставляется юридическим лицам для добычи общераспространенных полезных ископаемых, использования геотермальных ресурсов недр и др.
Цена земельного участка, находящего в государственной собственности, С 1 января 2007 г. определяется по кадастровой стоимости.
До этого применялась нормативная цена, которая не отражала реальной стоимости земельных участков, поскольку не учитывала в должной мере месторасположение земельного участка и наличие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Кадастровая стоимость земельного участка представляет собой расчетную денежную сумму, отражающую ценность (полезность) земельного участка при использовании по существующему целевому назначению.
При проведении аукциона цена устанавливается по результатам аукциона.
Рынок труда
Рынок труда – система рыночных институтов, организаций и учреждений государственного сектора, общественных объединений (профсоюзов и др.), решающих проблемы воспроизводства рабочей силы, использования труда. Рынок труда Республики Беларусь развивается в условиях реформирования национальной экономики после кризиса экономической системы в начале 90-х годов.
В административно-командной экономике рынок труда существовал формально. Поскольку экономика была ресурсозатратной, то доминировал завышенный спрос на рабочую силу. Дефицит последней был связан с нерациональным использованием рабочей силы, с искусственным созданием все новых рабочих мест. Рабочая сила распределялась между отраслями с использованием административных методов. Кроме того существовала скрытая безработица, которая вызывала снижение производительности труда, дисциплины и качества продукции.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы основной целью государственной политики в социально-трудовой сфере в 2006-2010 гг. является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства. Для эффективного функционирования рынков труда в условиях рыночной экономики требуется соответствующая экономическая инфраструктура.
Центральным моментом рыночных преобразований в социально-трудовых отношениях является разграничение сфер влияния рынка и государства.
Государственное регулирование занятости представляет собой целенаправленное воздействие государства на процессы формирования, распределения и использования рабочей силы посредством нормативно-правовых, экономических, административных методов и инструментов, направленных на повышение эффективности функционирования рынка труда. Государственное регулирование на рынке труда осуществляют органы службы занятости.
К перспективам развития рынка труда относятся:
- усиление профессиональной мобильности рабочей силы;
- повышение эффективности и качества труда;
- достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.
Рынок капитала.
В системе мировой экономики доминирующее положение занимает рынок капитала. Функционально рынок капитала подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок ссудного капитала.
Рынок ссудного капитала – это рынок среднесрочных и долгосрочных ссуд, опосредующий предложение денежных накоплений нефинансового сектора и спрос на инвестиции.
Рынок ценных бумаг – часть рынка капитала, где осуществляется эмиссия, купля-продажа ценных бумаг и прав на них. Рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой, срочный и спотовый.
На первичном рынке происходит эмиссия и первичное размещение ценных бумаг. Данный рынок дает возможность компаниям получить необходимые финансовые ресурсы путем продажи свих ценных бумаг. Вторичный рынок предназначен для обращения ранее выпущенных ценных бумаг. Этот рынок дает возможность получить обратно свои денежные средства, ранее вложенные в ценные бумаг, а также получить доход от операций с ценными бумагами.
На биржевом рынке правила участия игроков определяется фондовой биржей. На внебиржевом рынке обращаются ценные бумаги, не получившие доступ на биржу.
На спотовом рынке обмен активов на денежные средства осуществляется при заключении сделки. На срочном – заключение сделки и поставка активов не совпадают во времени.
В условиях рыночной экономики рынок капитала является основным видом финансового рынка, с помощью которого компании находят средства для финансирования своей деятельности.
Становление рынка капитала в стране началось в 1990 г. с принятием Закона «О Национальном банке Республики Беларусь» и шло по таким направлениям, как формирование национальной финансово-кредитной системы, межбанковского, валютного и фондового рынков. Уже в 1992-1994 гг. были наработаны законодательные и нормативные акты о функционировании валютного механизма на рыночных принципах, о движении капитала в товарной и денежной формах, о порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь, о ценных бумагах и фондовых биржах. В январе 1994 г. Национальным банком принято «Положение о порядке проведения валютных операций, связанных с движением капитала». В 1994 г. была учреждена Межбанковская валютная биржа (МВБ), в 1999 г. — Белорусская валютно-фондовая биржа (БВФБ).
Фондовый рынок
Фондовый рынок является частью рынка капитала, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ценных бумаг.
В Беларуси формирование национального фондового рынка началось с 1992 года, когда был принят закон «О ценных бумагах и фондовых биржах». Закон определяет единый порядок выпуска и обращения ценных бумаг, регулирует деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также принципы функционирования фондовой биржи.
Финансовые активы фондового рынка Республики Беларусь:
1. долевые бумаги: акции; ИПЧ «Имущество»
2. долговые обязательства: облигации; сертификаты; векселя.
3. производные бумаги: опционы; форварды; фьючерсы.
Профессиональная деятельность по ценным бумагам представляет собой проведение операций с финансовыми активами, признанными ценными бумагами или их производными третьих лиц в соответствии с законодательством РБ, а также осуществление работ и услуг, связанных с такими операциями с целью получения дохода. Профессиональная деятельность: брокерская (купля-продажа ценных бумаг за счет и по поручению клиента, 30); дилерская (купля-продажа ценных бумаг от своего имени и за свой счет, 30); деятельность инвестиционного фонда – выпуск акций с целью мобилизации денежных средств инвесторов и их вложения от имени фонда, занимаются только инвестиционные фонды, 500; депозитарная - деятельность по учету, расчетам и хранению ценных бумаг, а также по расчетам, начислению и выплатам доходов по ценным бумагам, 100; деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, 500.
