Sangre Fria

Инвентаризация – это проверка фактического наличия или обязательств предприятия , и их соответствие учётным данным . В ходе инвентаризации учётная комиссия , назначенная приказом руководителя или проверяемого органа получает данные об остатках на счетах имущества или обязательств, а затем производит проверку фактического наличия этого имущества на местах хранения или обязательства.
За имущество предприятия несут ответственность материально ответственные лица, это : кладовщики , начальники участков, заведующие складами. В случае недостачи они полностью возмещают причинённый ущерб предприятию.
Инвентаризация может быть плановая и внеплановая.
Как правило они проводятся не реже одного раза в год ,это определяется видами материальных ценностей . В начале финансового года главный бухгалтер составляет график проведения инвентаризации , при этом учитывается информация о датах планируемых отпусков материально ответственных лиц их стаже работы , результата предыдущих инвентаризаций . График утверждается руководителем и сохраняется в секрете , поскольку для материально ответственных лиц они должны быть неожиданными. Внеплановые инвентаризации проводятся :
- при смене руководителя или главного бухгалтера
- по требованию ревизора или аудитора , проводящих документальную проверку
- по требованию судебно – следственных или других государственных органов
- при обнаружении фактов хищения имущества
- после чрезвычайных обстоятельств ( пожар )
Инвентаризация проводится в соответствии с методическими указаниями Министерства Финансов. Она может быть полной или частичной .
Полную проводят перед составлением годовой отчётности . Как правило проверить за короткий период трудно , поэтому отдельные виды имущества проверяют последовательно в конце года. При частичной проверяют один вид имущества или одно материально ответственное лицо .
Общий порядок проведения инвентаризации включает следующие этапы :
1 На основании приказа руководителя создаётся инвентаризационная комиссия, она должна включать не мене трёх человек : материально ответственное лицо, работника эксплуатационной службы предприятия, специалиста который может оценить состояние имущества ( инженера, товароведа, программиста ).
2 В бухгалтерии производится сверка данных аналитического и синтетического учёта.
3 На месте проверки комиссия ставит в известность материально ответственное лицо. Если у него есть первичные документы на приход и расход ценностей, ещё не сданных в бухгалтерию они предоставляются комиссии в составлением отчёта о движении ценностей ( отчёт кассира, отчёт о движении товаров по складу на момент проведения инвентаризации ) .
Документы и отчёт визируются комиссией. После этого у материально ответственного лица берут расписку в том, что все имеющиеся у него первичные документы сданы в бухгалтерию или предъявлены комиссии , такая расписка делается обычно на стандартном бланке инвентаризационной описи .
4 Все материальные ценности закреплённые за материально ответственным лицом перемеряются, взвешиваются в присутствии комиссии и записываются в инвентаризационную опись , по именованиям, видам, сортам, количеству . По окончании инвентаризации в описи подсчитывается общие итоги, которые заверяются подписями членов комиссии, а материально ответственное лицо даёт расписку, что все предъявленное им для проверки ценности учтены и претензий к комиссии нет.
5 В бухгалтерии производится проверка инвентаризационной описи . Для выведения результатов инвентаризации бухгалтер по тем позициям где есть расхождения составляет аналитическую ведомость , в которой указано фактическое наличие материальных ценностей , закреплённых за материально ответственным лицом , согласно данных учёта , первичным документом. По каждой позиции рассчитываются количественные и стоимостные расхождения. Превышение фактического наличия ценностей над наличием по данным учета , означает излишки, а наоборот – недостаче. У материально ответственного лица берут письменное объяснение всех фактов , выявленных отклонений .
6 Инвентаризационная опись, сличительная ведомость и объяснительная записка материально ответственного лица вместе с предложениями инвентаризационной комиссии или об отражении в учёте отклонений , передаётся руководителю для рассмотрения и утверждения . На основании действующего законодательства принимается решение об оприходовании излишков (как прибыли предприятия) и о списании недостач
- на расходы хозяйственной деятельности (в пределах норм естественной убыли)
- на виновное лицо, которое обязано возместить нанесённый им ущерб
- на убытки предприятия , если виновное лицо не установлено или суд отказал во взыскании.
7 На основании утверждённых документов бухгалтер делает соответствующие проводки , позволяющие скорректировать учётные данные , при этом все излишки материальных ценностей приходуются т.е. оформляется приходными документами, ответственность за их сохранность целевое исполнение возлагается на материально ответственное лицо.

@темы: Бухучет