читать дальшеПредыстория.
Изначально, с древнейших времён основной верой Беларуси было православие. Многочисленные попытки запада привить католицизм в Беларуси заканчивались неудачей. По призыву Рима на Киевскую Русь постоянно снаряжались крестовые походы против русских "схизматиков", но все они были разбиты полоцкими и новгородскими князьями. Однако сама судьба распорядилась существованию в Беларуси двух конфессий. Связано это, прежде всего с географическим положением (между православным востоком и католическим западом), а также с военно-политической обстановкой. Чтобы сохранить свои владения и независимость, князьям Великого Княжества Литовского приходилось постоянно заключать политические и военные союзы, как с католическим, так и с православным миром, на границах которых оно находилось. Постепенно это обстоятельство привело к сосуществованию в Беларуси двух религиозных течений. Появление католической веры напрямую связано с образованием на территории Беларуси Великого Княжества Литовского (ВКЛ) в 1230-х 40-х гг. В 1253 г. великий князь Миндовг оказался в затруднительном положении, фактически проигрывая войну с галицко-волынскими князьями, ему пришлось просить помощи у католического ордена меченосцев. Условием было принятие Миндовгом католической веры, а от имени Папы Римского Иннокентия IV ему был пожалован сан короля. Этот шаг имел большое значение в истории молодого государства, весь католический мир признал правомочность и независимость ВКЛ, возрос его международный авторитет и значение. Массовое распространение католичество приобрело после 1385 г., когда был подписан договор о союзе ВКЛ с польским королевством "Кревская уния". Князь Ягайло женился на польской королевне, а Папа Римский и польский король благословили этот брак при условии, что Ягайло примет католическую веру, а католическую религию объявит государственной и будет повсеместно содействовать обращению белорусского народа в католицизм. Так, исконно православный народ Беларуси неожиданно оказался под властью католического правителя, и началось многовековое противостояние католичества и православия. Не удивительно, что на фотографиях или гравюрах одного и того же храма в разные годы можно увидеть то православные, то католические кресты. Но, несмотря на все противоречия, сосуществование в Беларуси двух конфессий было неизбежным. Кревская уния была подписана с целью противодействия многочисленным внешним врагам, угрожавшим как Польше, так и ВКЛ. Образовавшееся мощное государство смогло не только дать отпор врагам (стоит вспомнить только разгром Тевтонского ордена под Грюнвальдом 1410 г.), но и значительно расширить свои территории от Балтики до Чёрного моря и от Можайска до Люблина. Со временем ВКЛ стало одним из могущественных государств в Европе. Через несколько лет после Кревской унии было создано Виленское католическое епископство, а к середине XVI в. в Беларуси уже действовало более 250-ти католических приходов. В 1569 г. с принятием Люблинской унии образуется федеративное государство Речь Посполитая, ещё больше сблизившее королевство Польское и ВКЛ. Влияние католической религии и культуры становится ещё заметнее. В этом же году в Вильно появляется орден Иезуитов, сыгравший огромную роль как в распространении католической веры, так и в общечеловеческих культурных и духовных ценностей. Под их началом в Беларуси создавались бесплатные школы с хорошим преподаванием, а в 1579 г. открыт первый в восточной Европе университет. Особым покровителем иезуитов был польский король Стефан Баторий. Он щедро наделял их имениями, выделял средства на строительство монастырей и костёлов, при его содействии были открыты иезуитские коллегиумы почти во всех крупных городах Беларуси. Появление иезуитов резко приостановило развитие реформации в Беларуси, которая выражалась в лютеранстве и кальвинизме, довольно широко распространённых тогда в ВКЛ. Однако большинство населения всё ещё оставалось верным православию и упорно не хотело принимать католичество. Власти Речи Посполитой неуклонно стремились обратить как можно больше людей в католическую веру и, видя сопротивление народа, была придумана уния, новое христианское течение в ВКЛ. Постепенно, формально сохраняя элементы и обрядовость православия привести народ к католическому вероисповеданию. В 1596 г. была подписана Брестская уния, фактически объединившая православную и католическую церкви, на условиях признания в ней главенство Папы Римского и основных постулатов католичества. Так на территории Беларуси возникло третье христианское течение - униатство (Греко-Римская церковь), со временем принявшее большое распространение в массах. Униатство стало особой, так называемой белорусской национальной религией. Это был вынужденный ход властей Речи Посполитой, стремившихся укрепить своё государство путём религиозной унификации подданных, способствовать прекращению религиозных распрей, всеобщей консолидации общества, а также приобщению к богатым культурным и интеллектуальным достижениям католического запада. Вопреки ожиданиям властей объединение церквей так и не принесло мира и согласия на Беларусь. По принятии унии православная церковь оказалась фактически вне закона, подвергалась всевозможной дискриминации и гонениям, что вызывало недовольство православного населения. Тяжёлые времена для католической церкви настали после поражения Речи Посполитой в войне с Россией (третий раздел Речи Посполитой, 1795 г.). Федеративное государство прекратило своё существование, а Беларусь стала именоваться Российским северо-западным краем. В 1820 г. орден Иезуитов был упразднён, и наметилось массовое возвращение населения в лоно православия. Несмотря на все трудности и противоречия на пути становления, католическая церковь оставила огромный духовно-культурный и интеллектуальный след в истории Беларуси.