Инфраструктура рынка ценных бумаг включает в себя:
- Комитет по ценным бумагам, основными задачами которого является контроль и надзор за рынком ценных бумаг, регистрация выпусков ценных бумаг и лицензирование профессиональной и биржевой деятельности;
- Национальный банк, осуществляющий размещение и погашение государственных ценных бумаг, Нацбанка, их централизованный учет и хранение;
- Минфинансов, осуществляющее выпуск и размещение государственных ценных бумаг;
- Минэкономики, осуществляющее владение и распоряжение акциями, принадлежащими государству;
- ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», организующая торги ценными бумагами, проведение клиринга и расчетов, листинг;
- РУП «Республиканский центральный депозитарий» и 41 депозитарий второго уровня;
В настоящее время участниками фондового рынка являются более 4594 эмитентов (в том числе 1811 ОАО и 2783 ЗАО), около 1,5 миллионов инвесторов – владельцев ценных бумаг, а также порядка 82 профессиональных участников, включая 26 банков.
Основной объем операций с ценными бумагами осуществляется на биржевом рынке. При этом основная доля суммарного объема торгов представлена сделками с государственными ценными бумагами (91% общего объема). Основными участниками торгов являются коммерческие банки, что вызвано ограничениями по доступу к эмиссии ценных бумаг (чистые активы в 1 млн. евро).
Долгое время развитие фондового рынка тормозилось существованием ряда ограничений. В результате в сводном обращении находилось порядка 5-10% общего объема акций, что не способствовало созданию ликвидного рынка акций в стране. Однако в дальнейшем были осуществлены шаги с целью реформирования фондового рынка: (некоторые ещё в 2008 году):
1. Ставка налога на доходы от операций с акциями снижена до 12% (ставка налог на прибыль в стране составляет 24%).
2. Отменён институт "золотой акции", по которому государство имело безоговорочное право вмешиваться в управление предприятием. Институт использовался в 23 оао республиканской и коммунальной собственности.
3. Происходит поэтапная отмена ограничений в отношении акций, которые граждане приобрели в обмен на чеки "Имущество", либо на льготных условиях.
4. Снят мораторий на отчуждение акций части предприятий, на которые он был введён ранее. Окончательное снятие ограничений на движение акций в РБ должно быть произведено к январю 2011 года. В список объектов, акции которых были приобретены в ходе льготной приватизации и на которые распространяется отмена моратория на отчуждение акций на первых двух этапах, вошло более 1100 предприятий различных отраслей белорусской экономики. В список акционерных обществ, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики, на которые не распространяется отмена моратория, попали 162 предприятия нефтехимической, машиностроительной, пищевой промышленности и других отраслей, большинство молоко- и мясоперерабатывающих заводов, комбикормовых заводов, рыбхозов.
5. Освобождены от налога доходы юридических и физических лиц, получаемых от операций с корпоративными облигациями.
6. Разрешён выпуск биржевых облигаций (не проходят обязательную регистрацию в департаменте по ценным бумагам).
7. Разрешено приобретение акций физическим лицам (через брокера на БВФБ). Доступ на валютный и фьючерсный рынок имеют ТОЛЬКО банки.
8. Готовится принятие нового закона о ценных бумагах, направленного на стимулирование развития данного рынка. В нём будет прописан чёткий механизм создания, функционирования и ликвидации инвестиционных фондов. Проект планируется внести в правительство в мае 2010 года, а в сентябре он должен поступить в Палату представителей.
9. Готовятся условия для оживления сектора IPO.
Однако по-прежнему существуют ограничения развития фондового рынка:
1. Отсутствие целостной законодательной базы;
2. Отсутствие различных финансовых институтов и законодательной базы для их возникновения;
3. Чрезмерно жёсткие условия для выпуска ценных бумаг;
8. Отсутствие условий в стране для обращения на фондовом рынке других инструментов: векселей, опционов и т.д.;
9. Недостаточная финансовая образованность граждан страны.
Валютный рынок
Реформирование системы внешней торговли в связи с переходом Беларуси к рыночной экономике обусловило отказ от государственной валютной монополии, существовавшей в бывшем СССР, и создание валютного рынка. Республика приступила к формированию валютного рынка в 1992 г. Процесс демонтажа старых, командно-административных, и построение новых, рыночных, структур в денежно-кредитной и валютной сферах начался с разработки основных законодательных и нормативных актов, регулирующих валютные операции в стране.
Операции по купле-продаже иностранной валюты осуществляют валютные биржи. Главным валютным рынком стала Межбанковская валютная биржа (с 1999 г. – ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»). Она является единственной специализированной организацией, осуществляющей проведение торгов иностранными валютами.
На валютной площадке основным игроком является Нацбанк, который через ежедневные интервенции регулирует курсы валют. В зависимости от соотношения спроса и предложения формируется курс белорусского рубля к иностранным валютам. Курс, сложившийся на бирже по итогам дня будет являться официальным курсом Нацбанка на завтрашний день.
Исключительное право на участие в биржевых торгах иностранными валютами имеют банки, принятые в члены Секции валютного рынка и допущенные к совершению сделок в Секции. Иные юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют покупку-продажу иностранных валют через участников торгов. Основными валютами, котируемыми на белорусской торговой площадке, являются: доллар США, евро, российский рубль и украинская гривна. По состоянию на 15 октября 2010 года участниками валютного рынка являются 32 банка. Суммарный объем торгов всеми видами валют за 2009 год составил 39,4 трл. руб.