Красный костёл св. Симеона и Елены, 1910 г. (г. Минск).
Главным вкладчиком и самым заинтересованным лицом в строительстве храма был авторитетный дворянин, бывший член Государственного Совета по выбору, почетный мировой судья, председатель Минского общества сельского хозяйства, помещик со Случчины - Эдуард (Эдвард) Войнилович.
Эдвард и его жена Олимпия поставили условие, что будет принят проект, который они представят. Так появился проект архитектора из Варшавы Томаша Пояздерского, создавшего до этого монументальный костел в Ютрасине (на территории бывшей Пруссии). Вторым архитектором был Владислав Маркони.
Тяжелым и трагичным был жизненный путь Эдварда и Олимпии Войниловичей. Костел назван "Во имя св. Симеона (Шимона) и св. Елены" не случайно. Своего сына они назвали в честь святого Симеона Апостола, дочь – в честь святой Елены – матери императора Константина Великого, который в 325 г. признал христиан и запретил преследования. Сначала в 1897 году умирает их малолетний сын Симеон, а через 6 лет, не дожив всего один день до своего 19-летия, уходит из жизни дочь Елена. Безутешное горе и невыносимая тоска по безвременно ушедшим в мир иной детям, казалось бы, могли надломить душевные силы родителей, поколебать их безграничную веру в Господа, засосать в пучину отчаяния и безысходности. Но этого, к счастью, не случилось. Эдвард и Олимпия свято верили: все, что с нами происходит, говорит о Божьем промысле, о Его планах и дорогах для каждого из нас. Они ни на мгновение не сомневались в том, что их горячо любимых детей встретил на Небесах сам Всевышний. Говорят, что их дочь Елена была очень набожной и впечатлительной девушкой и часто просила родителей помогать бедным и немощным. С самого детства она увлекалась живописью, много рисовала и продавала свои работы. После смерти своего брата Елена стала еще более тихой и очень часто молилась, а когда заболела сама, то однажды увидела во сне Божью Матерь и редкостной красоты храм. Богородица сказала, что после смерти Елены ее родители должны будут отдать все свои ценности на возведение костела из красного кирпича, так как красный цвет – это цвет радости, а сам костел станет для родителей Елены радостью и утешением, которые облегчат их боль от утраты. После этого случая Елена перенесла увиденное во сне на бумагу, и именно по ее эскизам велось строительство костела. Эдвард Войнилович пожертвовал на строительство 100 тысяч рублей и стал непосредственно руководить стройкой.
Именами детей Войниловичей также были названы две маленькие башни, а большая - символ вечно скорбящих родителей.
В новом минском костёле были витражи по мотивам белорусских народных художественных традиций, выполненные на основе рисунков художника Франтишка Бруздовича. Интересно, что в состав кирпича входили яйца. Алтарь был сделан из тесаного камня. В костеле играл большой меднотрубный орган. На главной башне были повешены три колокола: "Михаил" весом 2373 фунта, "Эдвард" - 1287 фунтов и "Симон" - 760 фунтов. Плоскую нишу над главным порталом со стороны бывшей Захарьевской улицы украшал фамильный герб Войниловичей. На фронтоне костёла до сих пор возвышается герб города.
После Октябрьской революции Красный костел был приспособлен под нужды Государственного польского театра БССР, перед Великой Отечественной войной там размещалась киностудия. Во время Великой Отечественной войны фасад здания был поврежден. А после войны здание реконструировали и отдали под киностудию "Савецкая Беларусь". В 1975 г здание реконструировали под Дом кино. В нем размещалось два зала по 250 мест и музей кинематографии в самой высокой башне. Витражи были выполнены группой художников под руководством Т. Ващенко.
В 1990 г. строение вернули церкви.
Костёл св. Симеона и св. Елены был освещён 21 ноября 1910г. 27 сентября 1996 г. Кардиналом Казимиром Свентком была освящена установленная перед костёлом бронзовая скульптурная композиция высотой 4,5 м (скульптор И.Голубев), символизируящая победу небесного воинства над силами тьмы. Архангел Михаил с распростёртыми крыльями пронзает копьём ощереную пасть крылатого змея. Архангел Михаил издавна считается святым покровителем Беларуси.
Храм относится к неороманскому стилю в архитектуре. В декоративном оформлении храма, в его объёмной композиции использованы в основном мотивы романской архитектуры с её величественными формами, уравновешенностью, спокойной силой. В декоре в отдельных частях здания прослеживаются некоторые детали и приёмы готики: устремление ввысь, ажурные башни, фигурный кирпич.
11 июня в крипте костела Святых Симеона и Елены состоялось перезахоронение останков Эдварда Войниловича (родился 13.10.1847 в Слепянке, под Минском, умер 16.06.1928 в Быдгоще, Польша). Останки были перенесены из Быдгоща в Минск. Для участия в этом процессе с 8 по 10 июня в польский город совершили паломничество около ста белорусских римо-католиков. Церемония перезахоронения состоялась на площади перед костелом, который специально к этому празднику был торжественно убран. В ней приняли участие верующие, представители власти, других конфессий и дипломаты.
В своем выступлении вспомогательный епископ Минско-Могилевской архидиоцезии Антоний Демьянко выразил благодарность настоятелю Красного костела ксендзу-магистру Владиславу Завальнюку и прихожанам за это событие. "Эдвард Войнилович, отметил епископ, — является для всех нас примером честности и ответственности за разумное использование талантов и средств, которые дал ему Бог, а также гражданской ответственности, примером потомкам, как сохранить о себе добрую память в веках". А.Демьянко высказал сожаление по поводу того, что в новых микрорайонах Минска не возводятся костелы, и призвал "сознательных светских католиков" способствовать этому благородному делу.
В свою очередь настоятель костела В. Завальнюк подчеркнул, что на переломе XIX-XX веков Э.Войнилович "думал экуменически, поступал экуменически, жил экуменически с людьми разных вероисповеданий". По его словам, наряду с возведением чудесных святыней католиков и православных в Минске и Клецке Войнилович способствовал получению царского разрешения на строительство синагоги для евреев в Клецке. "Его искренняя открытость ближнему, понимание потребностей людей независимо от их вероисповеданий проявилась в создании комитета защиты евреев и татар-мусульман с центром в Клецке", — отметил ксендз.В богослужении, которое велось на белорусском языке, приняли участие общинные коллективы Красного костела: победитель республиканских и международных фестивалей духовной музыки женский хор "Голос души", хор мальчиков "Сымонки" и мужской хор "Арханёл".
В настоящее время в костёле действует библиотека имени Адама Мицкевича, воскресная школа «Жывая крынiчка», молодёжный театр «Анёл», театр одного актёра «Знiч», хор «Голос души». Службы проводятся здесь на белорусском, польском и итальянском языках. Красный костел был и остается всемирно известным памятником католического зодчества. Ему также была посвящена песня белорусского ансамбля «Песняры».
Згарау цудоуны дзень асеннi,
Лiсты кружылiся наукола,
А я стаяу у захапленнi
Каля чырвонага касцёла.
Шумела плошча неугамонна
Нiбы не ведала, не знала,
Што дабрадзейная Алёна
Мяне з табой благаслауляла.
Каля чырвонага касцёла
На флейце ты iграла сола,
I покуль музыка гучала
Яна мяне з табой вянчала
I грукацела серца звонам
I ад пяшчоты замiрала,
I вочы боскага Сымона
усмешка радасцi кранала
Плылi аблокi нiзка-нiзка
Нiбы самотныя анёлы
Было да Бога блiзка-блiзка,
Як да чырвонага касцёла…